Итоговая работа «Проектирование программы воспитания и социализации»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















«Проектирование программы воспитания и социализации»




Заместитель директора по УВР

Полосина Галина Владимировна




















Москва

2016

Содержание

1

Введение

3

2

Основная часть


2.1. Основания программирования воспитания и социализации в сфере среднего общего образования.

5

2.2. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся в рамках среднего общего образования

9


2.3. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий

12

3

Заключение

24

4

Список литературы

26








  1. Введение

Выбор тематики проекта определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки основной образовательной программы каждой школой в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС нового поколения к проектированию ООП ОУ. ООП разрабатывается каждым образовательным учреждением, самостоятельно исходя из своих социальных, экономических, педагогических условий. ООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел должен включать: учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Наш проект предназначен для администраторов школ, которые хотят спроектировать ООП школы в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учитывая при этом специфику школы. Конкретно мы хотим остановиться на проектировании содержательного раздела, а именно программы воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования.

Проблема проекта: Как спроектировать программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Цель проекта: Рассмотреть особенности содержания содержательного раздела ООП в рамках программы воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования

Объект проекта: Содержательный раздел ООП СОО

Субъект проекта : администрация ОУ, педагоги, родители

  1. Основная часть

2.1. Основания программирования воспитания и социализации в сфере среднего общего образования.

Программа воспитания и социализации должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа человечества. Программа должна быть направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями рынка труда;

  • формирование личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни.

Цель воспитания - социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основные задачи воспитания и социализации:

  • В области формирования личностной культуры:

  • укрепление способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

  • укрепление нравственности и основ нравственного самосознания;

  • укрепление морали;

  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • В области формирования социальной культуры:

  • укрепление российской гражданской идентичности;

  • развитие патриотизма и гражданственности;

  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения;

  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей;

  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

  • В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи.

Программа должна содержать:

  • цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров;

  • направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения;

  • содержание, виды деятельностей и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития;

  • формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся;

  • социальное воспитание в рамках образовательного учреждения и совместную деятельность ОО с предприятиями, общественными организациями и учреждениями дополнительного образования;

  • формы педагогической поддержки социализации обучающихся;

  • модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • деятельность ОО в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

  • систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся;

  • критерии, показатели эффективности деятельности ОО в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

  • методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

  • планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

  • принцип ориентации на идеал;

  • аксиологический принцип;

  • принцип следования нравственному примеру;

  • принцип диалогического общения со значимыми другими;

  • принцип идентификации;

  • принцип полисубъектности воспитания и социализации;

  • принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

  • принцип системно-деятельностной организации воспитания.

2.2. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся в рамках среднего общего образования

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- обучающиеся имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

- обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии

- сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;

- обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- обучающиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- обучающиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой

- у обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- обучающиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- обучающиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

- обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- у обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

- обучающиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- у обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

самореализации в различных видах творческой деятельности;

- обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

Формируется социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

у обучающихся формируются личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

приобретены знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; сформированы позитивная самооценка, самоуважение, конструктивные способы самореализации;

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

2.3. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

  • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

  • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

  • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Свобода. Существуют ли правила свободной жизни. Границы свободы

Защита Родины - почетная обязанность.

Правила поведения в общественных местах (улица, транспорт, кино, театр, музей, магазины, вокзалы)

Права и обязанности военнослужащего. Право и обязанность на защиту своей страны. Проблемы российской армии.

Ответственность за нарушения общественного порядка. Основные преступления, жертвой которых может стать молодой человек: ограбление, кражи, избиения, хулиганство и

т. д.

Проектная и исследовательская деятельность

1. Диагностическая беседа «Что такое свобода?»

2. Деловая игра «Манифест свободного человека» (Разработка правил «Как пользоваться свободой».

3. Ролевая игра «Трудный выбор».

4. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода. Разговор о любимых картинах.

5.Диалог-размышление «Зачем человеку дана свобода?»

