Требования к современному уроку

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования к современному уроку

  • Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение особенностей урока.

  • Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях.

  • Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.

  • Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.

  • Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования времени.

  • Концентрация внимания учащихся на научных понятиях, теоретических положениях законов, ведущих идеях. Выделение главного, существенного, обеспечение связи содержания урока с жизнью.

  • Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.

  • Расширение арсенала выбора методов, преимущественно за счет активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных методов обучения.

  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

  • Осуществление дифференцированного подхода в обучении.

  • Достаточный объем материала на уроке.

  • Рациональное использование учебного времени.

  • Знание учителем материала урока и предмета в целом.

  • Воспитание интереса к предмету.

  • Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.

  • Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.

  • Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.

Основные элементы УВП в уроке.

Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.

  • Сформировать на уроке новое понятие

  • Обеспечить усвоение учащимися ...

  • Обучить новому способу действий

  • Устранить пробелы в знаниях

  • Обобщить и систематизировать знания о ...

  • Отработать навыки ...

  • Закрепить способы действий...

  • Сформировать у учащихся представления о ...

  • Обучить выполнению задания по образцу

  • Научить делать выводы ...

  • Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

  • Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

  • Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

  • Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

Воспитательная цель

  • Формирование интереса к будущему страны

  • Формирование чувства гордости за Родину

  • Воспитание гуманного отношения к людям

  • Формирование ответственности

  • Развитие требовательности к себе и другим

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

  • Воспитание мотивов труда

Развивающая цель

  • Развитие аналитического мышления

  • Развитие познавательных умений

  • Развитие умений учебного труда

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Подготовка к уроку

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

  1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

  2. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

  1. Продумать «изюминку» урока.

  2. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  3. Сгруппировать отобранный учебный материал.

  4. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

  5. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

  2. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

  3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;

  • содержательную;

  • аналитическую.

Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема: ____________
Цель: ____________
Задачи:
обучающие: _____________
развивающие: __________________
воспитывающие: _______________
Оборудование: ________________
Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:
1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают этап урока Ученики Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

Самоанализ урока

  1. Замысел занятия

    • Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

        • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.

        • Как он связан с предыдущими, на что опирается.

        • Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы.

        • Как были учтены при подготовке к уроку программные требования.

        • В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение.

        • Как и почему были выбраны форма занятия, тип.

      • Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?

      • Какие главные задачи решались на уроке и почему?

      • Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока?

      • Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?

      • Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

    1. Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели.

    2. Удалось ли решить на необходимом, оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение, настроение, самочувствие.

    3. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому.

    4. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее.

Основные типы уроков:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


Структурные элементы учебного занятия

  1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

  2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

  3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

  4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

  5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

  6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

  7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

  8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

  9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

  10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

  11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Методы и приемы развития интеллекта учащихся

  • эвристическая беседа

  • проблемное изложение учителя

  • исследовательская работа

  • рассказ

  • объяснение

  • схемы

  • опорные таблицы

  • заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу

  • сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.

  • диалоговое общение

  • моделирование

  • защита своего мнения

  • формулирование вопросов

  • рецензирование

  • задания-максимумы

  • метод свободного выбора

  • ученики в роли учителя

  • обучение действием

  • обсуждение в группах

  • ролевая игра

  • дискуссия

  • семинар

  • ученик как исследователь

  • дебаты

  • мозговой штурм

  • межпредметные сравнения

  • проблемные ситуации, вопросы

  • практическая работа

  • эксперимент

  • опыты

  • системно-структурный анализ

  • проекты

  • презентации


© 2010-2022