Дорожная карта введения ФГОС ООО

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дорожная карта - удобный инструмент для начала работы по переходу на ФГОС. Теперь уже речь идет об основной школьной ступени. Поскольку каждая школа имеет свои особенности, то авторы рекомендуют только ориентационную модель этой карты.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» сказано, что реализация ООП 000 должна иметь под собой «описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических... сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий (п. 18.3.2.). Логика внедрения стандартов такова, что достижение планируемых результатов невозможно без качественной системы условий. Понимание этого и должно быть поставлено во главу угла при внедрении стандарта основного образования.

В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» указываются критерии готовности образовательного учреждения к внедрению стандарта и предлагается осуществить комплекс мероприятий по обеспечению этой готовности. Дорожная карта, где эти мероприятия планируются и где отслеживается готовность школы к реализации нового стандарта, должна строиться на основе новой модели образования в школе. Наиболее важным принципом проектирования карты является принципсоответствия объёмным показателям качества образовательной услуги в контексте Федерального закона № 83-ФЗ. Речь идет прежде всего о внешнем мониторинге качества образовательной услуги как комплексного результата деятельности ОУ. Не конкретного учителя или конкретного ученика, а всего учреждения. Такой мониторинг предполагает и организацию качественного питания школьников, и отслеживание количества учащихся в школе, и наличие или отсутствие жалоб, и укомплектованность кадрами и т.д.

В дорожной карте планируется и отслеживается готовность школы к реализации нового стандарта.

В дорожную карту разумнее всего включить те показатели качества выполнения государственного задания, которые касаются непосредственно учителей, детей и их родителей. Например:

-доля педагогического состава, повысившего квалификацию;

-оснащенность библиотеки(методического кабинета);

-общая (единая) система оценки индивидуальных образовательных результатов; обоснование использования разных оценочных шкал, процедур, форм и их соотношение;

-свобода доступа к ресурсам Интернета;

-методики и технологии обучения;

-уровень освоения учениками ООП начального, основного и среднего (полного) общего образования;

-удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования;

-участие родителей в управлении школой;

-промежуточная аттестация, результаты планового и внепланового контроля качества подготовки; наличие органа самоуправления; количество детей в кружках, секциях и участников конкурсов, смотров, фестивалей в системе дополнительного образования. Каждая школа разрабатывает свою дорожную карту, поэтому рекомендовать можно только ее ориентационную модель. Предлагаем вам такую модель, разработанную в результате обобщения авторского опыта по обучению руководителей внедрению ФГОС 000 в ряде регионов - Югре, Ямале, Санкт-Петербурге, Якутии (Саха), Нижнем Новгороде, Карелии и некоторых других. Хотели бы надеяться, что она будет полезна вам, уважаемые директора школ.

Итак, дорожная карта готовности школы к реализации ФГОС 000, составленная по направлениям деятельности ОУ.

1. Нормативное обеспечение введения ФГОС

Целесообразно включить в перечень мероприятий следующие.

• Разработка ООП школы на основе примерной программы и ее утверждение.

• Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции, приказы, локальные акты и т.д.).

• Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

Корректировка программы развития ОУ.

2. Организационно-содержательная готовность

• Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС.

• Создание рабочей (инициативной, проектной, творческой) группы.

• Проведение анализа содержания реализуемой программы основного образования на ее соответствие требованиям ФГОС.

• Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС 000.

• Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению стандартов.

• Реализация моделей взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, обеспечивающими организацию внеурочной деятельности.

• Привлечение органов государственно-общественного управления ОУ к проектированию программы школы.

3. Финансово-экономическая готовность

Здесь наиболее важными мероприятиями могут стать следующие.

• Внесение изменений в Положение о системе оплаты труда в ОУ: разработка (изменение) локальных актов, регламентирующих заработную плату работников школы, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размер премирования.

• Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

План финансово-хозяйственной деятельности ОУ (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ).

Отметим, что финансирование образовательной деятельности предполагает некоторую вариативность в принятии решений для развития школы. Для этого есть три возможности, а именно:

• финансирование по нормативам на одного учащегося - «подушевые» региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы, на содержание школы и пришкольных территорий;

• стимулирующее финансирование - возможность привлечь дополнительные средства для развития, участвуя в конкурсах приоритетного национального проекта «Образование» и получая гранты;

программное финансирование развития - развитие материальной базы, информатизации, реструктуризации и т.д.

Для бюджетного учреждения выбор невелик, однако, используя свои преимущества, школа сумеет обеспечить высокий уровень качества образования.

ОТЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ

«Несмотря на внутреннее сопротивление и ряд очевидных просчетов, которые отчетливо видны при переходе на новые ФГОС 000 каждому руководителю «непилотных» школ уже предстоит задуматься о пошаговых действиях по внедрению поставленной задачи, и статья поможет определиться с правильным составлением так называемой "дорожной карты"».

