Статья «Школьная методическая служба»

Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Провозгласив в Федеральном законодательстве необходимость активной деятельности на всех уровнях управления образованием по решению вопросов качества, единого мнения, что понимать под этим, не создано до сих пор. Не разработаны критерии и показатели качества, конкретные измерители; не предлагается схема управления качеством образования; не обозначены четко пути обеспечения качества. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование, которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов, качественных учебников и методических пособий. В статье раскрыта роль школьной методической службы в решении этих вопросов образования.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная методическая служба

Мы ничего не добьемся в школе,

если не пропустим мысли

через голову учителя.

К.Д. Ушинский


Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Сегодня образование выступает как действен­ный фактор стабилизации общества, изменения сознания, разру­шения старых, изживших себя стереотипов, как важнейший инст­румент формирования нового менталитета общества, глубинных изменений сознания людей, всех сфер общественной жизни.

Сегодня, когда школа переживает трудности: нет утвержденных госстандартов, меняется базисный учебный план, содержание об­разования, - важно работать над повышением профессионально­го уровня учителя.

Концепция модернизации российского образования развивает основные принципы образовательной поли­тики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Феде­ральной программе развития образования. В концепции определена основная цель профессионального образова­ния - подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способ­ного на уровне мировых стандартов к эффективной работе по спе­циальности, готового к постоянному профессиональному росту.

Главные приоритеты образовательной политики: доступность, качество, эффективность.

Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, ко­торый должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это развитие может быть обеспечено в случае перевода школьной методической службы на новую парадигму, обеспечивающую це­ленаправленное, непрерывное, личностно ориентированное по­вышение профессиональной компетентности учителя и содействия его переводу на саморегулируемый процесс.

В условиях бурного научно-технического прогресса закономер­но не только увеличение объема информации, но и быстрое об­новление научных теорий и способов освоения их практикой, по­этому современному педагогу недостаточно однажды приобрести знания и умения, необходимые для обучения и воспитания детей. Ему необходимо постоянно их приобретать, обновлять, корректи­ровать и совершенствовать.

Это требует немалого времени и больших как физических, так и умственных усилий, особенно когда идет поиск путей модернизации школьной методической службы.

Основная роль школьной методической службы - в педагоги­ческом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями.

Школьная методическая служба - это служба быстрого реаги­рования. Понятие «методи­ческая служба» трактуются как «совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов педагогической практики».

Школьная методическая служба - это единое развивающее поле, однако не единообразное, а связанное общей целью развивать лич­ность ребенка.

На основе изучения существующих точек зрения на понятие «школьная методическая служба» можно сформулировать цели ее деятельности:

  • стимулирование обновления деятельности педагогов на основе определения критериев педагогической деятельности с по­зиции развивающего обучения, создания условий для обновления новыми педагогическими технологиями;

  • оказание адресной, конкретной помощи учителю в реализации перехода на новое содержание образования, в совершенствовании форм и методов обучения, воспитания и развития школьников;

  • включение педагогических работников в творческий поиск;

  • формирование, изучение, обобщение и распространение лучшего перспективного педагогического опыта.

Современная трактовка профессиональной компетентности учи­теля имеет интегративный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессиональ­ного труда. Школьная методическая служба призвана выполнить следующие функции по отношению:

к конкретному учителю:

  • развитие профессионально-ценностных ориентации, взглядов, убеждений;

  • развитие мотивов творческой деятельности;

  • развитие профессиональных навыков.

к педагогическому коллективу:

  • консолидация, сплочение коллектива;

  • выработка единого педагогического кредо, общих ценностей;

  • стимулирование массового педагогического творчества и инициатив.

к государственной системе повышения квалификации:

  • осмысление социального заказа, программно-методических требований, инструкций вышестоящих организаций;

  • использование и внедрение в практику работы педагогов достижений педагогической науки и лучшего педагогического опыта.

Школьная методическая служба направлена на:

  • педагогическое сотрудничество;

  • развитие учителя и ученика;

  • создание потребности в творчестве;

  • на воспитание учителя.

