Доклад на тему Формирование личностно-профессионального имиджа учителя средствами самопрезентации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колесник О.А., учитель математики и информатики

Торезского УВК «ОШ І-ІІ ступеней №1 - лицей «Спектр»


Формирование личностно-профессионального имиджа учителя

средствами самопрезентации


СЛАЙД 1. Имидж становится сейчас необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. Традиционно считается, что профессиональный успех учителя определяет внешний показатель деятельности - сумму знаний учеников. Проблему имиджа как отражение внутренней культуры личности в педагогической науке почти не исследовали.

Однако все большую актуальность приобретает процесс создания целостного профессионального имиджа, который заключается, прежде всего в усвоении и репродукции личностью профессионального опыта и общественной жизни. От характера педагога, от его личностных качеств, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой происходит педагогическое взаимодействие.

Процесс формирования имиджа является процессом самопрезентации личности. Умения правильно и грамотно подать себя, чтобы не только работать учителем но и построить свою профессиональную карьеру, обусловливают важность изучения явления самопрезентации.

В последнее время в нашем обществе заметно изменился взгляд педагогической общественности на роль имиджа учителя в профессиональной деятельности. Роль имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта, который обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и определяет становление культуры педагогической деятельности учителя, очень выросла.

Имиджелогия оперирует понятиями личностного имиджа, которое характеризует сочетание внешних и внутренних составляющих личности. Эти характеристики обусловили такие типы имиджа: самоимидж - прием личностью себя; имидж, который воспринимают другие; желаемый имидж. Последний может быть личностным (индивидуальным) и профессиональным, что бывает положительным и отрицательным. СЛАЙД 2

Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «Я», со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

Самоимидж - это внешняя привлекательность личности, является отражением уровня сегодняшней самооценки, основанной на предыдущем опыте.

Желаемый имидж связан с конкретными профессиями, которые и определяют имиджевое развитие (в ряде случаев этому помогает тип и форма одежды). Желаемый имидж определяет наличие определенных имиджевых характеристик, которые отличают одного человека от других в зависимости от направления.

Процесс формирования личностного имиджа учителя - это условие, средство, способ становления (совершенствование) индивидуальности субъектов образовательного процесса.

Профессиональный имидж - это профессиональные качества педагога, а также коммуникативные особенности профессиональной деятельности. В первую очередь это такие качества, как знание предмета и владение методикой, умение правильно оценивать знания учащихся, осуществлять подход к ним.

Однако следует отметить невозможность разграничения личностного и профессионального имиджа. Личностные качества несмотря на их субъективность являются первичными по сравнению с профессиональными. Важно также отметить исключительную роль личностного в формировании образа, потому что именно индивидуальные черты являются своеобразной базой для дальнейшего построения профессионального имиджа.

Структура имиджа учителя является поликомпонентной. К главным составляющим относятся следующие: СЛАЙД 3

- внутреннее «Я» (внутренний образ учителя, соответствующий выбранной специальности, выражается в его профессиональной культуре и мышлении, эмоциональности и творческом настрое, привлекательности и изысканности, внутренней стойкости и достоинстве, позиции и степени мобилизации и т.д.);

- визуальный образ учителя (свидетельствует о ценностных чертах, которые в гармоничном сочетании с педагогическим артистизмом создают положительный образ учителя, способствуют формированию репутации, помогают показать себя не только привлекательным человеком, но и замечательным педагогом);

- коммуникативность (использование вербальных и невербальных средств общения) (жесты, мимика, пантомимика, интонация, магия слова, темпоритм речи педагога должны привлекать внимание учеников к нему, вызывать доверие и настраивать их на активное взаимодействие).

К внутреннему «Я» следует отнести профессиональную компетентность учителя - главный инструмент его личности и имиджа, который определен, во-первых, высоким уровнем педагогической деятельности, реализацией личности преподавателя, определяет соотношение профессиональных знаний и умений и психолого-педагогические качества; во-вторых, гармоничным сочетанием знаний педагогом своего предмета, дидактики и методики преподавания; в-третьих, сформированность умений и навыков профессионального общения.

