- Преподавателю
- Директору, завучу
- Воспитательная программа Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться
Воспитательная программа Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахметова Г.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа патриотического воспитания школьников
«Знать, чтобы помнить,
помнить, чтобы гордиться»
Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Рассказ ветерана», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического отряда «Поиск» и школьный музей «Родник». Школьный музей- это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания - подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие» в рамках территориальной программы «Шаг навстречу», и «Поздравь ветерана на дому» в рамках республиканской программы «Память», в рамках территориальной программы «Дети войны»,
Цель Программы-
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы
-
Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях :
-
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
-
Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
-
Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.
-
Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
-
Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
-
-
Продолжение создания системы патриотического воспитания:
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания -
Активизация деятельности поисково-патриотического отряда «Поиск»:
- участие в «Марше Памяти»
- помощь ветеранам, вдовам ветеранов, детям войны
Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ЛСОШ № 2»
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные , всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных республиканских , всероссийских конкурсах.
Основные направления реализации Программы
учебная деятельность через предметы;
система тематических, творческих классных часов;
деятельность поисково- патриотического отряда «Поиск»;
работа школьного музея «Родник»
проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
проведение конкурсов и викторин ;
выставки творческих работ;
организация работы школьного самоуправления;
система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы: 2014 - 2015 г.г.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный - 1 полугодие 2014года.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап- практический: 2 полугодие 2014г - 1 полугодие 2015 г
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический - 2 полугодие 2015 года.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность органов ученического самоуправления;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Мероприятия по реализации программы
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственный
1.
Проведение совместных заседаний Совета школы, Совета старшеклассников педагогического совета и Совета школы по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»
В течение года
Директор школы
2.
Заседание Совета старшеклассников по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.
В течение года
Зам. директора по ВР.
3.
Привлечение родителей учащихся и их родителей к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.
Зам. директора по ВР, заведующий музеем, классные руководители.
4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
Постоянно.
Руководители МО, учителя - предметники.
5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети - будущее России»
2 полугодие
Зам. директора по ВР.
6.
Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»
февраль
Зам. директора по УР, Совет старшеклассников, руководитель музея.
7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.
май
Преподаватель ОБЖ.
8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, руководители МО
9.
Активное участие в работе Республиканского поискового отряда «Поиск»
В течении всего периода
Зам. директора по ВР, Руководитель школьного поискового отряда «Поиск».
10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры
11.
Проведение мероприятий, посвященных 70- летию Победы
По отдельному плану
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук.
12.
Проведение конкурса чтецов;
Смотра строя и песни;
Конкурсов, посвященных Дню защитника Отечества
февраль
Вожатые
13.
Проведение месячника военно- патриотического воспитания .
Ежегодно, февраль.
Зам. директора по ВР.
14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
Ежегодно, май.
Вожатые
15.
Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея.
16.
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.
В течение всего периода
Зам. директора по ВР, классные руководители.
17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение всего периода
Классные руководители, вожатые.
18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в местных СМИ и школьном сайте
Постоянно.
Зам. директора по ВР.
19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно
Зам. директора по ВР.
20.
Организация экскурсий и походов по Малой Родине, посещение Мемориального комплекса Трудовой и Боевой славы г.Саранска
Постоянно.
Классные руководители, руководитель музея
21.
Организации и проведение классных часов по изучению государственной символики РФ, РМ
Сентябрь, декабрь
Классные руководители
22.
Проведение массовых мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»
По отдельному плану.
Зам. директора по ВР, учителя истории, руководитель музея, Кл.рук.
Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию
-
Ноябрь: Месячник правовых знаний «Наши права»
-
Январь: «Истоки народных традиций»
-
Февраль :Месячник «Мы будущие защитники Отечества»
-
Май: «Семья. Память. Отечество»
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
-
Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
-
Изучение символики РМ.
-
Изучение традиций, истории России,
-
Работа школьного музея.
-
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
-
Шефская помощь ветеранам.
-
Изучение основ государства и права.
-
Изучение культуры народов России.
-
Изучение округа, района и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.
-
Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Рука помощи».
-
Участие в Республиканских программах «Я наследник Победы», «Поиск»
-
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, республиканского и районного значения
-
Исследовательская деятельность
-
Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).
-
Музейная деятельность.
-
Встречи с ветеранами.
-
Встречи с участниками современных войн, Героями России.
-
Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания
-
Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
-
Единые классные часы.
-
Спортивно-конкурсные программы.
-
Возложение цветов к Памятным местам.
-
Патронат памятника в с.Лямбирь
-
Подготовка к службе в армии
Классные часы и беседы
1 класс
1. «История моего имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я - Россиянин».
2 класс
1. «История моей улицы».
2. «Мои семейные реликвии»
3. «Славные сыны нашего Отечества»
3 класс
1. «История моего села ».
2. «Моя родословная».
3. «Обычаи и традиции русского народа».
4 класс
1. «Мои предки в труде и в бою».
2. «Обычаи и традиции народов России»
3. «Красота русской природы»
5 класс
1. «Что значит любить Родину?».
2. «Духовное наследие России».
6 класс
1. «Защищать Родину - это почётный долг».
2. «Литературное наследие России».
3. «Отец, Отчизна, Отечество».
4. «Праздники русского народа».
7 класс
1. «Праздники народов России».
2. «Искусство России и земли Мордовской»
3. « Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».
8. класс
1. «Гражданин ли я России».
2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
3. «Русские за границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?».
3. «Дети на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».
10 класс
1. «Можно ли меня назвать гражданином России?».
2. «Достижения русских учёных и изобретателей».
3. «Мои замечательные земляки».
4. «Памятные места моей Республики».
11 класс
1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».
2. «За что я люблю Россию?».
3. «Народ и я - единая семья».