Исследовательская работа Имидж школы глазами её выпускников

Имидж  школы – это представление о ней, её эмоциональный образ. Он может и должен формироваться постоянно и целенаправленно. Это требование сегодняшнего дня. Актуальность нашего исследования обусловлена тем,  что сегодня,  в сложной демографической ситуации,  в условиях, когда родители имеют право выбора учебного заведения, школа борется   за каждого ученика. Проблема исследования  связана с тем, что необходимо целенаправленно  формировать имидж школы, а новые способы этой деятельности отсутст...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Педагогическое исследование

Тема «Имидж школы глазами её выпускников»


Выполнила Потагина Татьяна Константиновна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №1 им. М.Аверина г.Валдая

Новгородской области












Оглавление


Введение……….………………………………………………………………………………....3

Основная часть

Глава 1. Формирование имиджа средней школы № 1 г. Валдай …......................................6

  1. Миссия средней школы № 1 г. Валдая

  2. Историческая справка

  3. Школьные традиции

Глава 2. Исследование мнения выпускников об основных факторах имиджа средней школы № 1 г. Валдай…………. ..………………………………………………………………….……11

2.1 Отличительные качества директоров средней школы № 1 г. Валдая

2.2. Личностные качества классных руководителей школы № 1 г. Валдая

2.3. Образ учителя-предметника средней школы №1 г. Валдая

2.4. Ранжирование основных факторов имиджа средней школы №1 г. Валдая

Заключение……………………………………………………………………………….….….14

Список литературы ………………………………………………………………..……………17



Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью целенаправленного формирования имиджа школы. Проблема ее внешнего представления существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Родители сегодня имеют право выбора школы, а значит, и необходимость в знании ее отличительных особенностей. Ситуация усугубляется тем, что численность учащихся в школах сокращается в связи со сложной демографической ситуацией в стране. Чтобы остаться конкурентноспособной, школа должна целенаправленно формировать позитивный имидж не только традиционными, но и новыми способами - с привлечением интерент-технологий.

Степень научной разработанности темы

Интерес к проблеме формирования имиджа школы проявился в России в конце XX - начале XXI века. Об особенностях исследования этой проблемы рассказывается в статье Николаевой В.И. «Изучение имиджа образовательных учреждений»[1].

Мы взяли за основу исследования определение Щербакова А.В.: «Имидж образовательного учреждения - это образ организации, созданный в результате целенаправленного непрерывного процесса формирования, согласования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума»[2].

Мы основываемся также на идеях Лазоренко И.Р. и исходим из того, что имидж образовательного учреждения представляет собой не «набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств»[3]. Важнейшими задачами, решающими проблему имиджа школы, Лазоренко Ирина Рудольфовна называет «изучение общественного мнения», «установление эффективной обратной связи с внешней средой», а также «разработку информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы»[4].

Новизна и актуальность вопросов, связанных с формированием имиджа школы, обусловили проблему нашего исследования, которая определяется необходимостью формирования позитивного имиджа школы и отсутствием новых способов осуществления этой деятельности.

Целью работы стало формирование позитивного имиджа школы через изучение мнения её выпускников. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие взаимосвязанные задачи:

- определить, что такое имидж школы;

- рассмотреть факторы, влияющие на формирование имиджа школы;

- выявить мнение выпускников о фундаментальных основах имиджа средней школы № 1

г. Валдая;

- сформулировать выводы о целесообразности организации открытой, тематически направленной обратной связи между школой и ее выпускниками для формирования позитивного имиджа

Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка источников. Первая глава рассматривает основные факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа средней школы № 1 г. Валдая с 1939 по 2009 год. Вторая глава посвящена анализу мнения выпускников о фундаментальных основах имиджа средней школы № 1 г. Валдая. В заключении подводятся итоги и обосновываются перспективы развития имиджевой деятельности в школе.

Базой исследования является МОУ СОШ № 1 им. М.Аверина г.Валдая, в исследовании именуется «средняя школа №1 г.Валдая», т.к. эта часть наименования не изменялась в названии школы с 1939 по 2009 год.

Исследование проводилось с 2008 по 2009 год.

Методы исследования: изучение и анализ школьной документации, статей из периодики, Интернет-ресурсов; а также беседа, анкета, сравнение, измерение.

Методика исследования

Проектировочныйэтап. В сентябре 2008 МОУ СОШ № 1 г. Валдая начала подготовку к 70-летнему юбилею.Это стало отправной точкой исследования. В плане проекта мы определили цель исследования, выявили и наметили возможные источники информации, изучили теорию вопроса о формировании имиджа школы

Практическийэтап.В течение года мы собирали и анализировали материалы: поисковые записи учащихся прежних лет об учителях-выпускниках школы; статьи выпускников школы, опубликованные в районной газете[5,6,7]; сообщения выпускников о школе и об учителях на сайте vkontakte.ru/club326621 , в группе, которая называется «Школа № 1 им. М.Аверина»[8].