Таким образом, положительную «Я-концепцию» учителя прослеживаем через:

1) положительное отношение к себе, положительную самооценку, самоуважение, чувство собственного достоинства; самосознание, знание человека о себе: «какой я»? Следует подчеркнуть, что профессия учителя требует знания себя не только как личности, но и как учителя: «какой я учитель, воспитатель, имею ли я способность к преподаванию, к работе с детьми?» и тому подобное.

2) поведение, которое согласовывает внутреннюю оценку себя с внешними поступками.

Для учителя с положительной «Я-концепции» характерна гибкость педагогического мышления, что позволяет ему принимать правильные решения в сложных ситуациях, быстро реагировать на смену чувств, мышления, поведения детей, быть уверенным в себе как в учителе и быть довольным своей деятельности.

Слайд 4. Внешний вид помогает человеку привлечь к себе внимание, создать позитивный настрой, быть не только симпатичным человеком, но и опытным учителем. Учитель своей внешностью должен распологать к себе учеников, родителей, коллег. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой личностно-профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает достичь профессионального успеха.

В оценке людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основные потребности - отождествление и выражение индивидуальности. Все люди нуждаются в отождествлении с себе подобными, но вместе с тем они стремятся к утверждению своей индивидуальности. Эти потребности влияют на взаимодействие с окружением, стремление человека показать себя.

Способами отождествление и сопричастности личности к другим людям могут быть:

- внешний вид;

- осанка и язык телодвижений;

- манера общения;

- аксессуары;

- окружение (новейший дизайн интерьера дома или кабинета может свидетельствовать о том, что их владелец принадлежит к избранной группе лидеров в сфере исследования моды).

Профессия учителя предполагает наличие у него определенных профессионально-психологических характеристик, проявляющихся в виде установок, направленных на себя. Внешность учителя как компонент самопрезентации состоит из комплекса взаимосвязанных элементов. Культура и техника ухода за внешним видом - умение ухаживать за волосами, делать прическу, подбирать одежду и обувь, украшения, аксессуары, духи. Это умение ухаживать за телом (лицом, руками, ногами). Только в сочетании с этими составляющими создается внешность, которая олицетворяет учителя.

Требования, предъявляемые к выбору одежды, помогут педагогу улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Именно классический стиль одежды педагога вызывает чувство стабильности и респектабельности учебного заведения, демонстрирует уровень его культуры. Кроме того, он позволяет клиенту (ученику, родителям, коллеге) видеть и слышать педагога, а не то, как он выглядит. Формальная строгость, четкие линии, убедительная эстетика придают значимости внешнему виду учителя, демонстрируют его авторитет, достоинство, уверенность.

Одежда учителя не должен быть слишком ярким. Еще Бальзак отмечал, что «численность цветов всегда указывает на плохой вкус». В одежде учителя необходимо соблюдать:

- не более двух цветов;

- лишь одна яркая деталь (например кулон, брошь, бусы);

- темного цвета одежду можно носить круглый год, а светлого - только когда тепло.

Следует заметить, что к выбору цвета одежды необходимо подходить индивидуально. Яркие, но чистые тона однозначно ассоциируются с хорошим настроением, оптимизмом, мягкостью, добротой и счастливым детством. Темные, мрачные цвета вызывают противоположные эмоции.

Исследователь в области имиджелогии Ю. Палеха отмечает, что психологически грамотное использование цвета одежды, его соотношение с фоном, на котором будет находиться учитель, также играет существенную роль и предоставляет классификацию цветов одежды по психологическим воздействиям.

При выборе обуви следует обращать внимание, прежде всего, на удобство, красоту и консервативность. Лучше всего подойдут туфли на средних каблуках. Светлый, тем более белый цвет обуви являются нежелательными.

Еще одним из элементов внешности учителя являются косметические средства, которые должны быть едва заметными: минимум туши для ресниц, не слишком яркие тени и помада. Макияж должен гармонировать с цветом волос, размером и цветом глаз, формой лица. Умелое использование макияжа позволяет сделать более привлекательным свой имидж.

Показателем культуры и вкуса являются украшения, при подборе которых следует руководствоваться следующими правилами: украшения не должны мешать, не следует надевать вместе золотые и серебряные украшения; бижутерия должна быть высшего сорта и от престижных фирм.

Следует заметить, что внешность учителя должна быть одухотворенной, воодушевленной, излучать свет, тепло, доброжелательность всем своим внешним видом.

