- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Школьная методическая служба»
Статья «Школьная методическая служба»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зинкевич Л.В. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Школьная методическая служба
Мы ничего не добьемся в школе,
если не пропустим мысли
через голову учителя.
К.Д. Ушинский
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Сегодня образование выступает как действенный фактор стабилизации общества, изменения сознания, разрушения старых, изживших себя стереотипов, как важнейший инструмент формирования нового менталитета общества, глубинных изменений сознания людей, всех сфер общественной жизни.
Сегодня, когда школа переживает трудности: нет утвержденных госстандартов, меняется базисный учебный план, содержание образования, - важно работать над повышением профессионального уровня учителя.
Концепция модернизации российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования. В концепции определена основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного на уровне мировых стандартов к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту.
Главные приоритеты образовательной политики: доступность, качество, эффективность.
Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это развитие может быть обеспечено в случае перевода школьной методической службы на новую парадигму, обеспечивающую целенаправленное, непрерывное, личностно ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя и содействия его переводу на саморегулируемый процесс.
В условиях бурного научно-технического прогресса закономерно не только увеличение объема информации, но и быстрое обновление научных теорий и способов освоения их практикой, поэтому современному педагогу недостаточно однажды приобрести знания и умения, необходимые для обучения и воспитания детей. Ему необходимо постоянно их приобретать, обновлять, корректировать и совершенствовать.
Это требует немалого времени и больших как физических, так и умственных усилий, особенно когда идет поиск путей модернизации школьной методической службы.
Основная роль школьной методической службы - в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями.
Школьная методическая служба - это служба быстрого реагирования. Понятие «методическая служба» трактуются как «совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов педагогической практики».
Школьная методическая служба - это единое развивающее поле, однако не единообразное, а связанное общей целью развивать личность ребенка.
На основе изучения существующих точек зрения на понятие «школьная методическая служба» можно сформулировать цели ее деятельности:
-
стимулирование обновления деятельности педагогов на основе определения критериев педагогической деятельности с позиции развивающего обучения, создания условий для обновления новыми педагогическими технологиями;
-
оказание адресной, конкретной помощи учителю в реализации перехода на новое содержание образования, в совершенствовании форм и методов обучения, воспитания и развития школьников;
-
включение педагогических работников в творческий поиск;
-
формирование, изучение, обобщение и распространение лучшего перспективного педагогического опыта.
Современная трактовка профессиональной компетентности учителя имеет интегративный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Школьная методическая служба призвана выполнить следующие функции по отношению:
к конкретному учителю:
-
развитие профессионально-ценностных ориентации, взглядов, убеждений;
-
развитие мотивов творческой деятельности;
-
развитие профессиональных навыков.
к педагогическому коллективу:
-
консолидация, сплочение коллектива;
-
выработка единого педагогического кредо, общих ценностей;
-
стимулирование массового педагогического творчества и инициатив.
к государственной системе повышения квалификации:
-
осмысление социального заказа, программно-методических требований, инструкций вышестоящих организаций;
-
использование и внедрение в практику работы педагогов достижений педагогической науки и лучшего педагогического опыта.
Школьная методическая служба направлена на:
-
педагогическое сотрудничество;
-
развитие учителя и ученика;
-
создание потребности в творчестве;
-
на воспитание учителя.
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший - выращивает рис,
Умный - культивирует почву,
Дальновидный - воспитывает работников.
Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации. Нужен учитель новой формации, новой ментальности, нового педагогического мышления, очищенного от старых стереотипов, владеющий навыками самоанализа своей деятельности.
Управление методической работой предусматривает создание условий для ее осуществления:
-
организационно-педагогические (наличие свободного времени, рациональная организация труда);
-
морально-психологические (микроклимат, внимание к педагогу);
-
учебно-методические и материально-технические;
-
санитарно-гигиенические.
В результате продуманной организации школьной методической службы появятся мотивы профессионального развития учителя:
-
саморазвитие - рост профессионального мастерства, общекультурное развитие;
-
самореализация - возможность реализовать свои идеи, возможность вести за собой других;
-
самооценка - ощущение успеха, признание, возможность действовать самостоятельно, наличие перспектив продвижения;
-
включенность в коллектив - возможность полноценного общения, хорошие отношения, информированность, участие в выработке решений;
-
защищенность - спокойная работа, без стрессов, уверенность в завтрашнем дне, справедливость в отношениях с руководством;
-
материальное благополучие - зарплата, повышение квалификационной категории, награды.
Общим критерием эффективности школьной методической службы является создание условий для реализации каждым учителем права и возможности профессионального роста, соответствующего его индивидуальным потребностям и возможностям, который включает:
-
рост мотивации учителя на повышение своей профессиональной компетенции;
-
овладение учителем образовательными технологиями, которые приводят к повышению результатов обучения школьников;
-
снижение затруднений в деятельности учителя;
-
удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью.
Реализация ключевых направлений модернизации образования - доступность, качество и эффективность - неразрывно связана с развитием методической службы образовательного учреждения.
Методическая служба является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, перспективным педагогическим опытом не только данной школы, но и других образовательных учреждений.
Достижение и поддержка качества образования предполагают непрерывное обучение и совершенствование профессионализма педагогических кадров. Частью системы непрерывного образования педагогов является создание в образовательном учреждении методического пространства, позволяющего компенсировать недостаток профессиональных знаний и умений, создающего условия для развития творчества, необходимого в практической деятельности.
