Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гунина Юлия Сергеевна,

заместитель директора МОУ «Специализированная

школа с углубленным изучением иностранных

языков № 115 города Донецка»

Технологии профориентации в профильном обучении

иностранным языкам

(из опыта работы МОУ «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115 города Донецка»)


Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть основные проблемы, связанные с введением профильного обучения иностранным языкам школьников младшего, среднего и старшего возрастов из опыта работы Донецкой специализированной школе І-ІІІ ступеней № 115 с углубленным изучением иностранных языков. Работа рассчитана на широкий круг читателей: это учителя иностранного языка, администрация школ, которую интересуют процессы модернизации системы школьного образования в области обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: профильное обучение, инновационные технологии, спецкурсы, международная интеграция.

Annotation


This article deals with an attempt to consider the main problems connected with introduction of profile teaching to pupils of primary, secondary and high schools from the work experience of Donetsk specialized school 115 with profound curriculum learning foreign languages. This work is for teachers of foreign languages school authorities, which are interested in modernization process of school education system in the field of foreign languages teaching.

Keywords: profile teaching, innovation technique, special courses, international integration

Вхождение информационных и информационно-коммуникативних технологий во все сферы жизни требуют качественно новых подходов к содержательной и организационно-методическиой стороне обучения иностранным языкам.

МОУ «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков № 115 города Донецка» ориентирована на интеграцию с мировой системой образования, на формирование коммуникативной компетентности, на включение в мировую систему новых информационных технологий.

В 1987 году школа начала работать в инновационном направлении. Была начата экспериментальная работа по отработке и апробация учебного плана для школ с углубленным изучением иностранных языков с первого класса. С 2003 года школа носит статус специализированной школы. Сам статус и определяет профиль нашего учебного заведения. Выбирая школу для своих детей, родители выбирают и профиль.

В нашей школе профильное обучение начинается с первого класса. Однако следует сказать, что обучение навыкам английского или французского языка начинается уже с 5 лет. На базе школы более 20 лет успешно работают субботние курсы по подготовке будущих первоклассников «Радуга». В курс этой школы уже заложен такой предмет как иностранный язык. Имея многолетний опыт работы, нужно отметить неоспоримую воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

С психологической стороны раннее обучение иностранным языкам оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. В таком возрасте дети не испытывают психологических барьеров в использовании иностранных языков как средства общения.

Учителя, работающие с детьми 5-ти лет в субботней школе «Радуга», 6-9 лет в 1-4 классах, − это педагоги высокого уровня квалификации, владеющие современными технологиями обучения иностранным языкам, знающие психолого-педагогические особенности учащихся данной категории. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке - задача весьма нелегкая и ответственная. Ведь от той базы, которая была заложена в 1-4 классах, и зависит дальнейшая успешность в овладении иностранными языками на средней и старшей ступени образования. Ранее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, содержит базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможность для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

Имея уже вполне сформировавшуюся базу в 1-4 классах, в 5 классе учащиеся начинаю изучать 2-ой иностранный язык, а в старший классах добавляются спецкурсы по профильному учебному предмету, такие как «Литература Англии и Америки», «Литература Франции», «Страноведение Англии и Америки», «Страноведение Франции», «Бизнес-курс», «Деловой французский», «Технический перевод».

Преподавание спецкурсов ведется по авторским программам и учебникам, создателями которых являются учителя школы: «Бизнес-курс» (Крупка И.Н., Мироненко Н.А.), «Деловой французский» (Гунина А.В.), «Литература Англии и Америки» (Супрун Л.А.), «Литература Франции» (Кошеленко Л.М.). Обучение этим спецкурсам способствует решению актуальных проблем, касающихся углубления знаний по иностранным языкам, развития творческих способностей учащихся, обеспечения компетентностно-ориентированного подхода и расширения профильного обучения в старших классах. Все эти курсы предполагают взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и внешкольного образования.

Расширение профильного образования способствует выбору учащихся профессий, связанных с иностранными языками. Ежегодно выпускники нашей школы становятся студентами высших учебных заведений по следующим специальностям: факультет иностранных языков, международной экономики, международного права и других, связанных со знанием иностранных языков. Таким образом, профильное обучение - одно из проявления личностно-ориентированной парадигмы образования, реальной реализации на старшей ступени принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Оно способствует самоопределению старшеклассников, их социализации, обеспечивает преемственность между школой и вузом.

Для углубленного изучения английского и французского языков учителями школы делается много. Но о каком владении иностранным языком можно говорить, не имея возможности практиковать эти живые языки, которые постоянно развиваются? В 1989 году был заложен фундамент международному сотрудничеству, которое и сегодня успешно развивается.

