Воспитание через традиции школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЮСЮРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)»













Воспитание через традиции школы



















Выполнила заместитель директора по ВР:

Бочарова Оксана Столетовна









2015 год

Воспитание через традиции школы

Воспитательная работа в школе ведется с целью воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом. Работа строится по следующим направлениям:

  • «Ученик - патриот и гражданин»

  • «Общение и досуг ученика»

  • «Ученик и его здоровье»

  • «Ученик и его семья»

  • «Ученик и его интеллектуальные возможности»

  • «Ученик и его нравственность»

Каждое направление имеет цели и задачи.

Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, но и придают определенную прочность жизнедеятельности школы.

Наша школа богата своими традициями, развивая их, классные руководители и учителя успешно и плодотворно совершенствуют формы и методы своей работы.

Традиции школы сохраняют: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать ее славу...

К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями. Эти отношения характеризуются коллегиальностью и равноправием.

Мне хотелось бы отметить одну традицию нашей школы, которая существует с 1967 года и именно это традиция отличает нашу школу от других школ и тем самым, придает школе, то особое, неповторимое, что сплачивает школьный коллектив.

В Кюсюрской средней школе с 1967 года существует туристический клуб «СЕВЕР», который был создан по инициативе учителя географии Данилова Хрисанфа Хрисанфовича. Целью этого клуба является:

- пропаганда фольклора, культуры, спорта и здорового образа жизни;

- знакомство детей с родным краем;

- организация туристических походов по разным маршрутам;

- сбор материалов по истории родного края.

Подготавливается однодневный поход по маршруту Кюсюр - Булун - Кюсюр. Положение этого интересного мероприятия было разработано его инициатором Даниловым Х.Х. Туристические походы - это самый массовый вид спорта. Наш наслег Кюсюр стоит на правом берегу реки Лена, а Булун - это местонахождение нашего бывшего районного центра. Он находится в 7 км ниже Кюсюра на левом берегу реки Лена, при впадении в неё речки Булункан. В Булуне стоит памятник, установленный в память о 14 бойцах, павших за установление Советской власти в Булунском округе. В первые годы поход был действительно однодневным, так как все мероприятия проходили в один день - это эстафета «ФАКЕЛ», игры «БГЗР», «Быстрый чай», «Флаг». С 1990 года начали вводиться новые спортивные виды и игры. Теперь это мероприятие стало проводиться в течение 2-4 месяцев. В походе участвуют все школьники 7-11 классов. Они распределяются на 6 разновозрастных отрядов. Во всех отрядах выбирают название отряда, её девиз. Ребята начинают изготавливать красочные эмблемы, вымпелы команд. До похода проходят соревнования между отрядами по футболу, шашкам и веселые старты. На суд жюри выносится также защита отрядных традиций. К началу похода каждый отряд выбирает командира, заместителя командира по хозяйственной части, 2-3 поваров, 2 костровых, 2 санитаров, 2 связистов, 2 журналистов, фотографов. Серьёзное внимание уделяется одежде, обуви детей и порядку следования по маршруту. Семикилометровый путь пролегает по бездорожной, снежной целине среди ледяных торосов реки Лены. Весенняя полярная погода капризна. Можно попасть в такие походные условия, как пурга или холодный пронизывающий северный ветер. Одежда участников должна быть тёплой, но в то же время лёгкой, чтобы можно было участвовать в переходе и соревнованиях. Команды идут в строго определённом порядке, соблюдая некоторую дистанцию между собой. Трасса для соревнований подготавливается за 2-3 дня до похода. В отрядах старшие юноши и девушки помогают в пути младшим товарищам. Учащиеся, которые по состоянию здоровья не могут принять участие в состязаниях, привлекаются в качестве судей, информаторов, освещающих ход соревнований и т.п. Школьный медицинский работник является постоянным участником всех походов.

В день похода подводятся итоги конкурсов, эстафет и прочих мероприятий. Через неделю на конкурс представляются иллюстрированные отрядные альбомы. Победители награждаются в торжественной обстановке. В проведении этого мероприятия задействован весь коллектив школы, никто не остаётся в стороне. Таков наш праздник, который стал одной из лучших традиций школы.

В 2012 году этой замечательной традиции школы исполнилось 45 лет.

Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД. Они организуется так, что каждый ученик нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, вступая в разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками.

