- Преподавателю
- Директору, завучу
- Опыт работы по информатизации ОУ
Опыт работы по информатизации ОУ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панасенко Т.В. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Опыт работы по информатизации школы
Одним из приоритетных направлений развития нашей школы на протяжении последних лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. С 2009 года в школе реализуется программа по информатизации.
Основная цель Программы информатизации школы: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.
В рамках Программы решаются задачи:
-
повышение информационной компетентности педагогов и учащихся;
-
пополнение и создание электронных образовательных ресурсов информационно-образовательной среды школы;
-
развитие технической и коммуникационной достаточности.
Школа имеет уникальную возможность предоставлять значительный объем информации всем участникам образовательного процесса.
Информатизация школы является велением времени, и вопрос об использовании компьютера в школе решен положительно. Появились такие новые понятия, как информационная культура, компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и др.
Ягодинская средняя общеобразовательная школа - небольшая школа Грачёвского района, в которой обучается 52 ребенка. В школе работают 12 учителей. В образовательно-культурном пространстве села Ягодное нет театральных и концертных коллективов, музеев и выставочных залов, нет научной библиотеки, которая бы обеспечивала доступ населению к достижениям мировой цивилизации XXI века. Учащиеся имеют мало возможностей к доступу различной информации. В результате - узкий кругозор учащихся.
Информатизация школы позволяет уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляют учебные заведения и общество. Информатизация позволяет «выровнять» социально различные группы учащихся в области общекультурной и специальной подготовки к жизни в современном обществе.
Информатизация нашей школы началась в 2002 г., когда школа отмечала 15 - летний юбилей, и в подарок от колхоза «Знамя труда» мы получи 1 компьютер с процессором Pentium -3, струйный принтер. Затем ОУ был приобретен модем для подключения к Интернету. Специалистов в селе и в школе не было, поэтому работа в данном направлении шла с трудом и очень медленно. Интернет в школе подключен так и не был.
А работу по информатизации школы необходимо было начинать. Инициативу проявила бывший директор школы Кужахметова Н.Г.. Она прошла обучение на курсах руководителей ОУ и возглавила эту работу.
Целью первого этапа информатизации школы стала организация преподавания информатики в 8 и 9 классах. В школьном компоненте учебного плана были предусмотрены часы для преподавания информатики. Наряду с уроками стали проводились занятия кружка «Информатика» для 9 - 11 классов.
В 2004 г. в школу приходит молодой дипломированный специалист - учитель математики, также она имела достаточную подготовку для преподавания информатики, т.к. прошла специальную курсовую подготовку и много занималась самообразованием. По решению Педагогического совета информатика стала преподаваться со 2 по 9 класс. Часы на преподавание предмета были выделены из школьного компонента учебного плана.
Началась работа по обучению компьютерной грамотности педагогов школы. Организованы школьные курсы по обучению учителей - предметников навыкам работы с компьютером.
На первом этапе информатизации школы возникало много проблем:
-
Некомпетентность учителя во многих вопросах информатизации.
-
Отсутствие квалифицированных кадров для технического обслуживания компьютерной техники.
-
Не было доступа в Интернет.
Начинается второй этап информатизации школы. В 2006 году приобретено достаточным количеством компьютеров и оргтехники и компьютерная грамотность участников образовательного процесса постепенно повышается.
Компьютерный класс был оснащен 6 компьютерами, сканером, цветным многофункциональным устройство, мультимедиопроектор. Был подключен спутниковый Интернет.
У педагогического коллектива и учащихся школы появилась возможность пользоваться ресурсами Интернет.
В то же время наблюдается ряд проблем:
-
Недостаточная подготовка педагогических кадров в области применения ИКТ (владение компьютером составляло 40% от общего числа учителей)
-
Консерватизм учителей, нежелание перестраиваться на новые формы работы.
Начинается третий этап информатизации школы, в 2009 году. Администрация школы проходит курсы повышения квалификации, где изучают информационно - коммуникационные технологии в управлении и начинается активно применять ИКТ в административной деятельности:
-
Проведение педсоветов и совещаний с использованием ИКТ;
-
Нормативно - правовая документация;
-
Отчеты;
-
Школьная документация;
-
Методическая работа;
-
Мониторинг учебной и воспитательной работы
В то же время началось внедрение программы «Хронограф».
Чтобы решить проблемы начинает реализовываться программа по информатизации, программа должна стать основой образования информационной культуры, рассчитана программа на 3 года.
Чтобы поддержать работу коллектива по освоению и применению компьютерных программ проводятся открытые уроки, методические недели, внеклассные мероприятия, родительский всеобуч и т.д.
В школе повышается приоритет тех учителей, которые стремятся к применению информационных технологий на уроках. Проводятся учебные семинары с целью создания представлений у учителей предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе, ведется работа по разработке методик уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
Началось активное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Учителя начали создавать собственные учебные пособия, дидактические материалы и электронные уроки.
Сократилось представление информации на бумажных носителях, началось создание баз данных с шаблонами типовых документов (форм, отчётов, различных сведений об учителях и учащихся школы). На основе районной сети организован электронный документооборот.
Осуществляется кооперация учителя информатики с учителями-предметниками для того, чтобы систематически применять ИКТ в преподавании школьных дисциплин.
Используются различные формы ИКТ в учебном процессе
-
Презентации;
-
Тестирование;
-
Цифровые образовательные ресурсы (диски);
-
Электронные учебники;
-
Компьютерное моделирование.
Для повышения качества образования педагоги используют Интернет и электронную почту.
