Программа здорового питания «На здоровье!»

Одним из важнейших направлений современного образования является "здоровьесбережение и профилактика заболеваемости. Актуальность данной проблемы очевидна. Мониторинг состояния здоровья детей не утешителен: каждый второй школьник сегодня приходит в первый класс, имея отклонения в здоровье. На протяжении школьной жизни этот процесс может иметь положительную или отрицательную динамику. В связи с этим ОУ планирует и осуществляет работу по организации здорового питания школьников по формированию ц...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

МБОУ БГО ООШ № 9

«На здоровье!»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


1.Наименование программы

«На здоровье!»

2. Основание для разработки Программы

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Закон Российской Федерации «Об образовании».

СанПин 2.4.2. 2409-08- «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Письмо главного санитарного врача РФ от 14.04.2009 года № 01/4830-9-23 «Об организации питания учащихся в образовательных учреждениях РФ».

3. Разработчики Программы

Администрация школы

4. Цель Программы

Реализация комплекса мер, направленных на обучение сохранению и укреплению, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся

5. Основные задачи Программы

  • обеспечение детей и подростков оптимальным питанием высокого качества, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

  • обеспечение доступности школьного питания;

  • предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

  • пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

  • внедрение современных методов мониторинга состояния питания;

  • приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.

6. Этапы и сроки реализации Программы

I этап - организационный ( 2013-2014 учебный год)

II этап - содержательно-деятельный (2014-2016 учебный год)

III этап - рефлексивный (2016-2017 учебный год)

7. Объемы и источники финансирования

  • средства бюджета муниципального образования;

  • родительские средства

8.Организация контроля исполнения Программы


  • общественный контроль организации и качества питания школьников со стороны управляющего совета школы;

  • информирование общественности о состоянии школьного питания через школьную газету и сайт школы;

  • информирование родителей на родительских собраниях.

9. Ожидаемые результаты реализации Программы

  • наличие пакета документов по организации школьного питания;

обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;

  • увеличение охвата участников образовательного процесса полноценным регулярным горячим питанием до 100%;

  • обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

  • отсутствие инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • сформированность культуры питания и самообслуживания;

  • приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями;

  • улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой.

.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны. На современном этапе развития общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой - потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. В 1998 году Правительство России приняло Концепцию государственной политики в области здорового питания населения России, которая основывается на следующих принципах:

1) здоровье человека - важнейший приоритет государства,

2) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека,

3) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи,

4) рациональное питание детей должно быть предметом особого внимания государства

питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Всякое нарушение питания, как количественное, так и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии, необходимой ему для жизнедеятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.

Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей.

Очень важно, чтобы школа стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания.

Практика организации питания в школе убеждают в преимуществе столовой, работающей непосредственно на сырье. В МБОУ БГО ООШ № 9 имеется современное технологическое оборудование для хранения сырья и готовой продукции, приготовления разнообразных блюд, выпечки. Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее состоянию уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются современные средства дезинфекции. Перед входом в помещение столовой оборудовано место для мытья рук с электрополотенцем. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой. Приготовление пищи обеспечивают сотрудники столовой: старший повар, повар, мойщица посуды. Все работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех санитарных и технологических норм хранения, приготовления и реализации продуктов. Соблюдение норм и правил, калорийность, сбалансированность питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. В школе ведутся необходимые по нормам СанПиНа журналы. Качество готовых блюд ежедневно контролирует бракеражная комиссия. Совместная работа администрации, родительской общественности, медицинской сестры, позволяет в системе контролировать сам процесс питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранять здоровье детей. Персонал столовой встречает детей доброжелательными улыбками, многих детей знает по именам. Поэтому дети с удовольствием посещают школьную столовую.

Программа «На здоровье!» призвана не только формировать у школьника рациональное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29 - ФЗ, от 02.01.2000 г.), санитарными нормами и правилами, утвержденными совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпидемнадзором:

  1. СанПин 2.4.2. 2409-08- «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

  2. Письмо главного санитарного врача РФ от 14.04.2009 года № 01/4830-9-23 «Об организации питания учащихся в образовательных учреждениях РФ».

Программа обеспечивает основную концепцию, которой руководствуется школа в планировании, реализации и оценке мероприятий по пропаганде здоровья и здорового питания. В ней учитываются действия всех значимых членов школьного сообщества: учащихся, педагогов, родителей, работников МБОУ БГО ООШ № 9.