По итогам изученных материалов нами был сделан предположительный вывод о том, что главными факторами имиджа средней школы №1 г. Валдая является личность директора и личность учителя; основным показателем позитивного имиджа - высокий образовательный результат.

Чтобы уточнить, углубить представление об имидже средней школы № 1 г.Валдая, мы разыскали и систематизировали материалы обо всех директорах школы; организовали встречи с ее выпускниками, записали их воспоминания, в том числе на диктофон - это воспоминания Бронзовой О.М. (выпуск 1945г.) и Антоновой В.В. (выпуск 1955 года).

Мы разработали анкету для выпускников на предмет выявления их мнения о фундаментальных основах имиджа средней школы № 1 г.Валдая, опубликовали анкету на страницах районной газеты «Валдай» и на сайте vkontakte. Анкету заполнили 100 выпускников, позднее - ещё 35. Все анкеты были переведены в электронный вид и размещены на школьном сайте[9].

Обобщающий этап. Осенью 2009 года мы обобщали собранные материалы, выстраивали проект по скорректированному плану, описывали результаты работы. Нами было выполнено несколько презентаций для юбилейного школьного вечера, в частности презентация фотографий выпускных классов школы. В районной газете «Валдай» по материалам исследования опубликованы статьи: «Извините, пожалуйста!» (к столетнему юбилею директора школы Н.П.Курочкина), «Родина вас не забудет» (ко Дню учителя) и «Первая школа моя!» (к 70-летию школы).

Весомый вклад в исследование внесли родители ученицы 11 класса Родины Сергей Иванович и Надежда Борисовна, которые связались с нами через сайт vkontakte.ru. Сергей Иванович - выпускник школы, в которой работали и учились его родственники. Надежда Борисовна вместе с мужем собрала много фотографий 40-60-х годов, записала на диктофон воспоминания выпускников школы этого периода. Благодаря их поисковой деятельности удалось, в частности, воссоздать внешний облик средней школы №1 города Валдая послевоенных лет.

Итоговым результатом исследования явилось написание данной работы.





Глава 1Формирование имиджа школы № 1 г.Валдая

Школа №1 г. Валдая - первая и единственная в течение 25 лет средняя школа в Валдайском районе. Этот исторический факт определил миссию школы, призванной готовить учеников к поступлению в вузы, давать глубокие и прочные знания.

Двухэтажное учебное здание по улице Луначарского 27, построенное в 1939 году, было украшением города Валдая. Школу назвали в честь умершего в 1923г. заведующего уездным отделом народного образования» [10]Михаила Михайловича Аверина[11], много сделавшего для ее открытия[12]. Первым директором (в 1939 - 1941гг.) была Софья Николаевна Принцева[13]. В настоящее время школой руководит одиннадцатый по счету директор Потагина Татьяна Константиновна.

В 1940-м году кончили заниматься при керосиновой лампе. Сегодня в кабинетах компьютеры, интерактивные доски. Нет во дворе школы ни памятника Сталину, ни фигуры юного горниста, которые олицетворяли собой ушедшие в прошлое политические эпохи. Изменилось и здание 1939 года. Сначала к нему пристроили спортивный зал, а потом трехэтажное крыло, окна которого выходят на улицу Луначарского. Столовую и учебные мастерские из подвального помещения перевели на первый этаж. Внешние преобразования шли параллельно изменениям внутришкольной жизни, они были обусловлены событиями в стране, требованиями времени.

17 июня 1941 года состоялся первый выпуск 10 класса, а «пять дней спустя грянула война. Имена тех, кто со школьного порога ушел защищать страну и погиб на войне, хранит мемориальная доска.[14]. В здании средней школы № 1 г.Валдая расположился эвакогоспиталь, учебные занятия до 1945 года велись «под крышей педагогического техникума»[15].

