- Преподавателю
- Директору, завучу
- Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кубентаева С.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Требования к современному уроку
-
Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.
-
Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях.
-
Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
-
Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
-
Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.
-
Концентрация внимания учащихся на научных понятиях, теоретических положениях законов, ведущих идеях. Выделение главного, существенного, обеспечение связи содержания урока с жизнью.
-
Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
-
Расширение арсенала выбора методов, преимущественно за счет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.
-
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
-
Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
-
Достаточный объем материала на уроке.
-
Рациональное использование учебного времени.
-
Знание учителем материала урока и предмета в целом.
-
Воспитание интереса к предмету.
-
Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
-
Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
-
Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.
Основные элементы УВП в уроке.
Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
-
Сформировать на уроке новое понятие
-
Обеспечить усвоение учащимися ...
-
Обучить новому способу действий
-
Устранить пробелы в знаниях
-
Обобщить и систематизировать знания о ...
-
Отработать навыки ...
-
Закрепить способы действий...
-
Сформировать у учащихся представления о ...
-
Обучить выполнению задания по образцу
-
Научить делать выводы ...
-
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
-
Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
-
Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.
-
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Воспитательная цель
-
Формирование интереса к будущему страны
-
Формирование чувства гордости за Родину
-
Воспитание гуманного отношения к людям
-
Формирование ответственности
-
Развитие требовательности к себе и другим
-
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
-
Воспитание мотивов труда
Развивающая цель
-
Развитие аналитического мышления
-
Развитие познавательных умений
-
Развитие умений учебного труда
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
Подготовка к уроку
-
Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
-
четко определить и сформулировать для себя его тему;
-
определить место темы в учебном курсе;
-
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
-
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
-
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
-
Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
-
узнавание нового материала;
-
воспроизведение;
-
применение знаний в новой ситуации;
-
применение знаний в незнакомой ситуации;
-
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
-
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-
задания, способствующие закреплению материала учеником.
-
Продумать «изюминку» урока.
-
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
-
Сгруппировать отобранный учебный материал.
-
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
-
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
-
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
-
что контролировать;
-
как контролировать;
-
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
-
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
-
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
-
Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
-
формальную;
-
содержательную;
-
аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема: ____________
Цель: ____________
Задачи:
обучающие: _____________
развивающие: __________________
воспитывающие: _______________
Оборудование: ________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают этап урока Ученики Учитель
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Самоанализ урока
-
Замысел занятия
-
Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
-
-
-
-
-
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.
-
Как он связан с предыдущими, на что опирается.
-
Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы.
-
Как были учтены при подготовке к уроку программные требования.
-
В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение.
-
Как и почему были выбраны форма занятия, тип.
-
-
-
-
-
-
Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
-
Какие главные задачи решались на уроке и почему?
-
Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока?
-
Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
-
Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
-
-
-
-
Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели.
-
Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие.
-
Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому.
-
Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее.
-
Основные типы уроков:
-
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
-
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
-
Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
-
Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
-
Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
-
Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
-
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
-
Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
-
Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
-
Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
-
Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
-
Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
-
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Методы и приемы развития интеллекта учащихся
-
эвристическая беседа
-
проблемное изложение учителя
-
исследовательская работа
-
рассказ
-
объяснение
-
схемы
-
опорные таблицы
-
заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу
-
сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.
-
диалоговое общение
-
моделирование
-
защита своего мнения
-
формулирование вопросов
-
рецензирование
-
задания-максимумы
-
метод свободного выбора
-
ученики в роли учителя
-
обучение действием
-
обсуждение в группах
-
ролевая игра
-
дискуссия
-
семинар
-
ученик как исследователь
-
дебаты
-
мозговой штурм
-
межпредметные сравнения
-
проблемные ситуации, вопросы
-
практическая работа
-
эксперимент
-
опыты
-
системно-структурный анализ
-
проекты
-
презентации