Воспитательная программа Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа патриотического воспитания школьников

«Знать, чтобы помнить,

помнить, чтобы гордиться»












Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Рассказ ветерана», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического отряда «Поиск» и школьный музей «Родник». Школьный музей- это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания - подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», и «Поздравь ветерана на дому» в рамках республиканской программы «Память», в рамках территориальной программы «Дети войны»,

Цель Программы-

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи Программы

  1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях :

    • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

    • Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

    • Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.

    • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

    • Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.


  1. Продолжение создания системы патриотического воспитания:
    - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
    - повышение качества патриотического воспитания

  2. Активизация деятельности поисково-патриотического отряда «Поиск»:

- участие в «Марше Памяти»

- помощь ветеранам, вдовам ветеранов, детям войны

Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ЛСОШ № 2»
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные , всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных республиканских , всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы

учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;

деятельность поисково- патриотического отряда «Поиск»;

работа школьного музея «Родник»
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов и викторин ;

выставки творческих работ;
организация работы школьного самоуправления;
система мероприятий школьной библиотеки.

Срок реализации программы: 2014 - 2015 г.г.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный - 1 полугодие 2014года.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап- практический: 2 полугодие 2014г - 1 полугодие 2015 г

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический - 2 полугодие 2015 года.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3. Отсутствие детей с девиантным поведением;

4. Деятельность органов ученического самоуправления;

5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6. Проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы

Мероприятия

Период исполнения

Ответственный

1.

Проведение совместных заседаний Совета школы, Совета старшеклассников педагогического совета и Совета школы по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»

В течение года

Директор школы

2.

Заседание Совета старшеклассников по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.

В течение года

Зам. директора по ВР.

3.

Привлечение родителей учащихся и их родителей к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора по ВР, заведующий музеем, классные руководители.

4.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

Постоянно.

Руководители МО, учителя - предметники.

5.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России»

2 полугодие

Зам. директора по ВР.

6.

Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»

февраль

Зам. директора по УР, Совет старшеклассников, руководитель музея.

7.

Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.

май

Преподаватель ОБЖ.

8.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам.

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, руководители МО

9.

Активное участие в работе Республиканского поискового отряда «Поиск»

В течении всего периода

Зам. директора по ВР, Руководитель школьного поискового отряда «Поиск».

10.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры

11.

Проведение мероприятий, посвященных 70- летию Победы

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук.

12.

Проведение конкурса чтецов;

Смотра строя и песни;

Конкурсов, посвященных Дню защитника Отечества

февраль

Вожатые

13.

Проведение месячника военно- патриотического воспитания .

Ежегодно, февраль.

Зам. директора по ВР.

14.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ежегодно, май.

Вожатые

15.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея.

16.

Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.

В течение всего периода

Зам. директора по ВР, классные руководители.

17.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение всего периода

Классные руководители, вожатые.

18.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ и школьном сайте

Постоянно.

Зам. директора по ВР.

19.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Постоянно

Зам. директора по ВР.

20.

Организация экскурсий и походов по Малой Родине, посещение Мемориального комплекса Трудовой и Боевой славы г.Саранска

Постоянно.

Классные руководители, руководитель музея

21.

Организации и проведение классных часов по изучению государственной символики РФ, РМ

Сентябрь, декабрь

Классные руководители

22.

Проведение массовых мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»

По отдельному плану.

Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук.

Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию


  • Ноябрь: Месячник правовых знаний «Наши права»

  • Январь: «Истоки народных традиций»

  • Февраль :Месячник «Мы будущие защитники Отечества»

  • Май: «Семья. Память. Отечество»

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение символики РМ.

  • Изучение традиций, истории России,

  • Работа школьного музея.

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение основ государства и права.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение округа, района и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

  • Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Рука помощи».

  • Участие в Республиканских программах «Я наследник Победы», «Поиск»

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, республиканского и районного значения

  • Исследовательская деятельность

  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).

  • Музейная деятельность.

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.

  • Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания

  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

  • Единые классные часы.

  • Спортивно-конкурсные программы.

  • Возложение цветов к Памятным местам.

  • Патронат памятника в с.Лямбирь

  • Подготовка к службе в армии

Классные часы и беседы

1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я - Россиянин».

2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»

3 класс
1. «История моего села ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».

4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»

5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».


6 класс
1. «Защищать Родину - это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».

7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли Мордовской»
3. « Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».

8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».

9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».

10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Достижения русских учёных и изобретателей».
3. «Мои замечательные земляки».
4. «Памятные места моей Республики».

11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Народ и я - единая семья».


© 2010-2022