Принцева Софья Николаевна в начале войны уехала в Ленинград[16]; директором был назначен сначала Степан Николаевич Лобанов (1941г.), а затем - Анастасия Ивановна Белова. Под их руководством учились в военные годы. Как вспоминает выпускница 1944 года Маргарита Владимировна Демидова, «несмотря на частые воздушные тревоги, школа работала постоянно. Учили строго. Экзамены сдавали во всех классах, начиная с 4-го, почти по всем предметам. Учащиеся сами мыли полы, пилили и кололи дрова в школе. На большой перемене дети получали тоненький кусочек чёрного хлеба, маленький кусочек сахара и горячий чай. Несмотря на трудные условия, жизнь школы кипела. В школе был прекрасный хор, которым руководила Нина Александровна Мельникова, аккомпанировала на рояле Лидия Николаевна Принцева. Самыми любимыми популярными песнями были песни из кинофильма «Два бойца», особенно «Темная ночь». Было много хороших чтецов, которыми руководила артистка Новгородского драматического театра Мирзоева. Тогда Новгородский драмтеатр работал в Валдае. Старшие школьники часто давали концерты в госпиталях, даже выезжали на фронт под Старую Руссу. А ещё дежурили в госпиталях, помогая раненым, работали на расчистке снега и разгрузке вагонов на военных складах. Летом учащиеся школы косили, сушили сено для школьной лошади, работали в колхозе, заготавливали дрова. Вначале тревожный, голос Левитана по радио к лету 1943 года стал приносить всё больше радостных известий и фактов. В школе прошла встреча с совсем еще молодым героем Сталинградской битвы - Яковом Федотовичем Павловым, и ученики вместе с учителями с огромным удовольствием отмечали на карте освобожденные города»[17].

Когда в 1945 году освободили от госпиталя школьное здание по улице Луначарского, «вернулись в родные стены»[18]. Директором становится Богатырев Иван Федорович, учитель-словесник. «Восстанавливали отопительную, водопроводную и канализационную системы, не было мела, бумаги, учебников. Классы были переполнены возвратившимися из эвакуации детьми. В 1945 году школа так разрослась, что в ней было в 30 классах более тысячи человек, 50 учителей, два завуча. К августу разделились на три школы: среднюю (нынешнюю), а также семилетку и начальную»[19].

Записи в Книге приказов по школе свидетельствуют[20] о том, что 1945-1946 учебный год школа работала под руководством Анны Александровны Боковой, а с 10 апреля 1946 года в течение месяца директором был Кирстя Иван Павлович.

Анализ содержания Книги приказов по школе 144-46 годов позволяет сделать вывод о том, как трудно было наладить дисциплину в большом послевоенном коллективе. Директором Богатыревым И.Ф. подписано 6 приказов о нарушении дисциплины учителями, 14 -учениками, 8 - техническим персоналом.

Жизнь школы качественно изменилась с приходом на целое десятилетие нового директора Курочкина Николая Петровича. «Школьную лошадь сменила машина-полуторка, застеклили окна, привели в порядок полы, мебель, родители принесли из домов фикусы и другие цветы. Разработали школьный участок, который стал лучшим в области. Построили огромную теплицу и метеорологическую площадку в школьном дворе. Проводили наблюдения, ставили опыты»[21].

Это годы формирования стабильного коллектива, школа 50-х постепенно становится элитной. «В первую школу стремились устроить детей из лучших семей. Культ школы, учения, учителя поддерживался родителями»[22]. Людмила Петровна Курочкина, выпускница 1966 года, вспоминает, как многое значила школа в жизни семьи, где она воспитывалась: «Главный праздник в нашем доме был 1 сентября. К нему готовились заранее. У меня был кожаный портфель. На каждый день - новая ленточка для волос, несколько белых воротничков. В доме каждый день говорили о школе»[23]. Благодаря родительской поддержке, основанной на искреннем уважении, укреплялся имидж учителя.

Школа работала в две смены. Из воспоминаний выпускницы 1955 года Антоновой В.В. узнаём: «Учителя оставались после уроков заниматься с теми, кто не усвоил урок, прикрепляли к отстающим ребят посильнее, чтобы вместе готовили домашние задания. Учителям было запрещено ругать детей, назвать двоечниками, бездельниками. За это легко можно было (что и случалось!) потерять место работы». Директор, как вспоминает выпускница 50-го года Л.В.Шевцова, был «очень строг, требователен, но справедлив. За прогулы, например, наказывал учеников нещадно! Как наказывал? Разговором. В кабинет к себе приглашал и говорил …о чести и совести. Бывало, что приглашал вместе с родителями …к 6 часам утра»[24]. Значимость учителей, которых сам, по согласованию с РОНО, подбирал для школы, Николай Петрович определял «не возрастом, а вкладом в общее дело коллектива, умением работать по-новому»[25].

