Проблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детей

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейПроблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детейСеливанова Татьяна Михайловна, заместитель директора по ВР МКОУ «Основная общеобразовательная школа №9» г.Шумиха Курганской области.

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Алексий II



«Завтра наступает сегодня»

Проблемы и новшества гражданско-патриотического воспитания детей.

Прежде , чем начать разговор о патриотическом воспитании обучающихся, надо обозначить проблемы с целью постановки алгоритма действий, и дальнейшего их исполнения. Проблемы, которые я выделю в своем выступлении, не только проблемы нашей школы, но и школ района в целом. Это лишь маленькая толика, но самые тяжело решаемые вопросы воспитания, взращивания полноценной личности, в которой так нуждается современное общество. Эти подростки будут лицом нашего района. Какое оно -будущее- будет, зависит от нас педагогов и от родителей. Завтра наступает сегодня.

Проблемы в работе:

- Не во всех семьях поддерживается воспитание активной личности, утеряны традиции семьи, утеряны ценности семейного очага;

- Отсутствие системы патриотического воспитания в целом ( выполняется в памятные даты, в праздники);

-«Время героев» прошло?.. Нет ярких примеров в СМИ о патриотике современников…

-Отсутствие культуры слушателя у части обучающихся , невнимание, равнодушие к материалам, подготовленным для бесед, при встрече гостей ( очевидцев событий, свидетелей истории ) ;

- Параграфы учебников истории не содержат в нужном количестве материалов, посвященных победоносным событиям истории страны;

-Нет в обществе идеи, объединяющей все поколения, национальности, живущих в России; отсутствие духовности, ценности человеческой жизни;

-т.д.

Это примерный перечень проблем патриотического воспитания школьников.

Патриотизм, как раздел воспитания детей, можно примерно изобразить следующим образом:

Участие в Олимпиадах, конкурсах

Работа в

экологических трудовых

отрядах









отрядах

Спортивные успехи за честь школы и т.д.

Итог работы- выпускник

школы

Ученик в социальных проектах

Работа в детском самоуправлении

Работа в детской общественной организации

Как видно из схемы, если ребенок участвует во всех мероприятиях, то разговора о том, что это будет несостоявшаяся личность, практически не ведется. А что делать, если ребенку не хочется быть активным по своим психологическим качествам, если ребенок хочет вести себя так, как ему хочется? Здесь надо вплотную работать с родителями, привлекая их к совместной работе, начиная с начального уровня образования. Каждое дело , связанное с физическим трудом, с работой в службе примирения, в комиссии по урегулированию споров и т.д.,следует правильно оформить - получить разрешение родителей. В этом случае требуется убедить мам и пап, что это просто необходимо для формирования личности человека-гражданина. В первую очередь для самой семьи- ведь так бывает, что ценность семьи- сплоченность, любовь , привязанности- попросту незнакомы детям. Влияние семьи на ребенка очень велико, а поэтому родителей надо иметь в «друзьях, единомышленниках», для чего и проводится родительский всеобуч. Всеобуч для родителей просто необходим в современной школе. Вот уже несколько лет чувствуется недостаток внимания родителей к вопросам детей, начиная с проверки дневника и заканчивая интересом к делам ребенка. Многие объясняют это недостатком времени. Они просто не понимают, что потом они останутся сами без внимания…(может в силу возраста, воспитания).Спрашиваешь пап и мам о том, что когда они вместе с детьми ходили на городской митинг. В ответ иногда слышно: а что там делать?

Что делать педагогам - брать детей таких родителей за руки и вести туда , где собрались те, кому дорога память. Детям всегда надо показывать в сравнении разную жизнь -они не могут пока в таком возрасте выбирать. Но стараются делать выводы, рисуют свою модель жизни, взращивают свои ценности. Силой ничего не сделать приходится многолетними стараниями вовлекать всех учащихся в процесс построения гражданина-патриота. В чем он современный патриотизм? Любовь к родным местам, к родной природе, к родному дому, к любимой школе, учителям, любовь к матери и отцу, ревностное отношение к попранию интересов Родины другими государствами. Маленький человек должен обладать чувством достоинства, что бы воспринимать все так, как было сказано выше. Патриотизм даже в том, что ученику приятно, когда ему говорит «спасибо» пожилой человек, маленький ребенок. Подростку приятно, что он принес школе победу, и ему при всех вручили грамоту. Ему приятно, когда он подобрал смятую бумагу с пола, а кто-то заметил и сказал: «молодец». Подрастающий человек должен понять, что только со всеми вместе, он может достичь чего-то , а еще и сам он тоже из себя представляет часть целого. Вот такая система должна быть в школе.

