Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2015-2020

2015-2020



Я - гражданин и патриот своей Родины




ПРОГРАММА

воспитательной работы

по гражданско - патриотическому

воспитанию школьников

Паспорт программы


Исполнители

Педагоги, учащиеся, родители

Цель программы

  • Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, страны.

Задачи программы

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

  • Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.

Сроки реализации

2015 - 2020 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи.






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в современном обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой - социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие "патриотизм" становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, страны.

Задачи:

  • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.

  • Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.

ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: "хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело".

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

  • Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

IV. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

1. Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Заместитель директора по УВР

3. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

4. Педагог-организатор

5. Руководитель школьного музея

V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

В результате реализации Программы ожидается:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;

  • создание условий для преемственности поколений;

  • конкретизация цели воспитательной работы;

  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;

  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

  • поступление учащихся в военные учебные заведения;

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

  • создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;

  • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

  • повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;

  • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.

VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап: проектный (сентябрь 2015 г.- декабрь 2015 г.)

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический (декабрь 2015 г.-2019 г.)

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия

2. Содействовать объединению усилий органов местного самоуправления, школы и общественных организаций.

3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5. Проводить мониторинг реализации программы.

6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.


III этап: аналитический (январь 2020 года - июнь 2020 года)

Задачи:

1. Обобщить результаты работы учреждения.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ


Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 1-4-x классов.

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.

Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;

  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.

II категория: учащиеся 5-8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

Задачи:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

  • заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,

  • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм

  • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

III категория: учащиеся 9-11-х классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.

В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Задачи:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития


VIII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Связь поколений»

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы:

  • тематические классные часы, беседы,

  • уроки мужества,

  • предметные недели,

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами,

  • посещение музеев,

  • праздники, посвященные памятным датам

  • реализация классных и общешкольных проектов

  • работа школьного музея

«Растим патриота и гражданина страны»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам.

5. Знакомить с историей родного края, его культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;

6. Изучать культуру других национальностей, населяющих родной край.

Формы:

  • тематические классные часы,

  • коллективные творческие дела,

  • конкурсы, викторины по правовой тематике,

  • устный журнал,

  • встречи с интересными людьми,

  • акции, диспуты

  • работа школьного музея

  • военно-спортивные игры

  • проектная деятельность

  • посещение театров и выставок других национальностей и народов;

«Мой край родной»

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать позицию «Я - гражданин».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы:

  • тематические классные часы,

  • предметные недели

  • встречи с интересными людьми

  • экологическое движение,

  • выпуск листовок, газет,

  • озеленение пришкольной территории,

  • игры, марафоны, викторины,

  • экскурсии, выезды на природу,

  • посещение театров, музеев города

  • туристско-экскурсионная деятельность

  • проектная деятельность, исследовательская деятельность

«Моя школа»

Цель: создание позитивного имиджа школы

Задачи

1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;

2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.

3. Создавать историю школы

4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься

5. Пропагандировать профессию педагога

Формы

  • различные школьные мероприятия;

  • субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;

  • традиционные мероприятия школы

  • экскурсии в школьный музей

  • встречи с выпускниками

«Мой город»

Цель: приобщение учащихся к насущным заботам города, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям.

Задачи:

1.знакомить с историей города;

2.изучать военную и трудовую историю города;

3.знакомить с промышленностью, культурой города

4.работать по благоустройству города.

Формы

  • встречи с интересными людьми;

  • выставки и экскурсии;

  • классные часы;

  • субботники

  • проектная, исследовательская деятельность

«Я и семья»

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии

5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания

6. Привлекать к изучению родословной своей семьи

Формы:

  • беседы,

  • родительские собрания,

  • родительский лекторий,

  • индивидуальное консультирование,

  • совместные мероприятия, игры,

  • семейные праздники и часы общения.

  • анкетирование,

  • реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д


План мероприятий по реализации программы


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

кл. руководители

Участие в постоянно действующих районных, городских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2015-2020г.

Завуч по ВР,

педагог-организатор, учителя-предметники,

кл. руководители

Проведение тематических линеек, классных часов

2015-2020г.

Завуч по ВР,

педагог-организатор

Участие в акции «Вахта памяти»:

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

  • Классные мероприятия;

  • Общешкольная линейка, посвященная Дню Победы

2015-2020г.

Завуч по ВР,

педагог-организатор

классные руководители

Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

ежегодно

Учитель физической культуры

Организация традиционных встреч:

  • с ветеранами,

  • с вдовами погибших на войне;

  • с воинами-интернационалистами;

  • с курсантами военных училищ;

  • с призывниками

  • выпускниками школы

  • интересными людьми культуры, спорта и труда

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

классные руководители

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым, важнейшими событиями в жизни народа.

ежегодно

учитель истории

Участие учащихся и педагогов в проектной деятельности

ежегодно

Кл. руководители

Реализация подпрограмм

  • Связь поколений

  • Растим патриота и гражданина страны

  • Мой край родной

  • Моя школа

  • Мой город

  • Я и семья

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

кл. руководители

Проведение общешкольных мероприятий посвященных Дню Знаний, Дню партизанской славы, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню мира, Дню Победы

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

кл.руководители

Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.

ежегодно

Классные руководители

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Завуч по ВР,

педагог-организатор

кл. руководители

Музейная педагогика:

  • Дорогами боевой славы

  • История школы

ежегодно

Руководитель школьного музея,

Учителя-предметники

Организация экспозиций в музее к памятным датам и событиям

ежегодно

Руководитель школьного музея,

Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам

ежегодно

учителя литературы

учитель ИЗО

Акция «Как живется тебе, ветеран»

ежегодно

Завуч по ВР

Руководитель музея

Акция «Моя семья - моя крепость»

ежегодно

Педагог-организатор

Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности

ежегодно

Завуч по ВР

Педагог-организатор

Благотворительные акции и мероприятия

ежегодно

Завуч по ВР

Соц. педагог

Профориентационные мероприятия

ежегодно

Психолог

Кл. руководители

Реализация программ внешкольного образования

ежегодно

Педагоги внешкольного. образования

Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

2020

Зам. директора по ВР

Совместная работа с советом ветеранов

ежегодно

Зам. директора по ВР





© 2010-2022