Опыт работы по информатизации ОУ

Одним из приоритетных направлений развития нашей школы на протяжении последних лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. С 2009 года в школе реализуется программа по информатизации. Основная цель Программы информатизации школы: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе. В рамках Программы решаются задачи: повышение информационной компетентности педагогов и уча...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы по информатизации школы

Одним из приоритетных направлений развития нашей школы на протяжении последних лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. С 2009 года в школе реализуется программа по информатизации.

Основная цель Программы информатизации школы: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.

В рамках Программы решаются задачи:

  • повышение информационной компетентности педагогов и учащихся;

  • пополнение и создание электронных образовательных ресурсов информационно-образовательной среды школы;

  • развитие технической и коммуникационной достаточности.

Школа имеет уникальную возможность предоставлять значительный объем информации всем участникам образовательного процесса.

Информатизация школы является велением времени, и вопрос об использовании компьютера в школе решен положительно. Появились такие новые понятия, как информационная культура, компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и др.

Ягодинская средняя общеобразовательная школа - небольшая школа Грачёвского района, в которой обучается 52 ребенка. В школе работают 12 учителей. В образовательно-культурном пространстве села Ягодное нет театральных и концертных коллективов, музеев и выставочных залов, нет научной библиотеки, которая бы обеспечивала доступ населению к достижениям мировой цивилизации XXI века. Учащиеся имеют мало возможностей к доступу различной информации. В результате - узкий кругозор учащихся.

Информатизация школы позволяет уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляют учебные заведения и общество. Информатизация позволяет «выровнять» социально различные группы учащихся в области общекультурной и специальной подготовки к жизни в современном обществе.

Информатизация нашей школы началась в 2002 г., когда школа отмечала 15 - летний юбилей, и в подарок от колхоза «Знамя труда» мы получи 1 компьютер с процессором Pentium -3, струйный принтер. Затем ОУ был приобретен модем для подключения к Интернету. Специалистов в селе и в школе не было, поэтому работа в данном направлении шла с трудом и очень медленно. Интернет в школе подключен так и не был.

А работу по информатизации школы необходимо было начинать. Инициативу проявила бывший директор школы Кужахметова Н.Г.. Она прошла обучение на курсах руководителей ОУ и возглавила эту работу.

Целью первого этапа информатизации школы стала организация преподавания информатики в 8 и 9 классах. В школьном компоненте учебного плана были предусмотрены часы для преподавания информатики. Наряду с уроками стали проводились занятия кружка «Информатика» для 9 - 11 классов.

В 2004 г. в школу приходит молодой дипломированный специалист - учитель математики, также она имела достаточную подготовку для преподавания информатики, т.к. прошла специальную курсовую подготовку и много занималась самообразованием. По решению Педагогического совета информатика стала преподаваться со 2 по 9 класс. Часы на преподавание предмета были выделены из школьного компонента учебного плана.

Началась работа по обучению компьютерной грамотности педагогов школы. Организованы школьные курсы по обучению учителей - предметников навыкам работы с компьютером.

На первом этапе информатизации школы возникало много проблем:

  • Некомпетентность учителя во многих вопросах информатизации.

  • Отсутствие квалифицированных кадров для технического обслуживания компьютерной техники.

  • Не было доступа в Интернет.

Начинается второй этап информатизации школы. В 2006 году приобретено достаточным количеством компьютеров и оргтехники и компьютерная грамотность участников образовательного процесса постепенно повышается.

Компьютерный класс был оснащен 6 компьютерами, сканером, цветным многофункциональным устройство, мультимедиопроектор. Был подключен спутниковый Интернет.

У педагогического коллектива и учащихся школы появилась возможность пользоваться ресурсами Интернет.

В то же время наблюдается ряд проблем:

  • Недостаточная подготовка педагогических кадров в области применения ИКТ (владение компьютером составляло 40% от общего числа учителей)

  • Консерватизм учителей, нежелание перестраиваться на новые формы работы.

Начинается третий этап информатизации школы, в 2009 году. Администрация школы проходит курсы повышения квалификации, где изучают информационно - коммуникационные технологии в управлении и начинается активно применять ИКТ в административной деятельности:

  • Проведение педсоветов и совещаний с использованием ИКТ;

  • Нормативно - правовая документация;

  • Отчеты;

  • Школьная документация;

  • Методическая работа;

  • Мониторинг учебной и воспитательной работы

В то же время началось внедрение программы «Хронограф».

Чтобы решить проблемы начинает реализовываться программа по информатизации, программа должна стать основой образования информационной культуры, рассчитана программа на 3 года.

Чтобы поддержать работу коллектива по освоению и применению компьютерных программ проводятся открытые уроки, методические недели, внеклассные мероприятия, родительский всеобуч и т.д.

В школе повышается приоритет тех учителей, которые стремятся к применению информационных технологий на уроках. Проводятся учебные семинары с целью создания представлений у учителей предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе, ведется работа по разработке методик уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.

Началось активное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Учителя начали создавать собственные учебные пособия, дидактические материалы и электронные уроки.

Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы). На основе районной сети организован электронный документооборот.

Осуществляется кооперация учителя информатики с учителями-предметниками для того, чтобы систематически применять ИКТ в преподавании школьных дисциплин.

Используются различные формы ИКТ в учебном процессе

  • Презентации;

  • Тестирование;

  • Цифровые образовательные ресурсы (диски);

  • Электронные учебники;

  • Компьютерное моделирование.

Для повышения качества образования педагоги используют Интернет и электронную почту.

