Методическая разработка - Дискуссионный клуб

"Детский дом вчера, сегодня, завтра". Обсуждение книги Л.Мироновой "Детский дом." Детский дом 80-х годов, который описывает Лариса Миронова, чудовищно отличается от достигнутого Антоном Семёновичем Макаренко. Такое впечатление, что несколько десятилетий, отделяющих друг от друга два детских дома, несли беспощадный удар системе, столь чётко выстроенной выдающимся педагогом. Мы являемся на  педагогические развалины, где царят анархия, воровство, полное неуважение к личности ребёнка. Да и в социаль...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ «Черлакский детский дом»








«Детский дом вчера, сегодня, завтра»


(дискуссионный клуб)





Подготовила и провела: Никонорова Н.А.





















Январь 2009 год

I. Вступительное слово ведущего: Здравствуйте уважаемые коллеги, мы сегодня с вами собрались для того чтобы обсудить чрезвычайно важный вопрос. Тема которого «Детский дом вчера, сегодня, завтра». К сегодняшнему дню вы должны были прочитать книгу Ларисы Владимировны Мироновой «Детский дом» - это очерк, последовательное описание фактов, внешне схожий с произведением А.С. Макаренко «Марш 30-го года», в тоже время чрезвычайно отличается от него и это отличие печально.

Макаренко, показывая нам, результат воспитания, обращает внимание на средства педагога и систему организации дела, внушая чувство оптимизма и надежды. Детский дом 80-х годов, который описывает Лариса Миронова, чудовищно отличается от достигнутого Антоном Семёновичем Макаренко. Такое впечатление, что несколько десятилетий, отделяющих друг от друга два детских дома, несли беспощадный удар системе, столь чётко выстроенной выдающимся педагогом. Мы являемся на педагогические развалины, где царят анархия, воровство, полное неуважение к личности ребёнка. Да и в социальном отношении обстановка, окружающая детский дом Ларисы Мироновой, значительно драматичнее и тяжелее, нежели описанная Макаренко.

Как мы знаем, Антон Семёнович имел дело с круглыми сиротами, с детьми, совершившими крупные преступления. Почти все дети из детского дома 80 - х годов и наших дней имеют родителей. Но что это за родители? Они пьют, без видимой нужды предают своих детей. Детский дом переполнен результатами зла взрослых людей. Да и сам дом напоминает пепелище. В чём тут причина?

Обстановка, которая сложилась в детских домах страны, во всяком случае, во многих из них была такова, что взрослые недобросовестные люди ,корыстно пользовались средствами, которые выделяло государство для воспитания ребят. К тому же система детских домов оказалась социально заброшенной. Нормы на содержание воспитанников - чрезвычайно низкими. Не развивалась педагогика детского дома. Во многих интернатных учреждениях дети просто жили, просто сохранялись физически, не получая ни нравственного, ни этического, ни физического, ни эстетического воспитания.

Примерно такой детский дом и описывает Лариса Миронова.

В её повествовании очень много верных наблюдений и фактов. Внимательный педагог найдёт в них много полезного, узнает себя.

II. Обсуждение книги: Некоторые замечания автора требуют дополнительных размышлений.


  1. Например в, в главе «А нам должны! Мы - сироты» есть размышление о детском невежестве, которое воспитывает детский дом.

Вот как пишет автор: «Полное государственное обеспечение при всей своей объективной гуманности имеет, оказывается и явно негативные стороны…»

- Как вы считаете, какие это стороны? (Всё готовое, не за что не надо платить. Детям все должны, они ведь и так - сироты.)

2. Сегодня везде поднимался вопрос о трудовом воспитании. Мы считаем, что дети, которые живут в детском жоме, должны уметь и любить работать.

- С чем мы столкнулись в книге? (Дети не умеют работать, вернее их не научили.)

3. Важную проблему ставит автор в 23- й главе. «Из одного учреждения приехала делегация сотрудников, привезли мешок игрушек. Не новых, конечно, но в хорошем состоянии. Мы хотели отдать игрушки в игровую младших отрядов. Не тут-то было. Визитёры потребовали привести всех детей, чтобы вручить им игрушки в личное пользование. Вручали и при этом напутствовали. Это тебе от моей дочурки - куколка, а это от моего сыночка - самолётик… В тот же вечер разломанные на куски игрушки валялись по всем углам.»

- Почему? (Знают, что привезут ещё и новое.)

4. Важной проблемы автор касается в 24- й главе. Речь здесь о том, что пожилая женщина, пригласившая к себе в гости одну из воспитанниц, пришла в огорчение: как ни старалась женщина, а девочка, приходящая к ней в гости в воскресенье, не проявляет ответной сердечности и внимания. Главный смысл этих отношений для девочки - получить «трюльник» лишний раз, да попить чаю с пирожным.