Во время директорства Аркадия Николаевича Беркетова (1958 - 1982) пришли новые учителя, которые упрочили традиции средней школы №1 по созданию коллектива, нацеленного образовательный результат. В 60-е годы, по воспоминаниям выпускницы 1968 года Шушиной Татьяны Евгеньевны, в школе было всего достаточно: много наглядных средств обучения, ТСО, мебель поступала новая, книги для библиотеки. Была введена кабинетная система. Учителя вместе с учениками и их родителями делали учебные кабинеты. Лучшими в районе были кабинеты физики, химии, черчения. Ученики участвовали в областных и всесоюзных предметных олимпиадах, занимали призовые места. В 60 - 70 годы школа была участницей Всероссийской выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), призёрами всероссийских олимпиад по физике, математике (учителя Степанец А.В., Шинин В.М., Гурьянов И.В), географии (учитель Демидова М.В.), химии (учитель Хромова С.И).

Школа 60- 80-х годов отличалась строгостью, требовательностью, установкой на обязательный коллективный труд. «Учащиеся под руководством учителя поддерживали чистоту в школе, собирали макулатуру и металлолом. Месяцами жили в лагерях труда и отдыха. Заготавливали сено и силос, пололи, убирали урожай, собирали камни на полях. Но главным всегда оставались уроки. Учителя оценивались и детьми, и родителями по тому, как честно они трудились»[26].

С присоединением к средней школе №1 г.Валдая учащихся школы № 3 в 1978 году произошли существенные изменения, объяснимые тем, что в третьей школе учились, в основном, сельские дети, дети из неблагополучных городских семей, многие из которых нуждались в особенном внимании. Перед средней школой №1г.Валдая стала задача - создать условия для сохранения и развития здоровья детей, их нравственного воспитания. Эту задачу была призвана решить Лидия Александровна Калинина, которая являлась директором школы с 1982 по1998 год. Благодаря Калининой Л.А.появились и прижились такие школьные традиции, как Пост № 1, Вахта памяти, смотры строя и песни, День здоровья. В это время появились классы для детей-шестилеток со спальной комнатой, был проведен эксперимент по ускоренному обучению в начальной школе; началось углубленное изучение отдельных предметов, было введено разноуровневое обучение (классы развивающего обучения, классы нормы, классы компенсирующего обучения, профильное обучение); заработали классы филиала Лычковского СПТУ-23. Стараниями Лидии Александровны Калининой школа № 1 была признана «Школой года» в 1996, 1997годах, а в 1998 году - «Школой века»[27].

Десятый директор школы Соколова Г. Н. руководит коллективом учителей, нацеленных, как и в 50-70 годы, на конечный результат. Учителя и ученики школы - постоянные участники и победители конкурсов, смотров, соревнований. Первая школа чутко улавливает перемены, идет навстречу завтрашнему дню. Учитель в современной школе перестал быть основным источником информации, он организует условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно добывать знания, применять их в практической деятельности и добиваться высоких результатов. Но от учителя, от его мастерства и личностных качеств по-прежнему зависит, как будут учиться и чему научатся дети, как пройдут их школьные годы.

В соответствии с записями Книги учета Трудовых книжек по Валдайской средней школе и Книги личного состава, которые ведутся с 50-го года, всего в школе с 19950-го по 2009 год работало 247 педагогов. Учителей начальных классов за эти годы было 44 человека, словесников - 29, преподавателей иностранных языков - 29, математики - 26, истории - 16, физики - 13, биологии -12, географии - 11…

Личностные качества педагогов сыграли огромную роль в создании образа Учителя первой школы. «Притчей во языцех стала требовательность математиков первой школы, эрудированность литераторов, оптимизм физкультурников и чудотворчество трудовиков»[28]. Именно об учителях школы более всего оставлено воспоминаний её выпускниками в районной газете и на сайте vkontakte.ru/club326621

Вот некоторые из них. "...Поистине одержимым был в школе учитель физики А.В.Степанец. Замечательные факультативные занятия, инженерные способности, глубокое знание предмета - всё это помогало росту юных талантов»[29].

О Шинине В.М. пишет выпускница Людмила Сергеева: «Василий Михайлович останется всегда в моей памяти, как очень талантливый человек, хоть с виду очень строгий, и многие боялись его. А если честно за его строгостью и серьезностью всегда скрывался очень добрый и веселый человек, он очень любил пошутить. А как красиво он пел - особенно в душу запала его песня про Любушку. Он был справедливый и хотел, чтобы наши мальчишки научились не только алгебре и геометрии, а еще просто уважать, любить и беречь женщин»[30].

О Лавровой Г.И. - Наталья Гусева, выпускница 1998 года: «Мне очень повезло, когда, переведясь в 1 школу в 9 классе, я попала именно в класс под руководством Галины Ивановны. Галина Ивановна как вторая мама, она никогда не оставляла без внимания своих детей, каждому уделялось столько, сколько требовалось. А иногда и больше, так, что казалось: в этой женщине неиссякаемое чувство доброты и заботы!»[31].