Международное сотрудничество - одно из основных направлений работы школы, главной целью которой является интеграция с другими странами, такими как Бельгия, Франция, Англия, США, Польша, а также рост авторитета системы образования. Преподавание французского и английского языков, применение современных технологий, обмен опытом, знакомство с отечественными и зарубежными методиками - все это способствует расширению международных связей школы, организации лингвистических стажировок, культурно-педагогических обменов. За период с 2003 года более 200 учащихся прошли стажировку в школах Бельгии по французскому языку, более 240 - в Великобритании по английскому языку. Почти все учителя французского и английского языков также имели возможности повысить свой уровень владения иностранным языком за рубежом.

Благодаря своей репутации, многолетнему опыту школа часто получает предложения участвовать в конкурсах, программах, проектах. Так, очень успешно прошел конкурс международного проекта-энциклопедии «Дневники мира», «США-Укрмережа», DELF. Более 18 лет школа принимает активное участие в американском конкурсе «Акт в поддержку демократии». По результатам подобного сотрудничества, учащиеся имеют возможность открывать для себя новые пространства для интеграции с англоязычными и франкоязычными странами. Учителя также постоянно принимают участие в конференциях различных уровней, имея возможность не только поделиться опытом, но и узнать опыт других учебных заведений. Наша школа на протяжении двух лет имела уникальную возможность общаться с носителем английского языка Скоттом Бенеттом, который преподавал спецкурсы по страноведению и экономике США и Великобритании.

Учащиеся школы принимают активное участие в международных и региональных проектах, показывают глубокие и прочные знания иностранных языков на олимпиадах, при сдаче международных экзаменов.

Реализация идеи профильного обучения во внеурочной деятельности учащихся осуществляется в ходе кружковой и научно-исследовательской деятельности учащихся, которая реализуется через деятельность Малой академии наук, в формах научно-практических конференций, смотров конкурсов и творческих работ, предметных недель и др.

Благодаря международным связям школа смогла собрать уникальную библиотеку иностранной литературы, где учителя и учащиеся могут пользоваться аутентичной литературой. Данная библиотека оснащена достаточной материальной базой для профильного обучения: необходимое техническое оборудование, библиотека на иностранном языке, различные варианты литературы украинских и зарубежных авторов.

В инновациях - сила общественного развития. Интеллект должен быть социально подкрепленным, и только благодаря этим условиям обеспечивается жизнестойкость социальных систем. Администрация школы создала модель ученика, которая бы отвечала социальному запросу общества. Родители хотят видеть в своих детях: лингвистическую компетентность, личность, владеющую прочными знаниями, всесторонне развитую личность с хорошей эрудицией и вкусом, открытую работящую, целенаправленную и заинтересованную, честную, добрую, уважительную, милосердную, высокопрофессиональную с хорошо развитыми творческими способностями, а также личность, которая умеет принимать решение с учетом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности в выгодных для себя условиях, личность, которая всегда стремится к успеху.

С целью распространения информации о профиле школы среди учащихся и родителей администрация школы широко использует возможности газеты, родительские собрания, проводит анкетирование родителей и учащихся. Такие формы помогают проанализировать работу по профилю, спланировать мероприятия по улучшению организации учебного процесса, повысить результативность работы педагогичнского коллектива, выявлять и решать проблемы по дальнейшему развитию профиля.

Что же дает обучение в школе с углубленным изучением иностранных языков? Профильное обучение готовит учащихся к дальнейшей учебе в вузах, работе в коммерческих фирмах, государственных учреждениях. Наши выпускники конкурентоспособны на международном рынке труда, они занимают ответственные посты в разных европейских странах.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что вся работа по организации профильного обучения неразрывно связана и проходит через весь учебно-воспитательным процессом, что отражено в следующей схеме:


Подготовка к изучению иностранных языков дошкольников


Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Школа подготовки будущих первоклассников «Радуга»

Профориентационная работа с родителями дошкольниковМатериалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Углубленное изучение иностранных языков на І ступени обучения (1-4 классы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Методика обучения

Развитие ученика

Развитие коммуника-тивных компетенций

Внеклассная

работа

Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)




Углубленное изучение иностранных языков на ІІ ступени обучения (5-9 классы)





Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)


Введение второго иностранного языка

Внеклассная работа по иностранному языку

Встречи с носителями иностранных языков






Участие в конкурсах, олимпиадах

Работа с иностранной литературой







Углубленное изучение иностранных языков на ІІІ ступени обучения (10-11 классы)


Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Введение спецкурсов на иностранных языкахМатериалы по профильному обучению (из опыта работы школы)Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)

Сотрудничество с Британским Советом, Французским культурным центром


Участие в международных конкурсах


Стажировки в Бельгии, Англии



Встречи с носителями иностранных языков



Материалы по профильному обучению (из опыта работы школы)










Участие в международных конкурсах


Участие в международных конкурсах




Встречи с представителями вузов




























Литература


1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6.

2. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8.

3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1980, № 2, с.67-73.

4. Сысоев П. В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (Х-Х1 классы) // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 2.


© 2010-2022