Статья Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности.

Кудрявицкая Н.Ш.

преподаватель-организатор ОБЖ

МОАУ «СОШ №5» г. Оренбург

Сегодня, очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только научным сотрудникам, они необходимы каждому человеку, недаром в ФГОС второго поколения внимание акцентировано на развитие исследовательских умений и навыков учащихся.

Под исследовательскими знаниями следует понимать знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Общие исследовательские умения и навыки:

-умение видеть проблему; умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение и навык наблюдения; умение и навык поведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Как нам, учителям, помочь ученикам находить новые знания? Проводить исследования?

Руководителю при организации ученической исследовательской работы необходимо оказать помощь:

  • в выборе темы;

  • в поэтапном планировании проведения работы;

  • в определении области применения результатов работы;

  • осуществление текущего руководства, методической помощь, консультирование учащихся.

Результативность работы будет зависеть от условий, которые мы создаем для ученика, работающего над исследованием:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

  • создание "ситуации успеха" для каждого учащегося;

  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

  • использование проблемных ситуаций;

  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

В процессе научно-исследовательской деятельности формируются УУД:

  • рефлексивные умения,

  • поисковые (исследовательские) умения,

  • менеджерские умения и навыки,

  • умение проектировать процесс,

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы и др.,

  • коммуникативные умения,

  • презентационные умения и навыки.

На всех ступенях обучения стимулируется интерес к исследовательскому поиску. В начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

В 5-7 классах приобретаются простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Учащиеся обучаются основам самостоятельной деятельности, происходит развитие нестандартного мышления. На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, формированию критического мышления.

Для 8-9 классов характерно выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер:

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса. В 10-11 классах происходит дальнейшее развитие у обучающихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике.

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы).

3. Выбор темы исследования.

4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению .

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

8. Анализ и обобщение полученных материалов .

9. Подготовка отчета.

10.Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

  • Выбрана добровольно, навязанная тема, какой бы важной она нам ни казалась, должного эффекта не даст.

  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

  • Наличие возможности найти нечто необычное, нестандартно посмотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

  • Тема должна соответствовать возрасту, это относиться к уровню подхода к раскрытию темы. Дети разного возраста решают проблему с различной степенью глубины

Основные понятия исследовательской деятельности:

Актуальность исследования определяется потребностью в новых данных, потребностью в расширении знаний, потребностью в поисках нового, неизвестностью или в обобщении разрозненных знаний в целостное понятие и восприятие.

Объект исследования- своеобразный носитель проблемы

Предмет исследования - это явление в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между целым и отдельными сторонами.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод, устанавливаются связи и причины. Причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Цель исследования:

  • выявление взаимосвязи явлений;

  • изучение динамики явлений;

  • описание новой природы явлений;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения целей.

Этапы исследования - основные периоды работы.

Структура исследования - количество глав, таблиц, исследуемых источников, предположений.

Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций и предложений на решение практических вопросов.

Как провести исследование? Методы исследования: анкетирование, эксперимент, опыт, др. Возможно проведение мероприятий, бесед, конкурсов, создание листовок, буклетов.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита работы - публична. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Возможно, наши дети не станут великими учеными, но первые свои опыты и исследования они запомнят на всю жизнь, и полученные с их помощью знания - тоже.

© 2010-2022