Статья: «Работа в МКШ»

"Описание материала: В условиях работы нашей малокомплектной школы, нам учителям приходится находиться в постоянном творческом поиске, чтобы у наших учеников не возникло дальнейших проблем в учебе в других школах и учебных заведениях, чтобы они "не чувствовали себя ущемленными. "Выдержка из материала: Часто проводим нестандартные, интегрированные уроки. Такие как биология и география, биология и физическая культура, математика и информатика , русский, казахский и английский языки и многое друго...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа в МКШ

Панченко Татьяна Ивановна учитель биологи

Дмитриевская основная школа

Мартукский район

В условиях работы нашей малокомплектной школы, нам учителям приходится находиться в постоянном творческом поиске, чтобы у наших учеников не возникло дальнейших проблем в учебе в других школах и учебных заведениях, чтобы они не чувствовали себя ущемленными.

Малокомплектная школа обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокие знания учителями индивидуальных особенностей и условий работы с семьей, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя учениками. И все же управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся сельской малокомплектной школы сложная задача, требующая от учителя большого напряжения и физических сил, работоспособности, высокого педагогического мастерства, гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания. Очень часто приходится работать в классе- комплекте из-за малочисленности учеников, одновременно руководить работой одного класса и самостоятельной работой другого класса. При этом, не ущемляя ни одного ученика в получении знаний и выполнении программного материала. Учитель малокомплектной школы должен готовить в два раза больше уроков и в тоже время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы добиться оптимального успеха. Разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы . Учитель должен быть готов к тому, что подготовленный урок на «ходу» будет перестраиваться, меняться его тип, структура, сочетание видов учебно-познавательной деятельности в зависимости от того, какие ученики отсутствуют на уроке.

Нагрузка на учеников с малой накопляемостью в классах возрастает во много раз, поэтому не следует злоупотреблять чрезмерным опросом, так как на практике мы выявили, что это сковывает мыслительную деятельность. Ведь этим ученикам приходиться отвечать по многу раз на всех уроках. Поэтому стараемся использовать различные приемы предупреждающие утомляемость, чередуем различные виды деятельности (работа в парах, малых группах), проводим во всех классах с 1 по 9 физкультминутки, применяем элементы здоровьесберегающей технологии, создаем на каждом уроке психологический комфорт в классе. Часто проводим нестандартные, интегрированные уроки. Такие как биология и география, биология и физическая культура, математика и информатика , русский, казахский и английский языки и многое другое проводятся в рамках предметных недель и месячников языков. Учащимся это очень нравится они с большой охотой и увлечением помогают в подготовке к различным мероприятиям. А также ведется приемственность между начальным звеном и учениками среднего звена. Конечно, как и в каждой школе у нас есть свои проблемы: нет интерактивной доски, но есть новые компьютеры, нет спортивного зала, но есть спортивные площадки, беговые дорожки, волейбольное и футбольное мини-поле благоустроенные своими руками, не хватает методических пособий, но мы не сидим сложа руки, готовим уроки, применяя ИКТ почти на каждом уроке. При использовании компьютера урок получается более наглядным и увликательным по мнению ребят. Своими силами готовим дидактический и раздаточный материал: плакаты, карты, схемы, карточки, модели, гербарный материал, фиксируем влажные препараты необходимые для проведения урока и обеспечения лучшего результата знаний у учащихся нашей школы. Образование каждого школьника должно быть непрерывным и достичь определенной цели, а именно: постоянно проводятся беседы с родителями о том, где будут в дальнейшем учиться их дети, чтобы принести как можно больше пользы своей Республике Казахстан. Чтобы окупились те средства, которые были потрачены государством на образование каждого учащегося, чтобы не пылились дипломы на шкафах, а приносили доход в каждую семью, где их ребенок получил непосредственное образование.Ведется мониторинг выпускников школы, а именно в какие учебные заведения поступают, работают ли после окончания школ, колледжей, вузов. Было выявлено, что когда выпускники школы получают дипломы экономистов, бухгалтеров им найти работу сложнее, а имея техническое или медицинское образование, все были трудоустроены. В нашу школу приходят благодарственные письма от руководителей колледжей об отличной учебе наших бывших учеников и как это приятно, что труд рядового сельского педагога обремененного тяжелыми бытовыми условиями награжден благодарными учениками.







Урок: «Основная среда обитания организмов»

7-9 класс

Панченко Т.И. Учитель биологии

Дмитриевская основная школа

Мартукский район

Цели и задачи урока: Формировать у учащихся знания о основных средах обитания организмов.

Углублять представление о водной и почвенной среде обитания живых организмов.

Способствовать о благоприятном психологическом климате на уроке.

Уметь работать в малых группах, оказывать помощь младшим товарищам.

Умение оценивать себя и своих товарищей.

Приобретение навыков критического мышления.

Воспитание любви к живым существам, бережному отношению к природе.

Тип урока : соревнование

Методы: работа учащихся в группах, наглядно-практические, частично-поисковые.