Через КТД мы стремимся к тому, чтобы каждый - и ребенок, и педагог - реализовал себя как индивидуальность.

В основе КТД лежат следующие принципы:

- социально - полезная направленность деятельности детей и их наставников;

- сотрудничество детей и взрослых;

- многоролевой характер и романтизм используемых форм деятельности;

- творчество.

Методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Идей, которые лежат в основе коллективных творческих дел, шесть:

  1. Коллективная организация деятельности.

  2. Коллективное творчество.

  3. Коллективное целеполагание.

  4. Ситуации - образцы.

  5. Эмоциональное насыщение жизни коллектива.

  6. Общественная направленность деятельности коллектива.

Коллективная организация деятельности - это такой способ её организации, при котором все члены коллектива втягиваются в планирование, подготовку, свершение и обсуждение совместных дел.

Коллективное целеполагание - это совместная выработка и осмысление ребятами и взрослыми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор общих дел. Обсуждаются и планируются следующие отрядные дела: шашки, футбол, лыжи, конкурс снежных фигур, доброе дело, поход, вечер дружбы отрядов. Каждый год дела могут изменяться или дополняться другими.

Ситуация - образец - это ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут повышенно интенсивной, напряжённой коллективной жизнью в соответствии с идеалами демократии, гуманизма, творчества. За один такой день готовятся и проводятся несколько совместных дел, направленных на заботу друг о друге, устремлённых на пользу и радость окружающим людям. Таким днём в школе является традиционный поход Кюсюр - Булун - Кюсюр.

Эмоциональная насыщенность жизни коллектива - это набор средств, социально направленных на увеличение эмоционального напряжения, возбуждения чувств единения, доверия, душевного подъёма. Эти средства можно объединить в две группы - символы и обряды. Эмоционально насыщенным моментом в жизни отрядов является коллективное дело - «защита отрядных традиций». Каждый отряд защищает свою песню, единую форму, эмблему, девиз, а также учитывается организованность и сплочённость отряда.

Общественная направленность деятельности коллектива - это, деятельность коллектива, направленная на пользу и радость людям. Каждый год отряды проводят «Доброе дело»; оказание помощи ветеранам тыла и труда, пенсионерам и одиноким людям и т. д.

КТД - это полнокровная жизнь старших и младших, учителей и учащихся. В этой жизни учителя выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Это дела: политические и нравственные споры, труд, походы, встречи и расставания, песни, девизы, сюрпризы. Именно все это, возвышает, развивает, способствует становлению личности.

Пять условий успеха КТД:

- совместимость, сотрудничество, содействие.

- общая забота.

- единство мыслей и действий, воли и чувств.

- единый коллектив.

- творчество.

В подготовке и проведении КТД главное, дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

В начале марта учителями физкультуры проводится распределение учащихся 7-11 классов по шести отрядам. При этом основной костяк отрядов предыдущего года оставляется почти без изменений. Учителя по желанию назначаются руководителями - консультантами отрядов. Как только становится известен состав отрядов, руководители начинают сбор отрядов после уроков.

Во всех отрядах тайно друг от друга выбирают название отряда, придумывают девиз, песню, изготавливают красочные эмблемы, вымпелы, избирают командира отряда из числа старшеклассников. Самое сложное здесь - это выбрать название отряда, придумать песню и девиз. Обычно ребята предлагают много различных названий, но надо из этого многообразия выбрать именно то, которое бы понравилось большинству учащихся. Иногда выбор приходится делать с помощью голосования.

В отрядах заранее распределяют участников игр «эстафета Факел», «БГЗР», «шашки», «футбол». Выбирается актив отряда: командир, зам.командира, повара, костровики, журналисты, фотографы, художники, казначей.

Доброта - это человеческая черта характера, которая ценилась во все времена. Надо не просто сочувствовать, а нужно вовремя прийти на помощь нуждающимся.

Каждый год отряды под девизом «2000 добрых дел» помогают ветеранам тыла, детскому саду. Они расчищают снег на крышах, могут наколоть дрова, привезти лед, очистить тротуары, памятники и т.д. Фронт работы отряды выбирают сами, заранее договариваясь с различными организациями.

Шашки - это нечто большее, чем просто игра. Эта игра развивает ум, интеллект, интерес.