1.Диалог-размышление «Нужна ли профессиональная армия».

2. Диалог размышление «Готов ли я стать военным».

3.Конкурс-испытание «Солдатские будни».

4. Заочная экскурсия в в/ч.

5.Диалог-размышление «Проблемы российской армии»

6.Диалог-размышление «Как обеспечить свою безопасность

Общешкольные мероприятия

Классные часы: «Национальная гордость России»

серия «Жизнь замечательных людей», «Государственные символы России», «История города Валуйки», «Герои - земляки», «Красная книга Белгородской области»,

Конкурс - беседа «Знаешь ли ты закон?», «День толерантности»;

Школьные социальные проекты.

Классные часы: «Защита Родины - долг каждого», «Чудо родной земли»;

Диспут «Отечество славлю», « Если не мы, то кто?».

Экскурсии: в Белгородский государственный историко-краеведческий музей, Белгородский государственный художественно-исторический музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Мемориал «В честь героев Курской битвы».

Митинги, посвящённые Дню освобождения города Валуйки от немецко-фашистских захватчиков, Дню Победы часы мужества, встречи с ветеранами.

Спортивный час «Армейский экспресс».

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

  • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

  • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

  • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

  • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

  • социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

  • социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

  • социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

  • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Как достичь успеха

Моё «Я» в социальной группе

Культура и субкультура. Где ты?

Мои межличностные отношения

Человек, на которого можно положиться

Можно ли на меня положиться

Моё «Я» в социальной группе

Искусство быть справедливым

Культура и субкультура. Где ты?

Быть, как все? Не быть, как все?

Этическая защита моего «Я»

Жизнь, достойная Человека

«Я» как индивидуальность

Мое «Я» без свидетелей

Праздники

Постижение человека.

Если друг оказался вдруг...

Роскошь и нищета общения.

Человек среди людей.

Акции

«Школа - твой дом, живи и радуйся в нём», «Школа здоровья, радости, успеха»,

«Я - индивидуальность».

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

  • понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

  • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

  • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения

Представление человека о добре и зле как основа нравственных норм. Что такое «нравственный закон» в человеке? Особенности норм права, сравнение их с другими социальными нормами. Законы разных стран и народов.

Защита интересов личности. Отражение в праве интересов общества, существующих представлений о справедливости. Личность как социальный человек

Материальное и духовное в жизни человека

Свобода, рожденная законом

Мои межличностные отношения

Могу ли я изменить общество?

Понятие «социальная норма». Правила вежливости, нормы нравственности, нормы права как виды социальных норм.

Личность как социальный человек

Искусство быть справедливым

Культура и субкультура.

Где ты

Жизненно важные привычки.

Защита интересов личности. Отражение в праве интересов общества, существующих представлений о справедливости «Я» как индивидуальность

Идеал, авторитет, кумир, идол

Жизненная позиция: иметь - быть - творить

Этическая защита моего «Я»

Быть, как все? Не быть, как все?

Смысл жизни Особенности норм права, сравнение их с другими социальными нормами

Достоинство как качество личности

Миссия Женщины. Миссия Мужчины

Наказание за нарушения социальных норм

Проектная деятельность

1. Дискуссия «Что такое социальные нормы?»

2. Деловая игра «Закон школьной жизни».

3. Ролевая игра «На чужой планете» (Освоение необычных правил этикета).

4. Заочная экскурсия в этнографический музей «Нормы в жизни различных народов».

5. Диспут «Почему меняются и нарушаются социальные нормы»

1. Ролевая игра «Преступление и наказание»

2. Диспут «Почему меняются и нарушаются социальные нормы»

3. Дискуссия «Мои убеждения»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

  • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

  • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

  • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

  • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

  • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

  • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

  • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

  • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

  • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

  • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Жизнь как ценность. Умение ценить жизнь свою и окружающих. Болезни - как беда человека.

