ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Мы едины…»

            Настоящая программа воспитания и социализации обучающихся имеет долгосрочный характер и предполагает участие обучающихся 1-9 классов  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» п.Лобвы Новолялинского городского округа.              Актуальность программы обусловлена непростым современным периодом в российской истории и образовании - временем смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное ед...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 11»



ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


«Мы едины…»





















п.Лобва

2013г.


Содержание




  1. Пояснительная записка:

    1. - введение

    2. - цель и задачи Программы

    3. - направления Программы

    4. - принципы построения Программы

    1. - этапы реализации Программы

  1. Содержание Программы воспитания и социализации

    1. - Мы едины в России

    2. - Мы едины в мире людей

    3. - Мы едины в труде и жизни

    4. - Мы едины и здоровы

    5. - Мы едины с природой

    6. - Мы едины с прекрасным

  2. Мониторинг воспитания и социализации

    1. - результаты воспитания и социализации

    2. - уровни сформированности результатов воспитания и социализации

    3. - диагностируемые результаты воспитания и социализации

    4. - методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации

  3. Литература







1.Пояснительная записка

1.1. - Введение

Настоящая программа воспитания и социализации обучающихся имеет долгосрочный характер и предполагает участие обучающихся 1-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №11» п.Лобвы Новолялинского городского округа.

Актуальность программы обусловлена непростым современным периодом в российской истории и образовании - временем смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, которому отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации обучающихся являются Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации», федеральный государственный образовательный

стандарт общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Программа воспитания и социализации учащихся 1-9 классов разработана также на основе Примерной программы воспитания и социализации обучающихся (М.: Просвещение, 2011).

Программа составлена с учетом культурно-исторических особенностей, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьѐй, учреждениями дополнительного образования, другими общественными организациями,

развитие ученического самоуправления.

Организация процесса воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает

формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Школьный уклад включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся и основывается на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы , семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль, ценностно и содержательно определяющая создание социально открытого, нравственного уклада школьной жизни, принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на

их духовно-нравственное развитие и воспитание, социализацию, профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основным принципом разработки программы является использование

программно-целевого подхода, предполагающего единую систему

планирования и своевременного внесения корректив в план реализации

программы.

1.2. Цели и задачи программы

Целью воспитания и социализации обучающихся основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной

цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали - осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать

свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учѐбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях,

ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

1.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему

народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода

личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного

образа жизни (ценности: жизнь во всех еѐ проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнѐрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлѐнность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

1.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и

социализации обучающихся

1. Личностно-ориентированный принцип - признание каждого учащегося полноправным участником воспитательного процесса,

саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом жизни каждого ученика в лицее и вне его.

2. Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в 10традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

3. Аксиологический принцип позволяет дифференцировать, социально-педагогическое пространство образовательного учреждения, включить в него разные общественные субъекты.

4. Принцип следования нравственному примеру. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершѐнного значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

5. Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

6. Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.

7. Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

8. Принцип совместного решения личностно и общественно

значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются

основными стимулами развития человека.

9. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями,

иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках

педагогически организованных социальных и культурных практик, других

источников информации и научного знания.

II.Содержание Программы воспитания и социализации


2.1. Мы едины в России

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое

(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Ценности

Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи


Создать условия для формирования:

- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любви к школе, своему посёлку, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

- умения отвечать за свои поступки;

- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат

У выпускника основной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

У выпускника основной школы должно быть сформированы:

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

Виды

деятельности

Получение:

  • первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Ознакомление:

  • с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;

  • с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

  • с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Знакомство:

  • с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;

  • с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;

Участие:

  • во встречах и беседах с выпускниками своей школы,

  • посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Формы

деятельности


  • беседа,

  • чтение книг,

  • проведение классных часов,

  • просмотр учебных фильмов,

  • изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;

  • экскурсии,

  • просмотр кинофильмов,

  • путешествия по историческим и памятным местам,

  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

  • творческие конкурсы

  • индивидуальные и групповые проекты

  • фестивали,

  • праздники,

  • КТД,

  • туристско-краеведческие экспедиции,

  • народные игры,

  • работа в студиях и кружках краеведческого направления,

  • организации и проведения национально-культурных праздников,

  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.







    1. Мы едины в мире людей

Направление деятельности

Социальное партнерство

(воспитание нравственных чувств и этического сознания).

