- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа дополнительного образования Естественно-научное направление
Программа дополнительного образования Естественно-научное направление
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лопасова М.И. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа естественно - научного направления "Первые шаги в науку"
Паспорт программы
Наименование программы
Программа «Первые шаги в науку» МОУ - Средней общеобразовательной школы с. Карпёнка Краснокутского района Саратовской области
Заказчик
Администрация МОУ - Средней общеобразовательной школы
с. Карпёнка
Основные разработчики
Еськова Елена Леонидовна
Лопасова Марина Ивановна
Исполнители программы
Педагоги и учащиеся МОУ - Средней общеобразовательной школы
с. Карпёнка
Цель программы
-
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Задачи программы
-
Развитие познавательной активности, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
-
Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
-
Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
-
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Сроки реализации программы
3 года
Ожидаемые результаты
-
разработка проектов и тем исследований;
-
удовлетворение спроса каждого школьника на изучение интересующих его проблем;
-
участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, выставках;
-
проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
-
выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами, проектами;
-
подготовка творческих работ, публикаций в Интернете.
Пояснительная записка
Данная программа призвана содействовать выработке у учащихся творческого отношения к труду. Формировать у школьников интерес к более глубокому изучению основ общественно-гуманитарных, естественных и математических наук, к проектной деятельности и научно-исследовательской работе. Учить школьников методам и приемам доступных им научных исследований, умению обращаться с приборами, оборудованием необходимым для экспериментов, работать со справочной, научной и другой литературой, использовать Интернет для получения информации.
Программа нацелена на выявление учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний, способных приобретать навыки и умения творческой и исследовательской, изобретательской работы во внеурочное время.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение, составили банк одаренных детей.
Главное в программе - системный подход к формированию у учащихся естественно - научного мировоззрения. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Программу рекомендуется использовать в образовательном учреждении с 1-го по 11-й класс.
Кадровое обеспечение:
-
педагоги образовательного учреждения;
-
воспитатель ГПД и классные руководители.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 1 год. Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами естественно - научного развития учащихся разного школьного возраста.
I категория: ребята 1-7-x классов:
-
выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью;
-
дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
II категория: учащиеся 8-11-х классов:
-
формирование научного мировоззрения;
-
развитие качеств обучающихся, таких как, способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие гибкости ума, критичности, наличия своего мнения, умения выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
-
создавать проекты и выступать с окончательным вариантом своей научной работы на школьной научно-практической конференции;
-
представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и в городе.
Мероприятия по реализации программы
Месяц
Тема
Класс
Ответственные
Результат работы
сентябрь
Подготовка и проведение организационного собрания
7-11
Руководители МС, члены НОУ
Папка материалов
ноябрь
Содержание тематики проектных работ.
3-11
Руководители секций, члены НОУ
Памятки по работе с проектами.
декабрь
Подготовка к участию членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по предметам
2-11
4-11
Учителя-предметники, руководители методических объединений
Методический бюллетень: анализ результатов олимпиад.
январь
Подготовка ко Дню Открытых дверей
1 -11 классах.
1-11
Руководители секций, члены НОУ.
Сборник материалов
февраль
Подготовка к проведению школьной научно-практической конференции "Мы - будущее XXI века"
7-11
Члены НОУ, руководители секций
Сборник материалов
март
Результаты школьной конференции, подготовка к районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
8-11
Члены НОУ, руководители секций.
Методический бюллетень
апрель
Участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
8-11
Члены НОУ, руководители секций.
Методический бюллетень
В течение года
Участие в международных , всероссийских и региональных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, конкурсах.
1-11
Члены НОУ, руководители секций.
Банк достижений ОУ
В течение года
Участие в Интернет-конкурсах, он - лайн - олимпиадах
1-11
Члены НОУ, руководители секций.
Банк достижений ОУ
Методическое обеспечение программы
-
Бурменская Г.В и Слуцкая В.М. Одаренные дети. М.: "Прогресс". 1991.
-
Гамезо М.В. Возрастная психология. ПОР. Москва. 2001.
-
Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
-
Информационно-методический журнал "Научное общество учащихся". КДПиШ, Красноярск.2005-2008.
-
Карделл Ф. Формула успеха. ИК "Невский проспект". СПб., 2001
-
Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение. 1996.
-
Кон И.С.Психология старшеклассника.
-
Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
-
Леонтьев Б.А. Web-дизайн: хитрости, тонкости и секреты. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс. 2003.
-
Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.
-
Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001
-
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. "5 за знания". М., 2008.
-
Столяренко Л.Д.Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике.. ИЦ "Март". Ростов-на-Дону. 2001.
-
Столяренко Л.Д. Психология. 100 экзаменационных ответов по психологии. ИЦ "Март". Ростов-на-Дону. 2001.
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. АСАВЕМА. Москва. 1999.
-
Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. "5 за знание". 2007.
-
Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.