- Преподавателю
- Директору, завучу
- Прграмма воспитания школьников «Я - гражданин России»
Прграмма воспитания школьников «Я - гражданин России»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванов И.И. |
Дата | 01.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Директор школы:
Программа
воспитания школьников
«Я - гражданин России»
П.Красный
Пояснительная записка.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские. Социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанной между собой логикой формирования гражданина России.
1. «Я И Я»
Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Советы классному руководителю:
Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношение учащихся к окружающим людям, друг к другу. Объявите конкурс на лучшее письмо самому себе на тему «какие способности во мне не раскрыты?»
Предполагаемый результат деятельности:
Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни , справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия по реализации воспитательной программы.
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время проведения
Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.)
Игра, упражнения
2-4
Учителя нач. классов
В течение года
«Мой режим дня»
Беседа
2-4
Учителя нач. классов
Сентябрь
«Кто я?Какой я?», «Моё хобби», «Хочу и надо»
Беседы
5-7
Кл. руководители
2-3 четверть
«Познай себя»
Тест
7-8
Кл. руководители
4 четверть
«Письмо самому себе»
Конкурс на лучшее письмо
7-8
Творческие группы класса
4 четверть
«Мой сосед по парте»
Час откровенного разговора
6-7
Старосты классов
3 четверть
«Я и мы»
Коллективная беседа
9-10
Кл. руководители
3 четверть
«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)
Тест
9,11
Кл. руководители
1 раз в четверть
«Что такое личность?», «Человек среди людей».
Беседы
9-11
Кл. руководители
Ноябрь
«Быть человеком»
Дискуссия
10
Кл. руководители
Февраль
«Урок милосердия и доброты»
Беседы
8-9
Кл. руководители
Апрель
«Добро и зло», «Чью старость ты утешил?:»
Диспуты
7-8
Кл. руководители
Март
«Гайдарики» (помощь пожилым людям)
Акция милосердия
7-11
Кл. руководители, старосты
В течение года
«Гигиена подростка»
Беседы
7-9
Медсестра, кл. руководители
Октябрь
«Берегите здоровье», «В здоровом теле - здоровый дух»
Беседа, лекция
8-10
Медсестра, кл. руководители
Декабрь
«Курить или не курить - вот в чем вопрос»
Беседа
9-11
Кл. руководители
Апрель
«Черные буквы» (о наркомании)
Тренинг, интеллектуальная игра
9-11
Кл. руководители
Декабрь
«Внимание Наркомания!»
Беседа
10-11
Врач
Ноябрь
«Наркомания и здоровье»
Оформление прессцентра
8-11
Зам директора по ВР
Декабрь
«Наши профессиональные намерения»
Анкетирование
9,11
Кл. руководители
Май
«Дороги, которые мы выбираем»
Беседы по профориентации
9,11
Кл. руководители
Май
Курить и пить - здоровью вредить
Выставка рисунков
2-11
Учитель ИЗО
Сентябрь
Выход есть: живи без наркотиков
Акция
9-11
Зам директора по ВР
Ноябрь
День здоровья
Общешкольное мероприятие
2-11
Учителя физкультуры
Сентябрь,май
2. «Я И СЕМЬЯ»
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Советы классному руководителю:
Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать4
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время проведения
«Друзья Мойдодыра»
Праздник
2
Кл. руководители
Январь
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
Беседа
3-4
Кл. руководители
Февраль
«Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»
Конкурсы стихотворений и рисунков
2-4
Кл. руководители
Март
«Мама, папа, я - дружная семья»
Соревнование, конкурс-праздник
2-4
Кл. руководители
Апрель
«От всей души»
Концерт для родителей
1-4
Кл. руководители
Март
«Забота о родителях - дело совести каждого»
Беседа
5-8
Кл. руководители
Апрель
«Славим руки матери», «Семейные традиции»
Праздники
5
Кл. руководители
Март
«Я и мои родственники», «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением»
Конкурсы сочинений
7
Кл. руководители
Март
«Фотографии из семейного альбома»
Беседа
6
Кл. руководители
Апрель
«Дети + родители+учитель»
Совместные вечера
5-8
Кл. руководители
В течение года
«Мои родные - защитники Родины»
Фотовыставка
5-8
Кл. руководители
Февраль
«Здесь живёт моя семья»
Заочное путешествие
5-6
Кл. руководители
Апрель
«Мамин день», «Мамы и дочки»
Конкурсное соревнование
5-6
Кл. руководители
Март
«Только раз в году» (совместное празднование дней рождения)
Праздники
2-4
Кл. руководители
В течение года
«С любовью к бабушке»
Беседа
3-4
Кл. руководители
Март
«Отцы и дети», «Каково на дому, таково и самому»
Родительское собрание
8
Кл. руководители
Февраль
«Как уберечь детей от наркотиков»
Советы для родителей
8-10
Кл. руководители, зам. директора по ВР
Декабрь
«Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья»
Вечер вопросов и ответов, литературная беседа
9-11
Кл. руководители
Апрель
«Я И КУЛЬТУРА».
Формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Советы классному руководителю:
Организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.
Предполагаемый результат деятельности:
Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время проведения
Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки
Экскурсии
2-9
Кл. руководители
По плану районного музея
«Фильм! Фильм! Фильм!»
Посещение кинотеатра
2-4, 10
Воспитатель ГПД, учителя литературы
1 раз в месяц
Инсценированная сказка
Театр. конкурс
2-4
Кл. руководители
Апрель
«Наряды для кукол»
Конкурс
2-4
Воспитатель ГПД, кл. руководители
Март
«Что такое красота?»
Беседа
2-5
Кл. руководители
Апрель
Театр. Живопись. Хореография. Вокал.
Занятия по интересам
2-11
Руководители творческих объединений, кружков
В течение года
Встречи с замечательными, творческими людьми.
Встреча
2-11
Кл. руководители
По плану кл.
руководителя
«Созвездие юных дарований»
Танцевально-музыкальный конкурс
2-11
Зам.директора по ВР, кл. руководители
Декабрь
Фантазии осени «Чудеса из лукошка»
Конкурс-выставка плодов, цветов
2-11
Зам. директора по ВР, кл. руководители
Октябрь
«Золотые хиты осени», «Мисс осени»
Конкурс, дискотека
8-11
Зам директора по ВР, кл руководители
Октябрь
«Сделай сам»
Выставка технического творчества
2-11
Кл. руководители, учителя технологии
Декабрь
«Волшебный мир руками детей»
Выставка детского творчества
2-11
Кл. руководители, учителя технологии
Март
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию»
Музыкальная игра
2-6
Учитель музыки
Ноябрь
Мои любимые книги
Выставка книг
5-8
Библиотекарь
В течение года, по плану библиотеки
Книжкина неделя
День детской книги
2-9
Библиотекарь
Апрель
Новогодние программы
Утренник, пьеса, вечер отдыха
2-11
Зам. директора по ВР, кл. руководители
Декабрь
О красоте, моде, о хорошем вкусе
Диспут
9-11
Кл. руководители
Апрель
4. «Я И ШКОЛА».
Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия
форма
Класс
Ответственный
Время проведения
Праздник первого звонка
Торжественная линейка
1-11
Зам. директора по ВР
Сентябрь
«Мой школьный дом»
Экскурсия по школе
1,5
Кл. руководители
Сентябрь
«Правила поведения в школе»
Беседа
1-11
Кл. руководители
Сентябрь
«Зачем нужно учиться в школе»
Беседа
1
Кл. руководители
Сентябрь
«Моя школа», «Моя учительница»
Конкурс сочинений и рисунков
2-4
Кл. руководители
Октябрь
«Наши классные обязанности»
Организация дежурств, распределение поручений
2-11
Актив класса
Сентябрь
«Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости»
Игры
5-6
Зам директора по ВР
2-3 четверть
«Мои права и обязанности»
Беседа о школьном уставе
5-9
Кл. руководители
1 четверть
«Наша школа в будущем»
Конкурс сочинений
5-7
Кл. руководители
Январь
«По каким правилам мы живём?»
Игра
5-6
Кл. руководители
1 четверть
«Самоуправление в классе»
Выборы актива класса
5-8
Кл. руководители
Сентябрь
«Поздравь учителя» (ко Дню учителя)
Конкурс газет
5-11
Редколлегия класса
Октябрь
«Мы - шефы!»
Подвижные игры
1-4
Совет Старшеклассников
В течение 2 и 3 четверти
«Библиотеке - нашу помощь»
Акция
6-8
Актив класса
Апрель
«Прощай, наш 4-ый класс!»
Утренник
4
Кл. руководители
Май
Декадники по предметам
Викторины, игры, олимпиады
2-11
Предметники, руководители ШМО
В течение 2 и 3 четверти
Школьная символика «Придумай герб, гимн, флаг школы»
Конкурс
6-11
Зам директора по ВР
До 4 четверти
Выборы в Совет Старшеклассников
Сбор старшеклассников
9-11
Зам директора по ВР
Сентябрь
«Уютный класс»
Смотр классных комнат
1-11
Администрация
Ноябрь
«Дом, в котором мы живем»
Беседа
7-8
Кл. руководители
Апрель
«Мой сосед по парте»
Час откровенного разговора
5-7
Кл. руководители
Апрель
Язык мой - друг мой!
Конкурс-викторина
7
Учителя русского языка
Январь
«Укрась территорию школы»
Трудовой десант
5-11
Кл. руководители
Апрель, май
Листая школьные страницы
Концерт для учителей
2-11
Зам директора по ВР
Октябрь
Вечер встречи с выпускниками
Концерт
1-11
Зам директора по ВР
Февраль
Праздник последнего звонка
Торжественная линейка
1-11
Зам директора по ВР
Май
Выпускной бал
Школьный вечер
11
Кл. руководители, зам директора по ВР
Июнь
5. «Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО».