Ценности

Нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Задачи


Создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков;

- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Прогнозируемый результат

У выпускника основной школы должны быть сформированы:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

У выпускника основной школы должно быть сформировано:

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

У выпускника основной школы должно быть сформирована:

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Виды

деятельности

Получение:

  • первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,

  • первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,

  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Ознакомление:

  • по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями),

  • с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

Участие:

  • в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы -

овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Формы

деятельности


  • чтение книг,

  • изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,

  • беседа,

  • экскурсии,

  • заочные путешествия,

  • участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

  • классный час,

  • просмотр учебных фильмов,

  • наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,

  • совместные игры,

  • семейный праздник,

  • КТД,

  • творческий проект. Оформление классного уголка, ежемесячной классной газеты

    1. Мы едины в труде и жизни

Направление деятельности

Интеллектуальное

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).


Ценности

Трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость

Задачи


Создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Прогнозируемый результат


У выпускника основной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • трудолюбие;

У выпускника основной школы должно быть сформированы:

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

У выпускника основной школы должно быть сформирована :

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Виды

деятельности

Формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;

Приобретение:

  • опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,

  • начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,

  • умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

Применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Формы

деятельности


  • изучение учебных дисциплин,

  • экскурсии,

  • сюжетно-ролевые экономические игры,

  • игровые ситуации,

  • внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),

  • презентации учебных и творческих достижений,

  • стимулирования творческого учебного труда,

  • творческий проект,

  • занятие народными промыслами,

  • природоохранительная деятельность,

  • работа творческих и учебно-производственных мастерских,

  • трудовые акции.





    1. Мы едины и здоровы

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)


Ценности

Здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи


Создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Прогнозируемый результат


У выпускника основной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

У выпускника основной школы должно быть сформированы:

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Виды

деятельности

Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

Получение:

- навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;

- элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы

деятельности


  • урок физической культуры,

  • беседы

  • классные часы

  • просмотр учебных фильмов,

  • встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью,

  • подвижные игры,

  • туристические походы,

  • спортивные соревнования,

  • тренинговые программы,

  • спортивные секции







    1. Мы едины с природой

Направление деятельности

Экологическое

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )

Ценности

Жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

Задачи


Создать условия для формирования:

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат


У выпускника основной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к природе;

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

У выпускника основной школы должно быть сформированы:

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Виды

деятельности

Усвоение элементарных представлений :

  • об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

  • в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

Получение первоначального опыта:

  • эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе,

  • участия в природоохранительной деятельности,

Участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы

деятельности


  • изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,

  • беседа,

  • просмотр учебных фильмов;

  • экскурсия,

  • прогулка,

  • туристический поход,

  • путешествие,

  • экологическая акция,

  • коллективный природоохранный проект,

  • творческий проект







    1. Мы едины с прекрасным

Направление деятельности


Эстетическое воспитание

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Ценности:

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи

Создать условия для формирования:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат

У выпускника основной школы должно быть сформированы:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

У выпускника основной школы должен быть накоплен:

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Виды

деятельности

Получение:

  • элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,

  • первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,

  • элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,

Обучение видеть:

  • прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,

  • прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ,

в художественном оформлении помещений.

Формы

деятельности


  • изучение вариативных дисциплин,

  • беседа,

  • экскурсия,

  • конкурс,

  • фестиваль,

  • ярмарка,

  • выставка,

  • разучивание стихотворений,

  • знакомство с картинами,

  • участие в просмотре учебных фильмов.









  1. Мониторинг воспитания и социализации обучающихся


    1. Результаты воспитания и социализации обучающихся в основной школе

Ограничения при диагностике результатов воспитания.

При определении результатов воспитания необходимо учитывать, что в основной школе в значительно большей степени велика опасность провоцирования лицемерия школьников.

Воспитательный результат - принятие (или отторжение) той или иной нравственной ценности - может быть проявлен школьником двумя вариантами: «на словах» и «на деле». Лишь оба варианта вместе свидетельствуют о том, что воспитательная задача решена. Из этого очевидного обстоятельства следует несколько очень важных выводов, относящихся к диагностике результатов воспитания и социализации:

1) Диагностика, нацеленная на выявление реальных результатов, может быть только комплексной - сочетающей как тестовые формы (принятие ценностей «на словах»), так и результаты наблюдения поведения обучающихся в реальной жизни (принятие ценностей «на деле»).

