- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жильцова О.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
2015-2020
2015-2020
Я - гражданин и патриот своей Родины
ПРОГРАММА
воспитательной работы
по гражданско - патриотическому
воспитанию школьников
Паспорт программы
Исполнители
Педагоги, учащиеся, родители
Цель программы
-
Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
-
Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, страны.
Задачи программы
-
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
-
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
-
Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
-
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
Сроки реализации
2015 - 2020 гг.
Ожидаемые результаты
-
Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
-
Формирование стойкой патриотической позиции.
-
Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
-
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
-
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
-
Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
-
Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в современном обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой - социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие "патриотизм" становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
-
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
-
Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, страны.
Задачи:
-
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
-
Воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
-
Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознания себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
-
Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
-
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: "хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело".
-
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
-
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
-
Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
-
Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
IV. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1. Заместитель директора по воспитательной работе.
2. Заместитель директора по УВР
3. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
4. Педагог-организатор
5. Руководитель школьного музея
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В результате реализации Программы ожидается:
-
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
-
создание условий для преемственности поколений;
-
конкретизация цели воспитательной работы;
-
содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
-
создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
-
повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
-
поступление учащихся в военные учебные заведения;
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
-
создание элективных курсов и кружков патриотической направленности;
-
привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения;
-
повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
-
разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.
VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап: проектный (сентябрь 2015 г.- декабрь 2015 г.)
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (декабрь 2015 г.-2019 г.)
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия
2. Содействовать объединению усилий органов местного самоуправления, школы и общественных организаций.
3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (январь 2020 года - июнь 2020 года)
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1-4-x классов.
Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
-
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
-
гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
-
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
-
мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
-
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
-
воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5-8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
-
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
-
заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
-
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
-
формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм
-
формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9-11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
-
определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
-
нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
-
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
-
сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
-
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
VIII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Связь поколений»
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
-
тематические классные часы, беседы,
-
уроки мужества,
-
предметные недели,
-
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами,
-
посещение музеев,
-
праздники, посвященные памятным датам
-
реализация классных и общешкольных проектов
-
работа школьного музея
«Растим патриота и гражданина страны»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам.
5. Знакомить с историей родного края, его культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;
6. Изучать культуру других национальностей, населяющих родной край.
Формы:
-
тематические классные часы,
-
коллективные творческие дела,
-
конкурсы, викторины по правовой тематике,
-
устный журнал,
-
встречи с интересными людьми,
-
акции, диспуты
-
работа школьного музея
-
военно-спортивные игры
-
проектная деятельность
-
посещение театров и выставок других национальностей и народов;
«Мой край родной»
Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать позицию «Я - гражданин».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы:
-
тематические классные часы,
-
предметные недели
-
встречи с интересными людьми
-
экологическое движение,
-
выпуск листовок, газет,
-
озеленение пришкольной территории,
-
игры, марафоны, викторины,
-
экскурсии, выезды на природу,
-
посещение театров, музеев города
-
туристско-экскурсионная деятельность
-
проектная деятельность, исследовательская деятельность
«Моя школа»
Цель: создание позитивного имиджа школы
Задачи
1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;
2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.
3. Создавать историю школы
4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься
5. Пропагандировать профессию педагога
Формы
-
различные школьные мероприятия;
-
субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
-
традиционные мероприятия школы
-
экскурсии в школьный музей
-
встречи с выпускниками
«Мой город»
Цель: приобщение учащихся к насущным заботам города, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям.
Задачи:
1.знакомить с историей города;
2.изучать военную и трудовую историю города;
3.знакомить с промышленностью, культурой города
4.работать по благоустройству города.
Формы
-
встречи с интересными людьми;
-
выставки и экскурсии;
-
классные часы;
-
субботники
-
проектная, исследовательская деятельность
«Я и семья»
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии
5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания
6. Привлекать к изучению родословной своей семьи
Формы:
-
беседы,
-
родительские собрания,
-
родительский лекторий,
-
индивидуальное консультирование,
-
совместные мероприятия, игры,
-
семейные праздники и часы общения.
-
анкетирование,
-
реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д
План мероприятий по реализации программы
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Пополнение банка педагогической информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
кл. руководители
Участие в постоянно действующих районных, городских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.
2015-2020г.
Завуч по ВР,
педагог-организатор, учителя-предметники,
кл. руководители
Проведение тематических линеек, классных часов
2015-2020г.
Завуч по ВР,
педагог-организатор
Участие в акции «Вахта памяти»:
-
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
-
Классные мероприятия;
-
Общешкольная линейка, посвященная Дню Победы
2015-2020г.
Завуч по ВР,
педагог-организатор
классные руководители
Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»
ежегодно
Учитель физической культуры
Организация традиционных встреч:
-
с ветеранами,
-
с вдовами погибших на войне;
-
с воинами-интернационалистами;
-
с курсантами военных училищ;
-
с призывниками
-
выпускниками школы
-
интересными людьми культуры, спорта и труда
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
классные руководители
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым, важнейшими событиями в жизни народа.
ежегодно
учитель истории
Участие учащихся и педагогов в проектной деятельности
ежегодно
Кл. руководители
Реализация подпрограмм
-
Связь поколений
-
Растим патриота и гражданина страны
-
Мой край родной
-
Моя школа
-
Мой город
-
Я и семья
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
кл. руководители
Проведение общешкольных мероприятий посвященных Дню Знаний, Дню партизанской славы, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню мира, Дню Победы
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
кл.руководители
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.
ежегодно
Классные руководители
Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов
ежегодно
Завуч по ВР,
педагог-организатор
кл. руководители
Музейная педагогика:
-
Дорогами боевой славы
-
История школы
ежегодно
Руководитель школьного музея,
Учителя-предметники
Организация экспозиций в музее к памятным датам и событиям
ежегодно
Руководитель школьного музея,
Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам
ежегодно
учителя литературы
учитель ИЗО
Акция «Как живется тебе, ветеран»
ежегодно
Завуч по ВР
Руководитель музея
Акция «Моя семья - моя крепость»
ежегодно
Педагог-организатор
Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности
ежегодно
Завуч по ВР
Педагог-организатор
Благотворительные акции и мероприятия
ежегодно
Завуч по ВР
Соц. педагог
Профориентационные мероприятия
ежегодно
Психолог
Кл. руководители
Реализация программ внешкольного образования
ежегодно
Педагоги внешкольного. образования
Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»
2020
Зам. директора по ВР
Совместная работа с советом ветеранов
ежегодно
Зам. директора по ВР