Педсовет Использование инновационных технологий в процессе реализации ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет:

«Использование инновационных технологий в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов»


Повестка дня:

  1. Использование инновационных технологий в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. (Волобуева М.В.)

  2. Из опыта работы по введению ФГОС ООО

  • Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО (Бобраков Ю.Н.)

  • Проблемно-поисковые технологии при реализации ФГОС ООО (Семенова Г.М.)

  • Интерактивные технологии (Волобуева В.И.)

  • Из опыта работы по реализации ФГОС ООО на уроках русского языка (Стрелкова М.Ф.)

Цель:

Адаптация коллектива ОУ к инновациям в ходе введения ФГОС.

Задачи:

• Выявить особенности инновационных технологий в условиях реализации ФГОС ООО.

• Определить основные ориентиры и направления инновационных процессов в соответствии с ФГОС.

• Показать приоритет системно-деятельностного подхода как способа повышения качества работы педагогического коллектива в условиях ФГОС.

Поистине «залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Это нужно развить в обучающихся, но в первую очередь этим должен овладеть учитель.

Что на сегодняшний день должен понимать каждый из нас? Мы учимся и учим не для школы, а для жизни… Характерные и существенные свойства жизни - разнообразие и изменчивость. ФГОС - это разнообразие и изменчивость, это адаптация к современным условиям жизни.

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования, переход от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе развития образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ЧТО такое ФГОС? ФГОС - это требования! Стандарт устанавливает требования к:

1. условиям реализации основной образовательной программы;

2. структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму;

3. результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Система оценивания достижения планируемых результатов

Комплексность системы оценки

Осуществляется оценка: личностных, метапредметных, предметных результатов

Метапредметные результаты как совокупность знаний, умений и компетенций, приобретаемых обучающимися в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению)

  • развивают исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать)

  • развивают системное мышление и пр.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: 2 слайда

Оценивание проводится посредством нестандартизированных заданий, используемых учителем для установления уровней учебных достижений обучающихся по учебным предметам. Такое оценивание позволяет проводить систематический контроль за достижением планируемых образовательных результатов и их своевременную коррекцию. Планируемые результаты обучения диффириенцируются по уровням учебных достижений. В соответствии с ними разрабатываются измерители, которые включают действия обучающихся, характерные для каждого уровня освоения программы.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются педагогические коллективы образовательных учреждений является отсутствие четко разработанной авторами ФГОС системы критериев уровня сформированности УУД, инструментария мониторинга планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

3 слайда - формы оценивания

Вернемся к слайду: что такое ФГОС?

...

21. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

Термин технология на слайде


  • современные ≠ новые

  • Можно научить на ложках?!

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ учебному занятию

  • Целеполагание.

  • Мотивация.

  • Практическая значимость знаний и способов деятельности.

  • Интегративностъ знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

  • Построение каждого этапа урока. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока.

  • Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности.

  • Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

  • Организация парной или групповой работы.

  • Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

  • Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

  • Минимизация и вариативность домашнего задания.

  • Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Результаты - УУД

Рекомендуемые образовательные технологии (АМО - активные методы обучения).

  • технология организации самостоятельной деятельности школьников;

Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.

  • технология организации исследовательской деятельности школьников;

предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя

  • технология организации проектной деятельности школьников;

Проектная деятельность - последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

  • технология проблемного обучения;

Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

  • технологии развития критического мышления;

Цель - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

  • технологии диалогового взаимодействия;

Технологии, в которых чередование разговора двоих и нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах.

  • технология «Педагогическая мастерская»;

Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности.

  • технология кейсов.

Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение - развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

Подробнее о некоторых технологиях:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследователдьская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Метод проектов

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Основные требования к проекту.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект - это "пять П":

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов по продолжительности.

Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Виды проектов, определяющие содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Презентация проектов.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор "типичных" форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

- демонстрировать найденное решение;

- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

Исследовательская деятельность

Обучение учащихся основам исследовательской деятельности: постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Алгоритм действий администрации школы и педагогического коллектива по активизации учебно-исследовательской деятельности в практической деятельности учреждения:

  • Необходимо продумать Организационно-методическое обеспечение Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, являющейся составной частью (метапредметной подпрограммой) основной образовательной программы школы,

  • разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, внесение изменений в должностные инструкции учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;

  • организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, студий, клубов, научных обществ, конкурсов, ученических конференций, фестивалей, т. е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;

  • создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов;

  • информирование обучающихся (начиная с пятых классов) и их родителей (законных представителей) о необходимости подготовки и защиты итогового проекта за курс основной школы;

  • введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников и в планирование работы кружков, клубов, студий, объединений дополнительного образования;

  • проведение экспертизы и утверждение тем проектов и исследовательских работ;

  • разработка простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; создание экспертных карт проекта;

  • закрепление за каждым учащимся своего руководителя: учителя-предметника или руководителя кружка.

Предложение: включить в ежегодную промежуточную аттестацию как обязательный исследовательский проект по одному из предметов по выбору учащегося.

Другие технологии:

Использование системно-деятельностного подхода учителями нашей школы.

Выступления из опыта работы педагогов по введению ФГОС ООО.

-использование ИКТ освоили все учителя; подготовка уроков, презентаций, поиск информации в сети Интернет, заполнение электронного дневника уже не являются проблематичными для наших педагогов. Хотелось бы добавить о возможностях сети интернет: на сайте интернет-урок можно скачать фрагменты видео-уроков по любой теме, есть раздел "Ученые - детям", можно задавать просмотр на дом. (Бобраков Ю.Н.);

-чаще всего на открытых уроках используется технология проблемно-поискового обучения (Семенова Г.М.);

-при подготовке к конкурсу "Учитель года" Волобуева В.И. внедрила в практику интерактивные технологии - это наиболее современные формы активных методов;

-использование системно-деятельностного подхода может включать и совокупность элементов нескольких технологий на одном уроке. Такой открытый урок мы увидели у Стрелковой М.Ф.

Подведение итогов.

  • Учитель --ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

  • Необходимо изучить показатели оценивания достижения планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных, критерии оценки проектных работ, внеучебной деятельности.

  • Необходимо возобновить практику взаимопосещения уроков с целью более активного применения современных образовательных технологий, обмена опытом, стимулирования профессионального роста учителей.

  • Необходимо создать условия и систематизировать проектно-исследовательскую деятельность в школе, всем учителям проводить информационную работу с родителями и учащимися.

Решение педсовета.

  1. Провести мониторинг результатов использования современных технологий и систематизировать опыт учителей школы с целью создания единого образовательного пространства на основе принципов системно- деятельностного обучения.

  2. Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный год с учетом методической темы школы. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и взять тему с учетом методической темы школы.

  3. При планировании урока делать акцент на организации деятельности обучающихся, приобщая их к совместному проектированию урока.

  4. Провести методический семинар «Организация работы над ученическим проектом».

  5. Включить в ежегодную промежуточную аттестацию 5 класса как обязательный исследовательский проект по одному из предметов по выбору учащегося.

© 2010-2022