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший - выращивает рис,

Умный - культивирует почву,

Дальновидный - воспитывает работников.

Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации. Нужен учи­тель новой формации, новой ментальности, нового педагогиче­ского мышления, очищенного от старых стереотипов, владеющий навыками самоанализа своей деятельности.

Управление методической работой предусматривает создание условий для ее осуществления:

  • организационно-педагогические (наличие свободного времени, рациональная организация труда);

  • морально-психологические (микроклимат, внимание к педагогу);

  • учебно-методические и материально-технические;

  • санитарно-гигиенические.

В результате продуманной организации школьной методической службы появятся мотивы профессионального развития учителя:

  • саморазвитие - рост профессионального мастерства, общекуль­турное развитие;

  • самореализация - возможность реализовать свои идеи, возмож­ность вести за собой других;

  • самооценка - ощущение успеха, признание, возможность дей­ствовать самостоятельно, наличие перспектив продвижения;

  • включенность в коллектив - возможность полноценного обще­ния, хорошие отношения, информированность, участие в вы­работке решений;

  • защищенность - спокойная работа, без стрессов, уверенность в завтрашнем дне, справедливость в отношениях с руководством;

  • материальное благополучие - зарплата, повышение квалифика­ционной категории, награды.

Общим критерием эффективности школьной методической службы является создание условий для реализации каждым учителем права и возможности профессионального роста, соответствующего его индивидуальным потребностям и возможностям, который включает:

  • рост мотивации учителя на повышение своей профессиональной компетенции;

  • овладение учителем образовательными технологиями, которые приводят к повышению результатов обучения школьников;

  • снижение затруднений в деятельности учителя;

  • удовлетворенность учителя своей профессиональной деятельностью.

Реализация ключевых направлений модернизации образования - доступность, качество и эффективность - неразрывно связана с развитием методической службы образовательного учреждения.

Методическая служба является связующим звеном между жиз­недеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, перс­пективным педагогическим опытом не только данной школы, но и других образовательных учреждений.

Достижение и поддержка качества образования предполагают непрерывное обучение и совершенствование профессионализма педагогических кадров. Частью системы непрерывного образования педагогов является создание в образовательном учреждении мето­дического пространства, позволяющего компенсировать недостаток профессиональных знаний и умений, создающего условия для раз­вития творчества, необходимого в практической деятельности.

М.М. Поташник отмечает, что методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педа­гогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повыше­ние творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - повышение качества и эффективности обра­зовательного процесса.

Методическое пространство позволяет обеспечивать научно-ме­тодическое сопровождение реализации программы развития образовательной системы и создают условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Основными задачами методического пространства в образова­тельном учреждении являются:

  • создание сети методической работы в школе;

  • изучение и творческое осмысление нормативных, программно-методических документов;

  • определение основных направлений деятельности методической службы;

  • координация содержания методической работы, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров в соответ­ствии с актуальными проблемами образования;

  • оказание педагогам консультативных услуг по различным про­блемам методики преподавания и воспитания;

  • обучение педагогического коллектива современным формам организации образовательного процесса, проектно-исследовательской деятельности, информационным технологиям, тех­нологиям открытого образования и др.;

  • организация инновационной деятельности, опытно-экспери­ментальной работы в рамках реализации модернизации обра­зования;

  • подготовка педагогического коллектива к работе в режиме: про­фильной школы, школы полного дня и других направлений модернизации системы образования;

  • подготовка авторских программ, пособий, учебных планов;

  • создание банка данных актуальной педагогической информа­ции (об авторских программах, учебно-методических комплек­сах по предметам и т.д.);

  • исследования с целью создания оптимальных условий для по­вышения профессионального мастерства педагогов в межкур­совой период и формирование заявок на курсовое повышение квалификации педагогов;

  • обобщение опыта работы педагогов в школе; распространение опыта через различные формы: конкурсы, выставки, конфе­ренции, публикации и т.д.;

  • мотивация педагогов к эффективной педагогической деятель­ности через проведение конкурсов, фестивалей (конкурсы «Учи­тель года» и др.);

  • выстраивание системы научно-методических мероприятий: про­ведение «круглых столов», методического совета, теоретических и практических конференций; методических дней; аукционов ме­тодических идей; защиты проектов по методическим проблемам;

  • организация непрерывного обучения руководителей творче­ских групп проблемных лабораторий, постоянно действующих семинаров, Школы педагогического мастерства, Творческих ма­стерских, Школы молодого специалиста;

  • определение критериев результативности методической рабо­ты.

