Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОбразовательная программа внеурочной деятельности в начальной школеуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ Алексеева И.Ю.

« ____» ___________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________Л.А.Михеева

Приказ №_______________

____» ____ _________ 2014 г.









Программа внеурочной деятельности

учащихся начальной школы

МБОУ Николаевская СОШ

















2012-2015г.





Содержание:

  1. Нормативно-правовая и документальная основа.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи.

  4. Принципы программы.

  5. Направления реализации программы.

5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6. Условия реализации программы.

6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

6.3. Материально-техническое обеспечение.

  1. Предполагаемые результаты.

  2. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1-4 класс на 2012-2015 учебный год.

8.1. Содержание воспитательной деятельности.

8.2. Виды внеурочнойной деятельности.

8.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

  1. Тематическое планирование.

9.1. Пояснительная записка.

9.2. Цели внеурочного планирования.

9.3. Задачи внеурочного планирования.

9.4. Прогнозируемые результаты.

9.5. Планируемые личностные результаты.

  1. Содержание деятельности.

  2. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

  3. Ожидаемые результаты реализации программы.

  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.

  5. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

  6. Ожидаемые результаты реализации программы.


  1. Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании в РФ».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);

  • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);

  • - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;

  • - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

2. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.


  1. Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, СКК, библиотеками, семьями учащихся.

  • Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.

  • Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  • Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  • Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

4.Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • Традиции школы.

  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

  • Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.



5.Направления реализации программы

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  • Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  • Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  • Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

  • Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

  • Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

  • Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

5.1Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.

  • Работа кружков: «Здоровым будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, топ»

2. Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Работа кружков: «Умелые ручки»;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

3. Научно-познавательное:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады;

  • Работа кружков: «Математическое конструирование», « В мире книг», «Раз словечко, два словечко…», «Ручеёк».

4. Духовно-нравственное:

  • «Уроки мужества»;

  • Выставки рисунков;

  • Тематические классные часы;

  • Конкурсы рисунков;

  • Фестивали патриотической песни;

  • Смотр строя и песни;

  • Работа кружка «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика»;

5. Общественно-полезное:

  • Проведение субботников;

  • Генеральные уборки в классах;

  • Озеленение классов и школы;

  • Работа кружков «Наши общие дела».

6. Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;

  • Разработка проектов к урокам;

  • Работа кружка: « Юный исследователь».

6.Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь;

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовить педагогические кадры к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повысить методический уровень всех участников воспитательного процесса

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечить комфортные условий для работы педагогов

Изыскание возможности материального поощрения руководителей кружков, спортивных секций.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  • методические пособия,

  • интернет-ресурсы,

  • мультимедийный блок.

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках районного взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Проведение педагогических советов и заседаний МО.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • телевизор,

  • проектор,

  • экран и др.

7.Предполагаемые результаты:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

  • развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):


  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.


8. Внеурочная деятельность согласно ФГОС 1-4 класс

Направление

Внеурочная деятельность

Недельная нагрузка

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1.

Научно-познавательное

«Математическое конструирование»

« В мире книг»

«Раз словечко, два словечко…»

«Ручеёк»

2.

Духовно-нравственное

«Путешествие по стране этикета»



«Этическая грамматика»

« Я гражданин России»

3.

Общественно-полезное

«Наши общие дела»

4.

Проектная деятельность

«Юный исследователь»

5.

Спортивно-оздоровительное

«Топ-Топ»

«Здоров будешь - всё добудешь»

«Основы безопасного движения»

6.

Художественно-эстетическое

«Умелые ручки»

Всего:

8.1. Содержание воспитательной деятельности.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  2. социальной активности;

  3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  4. приобщение к системе культурных ценностей;

  5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

  6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

  7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

  8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

  9. навыков здорового образа жизни.

8.2 Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. трудовая деятельность;

  7. спортивно-оздоровительная деятельность;

8.3. Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

  2. упражнение,

  3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

  4. методы игры в различных вариантах,

  5. составление плана

  6. экскурсии и т.д.

Формы оценки
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

9. Тематическое планирование внеурочной деятельности.


9.1. Пояснительная записка

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля - планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…

Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».

Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

  • свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

  • помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

  • стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

  • быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

  • на регуляции социального поведения ребёнка;

  • привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;

  • сохранение положительного отношения к школе и учению;

  • воспитание здорового образа жизни;

  • интегрирование усилий учителя и родителей;

  • привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

9.2. Цели внеурочного планирования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

  • формирование желания и умения учиться;

  • освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.

9.3. Задачи внеурочного планирования.

  • Формировать у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.

  • Формировать положительную «Я - концепцию».

  • Формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.

  • Развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности.

  • Развивать навыки рефлексивных действий.

9.4. Прогнозируемые результаты.

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

  • готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

  • готовности к дальнейшему образованию,

  • сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

  • сформированности общей культуры,

  • сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

  • сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

  • сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.


9.5. Планируемые личностные результаты.


Самоопределение:


  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • гуманистическое сознание;

  • социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.


Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.