Болезни и здоровье. Здоровый образ жизни. Можно ли помочь самому себе. Профилактика заболеваний. Травмы и их причины. Вредные привычки.

Курение. Алкоголь. Наркотики. Как победить пристрастие к ним

1. Диспут «Образ жизни».

2. Деловая игра «Как прожить до 100 лет»

3. Ролевая игра «Хочу быть здоровым».

4. Испытание «Попробуй сказать "Нет"».5. Диалог-размышление

«Здоровье и вредные привычки»

Ответственность за нарушения общественного порядка. Преступления, жертвой которых может стать молодой человек. Зачем нужна полиция?

Вредные привычки. Быть сильным и ловким. Не хочу быть наркоманом

Диагностическая беседа «Здоровый образ жизни».

Деловая игра «Сам себе враг».

Ролевая игра «Суд над вредными привычками»

Встреча с врачом «Береги свое здоровье»;

Диалог размышление «Можно ли избавиться от вредных привычек?»

Жизнь и здоровье человека. Забота человека о своем здоровье. Здоровый образ жизни. Правила поведения в

общественных местах (улица, транспорт, кино, театр, музей, магазины, вокзалы

1. Дискуссия «Закон и порядок».

2. Диагностическая игра «Я и безопасность».

3. Ролевая игра «Пишем правила и законы».

4. Встреча-беседа с сотрудниками правоохранительных органов.

5. Диалог-размышление «Как не стать жертвой преступления»

Проектная деятельность

Социальный проект «Озеленение пришкольного участка», «Классных комнат»

Социальный проект «Компьютеромания- бомба замедленного действия», «Будущее без наркотиков»

Общешкольные мероприятия

Реализации программ «Школьное молоко», «Школьный мед», «Чистая вода», конкурс «Самый здоровый класс», уроки экологии, экологическая тропа, природоохранные акции «Покормим птиц», «Берегите земноводных», конференция «Юные исследователи природы», Праздник птиц, Праздник «День земли», «День птиц», Акция «Малым рекам-полноводность и чистоту», исследовательская деятельность «Человек на земле», экологический отряд «Зеленый дозор», фестиваль юных исследователей природы, международный день охраны окружающей среды, викторина «По страницам красной книги», Праздник урожая, Экологические десанты, День туриста.

Школьный экологический мониторинг

Изучение уровня экологической культуры школьников

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

  • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

  • осознание нравственных основ образования;

  • осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

  • готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

  • общее знакомство с трудовым законодательством;

  • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Во сколько лет начинается личная жизнь. Право на личные тайны. Свое мнение. Его необходимость. Как рождается жизненная позиция

Мир твоих увлечений. Как овладеть мастерством? Метод проб и ошибок. Упорство в преодолении ошибок. Учиться у мастера. Где найти такого мастера? Можно ли научиться говоря, но не делая?

Демонстрация результатов своей деятельности. Конкурсы. Нужно ли бояться критики и поражений

Многообразие профессий. Выбор профессии ради: богатства, карьеры, любимого дела, смысла жизни. Сложность выбора профессии в современных условиях. Проблема карьеры.

Проектная деятельность

1.Диагностическая беседа «Умею ли я трудиться» или «Хочу стать...»

2. Деловая игра « Как заработать миллион» (конкурс проектов) или «Защита профессий».

3. Ролевая игра «Свое дело» или «Профотбор».

5. Диалог-размышление «Где стоит побывать 4. Диспут «Сколько денег нужно для счастья».

5. Диалог-размышление «Как не ошибиться, выбирая профессию»

1.Диагностическая беседа «Что такое личная жизнь».

2. Деловая игра «Личная жизнь».

3. Ролевая игра «Личные проблемы» («9 вал»).

4. Встреча с врачами «Вредные привычки».

5. Диалог-размышление «как стать счастливым?»

1. Диагностическая беседа «Профессиональные устремления человека».

2. Деловая игра «Исполнение желаний».

3. Ролевая игра «Город мастеров».

4. Экскурсия на современное производство (кока-кола).