Одним из направлений деятельности образовательного учреж­дения в методическом пространстве является взаимодействие школы с другими учебными заведениями, школами, вузами, факультетами повышения квалификации и переподготовки кад­ров, с различными психолого-педагогическими центрами, мето­дическими центрами, управлениями образования.

Потребность в повышении квалификации и развитии профес­сионального мастерства возникает тогда, когда ставятся новые цели, выдвигаются новые требования, меняется характер деятельности, когда педагоги знакомятся с новыми достижениями педагогиче­ской науки и практики, открываются новые возможности в совер­шенствовании педагогического мастерства, достижении более вы­соких результатов обучения, воспитания школьников.

В условиях модернизации школьного образования, перехода на новое содержание образования возрастает роль школьной методи­ческой службы. Реалией сегодняшнего дня стала настоятельная необходимость в формировании профессионального педагогиче­ского сознания, способности педагогов обобщать и модернизировать содержание своей деятельности.

Активную деятельность педагога отличают:

  • самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения сво­их профессиональных проблем;

  • самостоятельное приобретение новых знаний;

  • генерация собственных идей;

  • проверка действенности идей на практике;

  • использование новых знаний для решения актуальных задач, встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;

  • высокая аналитическая культура.

Сегодня в каждом образовательном учреждении в различных видах и под разными названиями функционируют структурные подразделения методической службы: методический совет, кафедры, методические объе­динения, временные инициативные коллективы, творческие груп­пы, пилотные площадки, мастер-классы и др.

Данные структурные компоненты определяют способ организа­ции взаимодействия учителей, направленный на формирование оптимальных методов разработки целостной системы совокупных целей и средств достижения нового качества педагогического про­цесса и результатов всей образовательной системы в условиях дан­ного объединения.

Коллективный характер методической работы при разумно сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск.

Коллективные формы методической работы: педагогический совет, школа педагогического мастерства, открытый урок

Групповые формы: консилиум, школа профессионального мастерства, школа передового опыта

Индивидуальные формы: самообразование, наставничество, тьютерство, которые имеют непосредственное отношение к молодым и вновь пришедшим специалистам.

К наиболее распространенным формам работы по повышению профессионального мастерства начинающие педагогов в ОУ относятся: школа молодого специалиста; школа начинающего учителя; наставничество, где есть молодые специалисты или педагоги, не имеющие базового образования.

В основе планирования методической работы образовательного учреждения лежит диагностика. Результаты диагностики позволяю выявить затруднения в деятельности педагогов, создать творческие проблемные группы, сформировать единое методическое пространство школы.

Черты современной творческой личности учителя: способность видеть и формулировать различные возможные варианты решения проблемы, способность быть критичным к себе и окружающим умение видеть связи, закономерности между явлениями, ставить вопросы к ним; способность проявлять фантазию, смелость в решении сложной и интересной проблемы, высокие умственные интеллектуальные способности, гибкое независимое мышление независимость от внутреннего и внешнего давления.

Цели, которые ставятся в ходе методической работы, должны быть реальными и достижимыми, план - емким по содержанию, включа­ющим систему взаимосвязанных мероприятий, но небольшим по объему и понятным для каждого, чтобы подготовить учителя к вклю­чению в успешное решение задач, стоящих перед школой. Только тогда достижение этих целей будет продвигать педагога по пути про­фессионального мастерства, а школу - по пути целостного развития.

Методическая служба в школе имеет потенциальные возмож­ности для решения самых сложных проблем современного образования.















© 2010-2022