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время проведения
Патриотическое воспитание
Смотр-конкурс
2-11
Зам. директора по ВР
Сентябрь-апрель
История Смоленского края. Я - гражданин России
Беседы
2-11
Кл. руководители
Сентябрь
«Овеянные славою флаг наш и герб»
Беседы
2-11
Кл. руководители
Декабрь
Государственная символика РФ
Оформление стендов в классах
1-11
Кл. руководители
Декабрь
Об ответственности несовершеннолетних
Встреча с работниками ПДН
10-11
Зам. директора по ВР, социальный педагог
Октябрь
Совет профилактики правонарушений
Встречи и беседы с детьми, состоящими на ВШК
1-11
Зам. директора по ВР, социальный педагог
1 раз в четверть
Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение
Лекция
7-9
Кл. руководители, социальный педагог
Декабрь
«Правовые занятия»
Оформление уголка
Социальный педагог, зам директора по ВР
До декабря
«Наше право и наш интерес»
Беседа
8-9
Кл. руководители
1-2 четверть
«Имею право»
Игра-конкурс
8-10
Кл. руководители
Январь
«Ваши права»
Ролевая игра
3-4
Кл. руководители
Декабрь
«Мой выбор»(серия классных часов): «Учимся строить отношения», «Я и политика», «Преступление и наказание»
Беседы
8-10
Кл. руководители
Январь, март
Основы правовых знаний
Декадник
8-11
Учителя истории
Неделя права
Родной край. Смоленская сторона.
Игра-путешествие
1
Зам. директора по ВР
Декабрь
Юные мастера художественного слова
Конкурс чтецов, поэтическая гостиная
2-11
Кл. руководители, учителя литературы
Ноябрь
История земли Смоленской «Моя малая Родина»
Конкурс сочинений
2-11
Учителя начальных классов и русского языка
Ноябрь
Встреча учащихся с известными людьми района
Беседы
2-11
Кл. руководители
Сентябрь-февраль
Краски земли Смоленской
Выставка
2-11
Учителя технологии
Сентябрь-октябрь
Экскурсии в районный краеведческий музей им. супругов Ерашовых
Экскурсии
2-11
Кл. руководители
Сентябрь-май
«Земля Смоленская»
Районный фотоконкурс
2-11
Зам директора по ВР
Май-июнь
«Моя Родина»
Конкурс рисунков
2-4
Учитель ИЗО
Октябрь
«Красная книга Смоленской области»
Устный журнал
2-7
Кл. руководители
Ноябрь
Школа безопасности
Соревнования по туризму
5-8,10
Учителя физкультуры
Май
Русская воинская доблесть
Литературно-музыкальная композиция
7-9
Кл. руководители
Февраль
Экскурсия в школьный краеведческий музей
Экскурсия
1-4
Руководитель музея
Сентябрь
«Ветеранам Великой Отечественной…»
Концерт
5-11
Зам директора по ВР
Май
Уроки Мужества
Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных воин
1-11
Кл. руководители
Май
Вахта памяти
Вахта у обелиска Победы
4-11
Кл. руководители
Сентябрь, май
«Память, которой не будет конца» (посвящение памяти Героя Советского Союза А.Н.Малихова)
Возложение цветов к памятнику героя, устный журнал
1-11
Зам. директора по ВР
Сентябрь
Урок России (о государственной символике РФ)
Беседа
1-11
Кл. руководители
Декабрь
Мы- граждане России
Вручение паспортов
8-10
Зам. директора по ВР
Апрель
Поклон тебе, солдат России
Фестиваль песни
2-11
Учитель музыки
Январь
Города-герои
Оформление альбома
5-10
Кл. руководители
Апрель-май
Военные сборы
Сборы
10
Учитель ОБЖ
Май
6. «Я И ПЛАНЕТА»
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия по реализации воспитательной программы:
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время проведения
«Я - житель планеты Земля»
Круглый стол
8
Кл. руководители
Апрель
«Человек свободного общества»
Беседа, диспут
9-10
Кл. руководители
Апрель
«Береги природу - наш дом»
Конкурс рисунков
5-7
Учитель ИЗО
Март
«Природа в поэзии»
Конкурс стихотворений
1-4
Учителя начальных классов
Апрель
«Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы»
Уборка территории вокруг школы
5-11
Кл. руководители
Апрель
Мир вокруг нас (цветы в легендах и преданиях)
КТД с элементами викторины
5-7
Кл. руководители
Март
Мы в ответе за тех, кого приручили
Рассказы детей, беседа
5-8
Кл. руководители
Апрель
«Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке»
Экскурсии в природу»
1-4
Учителя начальных классов
По плану учителей
Покормите птиц зимой
Мастерская кормушек, викторина
1-5
Кл. руководители
Январь
День птиц
Выставка плакатов и рисунков; мастерская скворечников; викторины и игры
1-11
Учителя биологии и технологии
Апрель