Оценки учителями выставлялись очень строго. Анализ итоговых ведомостей успеваемости учащихся за 1949-50, 59-61 годы показывает, что основными итоговыми отметками являются «4» и «3»[32]. По русскому языку и литературе отметка «5» ставилась крайне редко (за четыре проанализированных года по одному разу). По алгебре высшую отметку получили от 2 до 8 выпускников. Анализ Книг учёта и записи выданных аттестатов о среднем образовании выявил: за 70 лет выдано всего 17 золотых и 64 серебряные медали, что свидетельствует о традиционно завышенных требованиях к результатам обучения[33]. Итоговым результатом считалось поступление учащихся в высшие учебные заведения страны. Не были редкостью выпуски, в которых более 90% учащихся становились студентами вузов. Поступление в вузы на базе школьной подготовки считалось нормой. Это основной показатель имиджа средней школы №1 г.Валдая.




Глава 2 . Исследование мнения выпускников об основных факторах имиджа школы № 1 г.Валдая

Выпускникам школы № 1 г. Валдая было предложено ответить на вопросы анкеты[34], выявляющей фундаментальные основы имиджа ОУ. Анализ проведен по 100 анкетам, заполненным выпускниками школы разных лет - с 1945 по 2008 год. Анкетируемые обучались в школе № 1 при четырёх последних директорах.

Главными качествами директоров средней школы № 1 г.Валдая выпускниками названы их строгость и справедливость. Н.П. Курочкин запомнился к тому же прекрасным организатором коллектива. А.Н.Беркетов, по мнению выпускников школы, отличался интеллигентностью, порядочностью, эрудированностью. Л.А. Калинина - особой заботой о каждом ученике, добротой. Г.Н.Соколова - высоким профессионализмом, готовностью помочь ученикам.

Выпускники высоко оценили личностные качества классных руководителей - их доброжелательность, открытость, оптимистичность. Не менее важными, по мнению выпускников, оказываются профессиональные качества классного руководителя: умение найти индивидуальный подход, готовность понять ученика, помочь ему, проявив мудрость, терпение. Забота классного руководителя о воспитанниках многими выпускниками сравнивается с материнской заботой. Индивидуальный стиль работы классного руководителя выражен разными словами: «выдержанная, строгая, но добрая» (о Н.П.Герасимовой), «веселая, симпатичная, легкая в общении» (о Т.В.Котович), хороший организатор и юморист (об А.Г.Сафронове); «замечательный, отзывчивый, внимательный, любящий свою профессию и учеников» (о Г.К.Кирюхине).

Одним из факторов имиджа школы № 1 можно считать работу классных руководителей по сплочению школьного коллектива. Она велась в различных направлениях. Выпускники всех лет говорят о воздействии трудового воспитания на сплоченность коллектива. Эта цель также достигалась организацией походов, экскурсий, совместных праздников, поддержанием школьных традиций. Отдельной строкой идет рассказ о спортивных мероприятиях и достижениях, чем всегда гордилась школа[35].

Образ учителя-предметника средней школы №1г.Валдая ассоциируется в сознании выпускников с повышенной требовательностью, строгостью, стремлением педагога расширить рамки урока за счет привлечения дополнительного материала, индивидуальных заданий учащимся. У каждого учителя - свой стиль в преподавании, но цель одна - научить. Анкетируемые выпускники объясняли, почему им запомнился тот или иной учитель.

Вопрос № 12 анкеты предполагал ранжирование факторов, которые, по мнению выпускников, в большей степени влияли на качество образовательного процесса средней школы № 1 г. Валдая.

Для ранжирования выпускникам, принявшим участие в добровольном анкетировании, было предложено 8 характеристик: 1) политическая обстановка в стране, 2) экономическая обстановка в семье; 3) руководитель школы; 4) ученический коллектив; 5) ученический коллектив; 6) учитель-личность; 7) ученик-личность; 8) материальная обеспеченность школы.

Мы сосчитали и вписали в таблицу количество человек, отметивших по рангу факторы, влияющие на качество школьной жизни. Выделили максимальные показатели.

Таблица № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Поли

ти

ка

Эконо

мика

семьи

Дирек

тор

Учениче

ский

коллек

тив

Учитель

ский

коллек

тив

Учи-

тель

Уче

ник

Мат. обеспеч.

