Создание открытого музейного пространства

Из опыта работы по созданию и воплощению коллективных  школьных исследоватедьских работ и проектов. Вы найдете ответы как организовать работу над исследованием всей начальной школы, включая и родителей, как обобщить  и представить редультаты работы в условиях большого коллектива, как научить ребенка видеть результаты своего труда как самогог себя, так и класса в целом.Как в последствии проведенный проект или исследование будут работать на весь школьный коллектив и развитие воспитательной работы ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поселеннова Наталья Александровна,

Дворянчикова Марина Анатольевна,

учителя начальных классов,

МБОУ СОШ №47, г. Ульяновск

Создание открытого музейного пространства

через проектную деятельность и сетевое взаимодействие.

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.

Начальная школа играет важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социального становления, элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Неотъемлемой частью реализации ФГОС НО является организация поисково-исследовательской работы как индивидуального, так и группового характера. Эта работа ориентирована на развитие у детей навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Целью исследовательской работы является развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей. Исследовательское поведение одно из важнейших источников получения ребенком представления о мире, оно приучает к самостоятельному изучению окружающего мира, обостряет наблюдательность. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Таким делом для учащихся нашей школы стала реализация проекта по созданию открытого воспитательного пространства, получившего название «Единство, скрепленное веками». Надо отметить, что на момент начала проекта школа уже имела опыт реализации коллективных проектов по созданию открытого музейного пространства. К моменту запуска проекта «Единство, скрепленное веками» в начальных классах школы, учащиеся старшего и среднего звена совместно с педагогами в рекреациях школы поэтапно открыли экспозиционные залы «Малая родина» , в которых были организованы тематические выставки: «Повесть о нашей школе», «История Железнодорожного района», « Я очарован родиной своей», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Они отражают историческое, культурное, природное своеобразие нашего края, показывают, как много сил и души вложили наши предки в его развитие, дают возможность постоянно видеть экспозиции, иллюстрирующие героизм и этапы становления и созидания родного края. Результатом реализации данных проектов стало 3 место в конкурсе социально-значимого проектирования «Я - гражданин России» (2010г), 1 место в конкурсе проектов по созданию школьных музеев в номинации «Сохраним свою историю». Мы же, учителя начальных классов и наши дети, задумали реализацию проекта «Единство, скрепленное веками». Цели проекта: 1. Формирование у молодого поколения патриотизма, чувства гражданского и межнационального единства. 2. Повышение уровня информационности общества об истории государственности Симбирского (Ульяновского) края. 3. Создание условий для успешной социализации обучающихся. 4. Воспитание интереса, гордости, толерантности к малым народностям Поволжья в частности нашей малой Родины. В процессе исследовательской деятельности, которая организовывалась по параллелям, учащиеся при содействии своих педагогов, а также сетевого взаимодействия с библиотеками и музеями города вели поиск информации о традициях, истории, костюме народов Поволжья, об известных людях русской, мордовской, чувашской и татарской национальностей. Дети включили в свою деятельность по поиску старинных вещей (музейных экспонатов) и родителей, которые на удивление очень активно включились в поисковую работу. Праздничным фестивалем «Дружба народов», где каждой параллелью учащихся начальной школы были представлены песни, танцы, костюмы, угощения, традиции одной из народностей Поволжья, закончилась исследовательская работа, сплотившая вечный образовательный треугольник «РОДИТЕЛЬ-УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ». Здесь ребята защищали свои проекты. Защита была организована по следующим направлениям: история народа, традиции, национальная кухня, национальный костюм. Весь собранный учащимися, педагогами и родителями материал стал основой для участия в областном конкурсе социально-значимых проектов, а занятое призовое место (3 место) и денежный гранд позволили создать новую экспозицию школьного открытого музейного пространства по теме: «Народы Поволжья. Единство, скрепленное веками». Сплоченная поисковая работа классных коллективов способствовала овладению учащимися различных приемов и навыков краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигали азы исследовательской деятельности. Они учились выбирать и формулировать темы исследования, производить историко-графический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследований. Все это способствовало формированию у детей аналитического подхода к решению многих жизненных проблем, умения ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т. п. Путешествуя по родному краю, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края, что называется «щупают» историю руками. Это самостоятельное написание учащимися истории своей малой родины, создание образно-сюжетной модели длительного исторического процесса, что естественным образом подводит к пониманию единства исторических судеб народов, населяющих наш край, отличающийся многонациональным составом. Таким образом, исследовательско-поисковая работа каждого ученика превратилась большой поисковый проект всего коллектива начальной школы. Музей будет пополняться новыми экспонатами и новыми открытиями. Важно, что эта работа объединяет родителей, детей и педагогов одним делом, в итоге которого все видят результаты своего труда. Представление своего опыта работы коллектив школы организует в рамках сетевого взаимодействия со школами области, в частности с Майнским многопрофильным лицеем, с которым заключен договор о взаимодействии образовательных учреждений, с педагогами-участниками семинаров-практикумов, с родителями и учащимися вновь прибывающими в школу и с интересом включающимися в работу. Большую помощь и активную работу вместе с нами вели, а затем стали участниками фестиваля и праздника открытия музея работники Городской библиотеки имени И.А. Гончарова, Областной библиотеки имени С.Т. Аксакова, и, конечно, старейший работник нашей школьной библиотеки Ларькова Лидия Алексеевна. Прикоснуться к истории народов Поволжья, вдохнуть дух старины, помочь ребятам с уважением и сердцем проникнуть к людям разных национальностей помогли Ульяновский областной краеведческий музей, музей «Симбирская чувашская школа» и другие музеи города, которые посетили учащиеся начальной школы.

Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами, позволили учащимся глубже узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, нашей Малой родины, частью которого является семья и школа.

© 2010-2022