В нашей школе ведется следующая работа:

-Проект «Ветеран». Задуман в прошлом году, как масштабное объединение мини-проектов:«Концерт на дому», «Бригадный метод помощи на дому», в этот проект мы включили традиционные концерты для жителей микрорайона «К Дню Матери», «9 Мая». В классах, начиная с шестого, есть по одной- две бригады , которые в случае необходимости ( снегопада) идут к домовладениям тружеников тыла убирать снег. Мы расчистили у памятников снег в селах, где живут наши ученики. Кроме того, педагог-организатор водит активных творческих детей по домам к известной категории граждан с концертом. И как водится в 9 -ой школе, у нас проходят концерты для населения микрорайона по самым значительным праздникам- к Дню матери и 9 Мая. Государственная идея многодетного материнства так же приветствуется в формировании сознания обучающихся.

Проект «Виртуальный музей» так же несет патриотическую нагрузку В связи с отсутствием качественного видеооборудования в школе, нам не удалось сохранить съемки узницы концлагеря, о женщине , бывшей в оккупации, воспоминания вдовы участника войны. Съемки вели дети 7-х классов. Была организована студия «Ёжики -9». Пока работает один мальчик и ведет сайт ученический. Где показывает свои работы. Но с классными руководителями сейчас договоренность, что мы для музея сделаем фотографии людей, живущих в микрорайоне с описанием их жизни для дальнейшего использования на классных часах. Почему «Виртуальный музей» - потому что на электронных носителях сохраняется материал до того времени, пока не будет места для размещения экспозиции. Возможно материал будет использоваться для бесед.

Благодаря группе «Ёжики-9»,ребята прошедшим летом участвовали в съемках социальной рекламы «Доступная социальная среда инвалидам» и получили сертификат.

Любое несчастье- сразу у нас в школе ведется сбор вещей в пользу потерпевших- погорельцам, детям-инвалидам микрорайона, сдавали игрушки в детское отделение больницы. Это события за последний год.

КВН «Любим друзей из разных областей» подготовлен кл.руководителем 7А кл.Тимкачевой Л.В. и библиотекарем Дахиной Д.Ш.:

Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.
Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

Кстати, в 5 классе возникла ситуация ( обзывали девочку по внешним признакам) и мы провели собрание о равенстве всех национальностей. Помогло.

У нас есть Проект «Живой журнал».Почему так назвали , да потому что подростки переодеваются в сказочных героев и учат чему-то новенькому маленьких детей в детском саду, в начальной школе, разыгрывая спектакли .

Проектная деятельность позволила выявить не только талантливых детей, но и помогать труженикам тыла, оказывать содействие в работе детских учреждений.

Большое значение в патриотическом воспитании играет правовое обучение детей в разных направлениях- устройство государства, экономика, уголовное право, знание ответственности за поведение на дорогах. У нас прошли встречи с депутатами городской Думы,с руководителем налоговой инспекции, инспекторами ГИБДД, ПДН МО МВД России «Шумихинский», помощником прокурора, инспектор ПДН ЛО МВД г.Кургана

У нас в гостях побывали начальник Шумихинского отделения ДОСААФ, воин-афганец,труженики тыла, ветеран Чернобыля, руководитель поисковиков Шумихинского района.

Самоуправление в школе представлено президентской Республикой СМИД- 171 учащийся -члены Республики.У нас в этом году общешкольные линейки ведут смидовцы, газету выпускают смидовцы о своей работе , о событиях в школе. Ребята утвердили Совет обучающихся, ввели своих сверстников в состав Службы примирения, в Комиссию по урегулированию споров. Смидовцы работали с волонтерской организацией. У нас Президенту еще 13 лет, но девочка уже вполне может регулировать процесс работы в СМИДе.

Предложения по улучшению воспитания патриотического духа обучающихся:

- Объединение детей под девизом: Кто, если не я!;

-Возрождение тимуровского движения, конкретики дел;

-Работа в долгосрочных проектах, связанных с непосредственным участием детей в жизни пожилых людей; связь поколений, как необходимая часть патриотической работы, воспитание эмпатии.

-Поиск положительных примеров в жизни через подготовку материалов для школьного музея (в информации при беседах, встречах с очевидцами исторических событий);

- Экологические десанты, не только как инструмент сохранения чистоты в природе, но и воспитания любви и бережливого отношения к конкретному месту ;

-Внеурочные мероприятия любой тематики должны содержать патриотические нотки и научить детей делать свои выводы.


© 2010-2022