Методическая разработка по теме Применение здоровьесберегающих технологий в нашей школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии

в профессиональной деятельности педагога


Профессия учителя является стрессогенной. Постоянный контакт с учениками и родителями требуют высокого нервно-эмоционального напряжения. Последствия нервных стрессовых переживаний педагогов проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Нередко возникающие конфликтные ситуации отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. «Букет» болезней становится больше в зависимости от педагогического стажа учителя.

Так, в нашей школе работают 78 педагогов, которые по возрасту делятся на следующие группы:

- моложе 25 лет - 7 человек;

- 25 - 35 лет - 7 человек;

- 36 - 54 года - 39 человек;

- пенсионеры - 25 человек.

В процентном отношении это хорошо видно на диаграмме:

Методическая разработка по теме Применение здоровьесберегающих технологий в нашей школе

Коллектив школы состоит в основном из людей зрелого возраста.

Анализируя анкеты учителей, мы выделили основные факторы, которые влияют негативно на их здоровье, а именно:

  • большая нагрузка (для получения большей зарплаты);

  • стресс;

  • слабая двигательная активность;

  • отсутствие возможности оздоровления в летний период (70% опрошенных педагогов в летний период нигде не оздоравливались за последние 3 года, а из оздоровившихся большинство проводили на даче).

Основные заболевания наших учителей это:

  • болезни горла: ларингит, фарингит, так как учитель вынужден много говорить в процессе урока;

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата , что сопровождается остеохондрозом и другими проблемами с суставами и позвоночником.

  • проблемы с желудочно-кишечным трактом (колиты, гастриты, язвы) в результате неправильного питания;

  • болезни сердечнососудистой системы;

  • нервно-психические заболевания;

  • хроническая усталость.

Изучив литературу по вопросу здоровья современного учителя, мы пришли к выводу, что аналогичные результаты получены в большинстве учебных заведений.

Таким образом, одной из проблем современной системы образования является проблема сохранения профессионального здоровья педагога.

Понимая важность и актуальность данной проблемы, мы определили одну из главных целей нашего образовательного учреждения: сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов посредством совершенствования здоровьесберегаюшей образовательной среды. Нами разрабатывается проект «Здоровая школа», одним из подпроектов которого будет «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога».

Мы видим следующие пути улучшения психического, физического и социального здоровья наших педагогов:

  1. Формирование эффективного учебного процесса с помощью внедрения электронных средств. Это: а) снимает физическую и психическую нагрузку с учителя; б) мотивирует учащихся; в) легче запоминается; г) сокращается объем домашних заданий, что позволяет учащимся больше времени использовать на занятия в кружках и секциях). Создан электронный учебник «Безопасная школа» для 9 - 10 классов (с музыкой Моцарта «Мелодия ангелов», «Турецкий марш», позволяющей активировать или успокоить настрой урока). Начата работа над учебником «Здоровая школа» для 5 - 8 классов + электронный учебник.

  2. Создание кабинета интенсивной подготовки для педагога (с музыкой, компьютером, ароматерапией для подготовки к урокам, к выступлению)

  3. Проведение психологических тренингов по сохранению здоровья для педагогов (был в феврале).

  4. Создание комнаты психологической разгрузки с ароматерапией, массажным креслом, музыкотерапией, кислородными коктейлями.

  5. Создание музыкальных пауз на переменах с телевизионными программами клипов, снятых самими учащимися (юмор, показ призеров спортивных соревнований или интересного классного мероприятия).

  6. Создание информационного банка здоровья для педагогов и учащихся (диагностика здоровья специалистами - медиками, компьютерная диагностика, оценка и коррекция иммуно- дефицитного состояния с помощью аппарата «Хелпер»).

  7. Использование медицинских технологий по коррекции йододефицита (Фарм. Академия), т.к. недостаток йода влечет за собой слабую деятельность щитовидной железы и как следствие - плохую мыслительную деятельность.

  8. Формирование культуры питания (рациональное питание, коктейль бар, фито чаи).

  9. Создание лаборатории инновационных методов педагогики с привлечением специалистов из педагогического университета, медицинской и фармакологической академий.

  10. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для учителей (ЛФК, производственная гимнастика, настольный теннис, занятия на тренажерах и т.д.)

  11. Проведение корпоративных мероприятий с выездом на природу (Каменный город, Усть-Качка, туристические базы).

  12. Внедрение проекта «Путь к успеху» для педагогов и учащихся (развитие феноменальной памяти, искусство публичного выступления).

  13. Создание театра миниатюр на тему здоровья («Прививкин») для учащихся и педагогов.

Думаем, что осуществив данные мероприятия, у педагогов нашей школы снимется эмоциональное, нервное, психическое и физическое напряжение. Здоровье окрепнет. Интерес к своей профессии возникнет вновь. Творчество и активность станут постоянными спутниками педагога.

3

© 2010-2022