- Преподавателю
- Директору, завучу
- Семинар для педагогов начальных классов по теме Современный урок
Семинар для педагогов начальных классов по теме Современный урок
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Климова С.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Семинар «Современный урок в свете требований ФГОС НОО»
План работы:
-
Вступительное слово
-
Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока»
-
Мозговой штурм «Что такое современный урок?»
-
Работа тьютеров по теме: «Этапы современного урока»
-
Творческая лаборатория «Конструируем современный урок»
-
Защита проекта урока
-
Выступление экспертной группы по анализу современного урока
-
Мастер-класс «Урок русского языка»
-
Рефлексия (связь с мозговым штурмом + «Ладошки»)
Ход семинара
-
Ведущий: Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. -
Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока»
Педагоги делятся на 4 группы: 2 группы «сторонников» и 2 группы «противников» традиционного урока. (шляпы «чёрные» и «зелёные») В течение 10 минут готовят аргументы. (можно воспользоваться подсказкой).
Представители групп выходят и защищают свою точку зрения перед группой экспертов. Эксперты делают вывод, кто лучше доказал свою точку зрения.
Вывод: возникла необходимость что-то менять в уроке, чтобы он стал по-настоящему современным.
-
Мозговой штурм «Что такое современный урок»:
педагоги называют характеристики и ассоциации, возникшие у них по данному понятию, а ведущий всё фиксирует на доске.
-
Ведущий: Особенности современного урока.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы - это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий
Современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
-
Работа тьютеров по теме :«Этапы современного урока»
-
Работа в группах : Творческая лаборатория «Конструируем современный урок» = работа экспертов по разработке структуры анализа современного урока
-
Защита проекта урока
-
Выступление экспертной группы по анализу современного урока
-
Мастер-класс «Урок русского языка»
-
Рефлексия
Возврат к записям на доске, анализ, что подошло, что -нет.
Рефлексия «Ладошки»: на листе бумаги обведите свою ладошку.
каждый палец - это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой - для меня это важно и интересно …
указательный - я получил конкретные рекомендации…
средний - мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный - моя оценка психологической атмосферы…
мизинец - для меня было недостаточно…