5. Диалог-размышление «Выбор профессии

Презентация «Труд нашей семьи»

Общешкольные формы работы

Лагерь труда и отдыха, летний оздоровительный лагерь, КТД «Ярмарка профессий».

Деловая игра «Если б я был президент», Классный час «Все профессии важны - все профессии нужны»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

  • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

  • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

  • представление об искусстве народов России.

Виды деятельности и формы организации

Тематика занятий

10 класс

11 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии

Прекрасное и безобразное. Искусство как пространство создания прекрасного. Красота в живописи, музыке, архитектуре, литературе.

Разные эталоны красоты и гармонии. Красота и польза.

Можно ли научиться видеть прекрасное или это дается от рождения.

Красота в жизни человека. Понятие прекрасного.

Красота человека

Возможность дарить радость людям

Давайте в сердце поэзию впустим

Что такое мода

В мире прекрасного

Проектная деятельность

1. Диагностическая беседа «Красота спасет мир».

2. Деловая игра «Как стать красивым и привлекательным».

1.Ролевая игра «Конкурс архитекторов».

2. Экскурсия в историко-краеведческий музей.

3. Диалог размышление «Что такое красота?»

Общешкольные формы работы

Рождественские праздники. Праздник праздников -Торжество торжеств.

Месячник «Учимся общаться» (Единый классный час «Бесконфликтное общение», смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи, «Круглый стол» учащихся и педагогов «Этика общения для всех», выставка-конкурс листовок «Мат - не наш формат»), Фестиваль семейных проектов «Народная мудрость гласит…» о культуре речи и взаимоотношений; Форум «Молодежь и культура речи, общения», Выступление агитбригады «За чистоту языка, культуру общения»

Волонтерская миссия «Несем красоту русского языка, его яркость и выразительность»


  1. Заключение

Программа воспитания и социализации строится принципиально как открытое образование. В ней описаны те конструкции образовательного процесса, с помощью которых можно решить образовательные задачи данной программы. Это не план школьных мероприятий и не поурочный план. Это способ программировать события, происходящие с участником - в каждом модуле программы свои, но реализующие общие принципы. Каждый модуль строится вокруг образовательной задачи. Образовательная задача - это одновременно и задание, которое ставится перед школьниками, и образ того, что должно произойти со школьником, выполняющим задание. Такое задание всегда открыто, каждый раз может быть выполнено по-новому. Принципиально, что эта Программа существует в формах погружений, сообществ, клубов, которые реализуются в специально организованном образовательном пространстве. Образовательное пространство, в котором разворачивается открытая образовательная программа, в силу политической логики, представляет собой динамическую систему позиций и типов деятельности, в которой разворачивается взаимодействие образовательных субъектов. Однако качество и эффективность созданной программы можно получить только, если данная программа будет синхронизирована и соотносится с другими рабочими программами основной образовательной программы среднего общего образования. На самом деле искусственное деление содержания образования старшей школы в соответствии с ФГОС на отдельные замкнутые программы типа программы универсальных действий, программы воспитания и социализации не работает на конечный образовательный результат. Поэтому выделение воспитания и социализации в отдельную программу связано исключительно с формальным фактом выполнения требований ФГОС СОО. На самом деле задачи воспитания подрастающего поколения решаются всеми созданными программами. В своем проекте мы попытались описать основания действий педагогического коллектива, способы и форм организации образовательного процесса, в которых могут быть эффективно достигнуты требования к образовательным результатам ФГОС СОО.

Эффективность разработки и внедрения программы воспитания и социализации в образовательных учреждениях во многом зависит от подготовки школьных команд к управлению этим процессом.

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. ДАНИЛЮК, A.М. КОНДАКОВ, B.А.ТИШКОВ)

  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации

  3. Перечень поручений Президента РФ В.В. Путина

  4. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"

  5. ФГОС среднего общего образования

  6. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (273-ФЗ)

  7. Интернет ресурсы



© 2010-2022