10.Содержание деятельности

Примерное планирование внеурочной деятельности для начальной школы

Направления


1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть

Спортивно-

оздоровительное

1.День здоровья. Осенний кросс

2. Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».

3. Месячник «За здоровый образ жизни»

4.Физкультминутки.

1. Малые олимпийские игры.

2. . Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».

3. День безопасности.

4. Физкультминутки

5.Соревнования по ОФП

6.Программа «Ура! Каникулы!»

  1. «Сильные, ловкие, смелые» - соревнования к 23 февраля.

  2. Физкультминутки.

3.. Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».

  1. Соревнования по лыжным гонкам

  2. Программа «Ура! Каникулы!»

1.День здоровья Кросс.

2.Эстафета «Веселые старты»

3.Физкультминутки.

4.Кружки «Здоров будешь - всё добудешь», «Основы безопасного движения», «Топ, Топ».

5. День ГО.

Художественно- эстетическое

1.Кружок «Умелые ручки»

2.Конкурс рисунков на осеннюю тему

3.Конкурс поделок из природного материала «Осенние причуды»

4.Выставка цветов.

5. Выставка-конкурс рисунков «Моему любимому учителю»

1. Кружок « Умелые ручки»

2. Конкурс-выставка рисунков ко Дню матери « Нежная… Добрая… Ласковая…»

3. Мастерская Деда Мороза. Конкурс поделок к новому году.

4. Конкурс рисунков

« Зимушка-зима»

5. Конкурс фотографий «Новогодняя сказка»

1. Кружок « Умелые ручки»

2.Конкурс снежных скульптур «Ой, ты, зимушка-зима!».

3.Конкурс плакатов ко Дню защитников отечества.

4. Конкурс поделок « Подарок маме»

5. Выставка-конкурс поделок «Очумелые ручки», изготовленных на уроках технологии.

1. Кружок « Умелые ручки»

2.Конкурс рисунков ко Дню Победы.

3.Экскурсии.

Научно-познавательное

1.Библиотечные часы

2. Экскурсии в музей.

3.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».

1.Библиотечные часы

2. Неделя добрых дел

3.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».

1.Библиотечные часы

2. Школьный тур олимпиад

3. Неделя книги

4.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».

1.Библиотечные часы

2. День Земли

3. Игра «Путешествие по профессиям».

4.Кружки: «Ручеёк», «Математическое конструирование», «В мире книг», « Раз словечко, два словечко…».

Духовно-нравственное

1.День знаний.

2.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».

3. Беседа «Первая мировая война»

4. Акция «Согрей теплом своей души»

1. «4 ноября - День народного единства»

2.Беседа «Солдатами не рождаются» к 20-летию чеченского конфликта .

3.День матери.

4.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».

1. Месячник патриотического воспитания.

2.Акция «Служи, солдат»

3.Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».

1.Классный час «День космонавтики».

2. Месячник правовых знаний.

3. Уроки мужества ко Дню Победы.

4. Кружки: «Я гражданин», «Путешествие по стране этикета», «Этическая грамматика».

Общественно-полезный труд

1.Озеленение классов 2.Ремонт книг в библиотеке

3. Кружки: «Наши общие дела»

4. «Субботник» уборка школьной территории и родников.

5. Операция «Чистый класс»

1.Ремонт наглядных пособий.

2 Изготовление пособий для уроков.

3. «Твори, выдумывай, пробуй»- изготовление новогодних украшений.

4. Кружки: «Наши общие дела»

1.Генеральная уборка в классах

2.Практическое занятие «Домик для пернатого друга»

3. Оформление выставки «Правила дорожного движения ты должен знать и их строго выполнять»

4. Кружки: «Наши общие дела»

1.Субботник по уборке территории

2. Уход за рассадой для школьного двора.

3. Кружки: «Наши общие дела»

4. Высадка рассады на территории школьного двора.

Проектная деятельность

1.Проекты

2. Кружок: « Юный исследователь»

1. Проекты

1.Проекты

2. Участие в общешкольной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

1.Проекты. Защита.




11. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:

  • Организация и оснащение методического кабинета.

  • Оснащение видеопроекционной аппаратурой.

  • Оснащение спортивного зала инвентарем.

12. Ожидаемые результаты:

  • Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.

  • Творческая самореализация детей;

  • Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

  • Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;

  • Формирование единого воспитывающего пространства;

  • Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

  • Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;

  • Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

  • Использование потенциала открытого образовательного пространства.

13. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях района и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.

Размещение материалов на информационных стендах.

Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях обучающихся.

Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

Оформление стенда «Наши достижения».

Создание портфолио

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта учащимися.

Курсы компьютерной грамотности для педагогов.

Работа над созданием сайта педагогами.

Размещение мобильной информации на сайте школы.

14. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

  • организация работы с кадрами;

  • организация работы с ученическим коллективом;

  • организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

  • мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

  5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

  7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

15.Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

  • свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

  • помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

  • стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

  • быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.Образовательная программа внеурочной деятельности в начальной школеОбразовательная программа внеурочной деятельности в начальной школеОбразовательная программа внеурочной деятельности в начальной школе

© 2010-2022