школы

1

12

7

25

8

18

16

11

3

2

2

9

10

15

27

20

11

6

3

1

4

19

18

24

16

6

12

4

2

11

13

25

12

16

12

9

5

1

11

17

10

12

14

23

12

6

5

11

9

11

7

14

15

28

7

16

43

7

6

1

2

14

11

8

60

5

-

7

-

2

7

19

Очевидным стало, что выпускники средней школы № 1 г. Валдая меньше всего осознают зависимость школьной жизни от происходящего в стране: 60% респондентов считают, что политика в последнюю очередь влияет на педагогический процесс. Только 12 человек из 100 провели параллель между жизнью школы и политической ситуацией в стране в годы их учебы, определив политику как главенствующий фактор жизнедеятельности школы. По мнению анкетируемых выпускников, экономическое положение в семье и материальное обеспечение школы также сыграло малозаметную роль в их школьном образовании. Представленные в Таблице №1 данные свидетельствуют: 43% анкетируемых выпускников средней школы № 1 г.Валдая на седьмую позицию из восьми ставят экономику семьи; 28% на шестое место - материальное обеспечение школы.

Чтобы выявить представление выпускников об основополагающих факторах имиджа школы №1, мы суммировали вертикальные показатели трёх верхних строчек таблицы, затем сложили их, после чего вычислили процент значимости каждого фактора.

Таблица № 2

1

2

3

4

5

6

7

8

По

ли

ти

ка

Эконо

мика

семьи

Дирек

тор

Ученичес

кий коллектив

Учитель

ский

коллектив

Учи

тель

Уче

ник

Мат.

обеспеч.

школы

1

12

7

25

8

18

16

11

3

2

2

9

10

15

27

20

11

6

3

1

4

19

18

24

16

6

12

30

15

20

54

41

69

52

28

21

%

5%

6,67%

18%

13,67%

23%

17,33

9,33

7%

Мы видим, что в представлении выпускников средней школы №1 г.Валдая, определяющим фактором её имиджа является педагогический коллектив - носитель традиций. На втором месте личность директора, далее личность учителя.

Обращает на себя внимание тот факт, что выпускники в более высокой степени оценили ученический коллектив, чем личность ученика.

Эти результаты в определённой степени противоречили тем выводам, что были сделаны нами в процессе изучения статей, опубликованных в районной газете, и непосредственных бесед с выпускниками школы. Анкетируемые более высоко оценили работу педагогического коллектива в целом, чем отдельно работу директора или учителя.

Мы провели аналогичные расчеты, теперь уже на материале 35 следующих поступивших анкет, которые заполнили выпускники средней школы № 1 г.Валдая. На последнее место ими поставлено материальное обеспечение школы - 2,86% голосов. На 7 - политическая обстановка в стране - 4, 76%; на 6 - экономика семьи - 5,71%; на 5 - ученик -личность -12, 38 %; на 4 - ученический коллектив - 15, 24 %; на 3 - директор - 17, 14% Максимальное количество голосов (по 20, 95%) отдано за педагогический коллектив и личность учителя - основополагающие факторы имиджа средней школы № 1 г. Валдая. Существенных отличий при повторном анкетировании нами не выявлено.

Коллектив и личность, по мнению выпускников, - основополагающие факторы средней школы № 1 г.Валдая.

Заключение

В результате проведённого исследования по теме: «Имидж школы глазами выпускников» можно сделать ряд выводов.

Имидж школы - это образ, созданный в результате целенаправленного непрерывного процесса формирования представлений о ней, система взаимосвязанных факторов. Формирование имиджа школы протекает во времени, ограниченном только начальной точкой - моментом её создания. Его формируют все участники образовательного процесса: директор, учителя, ученики, выпускники школы и их родители,

Выбирая учебное заведение для своего ребенка, родители нуждаются в информации, которая призвана составить представление о школе.

В современных условиях информацию об имидже школы можно сделать открытой и доступной, если, например, разместить на школьном сайте Анкету для выпускников. Из единичных представлений субъективного характера рождается эмоциональный образ школы. В нашем опыте субъективные единичные представления выпускников о школе позволили сделать выводы о фундаментальных основах имиджа МОУ СОШ №1им. М.Аверина г.Валдая. Мы доказали, что, если организовать открытую, тематически направленную обратную связь между школой и её выпускниками, то становится возможным формирование позитивного имиджа школы.

В первой главе исследовательской работы, которая написана по материалам газетных статей, бесед с выпускниками 40-60-х годов, директорами школы, рассматриваются факторы, влияющие на формирование имиджа школы № 1 г. Валдая с 1939 по 2009 год. Отмечается, что имидж школы формируется в соответствии с историческим предназначением: в течение 25 лет это была единственная в районе средняя школа, именно она готовила к поступлению в вузы.

