Формирование коммуникативной компетенции в условиях районной школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школыФормирование коммуникативной компетенции в условиях районной школы

Формирование коммуникативной компетенции

в условиях районной школы

Думаю, коллеги согласятся, что в районах зачастую школа - это ядро формирования разного вида компетенций у обучающихся, центр досуга, а также место для внеурочных занятий, кроме ДДТ, ДШИ, ДК. Районная школа - это совокупность возможностей для реализации школьником своих потребностей в саморазвитии. Чаще всего педагог в районной школе выступает в разных должностях: учитель, воспитатель, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, тренер и т.д. В век информационных технологий, Интернет-ресурсов кажется, что возможности городских детей и детей из села одинаковы. Хотя на самом деле, не считая современных гаджетов, возможностей для самореализации у детей из сельской местности меньше, чем у ребят из города. Учитывая данный факт, всё же не следует недооценивать разностороннюю систему работы районной школы.

Безусловно, коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. А в школах сельской местности они также обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности в связи с тем, что после окончания школы дети уезжают из дома в большие города для продолжения образования. Здесь педагоги помогают обучающимся развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, одним из главных приоритетов всесторонней работы с обучающимися является формирование коммуникативной компетенции, которое заключается в развитии таких умений, как

  • формулировать высказывание, используя термины;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

  • умение слушать и слышать собеседника;

  • умение корректно задавать вопросы;

  • умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;

  • умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);

  • установка на совместную деятельность;

  • групповая и парная формы работы.

К невербальным относятся:

  • визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),

  • акустические (интонация, паузы и логические ударения),

  • тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно - активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

В стандартах начальной и основной школы по русскому языку и литературе вводятся понятия: «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции». Мы придерживаемся следующего содержания понятий «компетентность» и «компетенции»:

  • компетентность - это более общее понятие, состоящее из отдельных компетенций, такой подход представлен в работе М.Б. Челышковой: компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций;

  • компетенции - это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.

В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:


Языковые

компетенции

Лингвистические

компетенции

Коммуникативные

компетенции

Культуроведческие

компетенции

  • способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;

  • владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности:

  • новые пласты лексики,

- фразеологический запас,

- грамматический строй речи,

- морфологические нормы,

- нормы согласования, управления,

- построение предложений разных видов.

  • результат осмысления речевого опыта учащимися:

-устройство языка и его изменения,

- элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;

  • опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;

  • умение делить языковые явления на группы;

  • умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.


  • способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;

  • знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,

  • умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.


  • Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.

  • Постижение национальной культуры своего народа:

-познание самобытности;

-осознание значимости родного языка;

  • развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.

Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности.

Приобретения эти осуществляются на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности и в постоянном общении с окружающими людьми.

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

- Коммуникативная способность

- Коммуникативное знание

- Коммуникативные умения

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

Главная цель активизации общения - формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных условий для формирования коммуникативной компетенции способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, диспуты, праздники, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь». Так, система формирования коммуникативной компетенции в МБОУ - Хотынецкой СОШ выглядит таким образом:


Учебные занятия







Внеклассная работа

Формирование коммуникативной компетенции



Внеурочная деятельность






Методическая служба


Прежде чем вводить систему в действие педагогический коллектив работал над методическим инструментарием по формированию коммуникативной компетенции с целью не только изучить данный вопрос, но и развивать имеющиеся результаты, корректировать и вносить соотвествующие изменения. Так, были проведены следующие мероприятия:

  1. Методический семинар «Диалог как форма педагогического воздействия и взаимодействия» (Протокол заседания Методической службы от 17.02.2014 года №6).

  2. Тематический педагогический совет «ФГОС ООО: пути реализации» (Протокол заседания педагогического совета от 30.04.2014 года №7).

  3. Районный семинар для руководителей, заместителей руководителей, методистов «Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования». (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №102 от 04.08.2014 года).

  4. Педагогическая мастерская «Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования». (Протокол заседания горизонтального методического объединения учителей, работающих по ФГОС ООО №4 от 28.11.2014 года).

  5. Районная научно-практическая конференция, посвящённая изучению творчества И.С. Тургенева для педагогических работников. (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №143 от 13.10.2014 года).

  6. Региональная научно-практическая конференция «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых ФГОС». (БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей». 04.12.2014 года).

  7. Проблемный семинар «Как научить писать сочинение по критериям?» (Протокол Методической службы №2 от 21.10.2014 года).

  8. Час открытых мыслей «Система УУД: пути достижения» (Протокол Методической службы №5 от 28.01.2015 года).

  9. Областной семинар для учителей начальных классов «Новые подходы к оцениванию образовательной деятельности в начальных классах» (Протокол Методической службы №3 от 30.10.2015 года, статья в районной газете «Трибуна Хлебороба» от 13.11.2015 года).

  10. Дидактико-педагогическая мастерская «Формирование коммуникативной компетенции на уроках филологического цикла». (Протокол №2 от 30 сентября 2015 года горизонтального методического объединения учителей, работающих по ФГОС).

  11. Дидактико-педагогическая мастерская №2 от 24 сентября 2015 года (Протокол школьного методического объединения №2) на тему «Организация проектной деятельности и её реализация на практике».