«Который раз убеждаюсь в том, мы вначале делаем, потом думаем. Остается для меня вопрос, если мы так рьяно беремся за внедрение ФГОС 000, готова ли школа к их внедрению в практику?»

Каждая школа разрабатывает свою дорожную карту, поэтому рекомендовать можно только ее ориентационную модель.

4. Кадровое обеспечение

• Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ.

• Разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров.

• Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций.

• Обучение работе в информационно насыщенной среде (ИК-технологии).

Многие учреждения, всерьез озаботившись проблемой подготовки кадров к реализации ФГОС, продумывают систему поддержки и поощрения учителей, предлагающих инновационные технологии или участвующих в конкурсных мероприятиях. Некоторые школы разрабатывают модели рейтинговой оценки качества труда учителя по таким критериям, как: показатели обученности детей, методическая активность учителя, его технологический инструментарий, умение создавать условия для развития индивидуальных способностей учащихся, знание функций педагогической оценки. Весь комплекс мероприятий по созданию кадровых условий для реализации ФГОС есть ключевое звено дорожной карты: только высококвалифицированный учитель обеспечивает высокие результаты учащихся; сегодня это аксиома.

Методическая работа - это мощный стимул для повышения квалификации педагога на рабочем месте. А что является результатом эффективной методической работы? Для ответа на вопрос пересмотрите способы ее организации, учтите междисциплинарность многих позиций в образовательной практике, продумайте варианты новой, в том числе сетевой, кооперации. Иными словами, это направление должно включать в себя:

• создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС 000;

• изучение и разработку методического обеспечения к рабочим учебным программам и другим разделам ООП 000;

• разработку (корректировку) плана научно-методических семинаров (внутришкольное повышение квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС;

• инициирование деятельности сетевых сообществ по проблемам ФГОС;

• организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в школе.

5. Информационное обеспечение

Целесообразно осуществить:

• обновление содержания сайта школы с целью проинформировать общественность о переходе на ФГОС, о результатах деятельности, организовать обмен мнениями;

• утверждение локального акта, регламентирующего подготовку публичного отчета школы;

• изучение мнения родителей (законных представителей) учащихся по вопросам внедрения ФГОС второго поколения.

6. Материально-техническое обеспечение

Продумывается план материально-технического развития школы и:

• разрабатываются локальные акты, устанавливающие требования к структурным объектам школы (информационно-библиотечный центр, учебный кабинет и т.д.) по минимальной оснащенности учебного процесса;

• планируется оснащение образовательного процесса в соответствии с требованиями качественной информационно-образовательной среды.

Фиксируется система учебников, интернет-ресурсы, вспомогательные ресурсы для изучения предметов, комплекты учебного оборудования, которые помогут создать в школе современные условия.

Федеральным законом №293-Ф3 от8 ноября 2010 г. сформулированы требования к информационной открытости образовательного учреждения и внесены изменения в ст. 32 Закона «Об образовании», а именно: в п. 3 указывается, что на сайте должен быть отчет о результатах самооценки деятельности ОУ (самообследование школы), а в п. 24 - что необходимо «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении». Для реализации этих положений целесообразно провести комплексный самоанализ школы, чтобы снабдить дорожную карту надежным маршрутом достижения новых результатов образования.

Вывод. Новый этап модернизации образования, если судить по проекту Государственной программы развития образования на 2013-2020 гг., характеризуется своеобразным «собиранием камней», то есть переводом социальных установлений (институтов) в правовые. Применительно к процессу реализации ФГОС это означает, по нашему мнению, что в сознании всех субъектов образовательного процесса стандарт перестал 6ь;ть экзотикой, стал обычным явлением школьной жизни, ответы на вопросы «что ?» и «гдe ?» получены. Теперь требуется ответить на вопрос«как?». А это - основная задача управления, директора школы и его команды. И дорожная карта есть не что иное, как перевод ФГОС в статус правового института на локальном уровне ОУ. Система управления школы во главе с директором и школьным советом ответственна за исполнение локальных актов («законов» школы). И если ФГОС, говоря словами А.М.Кондакова, «конституция школьной жизни», то дорожная карта - это обеспечивающий закон. Поскольку процесс реализации ФГОС охватывает все аспекты жизни школы, то один «ответственный» (как правило, зам. директора) с обеспечением этого процесса не справится. Это показал процесс введения ФГОС НОО. Обеспечение этого процесса - командное дело. Например, в школах ХМАО-Югры проект по внедрению ФГОС 000, который мы реализуем, охватывает более тысячи педагогов, представляющих более трехсот школьных управленческих команд, объединенных согласованной идеологией, корпоративными ценностями, организацией. При успешном завершении этого проекта можно будет говорить о реальной институализации внедрения ФГОС в регионе.©

Если ФГОС - «конституция школьной жизни», то дорожная карта - это обеспечивающий закон.

© 2010-2022