Подчеркивается, что высокий образовательный результат - главная цель работы средней школы №1 г.Валдая. Ее поддерживали и развивали директора школы, всего 10 директоров. Наиболее значимый след в формировании имиджа школы оставили директора: Курочкин Н.П., Беркетов А.Н., Калинина Л.А. , удостоенные звания Почетный гражданин города Валдая. Директора школы формировали коллектив, укрепляли материально - техническую базу, развивали школьные традиции. Среди основных традиций - насыщенная внеурочная деятельность.

Позитивный имидж педагогического коллектива сформировался во многом благодаря тому, что в школе работали учителя, обладающие яркими личностными и профессиональными качествами. 10 педагогов первой школы имеют звание Заслуженного учителя, 5 человек - звание Почетного гражданина города Валдая. Существенным показателем имиджа школы является то, что в школу возвращались работать учителями ее выпускники: Никифорова Р.В., Никифоров Г.Л.. Герасимова Н.П., Нефедова Н.С., Беркетов А.Н., Федотова В.А., Котович Т.В. и многие другие.

Доказывается, что имидж - явление изменяющееся, обусловленное, в первую очередь, требованием времени. В опыте жизнедеятельности средней школы № 1 это военные и послевоенные годы; годы формирования стабильного коллектива; период объединения с первой школой третьей городской; время образовательных реформ, которые привели МОУ СОШ № 1 к успеху: в 1996, 1997 годах она была признана «Школой года», а в 1998 году - «Школой века».

Во второй главе исследовательской работы анализируются итоги анкетирования, проведенного с целью выявления мнения выпускников о фундаментальных основах имиджа средней школы №1 г.Валдая.

В добровольном анкетировании приняли участие 100, а затем еще выпускников школы, обучавшихся в годы с 1945 по 2008. 81% анкетируемых обучались в школе 80-90-х годов. В меньшей степени выпускники осознавали зависимость жизнедеятельности школы от политической жизни страны (5%), экономической обстановки в семье (6,67%), материально-технической базы ОУ (7%). Это можно объяснить тем, что в указанный период времени политическое устройство общества представлялось незыблемым, единственно возможным; экономическое положение в семье учащихся было примерно одинаковым, соответствующим материально-технической базе школы. Технические средства обучения выполняли, в основном, роль дополнительной наглядности. Человеческий фактор, по мнению выпускников, значительно выше, чем экономические и политические.

Воспитанные традициями коллектива, бывшие ученики именно коллектив считают основополагающим фактором имиджа средней школы№1 г.Валдая. Из 100 человек 23% анкетируемых подчеркивают важность и значимость педагогического коллектива. 13,67% - значимость ученического коллектива. Соответственно, личность учителя выделили как основополагающий фактор 17,33% анкетируемых, личность ученика - 9,33%. Лидерство директора обозначено 18%.

По мнению выпускников, огромную роль в создании имиджа первой школы сыграли личностные качества педагогов. Не всех, не каждого. Только 23,3% учителей, как следует из анализа анкет выпускников школы и газетных статей, оставили яркий след в их судьбе.

Настоящий Учитель - тот, кто по-своему преобразует действительность, открывая и закрепляя в ней лучшее. Таковы Татьяна Иосифовна Ерманович - вдохновитель ученического хора 50-х годов, Юрий Гельмунтович Вейс (организатор музыкальной студии, объединившей молодежь не только школы, но и всего города в 80-е годы). Это Софья Ивановна Хромова - великолепный химик - и Наум Соломонович Марголин, который мог научить черчению всех. Мария Ивановна Щетинская руководила лучшим пришкольным участком в области. Алексей Васильевич Степанец - создатель лучшего кабинета физики 60-х годов. Василий Михайлович Шинин, Иван Васильевич Гурьянов готовили победителей областных и всесоюзных олимпиад по математике. Роза Васильевна Никифорова и Надежда Петровна Герасимова - энциклопедически образованные словесники средней школы № 1 г.Валдая.

Так как выпускники продолжали заполнять анкеты, мы проанализировали еще 35 материалов. Существенных отличий нами не выявлено. Более того, вывод о значимости коллектива как основополагающего фактора, наглядно подтвердился совпадением 5 и 6 параметров. Учитель средней школы №1 г.Валдая, в представлении её выпускников, воспринимается как член коллектива, носитель его традиций.

Анализируемые данные могут быть перепроверены, изучены, в работе указаны источники информации, анкеты выпускников размещены на школьном сайте school1.valdayskiy.okpmo.nov.ru/p8aa1.html

На наш взгляд, подобная практика организации открытой, тематически направленной обратной связи между школой и ее выпускниками будет способствовать формированию позитивного имиджа ОУ. Активизируется работа школьного сайта. Совокупность субъективных оценок факторов школьной жизни позволит родителям и другим представителям социума сформировать объективный образ ОУ. Открытая обратная связь может стать стимулом для повышения педагогического мастерства учителя, оценки качества образовательного процесса, для упрочения духовных связей между школой и выпускниками разных лет.

