- Преподавателю
- Директору, завучу
- Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе
Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михеева Л.А. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______ Алексеева И.Ю.
« ____» ___________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________Л.А.Михеева
Приказ №_______________
____» ____ _________ 2014 г.
Программа внеурочной деятельности
учащихся начальной школы
МБОУ Николаевская СОШ
2012-2015г.
Содержание:
-
Нормативно-правовая и документальная основа.
-
Пояснительная записка.
-
Цели и задачи.
-
Принципы программы.
-
Направления реализации программы.
5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
6.1. Кадровое обеспечение.
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.3. Материально-техническое обеспечение.
-
Предполагаемые результаты.
-
Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1-4 класс на 2012-2015 учебный год.
8.1. Содержание воспитательной деятельности.
8.2. Виды внеурочнойной деятельности.
8.3. Методы и средства внеурочной деятельности.
-
Тематическое планирование.
9.1. Пояснительная записка.
9.2. Цели внеурочного планирования.
9.3. Задачи внеурочного планирования.
9.4. Прогнозируемые результаты.
9.5. Планируемые личностные результаты.
-
Содержание деятельности.
-
Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
-
Ожидаемые результаты реализации программы.
-
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
-
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
-
Ожидаемые результаты реализации программы.
-
Нормативно-правовая и документальная основа:
-
Закон Российской Федерации « Об образовании в РФ».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
-
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
-
Должностная инструкция классного руководителя.
-
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);
-
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);
-
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;
-
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-
приобретение учащимися социального опыта;
-
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
-
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи внеурочной деятельности:
-
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, СКК, библиотеками, семьями учащихся.
-
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
-
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
-
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
-
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
-
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
-
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
4.Принципы программы:
-
Включение учащихся в активную деятельность.
-
Доступность и наглядность.
-
Связь теории с практикой.
-
Учёт возрастных особенностей.
-
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
-
Традиции школы.
-
Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
-
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
5.Направления реализации программы
-
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
-
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
-
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
-
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
-
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
-
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
-
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
5.1Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
-
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
-
Проведение бесед по охране здоровья.
-
Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
-
Работа кружков: «Здоровым будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, топ»
2. Художественно-эстетическое:
-
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-
Работа кружков: «Умелые ручки»;
-
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
3. Научно-познавательное:
-
Предметные недели;
-
Библиотечные уроки;
-
Конкурсы, экскурсии, олимпиады;
-
Работа кружков: «Математическое конструирование», « В мире книг», «Раз словечко, два словечко…», «Ручеёк».
4. Духовно-нравственное:
-
«Уроки мужества»;
-
Выставки рисунков;
-
Тематические классные часы;
-
Конкурсы рисунков;
-
Фестивали патриотической песни;
-
Смотр строя и песни;
-
Работа кружка «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика»;
5. Общественно-полезное:
-
Проведение субботников;
-
Генеральные уборки в классах;
-
Озеленение классов и школы;
-
Работа кружков «Наши общие дела».
6. Проектная деятельность:
-
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
-
Разработка проектов к урокам;
-
Работа кружка: « Юный исследователь».
6.Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
-
конкретное планирование деятельности,
-
кадровое обеспечение программы,
-
методическое обеспечение программы,
-
педагогические условия,
-
материально-техническое обеспечение.
6.1. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
-
педагоги школы, реализующие программу;
-
библиотекарь;
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи
Мероприятия
Подготовить педагогические кадры к работе с учащимися по внеурочной деятельности
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
Повысить методический уровень всех участников воспитательного процесса
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечить комфортные условий для работы педагогов
Изыскание возможности материального поощрения руководителей кружков, спортивных секций.
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
-
методические пособия,
-
интернет-ресурсы,
-
мультимедийный блок.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках районного взаимодействия.
Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся.
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Проведение педагогических советов и заседаний МО.
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
6.3. Материально-техническое обеспечение:
-
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
-
материалы для оформления и творчества детей,
-
наличие канцелярских принадлежностей,
-
аудиоматериалы и видеотехника,
-
компьютеры,
-
телевизор,
-
проектор,
-
экран и др.
