- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности
Статья Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудрявицкая Н.Ш. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Исследовательская работа учащихся, ее организационные формы и особенности.
Кудрявицкая Н.Ш.
преподаватель-организатор ОБЖ
МОАУ «СОШ №5» г. Оренбург
Сегодня, очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только научным сотрудникам, они необходимы каждому человеку, недаром в ФГОС второго поколения внимание акцентировано на развитие исследовательских умений и навыков учащихся.
Под исследовательскими знаниями следует понимать знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Общие исследовательские умения и навыки:
-умение видеть проблему; умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение и навык наблюдения; умение и навык поведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Как нам, учителям, помочь ученикам находить новые знания? Проводить исследования?
Руководителю при организации ученической исследовательской работы необходимо оказать помощь:
-
в выборе темы;
-
в поэтапном планировании проведения работы;
-
в определении области применения результатов работы;
-
осуществление текущего руководства, методической помощь, консультирование учащихся.
Результативность работы будет зависеть от условий, которые мы создаем для ученика, работающего над исследованием:
-
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
-
создание "ситуации успеха" для каждого учащегося;
-
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
-
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
-
использование проблемных ситуаций;
-
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
В процессе научно-исследовательской деятельности формируются УУД:
-
рефлексивные умения,
-
поисковые (исследовательские) умения,
-
менеджерские умения и навыки,
-
умение проектировать процесс,
-
умение планировать деятельность, время, ресурсы и др.,
-
коммуникативные умения,
-
презентационные умения и навыки.
На всех ступенях обучения стимулируется интерес к исследовательскому поиску. В начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
В 5-7 классах приобретаются простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Учащиеся обучаются основам самостоятельной деятельности, происходит развитие нестандартного мышления. На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, формированию критического мышления.
Для 8-9 классов характерно выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер:
Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса. В 10-11 классах происходит дальнейшее развитие у обучающихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике.
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы).
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению .
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов .
9. Подготовка отчета.
10.Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Правила выбора темы:
-
Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.
-
Выбрана добровольно, навязанная тема, какой бы важной она нам ни казалась, должного эффекта не даст.
-
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
-
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
-
Наличие возможности найти нечто необычное, нестандартно посмотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
-
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
-
Тема должна соответствовать возрасту, это относиться к уровню подхода к раскрытию темы. Дети разного возраста решают проблему с различной степенью глубины
Основные понятия исследовательской деятельности:
Актуальность исследования определяется потребностью в новых данных, потребностью в расширении знаний, потребностью в поисках нового, неизвестностью или в обобщении разрозненных знаний в целостное понятие и восприятие.
Объект исследования- своеобразный носитель проблемы
Предмет исследования - это явление в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между целым и отдельными сторонами.
Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод, устанавливаются связи и причины. Причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Цель исследования:
-
выявление взаимосвязи явлений;
-
изучение динамики явлений;
-
описание новой природы явлений;
-
обобщение, выявление общих закономерностей;
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения целей.
Этапы исследования - основные периоды работы.
Структура исследования - количество глав, таблиц, исследуемых источников, предположений.
Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций и предложений на решение практических вопросов.
Как провести исследование? Методы исследования: анкетирование, эксперимент, опыт, др. Возможно проведение мероприятий, бесед, конкурсов, создание листовок, буклетов.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита работы - публична. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Возможно, наши дети не станут великими учеными, но первые свои опыты и исследования они запомнят на всю жизнь, и полученные с их помощью знания - тоже.