Одной из важных составляющих самопрезентации учителя является поведение, которое должно отвечать следующим критериям:

1) соответствие действующему законодательству, порядку установленному в обществе, в учебном заведении;

2) нравственная безупречность, что предполагает фиксацию высокой степени честности, справедливости, совестливости;

3) умение учитывать конкретную ситуацию, при которой учитель действует или оказывается в силу определенных обстоятельств;

4) соблюдение благородной цели, которую ставит перед собой учитель;

5) самокритичность к собственным возможностям, использование тех или иных моделей поведения в зависимости от ситуации.

Современный образ учителя определяет не только набор черт, качеств идеальной модели педагога в сознании учеников, но и новый коммуникативный имидж школьного учителя. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения педагога.

Заметим, что особенно ярко личностно-профессиональный имидж учителя выражен в феномене педагогического мастерства. Его характеризуют совокупность знаний определенных черт личности и способов умственной и практической деятельности учителя, которые обусловливают высокий уровень его профессионализма, способность оптимально решать педагогические задачи.

Обратимся к структурным компонентам педагогического мастерства, которые влияют на формирование личностно-профессионального имиджа учителя. СЛАЙД 5

Во-первых, морально-духовные ценности (гуманистическая направленность на себя, на средства и методы педагогического воздействия, на ученика; достоинство, жизненные идеалы и т.д.).

Во-вторых, профессиональные знания, характеризующие сочетание профессиональных знаний, умений и навыков учителя в осуществлении педагогической деятельности, его профессионализма.

В-третьих, важным для формирования имиджа учителя является наличие педагогических способностей (коммуникативность, перцептивные способности, динамичность личности, эмоциональная стабильность, оптимистическое прогнозирование, креативность), необходимых для успешного овладения педагогической деятельностью, для ее эффективного осуществления.

В-четвертых, социально-педагогические качества, которые содержат такие качественные характеристики учителя: любовь к детям, психолого-педагогическую культуру, психолого-педагогическую наблюдения, способность концентрировать и распределять внимание, творческое направление воображения, гибкость ума, выразительность и яркость чувств, способность сознательно управлять своими эмоциями, регулировать свои действия и поведение, терпение, самостоятельность, организованность и дисциплинированность, требовательность, силу и уравновешенность нервно-психических процессов, благоразумие, контактность, педагогический оптимизм, объективность в оценке деятельности учащихся и самооценке, культуру речевой деятельности и т.д. Подавляющее большинство указанных качеств является результатом многолетнего процесса социального развития личности с раннего детства.

В-пятых, педагогическая техника является не только важным компонентом педагогического мастерства, но и основой для формирования имиджа учителя, поскольку в ней обнаружена способность к регулированию своего поведения и самочувствия; умение ловко и целесообразно осуществлять дидактические операции (умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, технические средства обучения; писать на доске; доступно, четко, внятно, убедительно и последовательно излагать учебный материал; задавать вопросы; оценивать учебную деятельность учащихся и т.д.); умение педагога одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности, следить за своим внешним видом; придерживаться оптимального темпа, ритма и стиля общения в учебно-воспитательной деятельности. Собственно благодаря этим умением педагог создает свой личностно-профессиональный имидж.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать: в работе учителя нет мелочей - все имеет смысл, на все нужно обращать внимание и держать под контролем. Только при таких условиях учитель имеет шанс достичь успеха в профессии и получить удовольствие от работы.

Все сказанное позволяет сделать вывод: личностно-профессиональный имидж учителя - это образ, сформированный и выражающийся в процессе профессиональной деятельности, максимально обеспечивает реализацию основной цели профессиональной деятельности личности, а именно: всестороннее содействие стабильному поступательному развитию образования, а также обеспечивает моральную и материальную самореализацию личности.

Успешная и эффективная самопрезентация играет важную роль в формировании личностно-профессионального имиджа учителя. При самопрезентации педагог может эффективно осуществить свою профессиональную деятельность, раскрывать владение им знаниями, умениями и навыками, определяющие степень его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания, то есть проявить свою профессиональную компетентность.

Таким образом, самопрезентация - это не только умение оформлять свою внешность, демонстрации своих лучших качеств на публику, но и одна из главных форм процесса формирования имиджа человека. В этом процессе желаемый образ напрямую зависит от умений и навыков личности презентовать себя.

© 2010-2022