Статья на тему: Профилактика синдрома выгорания специалистов, работающих в системе человек-человек

Е.Н.Иванова Директор МКОУ «Сидорская сош» Профилактика синдрома выгорания специалистов, работающих в системе человек-человек                                                 Огромную актуальность на сегодняшний день представляет проблема обеспечения эффективной профессиональной деятельности педагогических работников, основной задачей которой является своевременная профилактика синдрома «эмоционального выгорания».   Исходя из собственного опыта работы, заметим, что современная ситуация в образов...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Н.Иванова

Директор МКОУ «Сидорская сош»

Профилактика синдрома выгорания специалистов, работающих в системе человек-человек

Огромную актуальность на сегодняшний день представляет проблема обеспечения эффективной профессиональной деятельности педагогических работников, основной задачей которой является своевременная профилактика синдрома «эмоционального выгорания».

Исходя из собственного опыта работы, заметим, что современная ситуация в образовании характеризуется снижением престижа педагогического труда, его общественной значимости, феминизацией учительского состава, сильной подверженностью стрессовым факторам, вызываемым не только профессиональными, но и бытовыми проблемами, сложностью условий работы педагогов, высокой заболеваемостью учителей.

Ряд результатов отечественных исследований в области синдрома эмоционального выгорания у педагогов свидетельствуют о различных формах выраженности симптомов эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональной эффективности, напряженность (Бойко 1999: 38; Дроздова 2009: 41-42).

Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания является осознание человеком смысла своей деятельности, рефлексия своего состояния (соматического и психического), а также способность относиться к симптомам выгорания как к внутренним сигналам, свидетельствующим о возникшем психологическом дисбалансе.

На наш взгляд, в современном образовательном учреждение должна быть создана определенная система профилактики эмоционального выгорания у педагогов: это могут быть индивидуальные консультации психолога, диагностики, групповые формы работы, тренинги ; необходимо создавать специальные коррекционные программы, направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания у работников образовательного учреждения.

Содержание коррекционной программы предполагало первичную диагностику уровня и специфику эмоционального выгорания у каждого педагога, на основе полученных данных разрабатывалось содержание тренинговых занятий с коллективом.

Обсудив на педагогическом совете информацию об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено апробировать тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Цель тренинга: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

- снять эмоциональное напряжение педагогов;

- освоить способы управления эмоциональным состоянием;

- повысить уровень сплоченности педагогического коллектива.

Для решения задач тренинга были определены основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников: психологическая поддержка, психологическое консультирование, психологическая коррекция.

За основу были взяты основные методы:

- психологическая диагностика;

- психологические беседы;

- психологическое просвещение;

- психологическая коррекция;

- психологическое консультирование.

Психологическая поддержка предусматривает осуществление работы по трем направлениям:

- информирование;

- эмоциональная поддержка;

- повышение значимости педагогической профессии.

Всего тренинг включал 4 занятия. Частота проведения тренинговых занятий: 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 1,5 часа.

Содержание тренинговых занятий:

Занятие № 1. Тема: «Я и Мои границы».

Занятие № 2. Тема: «Я и мои эмоции».

Занятие № 3. Тема: «Борьба со стрессом».

Занятие № 4. Тема: «То, чего мне не хватает».

Тренинг заканчивался рефлексией.

После окончания тренинговых занятий осуществлялся совместный анализ и обсуждение как на уровне группы (занятия-семинары), так и в рамках индивидуальных консультаций с ее участниками результатов тренинговой работы.

После чего осуществлялась повторная диагностика синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива. Проводилось обучение навыкам самостоятельной оценки своего состояния и распознавания симптомов выгорания (самодиагностика), исследуемые знакомятся с результатами тестирования.

На основании проведенного комплекса мероприятий были сформулированы основные направления и рекомендации, направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания и сохранение психического здоровья работников педагогического коллектива. Дальнейшая работа может осуществляться как в виде консультационных бесед, так и в проведении дополнительных тренингов с выбором наиболее эффективных заданий.

Таким образом, можно обозначить основную цель коррекционной модели программы - профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания, и ведущие задачи:

- повышение адаптационных возможностей личности;

- регуляция своего функционального состояния;

- формирование позитивного настроя по отношению к окружающим и своей профессии;

- развитие личностной рефлексии;

- обучение навыкам взаимодействия в сложных конфликтных ситуациях.

Список литературы

  1. Андриенко, Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 34-44.

  2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 160 с.

  3. Дроздова, М.С. Эмоциональное выгорание у педагогов как фактор риска психосоматических заболеваний // Психотерапия и клиническая психология. - 2009. - № 3. - С. 41-42.

  4. Ефремов, Д.И. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Народное образование. - 2012. - № 3 - С. 118-122.

Приложение 1



Заявка на участие

в X Региональной заочной научно-практической конференции

«XXI веку - здоровое поколение»

Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Иванова Елена Николаевна

Ученая степень, ученое звание, почетное звание


Должность (полностью)

Директор школы

Представляемая организация (полное наименование)

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Сидорская средняя общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Тема статьи

Профилактика синдрома выгорания специалистов, работающих в системе человек- человек

Количество страниц в статье автора

4

Заказ Сертификата участника

нет

Сумма и дата оплаты

Шестьсот рублей(600) 09.12.14

Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)

403311 с. Сидоры ул. Горького,2

Иванова Е.Н..

Почтовый адрес домашний, рабочий

403311 с. Сидоры ул. Горького,2

Иванова Е.Н..

403311 с.Сидоры ул. Ленина,38

МКОУ «Сидорская сош»

Телефон (служебный)

6-58-40

Телефон (сотовый)

8-927-535-82-72

E-mail

[email protected]



© 2010-2022