2) Необходим комплекс мер для предотвращения развития лицемерия подростков в результате воспитательной работы с ними. Например, не подписывать тесты, в которых они «на словах» заявляют свою позицию; не карать за «неправильную позицию», но обсуждать её с каждым конкретным учеником в комфортной для него обстановке.

3) Результаты наблюдения - это по большей части субъективноемнение (педагога, родителя, самих обучающихся), которое очень сложно отделить от личного отношения к тому или иному ученику. Тем не менее разными способами к этому надо стремиться.

4) С интерпретацией данных результатов надо быть предельно осторожными, использовать эти данные только для доверительных бесед с конкретным учеником, цель которых - помощь в его саморазвитии.

5) Индикаторами результативности воспитательной работы педагога, школы являются средние показатели его учеников (данные тестов и наблюдений без указания фамилий), которые должны учитывать разницу между ситуацией в начале работы педагога и в конце этой работы (через год, два, пять), обязательно с учётом возрастных изменений подростков, объективно влияющих на их характер и поведение, а также то, что педагог и школа - лишь ЧАСТЬ той общественной среды, жизнь в которой реально определяет результаты воспитания школьников.


    1. Уровни сформированности результатов воспитания и социализации

Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития и культуры поведения обучающихся, их воспитания и социализации, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся предлагаем следующие критерии оценки уровней их сформированности.

Условно эти уровни воспитания и социализации обучающихся можно представить таким образом: Понимаю. Стремлюсь. Делаю.

Итак, первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:

• понимание значимости получаемых знаний, обозначенных в Программе;

• ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми;

• понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества;

• способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности;

• понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.

Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:

• проявлять осознанное желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в Программе, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;

• оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали;

• определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны;

• освоить определённый социальный и культурный опыт и присвоить базовые национальные ценности своего народа;

• оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды.

Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:

• действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к саморазвитию и совершенствованию;

  • конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам и осуществлять самоанализ собственных поступков и действий (в том числе речевых);

Следует отметить, что достижение третьего уровня воспитания и социализации обучающегося - задача сложная, и, скорее всего, основная школа является лишь своеобразным стартом для формирования обозначенных качеств личности в

дальнейшем.

• потребность реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;

• собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности;

• достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.

Обобщённый результат - «идеальный портрет»

Таким образом, взяв за основу содержание трёх уровней развития учащегося, направленных на воспитание и социальную самоидентификацию личности, мы можем представить некий идеальный портрет выпускника основной школы, который включает в себя такие основные личностные характеристики:

• самостоятельность и уверенность;

• мотивация «на удачу» и оптимизм;

• вежливость и отзывчивость;

• любовь к своему народу, краю и Отечеству;

• признание ценностной толерантности и уникальности каждого человека;

• готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своего поведения и деятельности (в том числе и будущей профессиональной);

• активность и скромность;

• самопознание и самоконтроль;

• настойчивость в достижении целей и стремление к улучшению своих результатов;

• самосовершенствование.

Мы говорим об идеальном портрете, а идеал, как известно, высшая, труднодостижимая цель, совершенное воплощение личности. Разумеется, немногие могут достичь такого уровня, однако цель воспитания и социализации личности - развивать стремление, желание и, наконец, потребность обучающегося походить на этот идеал.


    1. Диагностируемые результаты воспитания и социализации по основным базовым ценностям (личностные результаты)

1. Добро и красота

Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Для этого:

- различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного»;

- стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;

- сдерживать себя от уничтожения красоты в мире и добрых отношений между людьми.

Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения.

Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.

2. Семья

Учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье:

- не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших;

- учиться в своей роли (ребенка-подростка) предотвращать и преодолевать семейные конфликты;

- осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей.

3. Родина

Учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках:

- замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны - России (её многонационального народа);

- воспитывать в себе чувство патриотизма - любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране - России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах;

- осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе ради этого добровольно ограничивать часть своих интересов;

- учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны;

- учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

4. Мировоззрение

Постепенно выстраивать целостность своего мировоззрения:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

- учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

5. Толерантность

Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя:

- к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции;

- к народам России и мира - их истории, культуре, традициям, религиям.

Для этого:

- взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;

- учиться строить взаимоотношения с другим на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;

- при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

6. Солидарность (социализация)

Осознанное освоение разных ролей и форм общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация):

- учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат;

- учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса;

- учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами;

- по мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.);

- учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.

- учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.);

- в процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность.