В процессе проведенного исследования нами был собран уникальный материал о школе, который лишь частично отражен в работе «Имидж школы глазами её выпускников».

Нам удалось документально доказать, что средней школой № 1 г. Валдая руководило 10 директоров, восстановить их имена и годы работы. Нами собраны материалы о жизни 100 летнего юбиляра - шестого директора школы Н.П. Курочкина. В ходе исследования нами было найдено и переведено в электронный вид более 80 фотографий выпускных классов школы № 1; около 100 фотографий учителей; 60 фотографий рубрики «Наши школьные дела». Эти материалы могут стать отправной точкой следующих исследований.


Перечень ссылок на источники информации

  1. Николаева В.И. Изучение имиджа образовательных учреждений Электронный ресурс: mediart.ru/blog/svyazi-s-obshestvenn/517-1-universitetskaya-dochka-proizvodit-vpechatlenie.html

  2. Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения// Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 9. - С. 39 - 46. ipk74.ru/files/news/2008/10/image_ou_scherbak.doc

  3. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9. informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html

  4. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. 2000, № 9. informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8.html

  5. Кучеренко Н. «Учитель! Перед именем твоим…»//- Ленинский путь. - 2009. - 2 сентября

  6. Трунин В., А Через годы, через расстояния //- Ленинский путь. - 1985.- 8 августа

  7. Юн В.М., Каряки В.Г., Оськина Т.Н. А годы школьные не забываются. //- Валдай. -1999. - 2 сентября

  8. vkontakte.ru/club326621

  9. school1.valdayskiy.okpmo.nov.ru/p8aa1.html

  10. Яковлева Н. Память// - Ленинский путь. -1988. - 21 мая

  11. Семенов А. Он всегда был в гуще масс. Михаил Аверин // -Ленинский путь. - 1988. - 21 мая

  12. Никольская Т. Школа, носящая его имя//- Ленинский путь. - 1988.- 21 мая

  13. Калинина Л. Приумножим лучшие традиции//-Ленинский путь. - 1989.-2 сентября

  14. Трунин В. «Через годы, через расстояния».// - Ленинский путь. - 1985.- 8августа

  15. Никольская Т.П. Воспоминания.//- Партийный архив Новгородского обкома КПСС. Очерк развития среднего образования в Валдае. - с.42

  16. Никольская Т.П. Воспоминания.//- Партийный архив Новгородского обкома КПСС. Очерк развития среднего образования в Валдае. - с.42

  17. Демидова М.В. Наша школа в годы войны.// - Рукописные воспоминания.

  18. Демидова М.В. Наша школа в годы войны.// - Рукописные воспоминания.

  19. Богатырев И. Как все начиналось. //- Ленинский путь. - 1989. - 2 сентября

  20. Книга приказов по школе 1944-46гг.

  21. Курочкин Н.П., Беркетов А.Н., Калинина Л.А. Трудно ли быть директором?// - Валдай. -1999.-2 сентября

  22. Юн В.М., Каряки В.Г., Оськина Т.Н. А годы школьные не забываются. // - Валдай. -1999. - 2 сентября

  23. Потагина Т. Первая школа моя.// - Валдай. - 2009. - 27 ноября

  24. Потагина Т. Извините, пожалуйста!// - Валдай. - 2009. - 9 октября

  25. Тарасов Д.Возраст, клонящийся к веку.// - Валдай. - 2008.- 15 декабря

  26. Калинина Л. Приумножим лучшие традиции.//- Ленинский путь. -1989.-2 сентября

  27. Соколова Г.Н.C юбилеем, родная школа!//- Валдай.-2009.-27 ноября

  28. Сафронов А. Живая связь поколений //- Ленинский путь.- 1990. - 19 мая

  29. Соколова Г.Н "Пусть не иссякнут таланты" // - Ленинский путь. - 1989. - 2 сентября

  30. vkontakte.ru/club326621

  31. vkontakte.ru/club326621

  32. Итоговые ведомостb успеваемости учащихся за 1949-50, 59-61 годы

  33. Книги учёта и записи выданных аттестатов о среднем образовании за 1945 -2009 годы

  34. Анкета выпускника school1.valdayskiy.okpmo.nov.ru/p8aa1.html

  35. Шушина Т. Как хорошо, Геннадич, что Вы пришли //- Ленинский путь. - 1989. - 2 сентября


© 2010-2022