- Почему? (Миронова права, дети могут отомстить за доброту, ответить на неё жестокостью и истерикой, по крайней мере, чёрной неблагодарностью. И это лишь еще одно свидетельство того, как трудно им проявлять доброту.)

Значительное место в «Записках воспитателя» занимают конфликты. Конфликты между педагогами. Конфликты между педагогами и детьми.

- Почему они возникают, их причина?

- Какой момент в книге вам больше всего запомнился? Почему?

- Что вы почувствовали после прочтения книги? Почему?

- Хотелось бы вам изменить окончание? Почему?

III. Вывод экспертов. - а теперь слово предоставляется нашим экспертам.

- Сегодня мы пытались проанализировать книгу Мироновой «Детский дом», из которой, конечно же, ищущий педагог найдет для себя много важного и полезного - не только с точки зрения поиска истины, но даже и сточки зрения педагогической методики.

IV. Презентация «Наш детский дом, вчера и сегодня»

А сейчас давайте отвлечёмся от мрачных мыслей и посмотрим, каким был и стал наш детский дом.

  1. «Черлакский детский дом»

  2. История создания Черлакского детского дома начинается 1942 года, когда из блокадного Ленинграда в Сибирь эвакуировали детей. Специальный детский дом № 84 принял маленьких ленинградцев, чтобы спасти их от голода и бомбёжки.

  3. Посмотрите внимательно на этих людей. Они посвятили свою жизнь детям. Педагогический коллектив 1957 и 1989 года.

  4. Сегодня детский дом - это творческий, сплочённый коллектив.

  5. В детском доме 7 групп, каждая соответствует одному из цветов радуги.

  6. В рамках социального партнёрства мы взаимодействуем: РОВД Черлакского района, домом творчества, Свято-Никольским приходом, Районным Домом Культуры, ПМППК, музыкальным театром г.Омска, ДЮКФП, пожарной частью №47, музеем изобразительного искусства имени Врубля, Черакским ПУ-26, бассейном «Юность» г.Омска, пограничной службой района, историко-краеведческим музеем.

  7. Вашему вниманию представлены фотографии встреч с нашими друзьями.

  8. Посмотрите, какие весёлые и счастливые лица у наших детей.

  9. В нашем детском доме есть определённые традиции: участие в демонстрации, возложения цветов у памятника, погибших воинов ВОв

  10. Туристические слеты педагогических работников

  11. Ежегодный туристический поход воспитанников детских домов в рамках проекта "Маршрут Дружбы".

  12. «Школа Выживания», ежегодный туристический поход.

  13. Летняя рыбалка.

  14. Выпускные вечера воспитанников детского дома.

  15. Юбилеи детского дома.

  16. Участие во Всероссийском забеге «Лыжня России».

  17. Отмечаем Новый год.

  18. Конкурс «Мисс рукодельница» в рамках программы «Мамина школа».

  19. Где наши девочки учатся быть хорошими хозяйками, жёнами и матерями.

  20. Мы стараемся принимать участие в различных конкурсах и мероприятиях области. В 2003 году наш директор Болдырь Борис Михайлович принял участие в первом областном конкурсе среди руководителей образовательных учреждений и получил диплом 3 степени.

  21. Так же принимаем участие в обл. конкурсе «Воспитатель года», и в обл. конкурсе методических материалов, инновационно-творческих проектах, форумах общественных инициатив.

  22. Кроме того в нашем детском доме проходят конкурсы: воспитатель года, руководитель года, педагог года, специалист года, помощник воспитателя.

  23. Благодаря нашим стараниям дети: вяжут, вышивают, шьют, играют на духовых инструментах.

  24. Работают в теплице.

  25. И на огороде.

  26. Если к ним найти подход, будут и красить.

  27. И возиться с цементом. Всё это в наших руках.

  28. Мне скоро десять - я учусь,

Я в жизни одного боюсь

Чтоб годы не пропали зря -

Ищу пути, ищу себя.

Хочу пройти по жизни век

Не как случайный человек!

V. Практическая часть. - Итак, мы с вами поговорили о детском доме «вчера и сегодня», а теперь я вам предлагаю представить наш детский дом в будущем и рассказать о нём, каким он будет через 5, 10, 15 лет. (листы бумаги, маркеры, на доске карточка - детский дом в будущем.)

VI. Вывод экспертов. (письмо из будущего от директора д\д)

VII. Выставка рисунков детей и воспитателей «Детский дом в будущем».

- Спасибо за внимание.

© 2010-2022