М.М. Поташник отмечает, что методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Методическое пространство позволяет обеспечивать научно-методическое сопровождение реализации программы развития образовательной системы и создают условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Основными задачами методического пространства в образовательном учреждении являются:
-
создание сети методической работы в школе;
-
изучение и творческое осмысление нормативных, программно-методических документов;
-
определение основных направлений деятельности методической службы;
-
координация содержания методической работы, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров в соответствии с актуальными проблемами образования;
-
оказание педагогам консультативных услуг по различным проблемам методики преподавания и воспитания;
-
обучение педагогического коллектива современным формам организации образовательного процесса, проектно-исследовательской деятельности, информационным технологиям, технологиям открытого образования и др.;
-
организация инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работы в рамках реализации модернизации образования;
-
подготовка педагогического коллектива к работе в режиме: профильной школы, школы полного дня и других направлений модернизации системы образования;
-
подготовка авторских программ, пособий, учебных планов;
-
создание банка данных актуальной педагогической информации (об авторских программах, учебно-методических комплексах по предметам и т.д.);
-
исследования с целью создания оптимальных условий для повышения профессионального мастерства педагогов в межкурсовой период и формирование заявок на курсовое повышение квалификации педагогов;
-
обобщение опыта работы педагогов в школе; распространение опыта через различные формы: конкурсы, выставки, конференции, публикации и т.д.;
-
мотивация педагогов к эффективной педагогической деятельности через проведение конкурсов, фестивалей (конкурсы «Учитель года» и др.);
-
выстраивание системы научно-методических мероприятий: проведение «круглых столов», методического совета, теоретических и практических конференций; методических дней; аукционов методических идей; защиты проектов по методическим проблемам;
-
организация непрерывного обучения руководителей творческих групп проблемных лабораторий, постоянно действующих семинаров, Школы педагогического мастерства, Творческих мастерских, Школы молодого специалиста;
-
определение критериев результативности методической работы.
Одним из направлений деятельности образовательного учреждения в методическом пространстве является взаимодействие школы с другими учебными заведениями, школами, вузами, факультетами повышения квалификации и переподготовки кадров, с различными психолого-педагогическими центрами, методическими центрами, управлениями образования.
Потребность в повышении квалификации и развитии профессионального мастерства возникает тогда, когда ставятся новые цели, выдвигаются новые требования, меняется характер деятельности, когда педагоги знакомятся с новыми достижениями педагогической науки и практики, открываются новые возможности в совершенствовании педагогического мастерства, достижении более высоких результатов обучения, воспитания школьников.
В условиях модернизации школьного образования, перехода на новое содержание образования возрастает роль школьной методической службы. Реалией сегодняшнего дня стала настоятельная необходимость в формировании профессионального педагогического сознания, способности педагогов обобщать и модернизировать содержание своей деятельности.
Активную деятельность педагога отличают:
-
самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;
-
самостоятельное приобретение новых знаний;
-
генерация собственных идей;
-
проверка действенности идей на практике;
-
использование новых знаний для решения актуальных задач, встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;
-
высокая аналитическая культура.
Сегодня в каждом образовательном учреждении в различных видах и под разными названиями функционируют структурные подразделения методической службы: методический совет, кафедры, методические объединения, временные инициативные коллективы, творческие группы, пилотные площадки, мастер-классы и др.
Данные структурные компоненты определяют способ организации взаимодействия учителей, направленный на формирование оптимальных методов разработки целостной системы совокупных целей и средств достижения нового качества педагогического процесса и результатов всей образовательной системы в условиях данного объединения.
Коллективный характер методической работы при разумно сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск.
Коллективные формы методической работы: педагогический совет, школа педагогического мастерства, открытый урок
Групповые формы: консилиум, школа профессионального мастерства, школа передового опыта
Индивидуальные формы: самообразование, наставничество, тьютерство, которые имеют непосредственное отношение к молодым и вновь пришедшим специалистам.
К наиболее распространенным формам работы по повышению профессионального мастерства начинающие педагогов в ОУ относятся: школа молодого специалиста; школа начинающего учителя; наставничество, где есть молодые специалисты или педагоги, не имеющие базового образования.
В основе планирования методической работы образовательного учреждения лежит диагностика. Результаты диагностики позволяю выявить затруднения в деятельности педагогов, создать творческие проблемные группы, сформировать единое методическое пространство школы.
Черты современной творческой личности учителя: способность видеть и формулировать различные возможные варианты решения проблемы, способность быть критичным к себе и окружающим умение видеть связи, закономерности между явлениями, ставить вопросы к ним; способность проявлять фантазию, смелость в решении сложной и интересной проблемы, высокие умственные интеллектуальные способности, гибкое независимое мышление независимость от внутреннего и внешнего давления.
Цели, которые ставятся в ходе методической работы, должны быть реальными и достижимыми, план - емким по содержанию, включающим систему взаимосвязанных мероприятий, но небольшим по объему и понятным для каждого, чтобы подготовить учителя к включению в успешное решение задач, стоящих перед школой. Только тогда достижение этих целей будет продвигать педагога по пути профессионального мастерства, а школу - по пути целостного развития.
Методическая служба в школе имеет потенциальные возможности для решения самых сложных проблем современного образования.