Содержание программы отвечает следующим принципам:

· возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения физиологическим и психологическим особенностям учащихся;

· научная обоснованность питания детей;

· практическая целесообразность;

· необходимость и достаточность предоставляемой информации;

· культурологическая сообразность.

Цель программы: реализация комплекса мер, направленных на обучение сохранению и укреплению, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся

Задачи программы:

1.Обеспечение детей и подростков оптимальным питанием высокого качества, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания.

2. Обеспечение доступности школьного питания.

3.Предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.

4. Пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

5. Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.

6. Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.

Этапы и сроки реализации программы:

I этап - организационный (1 полугодие 2013-2014 учебного года)

1.1.Проведение анализа охвата горячим питанием участников

образовательного процесса на начало учебного года;

1.2.Создание творческой группы по разработке программы «На здоровье!»

1.3.Разработка и утверждение программы.

II этап - содержательно -деятельный (2014-2016 учебный год)

III этап - рефлексивный (2016-2017 учебный год)

3.1.Проведение мониторинговых исследований по результатам реализации программы.

3.2. Разработка рекомендационных материалов

Основные направления и механизм реализации Программы


1. Организация и регулирование школьного питания

1

Развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании.

2

Развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания

3

Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей

4

Обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания

5

Оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся.

6

Использование разных форм и методик организации питания

2. Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей.

1

Пропаганда здорового питания в детско-подростковой среде (проведение игр, конкурсов, лекций, акций, классных часов, КТД)

2

Пропаганда здорового питания на родительских собраниях.

3

Создать электронный банк данных по вопросам здорового питания, здорового образа жизни.

3.Укрепление материально-технической базы школьной столовой


1

Оснащение недостающим технологическим оборудованием школьного пищеблока,

2

Совершенствование дизайна школьной столовой.

4. Повышение квалификации персонала


1

Повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации

2

Проведение обучающих семинаров для работников школьной столовой.

Содержание программы

1. Организация и регулирование школьного питания

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Проверка готовности школьной столовой к новому учебному году

август

Директор школы

2.

Ознакомление классных руководителей, работников школьной столовой с нормативными документами, регулирующими школьное питание.

сентябрь

Директор школы

3.

Составление графика дежурства по столовой, утверждение списка обучающихся на льготное питание.

сентябрь

Директор школы, зам.директора

4.

Создание бракеражной комиссии, группы общественного контроля

сентябрь

Директор школы

5.

Заседание управляющего совета школы «Организация питания в ОУ»

ноябрь, апрель

Председатель управляющего совета школы

6.

Руководство организации питания на основе

- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях , учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В течение года

Директор школы

7.

Формирование нормативно-правовой базы по организации питания в школе

сентябрь

Директор школы

7.1

Проверка должностных обязанностей работников пищеблока.

сентябрь

Директор школы

7.2

Издание приказа по школе об организации питания на 01 сентября , 01 января каждого учебного года

Сентябрь,

январь

Директор школы

7.3

Согласование примерного 10-и дневного меню в осенне- зимний период, зимне- весенний период в соответствии с санитарными нормами.

Август, февраль, по мере необходимости

Старший повар

7.4

Контроль наличия инструкции по эксплуатации технологического оборудования на пищеблоке, по технике безопасности.

В течение года

Начальник хозяйственного отдела

7.5

Организация контроля ведения документации:

Журнал бракеража готовой кулинарной продукции;

Журнал здоровья (пищеблок);

Журнал бракеража пищевых продуктов и производственного сырья.

Журнал витаминизации третьих и сладких блюд;

Журнал контроля рациона питания;

Журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании.

В течение года

Директор школы

9.

Контроль организации питания в школе, выполнение мер по его улучшению.

В течение года

Директор,

группа общественного контроля

10.

Контроль выполнения требований СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В течение года

Директор школы,

мед.работник школы

11.

Контроль выполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемиологических мероприятий

В течение года

Мед.работник школы,

старший повар

2.Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей.

Название мероприятия

Сроки

Ответственный

Планирование работы по охвату горячим питанием обучающихся школы, по формированию навыков здорового питания

сентябрь

Директор,

зам. директора

Акция «Здоровое питание»

декабрь-январь

Зам.директора

Размещение информации об организации питания на сайте школы

в течение года

Директор школы

Оформление информационного уголка «Здоровье на тарелке»

сентябрь

Социальный педагог

Организация консультаций для классных руководителей:

- культура поведения учащихся во время приема пищи,

- соблюдение санитарно-гигиенических требований,
- организация горячего питания - залог сохранения здоровья.