7.Предполагаемые результаты:
-
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-
укрепление здоровья воспитанников;
-
развитие творческой активности каждого ребёнка;
-
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
-
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
-
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
-
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
-
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
-
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
-
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
-
оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
8. Внеурочная деятельность согласно ФГОС 1-4 класс
№
Направление
Внеурочная деятельность
Недельная нагрузка
1кл.
2кл.
3кл.
4кл.
1.
Научно-познавательное
«Математическое конструирование»
1ч
1ч
« В мире книг»
1ч
1ч
«Раз словечко, два словечко…»
1ч
1ч
1ч
«Ручеёк»
1ч
1ч
2.
Духовно-нравственное
«Путешествие по стране этикета»
1ч
«Этическая грамматика»
1ч
1ч
1ч
« Я гражданин России»
1ч
1ч
3.
Общественно-полезное
«Наши общие дела»
1ч
1ч
1ч
1ч
4.
Проектная деятельность
«Юный исследователь»
1ч
5.
Спортивно-оздоровительное
«Топ-Топ»
1ч
1ч
1ч
«Здоров будешь - всё добудешь»
1ч
1ч
1ч
1ч
«Основы безопасного движения»
1ч
1ч
1ч
1ч
6.
Художественно-эстетическое
«Умелые ручки»
1ч
Всего:
8ч
8ч
8ч
8ч
8.1. Содержание воспитательной деятельности.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
-
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
-
социальной активности;
-
представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
приобщение к системе культурных ценностей;
-
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
-
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
-
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
-
навыков здорового образа жизни.
8.2 Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
-
игровая деятельность;
-
познавательная деятельность;
-
проблемно-ценностное общение;
-
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
-
художественное творчество;
-
трудовая деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность;
8.3. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
-
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
-
упражнение,
-
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
-
методы игры в различных вариантах,
-
составление плана
-
экскурсии и т.д.
Формы оценки
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
-
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
9. Тематическое планирование внеурочной деятельности.
9.1. Пояснительная записка
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля - планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
-
свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
-
помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
-
стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
-
быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
-
на регуляции социального поведения ребёнка;
-
привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
-
сохранение положительного отношения к школе и учению;
-
воспитание здорового образа жизни;
-
интегрирование усилий учителя и родителей;
-
привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
9.2. Цели внеурочного планирования:
-
развитие личности школьника, его творческих способностей;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
-
формирование желания и умения учиться;
-
освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
9.3. Задачи внеурочного планирования.
-
Формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
-
Формировать положительную «Я - концепцию».
-
Формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.
-
Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
-
Воспитывать духовно-нравственные качества личности.
-
Развивать навыки рефлексивных действий.
9.4. Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-
готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-
готовности к дальнейшему образованию,
-
сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,
-
сформированности общей культуры,
-
сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
-
сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-
сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
9.5. Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
-
принятие образа «хорошего ученика»;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
осознание своей этнической принадлежности;
-
гуманистическое сознание;
-
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
-
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
-
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
-
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
-
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-
эстетические потребности, ценности и чувства;
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
10.Содержание деятельности
Примерное планирование внеурочной деятельности для начальной школы
Направления
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Спортивно-
оздоровительное
1.День здоровья. Осенний кросс
2. Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».
3. Месячник «За здоровый образ жизни»
4.Физкультминутки.
1. Малые олимпийские игры.
2. . Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».
3. День безопасности.
4. Физкультминутки
5.Соревнования по ОФП
6.Программа «Ура! Каникулы!»
-
«Сильные, ловкие, смелые» - соревнования к 23 февраля.
-
Физкультминутки.
3.. Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».
-
Соревнования по лыжным гонкам
-
Программа «Ура! Каникулы!»
1.День здоровья Кросс.
2.Эстафета «Веселые старты»
3.Физкультминутки.
4.Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».
5. День ГО.