7. Образование

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по раз-ным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

8. Здоровье

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья - своего, а так же близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

9. Природа

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Учиться вырабатывать стратегию собственного поведения и совершать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.


    1. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и

социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) - исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

включённое наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

узкоспециальное наблюдение - направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.












  1. Литература

Статьи журнала «Начальная школа плюс До и После», которые педагог

может использовать в свой воспитательной работе:

Общие вопросы воспитания

Корепанова М.В. Современные тенденции воспитания. - № 08, 2001, с. 8-11.

Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения. - № 09, 2010, с. 6-9.

Мосиенко В.Б. К вопросу о психологических критериях эффективности воспитательного процесса. - № 09, 2001, с. 56-60.

Ополовнина И.В. Концепция воспитательной системы школы. -№ 06, 2003, с. 42-43.

Гелло Т.А. Ценности ваши и вашего ребенка. - № 03, 2005,с. 44-47.

Третьякова А.Н. Толерантность как фактор эффективности педагогического коллектива. - № 02, 2009, с. 73-77.

Белозерова Т.Я, Владарик Ю.Г. Культурные ценности в процессе образования. - № 03, 2005, с. 48-51.

Воспитание подростка

Абросимова З.Б, Адамчук Д.В, Баранова Е.В, Собкин В.С Подросток: отклоняющееся поведение и возрастной кризис. - № 03, 2004,с. 20-25.

Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре. - № 03, 2004, с. 11-15.

Абросимова З.Б, Адамчук Д.В, Баранова Е.В. Особенности сексуального поведения в подростковой среде. - № 03, 2004, с. 25-29.

Пантюшина Л.Д. О воспитании «благородства чувств» (из опыта работы). - № 01, 2005, с. 46-47.

Архангельская Т.В. Как помочь подростку раскрыть свою индивидуальность. - № 01, 2008, с. 33-35.

Братцева С.А. Объединение «Республика Радости» как среда социализации подростков. - № 04, 2008, с. 29-32.

Бякова Н.В. Игра «Марафон» как форма помощи подросткам в профессиональном самоопределении. - № 01, 2008, с. 38-41.

Гладкова Т.М. Социально-эстетические чувства как основа социокультурного воспитания. - № 02, 2008, с. 81-83.

Поповских А.К. «Академия друзей» как средство коррекции межличностного взаимодействия подростков. - № 01, 2008, с. 42-44.

Емельянова И.Е. Развитие духовно-творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме. - № 11, 2009, с. 10-14.

Коврига В.М. Успех в учебе - завтрашний успех в жизни. - № 11, 2009, с. 25-28.185

Шафикова Г.Р. Возможности образовательной среды для развития нравственных отношений у подростков. - № 12, 2010, с. 23-25.

Гражданско-патриотическое воспитание

Бодренкова М.В, Гринь О.В, Захарова О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. - № 04, 2002, с. 30-40.

Газизова О.Р, Кулакова З.Н. Без знания отечественной истории нет гражданственности. - № 04, 2002, с. 14-17.

Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и «национальное образование». - № 04, 2002, с. 4-6.

Мезенцева С.В. «Хлеб - всему голова». (Внеклассное занятие для детей и родителей.) - № 10, 2002, с. 41-45.

Неретина И.М. «Не потому ли я живу, что умерли они?» Литературно-музыкальная композиция. - № 04, 2002, с. 41-43.

Тихомирова И.И. Растить детей в любви к Отечеству. (По материалам энциклопедии «Что и как читать Вашему ребенку...».) - № 04, 2002, с. 18-24.

Тягачев А.Ф. Уроки гражданственности. (Из опыта работы школьного музея истории в г. Дмитрове.) - № 04, 2002, с. 25-29.

Измайлова О.С, Ильиных Л.М. Тепло родного очага (Урок валеологии) - № 01, 2004, с. 41-43.

Бакулин В.М. Формирование исторического мышления учащихся на основе изучения ценностей родной культуры. - № 01, 2005,с. 40-42.

Ефимова Д.В, Макаров Ю.А. Национальная культура в школе и профилактика экстремизма. - № 01, 2005, с. 36-39.

Макаров Ю.А. Национальная культура и межэтническая напряженность. - № 03, 2006, с. 33-34.

Шукшина Н.И. Военно-спортивная игра в честь Дня Победы. -№ 01, 2006, с. 35-38.

Илюхина Г.Е. Школьная толерантность и правовая культура. -№ 05, 2007, с. 75-77.