Оборудование: Компьютер, таблицы водных и почвенных животных, энциклопедии животных, смайлики, стикеры, постер формата А-3, маркеры, аквариум, дождевые черви.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Психологический настрой учащихся на плодотворную работу. Ребята перед вами лежат смайлики показывающие настроение (веселые, грустные, удивленные), покажите пожалуйста тот смайлик с каким настроением вы пришли на урок.

Учитель объявляет тему урока, делит учащихся на группы, раздает стикеры зеленого и красного цвета. Просит учащихся с зелеными стикерами образовать одну группу, с красными другую.

Говорит, что сегодня вы будете работать в комплекте с 7 классом.

Звучит легкая музыка на протяжении всего урока

Учитель: Согласно библейской легенде весь мир, наша планета и ее население были созданы в шесть дней всемогущего творца. С такими чудесами наука давно раз и навсегда покончила. В противовес библейской легенде она выдвинула и прочно обосновала учение о развитии жизни на земле. Жизнь постепенно возникла из неживого вещества. Взгляните на населяющих землю животных. Какое изобилие видов? ( На компьютерах у каждой группы идет показ слайдов от мельчайшей амебы до громадного кита).

Учитель предлагает учащимся оценочные листы, в которых они сами будут себя оценивать, напоминает , что оценивать себя и товарищей надо объективно и справедливо по 5 бальной системе.

Оценочный лист для каждой из групп

Фамилия имя ученика

Задание №1.

Задание №2

Задание №3

задание№4

Задание №5


1.задание Анатомо-морфологические и физиологические свойства

приспособленности к водной среде.

2 задание Анатомо-морфологические и физиологические свойства приспособленности к среде обитания суша-воздух.

Если после ответов одной группы у второй есть дополнения в ответах- это приветствуется дополнительными баллами.

3 задание. Дайте характеристику благоприятной среды обитания для организмов возле города и своего поселка. Используя творческие моменты делая зарисовки и схемы на постере.

4 задание. «Мозговой штурм»

А) Сколько процентов поверхность воды составляет от поверхности всего земного шара? (71%)

Б) Главное качество необходимое для жизни в воде?( умение плавать)

В) Название организмов живущих в воде. (гидробионты)

Г) Представители микрофлоры (грибы, актиномицеты, бактерии).

Д) Паразиты живущие в организме других организмов (эндопаразиты)

Е) Какие организмы передвигаются при помощи выброса из себя водных струй (головоногие моллюски)

Ж) Какие химические элементы необходимые для жизнедеятельности растений накапливаются в верхнем слое почвы (азот, калий, фосфор.)

5 задание. Домашнее-творческое. Каждая группа защищает свою слайдовую презентацию,а также рассказывает о водных животных на примере рыб в аквариуме, дождевого червя и песка.

Рефлексия: Учитель предлагает всем на минуту закрыть глаза и послушать (журчание воды, пение птиц, стрекот кузнечиков, кваканье лягушек и др.). Среда, в которой развивается любой организм, -сложившаяся естественно- исторически и удобная для размножения потомков, называется средой обитания. Так давайте же беречь все живое на нашей планете.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся на уроке

Сегодня на уроке вы хорошо работали, показали свои знания и умения, слаженно работали одной командой, умели правильно оценить себя и своих товарищей.

На доске вывешен бланк таблицы, прошу вас при выходе из класса заполнить эту таблицу с помощью стикеров

Урок мне понравился ( желтый стикер)

Мне было не очень интересно ( синий стикер)







Интегрированный урок - беседа по биологии-валеологии «Виды иммунитета»

9 класс

Панченко Т.И, учитель биологии

Мартукский район

Дмитриевская основная школа

Тема урока

Виды иммунитета

Цели и задачи урока

*Дать четкое представление о видах иммунитета.

*Умение учащихся работать в группе, быть хорошим собеседованником, через развитие коммуникативных свойств ( умение грамотно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения).

*Знать валеологию иммунной системы.

* Беречь свое здоровье и окружающих.

*Способствовать созданию благоприятного психологического климата в классе через работу в группе.

Результаты обучения

*Уметь использовать различные ресурсы для успешной работы, имея представление о иммунной системе.

*Умение находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи.

*Приобретать знания по неспецифическому и специфическому иммунитету.

*Уметь защитить себя от вирусов и бактерий.

*Приобретать навыки критического мышления.

Ключевые идеи

Антигены и антитела, иммунологический надзор, иммунодефицит.

Ход урока


Деятельность учителя на уроке Действия учащихся

Приветствие учителя. Настрой на плодотворную работу

Учащиеся усаживаются за парты образуя «круглый стол»

Знакомит с темой урока, с поставленными целями.

Предлагает учащимся посмотреть на экран телевизора, и познакомиться с первым слайдом.



Предлагает вступить в дискуссию.





Учитель следит, за правильным изложением хода мыслей учеников, если надо оказывает помощь.





Слайд №2

Предлагает вниманию учеников основные функции иммунной системы.



1. Морфогенетическая функция,обеспечивающая своевременное распознавание и удаление уже ненужных маложизненных клеток, тканей и органов в течении индивидуального развития ( онтогенеза).