Шашки проводятся во время весенних каникул. Начинается игра между отрядами. Каждый отряд хочет завоевать призовое место. В игре принимают участие 3 юноши и 2 девушки. К игре готовятся заранее. В назначенное время приходят участники и болельщики. Эта игра учит нас в трудной ситуации выбирать правильное решение и способность мыслить.

Всеми любимая игра футбол занимает не последнее место в соревнованиях между отрядами. Игра проводится по всем правилам. Разница лишь в том, что мы играем на снегу, а не на зеленой траве. В каждой команде участвуют 9 человек. В состав команды входят и мальчики, и девочки.

Болельщики, как на настоящих футбольных матчах, собираются вокруг футбольного поля и скандируют: «Даёшь гол!», «Ура!», «Бей по воротам!». Дружно, хором кричат, болея за свой отряд. Каждый забитый гол сопровождается радостным воплем ребят и руководителей отрядов. Вообще все: и эмоции, и плакаты, и тренерские минутки как на настоящем матче.

Поход Кюсюр - Булун - Кюсюр.

Цель похода:

1. Воспитывать любовь к родному краю, своему наслегу, родной школе.

2. Формировать у ребят ценные нравственные качества: дружбу, взаимопомощь, коллективизм, товарищество.

3. Научиться преодолевать трудности, быть готовым к защите Родины.

4. Массовое привлечение ребят к спорту и туризму в школе, популяризация национальных видов спорта.

Программа похода:

8ч 00м. Построение и проверка.

8ч 20м. Митинг у памятника бойцам 273 Петроградского полка.

8ч 30м. Выход в Булун.

10ч 30м. Митинг у обелиска жертв контрреволюционного мятежа в Булуне.

11ч 00м. 1. Эстафета «Факел».

2. Турнир «Быстрый чай».

3. Конкурс «Полевой обед».

4. Военно-спортивная эстафета «БГЗР».

12ч 30м. 13ч 30м - Большой привал. Спортивные национальные игры.

13ч 30м. 15ч 30м - Военизированная игра.

15ч 30м. Сбор на выход из Булуна.

16ч 00м. Выход.

Эстафета «ФАКЕЛ»Воспитание через традиции школы

Нужно зажечь факел команды от огня, зажженного в память павших героев Булуна, донести его эстафетой, не потушив, до костра на биваках. Костровики готовят костер определенного размера по указанию судей.

Турнир «БЫСТРЫЙ ЧАЙ»

По команде ведро наполняется снегом, нагревается над костром и доводится до полного кипения. Вода в ведре должна быть над каймой.

Конкурс «ПОЛЕВОЙ ОБЕД»Воспитание через традиции школыВоспитание через традиции школы

Смотр умения поваров в приготовлении пищи на костре.

Эстафета «БГЗР - Будь готов к защите Родины»

В комплекс этапов военно-спортивной эстафеты входит укладка рюкзака, бег с противогазом через зараженное поле, перенос пострадавшего на носилках, преодоление оврага, преодоление снежных рвов и стен. В амуницию участников эстафеты входит рюкзак, автомат и противогаз, содержимое рюкзака и противогаз должны быть в сохранности. На дистанции обращается внимание на укладку рюкзака, ношение оружия, надевание и укладка противогаза, переноску раненого на носилках и т.д. Эстафета проходит в 7 этапов.

1 этап: «укладка рюкзака». Подбираются одинаковые рюкзаки, берутся куртка, полотенце, мыло, зубная щётка, зубная паста, миска, кружка, ложка. Всё это должно укладываться в рюкзак так, чтобы ничего не потерять в пути. На финише проверяется наличие всех названных по условию вещей. За потерю или поломку даются штрафные очки. На первом этапе бегут девушки.Воспитание через традиции школы

2 этап: «перенос пострадавшего».

От участников 1 этапа берут самодельный автомат, рюкзак, кладут пострадавшего на носилки и бегут дальше. На втором этапе бегут две юноши и девушка.

3 этап: «газовая защита»Воспитание через традиции школы

Юноша надевает противогаз, берет автомат, надевает рюкзак и бежит до следующего этапа. На третьем этапе бежит юноша.

4 этап: «речной барьер».

Первая пара спускается по крутому обрыву, и преодолевают рыхлый снежный покров поперек русла речки Булункан. На четвертом этапе бегут юноша и девушка.

5 этап: «подъем в горы».

Вторая пара штурмует противоположный берег, не менее крутой, часто обледенелый от весеннего солнца. На пятом этапе бегут юноша и девушка.