Болотов Н.А. Патриотическое воспитание молодежи на примере

Сталинградской битвы. - № 10, 2008, с. 16-20

Буянский Д. Гражданская компетентность как цель образования. - № 10, 2008, с. 27-29.

Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции. - № 10, 2008, с. 9-11.

Тимошенко Л.Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям. - № 06, 2008, с.91-93.

Воспитание здорового образа жизни

Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей. (Статья первая.) - № 10, 2002,с. 17-26

Гущина Л.Б. «Если хочешь быть здоров» (игра-соревнование). -№ 01, 2007, с. 27-28.

Лобанова И.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. - № 01, 2007, с. 23-24.

Дзержинский Г.А, Прохорова И.В. Построение здоровьеформирующей технологии физического воспитания на принципах развивающего обучения. - № 04, 2008, с. 26-29.186

Кокаева И.Ю. Что должен знать учитель о психоэмоциональном здоровье учащихся. - № 07, 2009, с. 87-91.

Кривошеина И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. - № 02, 2009, с. 6-9.

Афанасенков А.Л. Спорт как фактор развития личности и общества. - № 08, 2010, с. 92-94.

Новолодская Е.Г. Исследовательский проект «Мое дерево» (школьный экологический мониторинг для 3-6 классов). - № 10, 2009,с. 50-56.

Воспитание культуры общения

Эмбер В.И. Этическая направленность в курсе риторики. - № 11, 2003, с. 46-50.

Ивашкина О.В. Доброе слово в школе приятно! - № 02, 2004,с. 21-24.

Собкин В.С, Ткаченко О.В. «Культура» речи современного подростка. - № 03, 2004, с. 29-32.

Ладыженская Н.В. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в курсе риторики. - № 06, 2003, с. 14-15.

Ладыженская Н.В, Ладыженская Т.А. Риторика и проблемы воспитания. - № 02, 2004, с. 4-6.

Курцева З.И. Наставления учащим и учащимся риторике: взгляд Квинтилиана. - № 02, 2004, с. 6-10.

Савова М.Р. Каковы «правила игры» в общении? - № 02, 2004,с. 11-15.

Тумина Л.Е. Притча мала, а большому добру учит. - № 04, 2004,с. 40-46.

Щербинина Ю.Б. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления. - № 02, 2004, с. 15-20.

Ладыженская Н.В. Конкурс в риторическом театре (для 6-го класса). - № 05, 2005, с. 30-31.

Эстетическое воспитание

Рыдзелева Г.А. Искусство как источник развития ребенка. - № 05, 2003, с. 62-64.

Ефимова И.Н, Линник О.А. Профилактика здоровья детей средствами искусства. - № 07, 2005, с. 47-49.

Плотникова Н.А. Развитие пространственного воображения детей методом оригами. - № 07, 2003, с. 67-72.

Шпырева С.В. Использование элементов пантомимы в процессе обучения детей хоровому пению (из опыта работы). - № 08, 2004,с. 63-65.

Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей. - № 07, 2005, с. 9-14.

Кондратенкова Н.В. Активизация творческих способностей детей на занятиях в изостудии. - № 12, 2008, с. 46-49.

Сизова А.И. Загадки орнамента (орнамент как способ эстетического познания мира). - № 12, 2008, с. 50-53.

Городецкая Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию в школе полного рабочего дня. - № 11, 2010,с. 17-20.

Русакова О.Л. Музей, дети и культура. - № 11, 2010, с. 90-93.187

Сизова А.И. Формирование художественно-эстетической культуры личности в процессе создания декоративной композиции (На примере создания панно «Бабушкин сказ»). - № 06, 2010, с. 92-95.

Взаимодействие образовательного учреждения с родителями учащихся

Когут Л.М. Родительское собрание-практикум «Гармония общения - залог психоэмоционального здоровья ребенка». - № 11, 2002,с. 45-48.

Когут Л.М. Родительское собрание-практикум «Гармония общения - залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине». - № 01, 2004, с. 18-21.

Дрезнина М.Г. Духовное здоровье ребенка и совместная творческая деятельность семьи. - № 07, 2005, с. 15-17.

Неретина Л.В. Роль родителей в этнокультурном образовании учащихся. - № 01, 2005, с. 43-45.

Лукина Т.Н, Шукаева А.В. Семейный физкультурно-оздоровительный клуб в школе. - № 02, 2009, с. 9-13.

Останина О.Д. Спортивный семейный праздник. - № 03, 2009,с. 38-40.








© 2010-2022