в течение года

Зам.директора

Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся

Проведение классных часов, уроков здоровья, внеклассных мероприятий по воспитанию культуры питания обучающихся

в течение года

Зам.директора,

классные руководители,

библиотекарь

Цикл бесед «Азбука здорового питания»

в течение года

Фестиваль презентаций «Правильное питание - здоровое питание»

март

Зам.директора

Конкурс рисунков «Умные продукты»

ноябрь

Зам. директора

Работа по воспитанию культуры питания среди родителей обучающихся

Проведение классных и общешкольных родительских собраний «Оптимальное питание - основа здорового детства и юношества»

ежегодно

Директор школы, классные руководители

Родительская конференция «Школьное питание - здоровое питание»

май

Социальный педагог

Проведение заседаний управляющего совета по вопросу организации питания в школе

ноябрь, апрель

Директор школы

3. Укрепление материально-технической базы школьной столовой

Своевременное приобретение посуды и столовых приборов

в течение года

Директор школы, начальник хозяйственного отдела

Поддержание эстетического состояния зала столовой

в течение года

Начальник хозяйственного отдела, работники столовой

Приобретение и эксплуатация нового технологического оборудования

в течение года

Директор школы, начальник хозяйственного отдела

4. Повышение квалификации работников столовой

Обучение на курсах повышения квалификации

по мере необходимости

Директор МБУ «Комбинат детского питания»

5.Мониторинг реализации программы.

Направление мониторинга

Диагностика

Сроки

Ответственный

Охват учащихся горячим питанием

Анализ результатов посещаемости школьной столовой.

ежедневно ежемесячно

ежегодно

Классные руководители, социальный педагог

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Анализ состояния здоровья школьников по результатам медицинских осмотров.

Анализ заболеваемости детей ОУ.

ежегодно

Директор школы,

учителя физкультуры,

медработник школы,

кл. руководители

Уровень удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов организацией питания в школе

Анкетирование

ежегодно

Социальный педагог

Материально-техническая база столовой

Смотр помещения (оборудование, оснащение).

Анализ результатов приёмки столовой к началу нового учебного года.

Оснащение пищеблока необходимым оборудованием.

ежегодно

Директор школы,

начальник хозяйственного отдела

Формирование навыков здорового питания обучающихся

Собеседование,

наблюдение

ежегодно

Зам. директора

Качество организации питания

Наблюдение, анкетирование, опросы, посещение столовой, анализ приготовления пищи и норм раскладки, санитарно-гигиенического состояния обеденного зала

ежедневно

Директор,

медсестра

Формирование нового имиджа школьной столовой

Опрос, анкетирование и другие практики по выявлению общественного мнения

ежегодно

Директор школы

Функциональные задачи работников школы по обеспечению реализации программы.

1. Задачи администрации школы:

Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;

• Контроль качества питания;

• Контроль обеспечения порядка в столовой;

• Контроль культуры принятия пищи;

• Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи.

2. Обязанности работников столовой:

• Составлять меню рационального питания на день и перспективного меню;

• Включать в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;

• Использовать современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.

3. Обязанности классных руководителей:

• Вести информационно-просветительскую работу о рациональном и правильном питании, необходимости полноценного питания для развития организма;

• Формировать навыки культуры поведения в столовой во время приема пищи;

• Вести разъяснительную работу с родителями о подходах к проблеме питания в семье;

• Организовывать досуговую деятельность учащихся по пропаганде здорового питания.

4. Обязанности родителей:

• Прививать навыки культуры питания в семье;

• Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье;

• Оказывать содействие коллективу школы по формированию в детской среде ценностного отношения к здоровью.

5. Обязанности учащихся:

• Соблюдать правила культуры приема пищи;

• Дежурить по столовой;

• Принимать участие в тематических акциях.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

1.Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 100 %.

2.Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

3.Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;

4.Сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;

5. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой, оснастить недостающим технологическим оборудованием;

6.Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;

7.Изменить имидж школьной столовой и качество обслуживания; превратить столовую в место, привлекательное для обучающихся.

Зам.директора школы Л.И.Дегтярева


© 2010-2022