В то же время имеются ряд причин, осложняющих процесс информатизации:
-
Недостаточное техническое оснащение, возникла необходимость в оборудовании рабочего места с компьютером в каждом кабинете
-
Недостаточное оснащение учебно - методических комплектов по ИКТ.
Маленькая сельская школа стала «пионером» по информатизации. Тогда же мы начали обобщать опыт работы по информатизации и стали делиться им:
-
Учителя школы проводили открытые уроки английского языка, ОБЖ, географии, биологии с применением ИКТ на районных МО;
-
Участие в районных конкурсах «Электронный грач», «Шаг в будущее».
-
Выступление учителей на школьных и районных МО с использованием ИКТ.
Четвертый этап информатизации школы, 2011 - 1012 годы - использование ИКТ всеми участниками образовательного процесса. На этом этапе решены важные технические задачи - в школе появились мультимедийные проекторы, компьютеры, которые стали широко использоваться в учебной и внеурочной деятельности. Начали создавать школьную медиатеку. Обновился компьютерный класс, где сейчас 7 рабочих мест, принтер, мультимедиопроектор, экран, сканер. Компьютером обеспечены учительская (2 компьютера), директорская, кабинеты начальных классов, кабинеты учителей - предметников. Все компьютеры объединены в локальную сеть. Создан сайт школы, на котором размещена вся необходимая информация.
Учителя используют ИКТ
-
Систематически стали проводиться уроки с применением ИКТ.
-
Педагоги школы используют ИКТ в самообразовании.
-
100% учителей используют Интернет для самообразования.
-
При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, работе с родителями и т.д.
Учащиеся используют ИКТ:
-
Работает кружок: «Информашка 3-4 классы»
-
Выделено время для самоподготовки учащихся 7-11 классов.
-
Учащиеся создают собственные учебные пособия (презентации), с которыми выступают на уроках.
-
Учащиеся пишут и оформляют свои творческие работы, учебно - исследовательские работы, проекты.
-
Начала выпускаться школьная газета, руководителем этой работы была учитель Альмяшева Е.В. Руководитель кружка «Юный корреспондент»
-
Учащимися старших классов проводятся школьные дискотеки с применением ИКТ.
Работа над программой информатизации на 2009-2011 гг. была завершена. Цель достигнута.
Задача 2012 г. - создание и реализация новой программы.
Первым разделом нашей программы является паспорт программы, в который включены следующие разделы:
-
Наименование программы.
-
Обоснование для разработки программы.
-
Заказчик программы.
-
Основные разработчики программы.
-
Цель.
-
Задачи программы.
-
Сроки реализации программы.
-
Приоритетные направления программы.
-
Основные исполнители программы.
-
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
-
Система организации контроля за реализацией программы, периодичность отчета исполнителей.
В содержание новой программы входят:
-
Обоснование необходимости информатизации школы. Здесь же дается информационная справка о школе, характеристика педагогического коллектива, социум, социальный заказ.
-
Анализ компьютеризации и информатизации школы и проблем ее развития.
-
Целью новой программы является получение нового качества образования на основе внедрения ИКТ.
Для этого необходимо решить ряд проблем.
-
Недостаток программно-технического, методического оснащения.
-
Невысоким остается качество образования.
-
Не все предметные кабинеты оснащены компьютерами.
-
Нет компьютеров в свободном доступе (в библиотеке, в игровой).
-
Низкая скорость выхода в Интернет
-
Отсутствует техническое обслуживание.
4. Основные направления информатизации школы:
-
Доступность ИКТ всем участникам образовательного процесса.
-
Создание единого образовательного информационного пространства школы.
-
Информатизация учебно-воспитательного процесса.
-
Повышение педагогического мастерства педагогов на основе ИКТ
5. Информационная модель школы базируется на двух системах:
I система - информационная модель управления школой и процессами ее развития. Для формирования единого информационного пространства школы предназначена программа «1С: ХроноГраф Школа». Ядром единого информационного пространства является общая база данных школы. В программе предусматривается работа нескольких пользователей: администрации, делопроизводителя и классных руководителей.
II система - информационная модель организации образовательного процесса. Уникальная возможность ИКТ - развитие креативного мышления у учащихся. Доступ ко всему многообразию мировой системы знаний. Вырабатывается потребность учиться самому. Изменяются методы и формы работы, что позволяет интенсифицировать процесс обучения. Дистанционное обучение не только педагогов, но и учащихся.
6. Перспективная организация единого информационного пространства:
-
Создание школьной медиатеки. Ее назначение - учебно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Медиатека будет комплектоваться программным обеспечением, методическими материалами для учителя, учебными пособиями и дидактическими материалами для ученика, материалом для контроля знаний, умений и навыков учащихся. Для создания медиатеки в школе необходимо оборудовать еще один мультимедийный компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, сетевое оборудование, оргтехнику.
-
Для создания единого информационного пространства школы необходимы не только уроки информатики и преподавание других предметов с применением ИКТ и мультимедийных технологий, но и создание Web -сайтов, организация обмена и передачи педагогического опыта, участие в конкурсах и олимпиадах, активное использование Интернет-ресурсов, проектная деятельность, дистанционное обучение, мониторинг и создание всевозможных баз данных.
7. Ожидаемые результаты
-
Создание единого информационного пространства школы.
-
Повышение ИКТ - компетентности педагогов и учащихся.
-
Вывод учебно-воспитательного процесса на качественно новый уровень.
-
Индивидуальное продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
8. Этапы и план основных мероприятий по реализации программы.
9. Мониторинг.