6 этап: «бег по склону».

Третья пара бежит по склону. На шестом этапе бегут юноша и девушка.

7 этап: «барьер».

На седьмом этапе бегут юноша, командир отряда, и девушка.

Этот этап самый сложный и заключительный. Здесь выявляется настоящая сноровка, сила, выносливость и быстрота. Здесь часто происходит перераспределение мест по итогам эстафеты БГЗР. Основная сложность состоит в том, чтобы преодолеть снежную стену. Общая высота снежной стены от дна ямы достигает 2,5 метров. На эту высоту надо поднять напарницу, передать ей автомат, рюкзак, противогаз и с её помощью самому взобраться на стену и бежать до финишной линии.

На финише проводится подведение итогов, учитываются все штрафные баллы, набранные в пути. На этом заканчивается наиболее напряженная часть программы однодневного похода.

Массовые игры

Популярная якутская национальная игра «Хапсагай» и перетягивание каната.

Военизированная игра «ЗАРНИЦА».

Отряды делятся на «синих»-2, 4, 6 отряды и «красных»-1, 3,5 отряды. Знак отличия: погоны, из материала, пришитые на правом плече с двух концов до выхода в поход.

Цель - отбить флаг у противника и принести его на свою территорию.

Бой идёт в русле речки Булункан. Снег там рыхлый, глубокий, особенно быстро и не пробежишь. Однако от сотен ног весь снег на поле «боя» вытаптывается. Бой протекает напряженно, обоюдными вторжениями, окружениями, засадами. Но несколько раз прорываются группы смельчаков к флагу. Прорвавшийся боец, если забрал флаг противника и принёс в свою зону, побеждает.

Санитары помогают бойцам, пришивают оторванные погоны. Они не имеют права вступать в бой. Учителя могут принять участие на равных правах.

Защита отрядных традиций

Защита отрядных традиций - это заключительный этап в отрядной работе.

Здесь подводится окончательный итог всей работы, определяются победители. К защите отрядных традиций отряды готовятся несколько дней: учат отрядную песню, придумывают единую форму одежды, готовят музыкальные номера или сценки.

КТД - это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности каждого школьника.

В процессе отрядной работы учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, знакомятся и приобретают друзей. Происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Во время планирования и организации КТД ученики и учителя приобретают большой опыт организационных навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД. КТД становятся мощной силой, обеспечивающей широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживания всех и всем.

Коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.

Мы очень рады, что в нашей школе сохранился традиционный поход Кюсюр-Булун-Кюсюр. Желаем, чтобы поход проводился из поколения в поколение.

За пройденные годы наша школа не только накопила продуктивный опыт работы по воспитанию детей и успешно вписалась в социокультурный облик округа, но и смогла успешно превратить этот опыт в традицию и стать неотъемлемым и важным звеном социума. Строя свою модель школы, мы стремимся, придать школе неповторимый вид. Это дало педагогическому коллективу толчок в творческих поисках и совершенствовании всех сторон школьной жизни. Именно с учителей началось моделирование нашей школы. Оказалось, что наш коллектив обладает не только огромным профессиональным, но и колоссальным творческим потенциалом.

Но главная, наша самая давняя традиция - это качественное образование, которое даёт школа. Уровень качества знаний учащихся нашей школы на протяжении последних лет устойчиво высок.

Главной задачей, которую мы перед собой поставили, является выявление, по возможности, всех талантливых и одарённых детей среди наших учащихся, создание условий для их развития. Мы стремимся заметить все успехи наших учеников и всякий их успех, даже небольшой, сделать достоянием всей школы. Не иссякает фантазия и энтузиазм наших школьников. Они объединились и создали детскую организацию. Ребята принимают участие во всех делах школы, сами планируют и координируют свою деятельность и творчество, поддерживают сложившиеся годами традиции школы.

В заключение хочется отметить, что школа, являясь по своей природе наиболее консервативным общественным институтом, призванным репродуцировать знания, культурный опыт и мораль общества, должна опираться на собственные традиции, чтобы оставаться устойчивой и не подвергаться сомнительным шатаниям общества, а очень осторожно и уверенно меняться в соответствии с потребностями времени. Наша школа, которая во главу угла ставит собственные традиции, как нельзя лучше отвечает потребностям современного быстро меняющегося общества.




© 2010-2022