Художественно- эстетическое
1.Кружок «Умелые ручки»
2.Конкурс рисунков на осеннюю тему
3.Конкурс поделок из природного материала «Осенние причуды»
4.Выставка цветов.
5. Выставка-конкурс рисунков «Моему любимому учителю»
1. Кружок « Умелые ручки»
2. Конкурс-выставка рисунков ко Дню матери « Нежная… Добрая… Ласковая…»
3. Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок к новому году.
4. Конкурс рисунков
« Зимушка-зима»
5. Конкурс фотографий «Новогодняя сказка»
1. Кружок « Умелые ручки»
2.Конкурс снежных скульптур «Ой, ты, зимушка-зима!».
3.Конкурс плакатов ко Дню защитников отечества.
4. Конкурс поделок « Подарок маме»
5. Выставка-конкурс поделок «Очумелые ручки», изготовленных на уроках технологии.
1. Кружок « Умелые ручки»
2.Конкурс рисунков ко Дню Победы.
3.Экскурсии.
Научно-познавательное
1.Библиотечные часы
2. Экскурсии в музей.
3.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».
1.Библиотечные часы
2. Неделя добрых дел
3.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».
1.Библиотечные часы
2. Школьный тур олимпиад
3. Неделя книги
4.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».
1.Библиотечные часы
2. День Земли
3. Игра «Путешествие по профессиям».
4.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».
Духовно-нравственное
1.День знаний.
2.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».
3. Беседа «Первая мировая война»
4. Акция «Согрей теплом своей души»
1. «4 ноября - День народного единства»
2.Беседа «Солдатами не рождаются» к 20-летию чеченского конфликта .
3.День матери.
4.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».
1. Месячник патриотического воспитания.
2.Акция «Служи, солдат»
3.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».
1.Классный час «День космонавтики».
2. Месячник правовых знаний.
3. Уроки мужества ко Дню Победы.
4. Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».
Общественно-полезный труд
1.Озеленение классов 2.Ремонт книг в библиотеке
3. Кружки: «Наши общие дела»
4. «Субботник» уборка школьной территории и родников.
5. Операция «Чистый класс»
1.Ремонт наглядных пособий.
2 Изготовление пособий для уроков.
3. «Твори, выдумывай, пробуй»- изготовление новогодних украшений.
4. Кружки: «Наши общие дела»
1.Генеральная уборка в классах
2.Практическое занятие «Домик для пернатого друга»
3. Оформление выставки «Правила дорожного движения ты должен знать и их строго выполнять»
4. Кружки: «Наши общие дела»
1.Субботник по уборке территории
2. Уход за рассадой для школьного двора.
3. Кружки: «Наши общие дела»
4. Высадка рассады на территории школьного двора.
Проектная деятельность
1.Проекты
2. Кружок: « Юный исследователь»
1. Проекты
1.Проекты
2. Участие в общешкольной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
1.Проекты. Защита.
11. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
-
Организация и оснащение методического кабинета.
-
Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
-
Оснащение спортивного зала инвентарем.
12. Ожидаемые результаты:
-
Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
-
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.
-
Творческая самореализация детей;
-
Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
-
Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
-
Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
-
Формирование единого воспитывающего пространства;
-
Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
-
Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
-
Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
-
Использование потенциала открытого образовательного пространства.
13. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:
Задачи
Мероприятия
Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях района и школы.
Оформление информационного стенда
Родительские собрания
Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.
Размещение материалов на информационных стендах.
Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.
Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях обучающихся.
Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах
Оформление стенда «Наши достижения».
Создание портфолио
Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.
Работа над созданием сайта учащимися.
Курсы компьютерной грамотности для педагогов.
Работа над созданием сайта педагогами.
Размещение мобильной информации на сайте школы.
14. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
-
организация работы с кадрами;
-
организация работы с ученическим коллективом;
-
организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
-
мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
-
рост социальной активности обучающихся;
-
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
-
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
-
Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
-
Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
-
Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
-
Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
-
Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
-
Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
-
Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
15.Ожидаемые результаты реализации программы
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
-
свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
-
помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
-
стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
-
быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.