Мероприятия по формированию коммуникативной компетенции в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности:

  1. В каждом классе на уроки русского языка добавляется по часу из части, формируемой участниками образовательного процесса.

  2. В социально-гуманитарном профиле по желанию ученикам предлагается элективный предмет «Теория и практика анализа художественного текста».

  3. Основные формы учебной коммуникации на учебных занятиях:

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц - турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально - коммуникативных умений;

- через личностно - ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока и внеурочной деятельности, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке и в постоянном общении с ними.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

Готовность учащихся участвовать в урочном общении

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

Комментировать вопросы и ответы

Делать сообщения

Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

Умение использовать риторические вопросы

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе

Умение поддерживать беседу

Умение вести конструктивный диалог

Умение построить дискуссию и вести её

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

  1. Эмоциональное вслушивание.

  2. Вычитывание.

  3. Выразительное чтение.

  4. Сочинения, словесное рисование, инсценировки.

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

  1. Владение детьми способа понимания художественного произведения.

  2. Умения выразительно читать.

  3. Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

  4. Расширение читательского кругозора.

  5. Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

  6. Формирование коммуникативных способностей.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

  1. Ролевое чтение

  2. Ролевые диалоги

  3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

  4. Придумать разговор героев произведения по телефону

  5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Хочу выделить игры с конкретной целью - формирования коммуникативных умений через организацию коммуникативной деятельности (лексические, грамматические, фонетические, разговорные, творческие).

Творческие игры способствуют формированию коммуникативных умений.

Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»

«Узнай понятие»

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль - действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С. Безруковой, можно использовать вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

Вопрос - подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

В этом учебном году мы создали научное общество «Умники и умницы», одной из целей которого является формирование коммуникативной компетенции посредством проектной деятельности. Дети с 1 по 6 класс создают проекты и защищают их на аудиторию, отвечая на вопросы при этом.

Во внеклассной деятельности также стараемся развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения», «Недели литературы и русского языка». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН, литературных композициях, поэтических вечерах и т.д.

Так, наши ученики активно участвовали в следующих мероприятиях:

  1. Всероссийская олимпиада школьников по учебным предметам (в 2015 году 1 человек стал призёром олимпиады по русскому языку).

  2. Всероссийская олимпиада по языкознанию «Русский медвежонок» (до 85 человек).

  3. Всероссийский мониторинг-политоринг «Эму-специалист» (до 250 человек).

  4. Всероссийские дистанционные олимпиады «Олимпис» (до 130 человек).

  5. С 2012 года принимаем участие в номинации «Литературное творчество» Международного фестиваля детского литературного творчества. (Г. Санкт-Петербург. Союз писателей России. Апрель).

  1. год - 2 победителя, 2 призёра.

  2. год - 2 победителя, 2 призёра.

  3. год - 2 призёра.

  4. год - 3 призёра.

  1. Международный фестиваль «Искатели своих корней». (Г. Санкт-Петербург. Союз писателей России. Ноябрь 2013-2014 года).

  1. год - 3 победителя.

  2. год - 2 победителя, 2 призёра.

  1. Научная ученическая конференция «Русский язык в современном мире». (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №41 от 05.03.2014 года).

  2. Районный и областной туры Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №42 от 12.03.2014 года).

  3. Районный и областной туры Пушкинского конкурса «Пока в России Пушкин длится». (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №49 от 21.03.2014 года). Районный и областной этапы конкурса

  4. Конкурс творческих работ учащихся «Писатели - участники Великой Отечественной войны - уроженцы Орловского края». (Приказ отдела образования администрации Хотынецкого района №137 от 02.10.2014 года).

  5. Областной литературно-патриотический конкурс «Солдаты России». (Г. Орёл. «Перспектива», февраль 2015 года. 1 обучающийся - диплом призёра, 1 обучающийся - диплом за активное участие).

  6. Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» (1 обучающийся - Диплом лауреата).

  7. Районная акция «И помнит мир спасённый» (Дипломы победителей в номинации «Ради жизни на Земле», статья в районной газете, март - 2015).

  8. Районный литературно-творческий конкурс «Я люблю тебя, Россия» (1 диплом победителя, 3 диплома призёров).

  9. Районный конкурс «Пионерский репортёр» (Диплом призёра и победителя в номинации «Лучшая пионерская публицистическая работа», статья в районной газете «Трибуна Хлебороба», апрель 2015 года).

В результате можно сделать вывод: основные формы учебной коммуникации, формируемые в системе районной школы помогают современному ребёнку быть коммуникабельным и культурным человеком. Таким образом, развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, вне зависимости от места жительства.


Список литературы

1. Богданова Г.Н. Развитие языковой компетенции младших школьников.

2. Божович Е.Д. Развитие языковых компетенций школьников: проблемы и подходы.

3. Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления.

4. Компетентностный подход в образовании. Сборник материалов и тезисов Региональной научно-практической конференции 9 февраля 2006 года. Ижевск: УдГУ, 2006.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии, 2004. №5.

6. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования » Часть 1.-М.: Готика, 2003.

7. Развивающее образование. Том 2. Нерешенные проблемы развивающего образования. - М.: АПК и ПРО,2003.

8. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Взгляд со стороны компетентностного подхода.

9.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.






© 2010-2022