В то же время имеются ряд причин, осложняющих процесс информатизации:

  • Недостаточное техническое оснащение, возникла необходимость в оборудовании рабочего места с компьютером в каждом кабинете

  • Недостаточное оснащение учебно - методических комплектов по ИКТ.

Маленькая сельская школа стала «пионером» по информатизации. Тогда же мы начали обобщать опыт работы по информатизации и стали делиться им:

  • Учителя школы проводили открытые уроки английского языка, ОБЖ, географии, биологии с применением ИКТ на районных МО;

  • Участие в районных конкурсах «Электронный грач», «Шаг в будущее».

  • Выступление учителей на школьных и районных МО с использованием ИКТ.

Четвертый этап информатизации школы, 2011 - 1012 годы - использование ИКТ всеми участниками образовательного процесса. На этом этапе решены важные технические задачи - в школе появились мультимедийные проекторы, компьютеры, которые стали широко использоваться в учебной и внеурочной деятельности. Начали создавать школьную медиатеку. Обновился компьютерный класс, где сейчас 7 рабочих мест, принтер, мультимедиопроектор, экран, сканер. Компьютером обеспечены учительская (2 компьютера), директорская, кабинеты начальных классов, кабинеты учителей - предметников. Все компьютеры объединены в локальную сеть. Создан сайт школы, на котором размещена вся необходимая информация.

Учителя используют ИКТ

  • Систематически стали проводиться уроки с применением ИКТ.

  • Педагоги школы используют ИКТ в самообразовании.

  • 100% учителей используют Интернет для самообразования.

  • При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, работе с родителями и т.д.

Учащиеся используют ИКТ:

  • Работает кружок: «Информашка 3-4 классы»

  • Выделено время для самоподготовки учащихся 7-11 классов.

  • Учащиеся создают собственные учебные пособия (презентации), с которыми выступают на уроках.

  • Учащиеся пишут и оформляют свои творческие работы, учебно - исследовательские работы, проекты.

  • Начала выпускаться школьная газета, руководителем этой работы была учитель Альмяшева Е.В. Руководитель кружка «Юный корреспондент»

  • Учащимися старших классов проводятся школьные дискотеки с применением ИКТ.

Работа над программой информатизации на 2009-2011 гг. была завершена. Цель достигнута.

Задача 2012 г. - создание и реализация новой программы.

Первым разделом нашей программы является паспорт программы, в который включены следующие разделы:

  • Наименование программы.

  • Обоснование для разработки программы.

  • Заказчик программы.

  • Основные разработчики программы.

  • Цель.

  • Задачи программы.

  • Сроки реализации программы.

  • Приоритетные направления программы.

  • Основные исполнители программы.

  • Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • Система организации контроля за реализацией программы, периодичность отчета исполнителей.

В содержание новой программы входят:

  1. Обоснование необходимости информатизации школы. Здесь же дается информационная справка о школе, характеристика педагогического коллектива, социум, социальный заказ.

  2. Анализ компьютеризации и информатизации школы и проблем ее развития.

  3. Целью новой программы является получение нового качества образования на основе внедрения ИКТ.

Для этого необходимо решить ряд проблем.

  • Недостаток программно-технического, методического оснащения.

  • Невысоким остается качество образования.

  • Не все предметные кабинеты оснащены компьютерами.

  • Нет компьютеров в свободном доступе (в библиотеке, в игровой).

  • Низкая скорость выхода в Интернет

  • Отсутствует техническое обслуживание.

4. Основные направления информатизации школы:

  1. Доступность ИКТ всем участникам образовательного процесса.

  2. Создание единого образовательного информационного пространства школы.

  3. Информатизация учебно-воспитательного процесса.

  4. Повышение педагогического мастерства педагогов на основе ИКТ

5. Информационная модель школы базируется на двух системах:

I система - информационная модель управления школой и процессами ее развития. Для формирования единого информационного пространства школы предназначена программа «1С: ХроноГраф Школа». Ядром единого информационного пространства является общая база данных школы. В программе предусматривается работа нескольких пользователей: администрации, делопроизводителя и классных руководителей.

II система - информационная модель организации образовательного процесса. Уникальная возможность ИКТ - развитие креативного мышления у учащихся. Доступ ко всему многообразию мировой системы знаний. Вырабатывается потребность учиться самому. Изменяются методы и формы работы, что позволяет интенсифицировать процесс обучения. Дистанционное обучение не только педагогов, но и учащихся.

6. Перспективная организация единого информационного пространства:

  • Создание школьной медиатеки. Ее назначение - учебно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Медиатека будет комплектоваться программным обеспечением, методическими материалами для учителя, учебными пособиями и дидактическими материалами для ученика, материалом для контроля знаний, умений и навыков учащихся. Для создания медиатеки в школе необходимо оборудовать еще один мультимедийный компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, сетевое оборудование, оргтехнику.

  • Для создания единого информационного пространства школы необходимы не только уроки информатики и преподавание других предметов с применением ИКТ и мультимедийных технологий, но и создание Web -сайтов, организация обмена и передачи педагогического опыта, участие в конкурсах и олимпиадах, активное использование Интернет-ресурсов, проектная деятельность, дистанционное обучение, мониторинг и создание всевозможных баз данных.

7. Ожидаемые результаты

  • Создание единого информационного пространства школы.

  • Повышение ИКТ - компетентности педагогов и учащихся.

  • Вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень.

  • Индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.

8. Этапы и план основных мероприятий по реализации программы.

9. Мониторинг.



© 2010-2022