2.Противоинфекционная. Сюда же можно отнести и дополнительный иммунный барьер пищеварительного тракта, помогающий в работе с массированным ежедневным потоком пищевых антигенов.

3.Иммунитет против антигенов трансплантируемых органов и тканей, переливания донорской крови и ее препаратов.

Учитель следит за правильной речью учащихся, побуждает всех детей участвовать в беседе.

Слайд №3

Виды иммунитета: неспецифический и специфический

Неспецифический иммунитет- направлен против любого чужеродного вещества (антигена). Он проявляется в виде гуморального-за счет продукции веществ, убивающих микробы; и клеточного, результатом деятельностьи которого является фагоцитоз.

Специфический иммунитет-направлен против определенного чужеродного вещества. Он реализуется с участием лимфоцитов. К иммуной системе, обеспечивающей специфический иммунитет, относятся костный мозг, где развиваются клетки-предшественники лимфоцитов, лимфатические узлы, вилочковая железа, селезенка, аппендикс, небные миндалины-в этих органах происходит дозревание лимфоцитов.

Слайд №4

Нарушения в иммунной системе

Проявление в двух основных видах-гипоэргическом, иммунодефицитном- когда иммунный ответ количественно ниже нормального; и гиперэргическом-когда иммунный ответ выше необходимого в данной ситуации, что проявляется аллергическими реакциями и даже аутоиммунной агрессией с выработкой антител к собственным белкам, собственным тканям организма.

Слайд №5

Иммунодефицит.

Просмотр видеофильма о СПИДе

Слайд №1

Иммунитет - в переводе с латинского невредимый, неприкосновенный испокон считался свойством организма не заболеть определенной инфекционной болезнью даже во время эпидемий. Феномен этот известен давно, если не сказать -с древности.

Так иммунитет против чумы описывался греками в V веке джо нашей эры, в Древнем Китае существовала практика прививок детей от оспы путем вдыхания порошка оспенных папул выздоравливающих от оспы людей.

Вступают в беседу, говорят о естественном и искусственном иммунитете, о пользе прививок.

Учащиеся внимательно изучают, записывают в рабочую тетрадь.

Вступают в беседу о донорской крови, о группах крови, что они знают о трансплантируемых органах.









После изучения слайда продолжается беседа о лимфатической системе



После просмотра данного слайда вступают в беседу об аллергии ( когда может проявиться аллергия, основные причины, аллергические заболевания, тяжелые проявления аллергии.

Составление схемы.



Беседа о инфекционных заболеваниях .

О СП Иде с которым организм неспособен бороться. Самые легкие на первый взгляд инфекции влекут гибель больного.

Правила поведения. Как можно уберечь себя от смертельной болезни. Составление кластера

Иммунитет

Рефлексия

Вспомните, как пустели парты ваших одноклассников в периоды эпидемии гриппа или острых респираторных заболеваний. Внимательно присмотритесь и вы заметите определенную закономерность: кто-то сразу готов подхватить любую простуду, тогда как другой даже в самые жестокие эпидемии здоров и бодр как всегда.Секрет не болеющих людей именно в высокой резистентности ( бег, физические нагрузки, правильное питание, холодные обливания и др.), выработанной самим их образом жизни. Берегите себя и свое здоровье!

Итог урока. Оценивание. Домашнее задание: приготовить буклеты и сообщения о пройденной теме.







Рецензия

На статью «Работа в МКШ» подготовленную учителем биологии Дмитриевской основной школы Мартукского района Панченко Т.И.

Данная статья затрагивает работу учителей малокомплектных сельских школ. В своей статье учитель описывает кратко, но значимо о правильном ведении и опросе учащихся с малой накопляемостью классов, о правильном распределении времени. А также указывается преемственность между начальным звеном и старшими учениками. Умение работать в классах- комплектах, а также проведении интегрированных уроков таких как : биология-география, биология-физическая культура, русский, казахский, английский языки. В статье отображается работа учителя профессионала своего дела: работа с семьей, знание каждого ребенка. А также умение готовить на урок различные раздаточные, дидактические, наглядные материалы, многие из которых выполнены своими руками. Ведется мониторинг выпускников школы по выбранным профессиям. Данная статья рекомендована в печать.









Рецензия

На урок- соревнование «Основная среда организмов» подготовленного учителем биологии Дмитриевской основной школы Мартукского района Панченко Т.И.

Рецензуемый урок подготовленный для работы в малокомплектной школе в комплекте 9, 7 классы. Данный урок примечателен тем, что он направлен на работу в малых группах и направлен на сплочение учеников, умение старших оказать помощь младшим товарищам. А так же оценочной работой самими учениками, через оценочный лист. При проведении урока большое внимание уделяется творческой работе учащихся, умение готовить самостоятельно слайдовую презентацию, составлять схемы, кластеры, умение защитить свою творческую работу, разнообразные методы и приемы применяемые на уроке. Данный урок рекомендован к печати.

© 2010-2022