- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка по теме Применение здоровьесберегающих технологий в нашей школе
Методическая разработка по теме Применение здоровьесберегающих технологий в нашей школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толочко Л.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Здоровьесберегающие технологии
в профессиональной деятельности педагога
Профессия учителя является стрессогенной. Постоянный контакт с учениками и родителями требуют высокого нервно-эмоционального напряжения. Последствия нервных стрессовых переживаний педагогов проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Нередко возникающие конфликтные ситуации отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. «Букет» болезней становится больше в зависимости от педагогического стажа учителя.
Так, в нашей школе работают 78 педагогов, которые по возрасту делятся на следующие группы:
- моложе 25 лет - 7 человек;
- 25 - 35 лет - 7 человек;
- 36 - 54 года - 39 человек;
- пенсионеры - 25 человек.
В процентном отношении это хорошо видно на диаграмме:
Коллектив школы состоит в основном из людей зрелого возраста.
Анализируя анкеты учителей, мы выделили основные факторы, которые влияют негативно на их здоровье, а именно:
-
большая нагрузка (для получения большей зарплаты);
-
стресс;
-
слабая двигательная активность;
-
отсутствие возможности оздоровления в летний период (70% опрошенных педагогов в летний период нигде не оздоравливались за последние 3 года, а из оздоровившихся большинство проводили на даче).
Основные заболевания наших учителей это:
-
болезни горла: ларингит, фарингит, так как учитель вынужден много говорить в процессе урока;
-
нарушения функций опорно-двигательного аппарата , что сопровождается остеохондрозом и другими проблемами с суставами и позвоночником.
-
проблемы с желудочно-кишечным трактом (колиты, гастриты, язвы) в результате неправильного питания;
-
болезни сердечнососудистой системы;
-
нервно-психические заболевания;
-
хроническая усталость.
Изучив литературу по вопросу здоровья современного учителя, мы пришли к выводу, что аналогичные результаты получены в большинстве учебных заведений.
Таким образом, одной из проблем современной системы образования является проблема сохранения профессионального здоровья педагога.
Понимая важность и актуальность данной проблемы, мы определили одну из главных целей нашего образовательного учреждения: сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов посредством совершенствования здоровьесберегаюшей образовательной среды. Нами разрабатывается проект «Здоровая школа», одним из подпроектов которого будет «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога».
Мы видим следующие пути улучшения психического, физического и социального здоровья наших педагогов:
-
Формирование эффективного учебного процесса с помощью внедрения электронных средств. Это: а) снимает физическую и психическую нагрузку с учителя; б) мотивирует учащихся; в) легче запоминается; г) сокращается объем домашних заданий, что позволяет учащимся больше времени использовать на занятия в кружках и секциях). Создан электронный учебник «Безопасная школа» для 9 - 10 классов (с музыкой Моцарта «Мелодия ангелов», «Турецкий марш», позволяющей активировать или успокоить настрой урока). Начата работа над учебником «Здоровая школа» для 5 - 8 классов + электронный учебник.
-
Создание кабинета интенсивной подготовки для педагога (с музыкой, компьютером, ароматерапией для подготовки к урокам, к выступлению)
-
Проведение психологических тренингов по сохранению здоровья для педагогов (был в феврале).
-
Создание комнаты психологической разгрузки с ароматерапией, массажным креслом, музыкотерапией, кислородными коктейлями.
-
Создание музыкальных пауз на переменах с телевизионными программами клипов, снятых самими учащимися (юмор, показ призеров спортивных соревнований или интересного классного мероприятия).
-
Создание информационного банка здоровья для педагогов и учащихся (диагностика здоровья специалистами - медиками, компьютерная диагностика, оценка и коррекция иммуно- дефицитного состояния с помощью аппарата «Хелпер»).
-
Использование медицинских технологий по коррекции йододефицита (Фарм. Академия), т.к. недостаток йода влечет за собой слабую деятельность щитовидной железы и как следствие - плохую мыслительную деятельность.
-
Формирование культуры питания (рациональное питание, коктейль бар, фито чаи).
-
Создание лаборатории инновационных методов педагогики с привлечением специалистов из педагогического университета, медицинской и фармакологической академий.
-
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для учителей (ЛФК, производственная гимнастика, настольный теннис, занятия на тренажерах и т.д.)
-
Проведение корпоративных мероприятий с выездом на природу (Каменный город, Усть-Качка, туристические базы).
-
Внедрение проекта «Путь к успеху» для педагогов и учащихся (развитие феноменальной памяти, искусство публичного выступления).
-
Создание театра миниатюр на тему здоровья («Прививкин») для учащихся и педагогов.
Думаем, что осуществив данные мероприятия, у педагогов нашей школы снимется эмоциональное, нервное, психическое и физическое напряжение. Здоровье окрепнет. Интерес к своей профессии возникнет вновь. Творчество и активность станут постоянными спутниками педагога.
3