Педагогическая статья по вопросам воспитания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Педагогическая статья по вопросам воспитания

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Т ю м е н с к о е п р е з и д е н т с к о е к а д е т с к о е у ч и л и щ е»





ЗНАЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С КУРСАНТАМИ И КАДЕТАМИ.










Подготовил:

Свалов Владимир Анатольевич

заместитель начальника училища

по воспитательной работе














Тюмень 2015

Вопросы преемственности в воспитании разных категорий обучающихся обусловлены противоречиями в современном российском обществе, системе образования и вооруженных силах РФ.

Противоречия возникли между:

-требованиями государства к выпускнику военного вуза и недостаточной разработанностью проблемы преемственности в военной педагогике и психологии;

- накопленным историческим опытом реализации идей преемственности в военных учебных заведениях и не полнотой его использования на современном этапе в воспитательной деятельности военных институтов;

- социально-педагогическим потенциалом образовательного процесса высшего военно-учебного заведения и отсутствием научно-методического обеспечения его реализации в воспитательной работе в них;

- изменениями в содержании, формах и методах обучения и воспитания в военном вузе и недостаточной подготовленностью к воплощению в жизнь новых задач профессорско-преподавательского и командного составов.

Что же такое преемственность? Преемственность - многостороннее явление, которое может рассматриваться как методологический, общепедагогический, дидактический или воспитательный принцип, как закономерность и механизм педагогического процесса, как фактор поддержания готовности системы воспитания к выполнению усложняющихся социальных функций, связанных с воспитанием у молодежи гражданской и нравственной зрелости, социальной ответственности, профессиональной культуры.

Преемственность в воспитании кадетов и курсантов представляет собой не только взаимосвязь содержания, но и целей, методов, форм и средств, их сквозную вертикальную и горизонтальную интеграцию, обеспечивающую системность, целостность и последовательность процесса формирования личности профессионально и социально компетентного выпускника военного вуза.

Преемственность в воспитании кадетов и курсантов касается всех сущностных сфер развития личности (интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции). В силу этого ее модель включает ценностно-ориентировочный, мотивационный, содержательный, праксеологический и рефлексивный компоненты.

Преемственность в воспитании кадет Тюменского президентского кадетского училища и курсантов Тюменского высшего военно - инженерного командного училища обеспечиваеться следующими педагогическими условиями:

- сочетанием предметно-ориентированного и личностно-ориентированного образования, реализуемых в их рамках воспитательных технологий;

- интеграцией образовательной, военно-служебной, специально-профессиональной и воспитательной видов деятельности, государственно-патриотического, воинского, духовно-нравственного и физического направлений в воспитательной работе с кадетами и курсантами, их содержания, форм и методов;

- включением кадетов и курсантов в совместную культуропреобразующую деятельность;

- наличием программно-методического комплекса, отражающего воспитательные возможности образовательного процесса, построенного на принципах усложнения горизонтальных и вертикальных связей.

Для эффективной профессиональной деятельности воспитателю необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности воспитанников. Для этого педагогам, командирам, офицерам - воспитателям приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам воспитания (медицинской, психологической, социальной, педагогической, социально-педагогической). Каждая из них призвана выявить аспект состояния объекта с позиции той или иной области знания.

В педагогике диагностика имеет свое специфическое содержание. Она направлена на результаты формирования личности обучающегося, поиск причин и условий, влияющих определенным образом на эти результаты, на характеристику целостного педагогического процесса. Для, человека, занимающегося организацией воспитательной деятельности, важно, во-первых, с помощью специально подобранных методик отследить результативность своей работы, во-вторых, выяснив состояние, причины изменений, происходящих в воспитаннике, в его взаимодействиях с социальной действительностью, спрогнозировать преобразования в содержании, формах и методах своей работы в будущем.

Кроме того, следует подчеркнуть, что специфика педагогической диагностики состоит в том, что она, с одной стороны, направлена на изучение внешних обстоятельств жизни воспитанников (то есть условий и характера обучения и воспитания, семьи, круга общения, профессии, отношения к ней, действительности, удовлетворенности жизнью), изменение внутреннего мира каждого воспитанника.

В силу этого, методика изучения преемственности в воспитательной работе военного вуза должна фиксировать, во-первых, динамику изменений; во-вторых, условия, при которых происходят эти позитивные изменения; в-третьих, подсказывать те решения, которые приведут к оптимизации воспитательного воздействия.

В современной энциклопедической литературе преемственность определяется как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе она означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.

В педагогике чаще всего рассматривается преемственность в обучении, под ней понимается установление правильного соотношения между частями учебного предмета на разных этапах его изучения; последовательная, непрерывная связь между различными элементами педагогической системы и характером педагогического влияния на личность на разных ступенях ее развития.

В воспитании данная категория также раскрывается с разных сторон: как закономерность, педагогический принцип, как условие достижения поставленной цели; как замена старого новым; удержание из старого положительного и его использование в критически переработанном виде; движение от простого к сложному и сохранение элементов целого при изменении его как системы.

В социальной педагогике преемственность означает связь между различными сторонами (этапами) воспитательной работы (системы).

В военной педагогике и психологии преемственность рассматривалась, как: а) замена старого новым; б) движение от простого к сложному; в) сохранение элементов нового в изменяющейся ситуации.

Таким образом, можно говорить о том, что, во-первых, в работах современных авторов мы встречаемся с многообразием трактовок понятия преемственности, аспектов ее изучения и характеристик ее сущности; во-вторых, можно выделить несколько подходов к трактовке данного понятия и определению путей использования в воспитании.

При первом из них преемственность сводится к сохранению приемов воздействия, форм и методов педагогической деятельности при переходе личности с одной ступени обучения и воспитания на другую.

Во втором случае значительное место отводится согласованию действий, единству требований как одному из наиболее эффективных путей активного усвоения человеком знаний, приобретения умений и навыков, формирования собственной жизненной позиции.

В третьем подходе преемственность относят к принципам воспитания и обучения и она определяется как такая организация образовательного процесса, при которой любое педагогическое действие является логическим продолжением ранее начатого, кумуляцией элементов индивидуального опыта, их модификацией в новых условиях жизни.

Реализация преемственности в воспитании - это построение такой системы воспитательной работы, при которой в образовательном пространстве военного вуза устанавливаются внутренние вертикальные и горизонтальные связи, позволяющие выстроить целостное педагогическое влияние на личность будущего военного специалиста, способствующее его поступательному позитивному социальному и профессиональному становлению. Такая система связей предполагает соединение обучения и воспитания, технологий их реализации, содержания и средств, о чем свидетельствует опыт подготовки будущих офицеров в деятельности кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, военных университетов, институтов и академий.

Осмысление сложившихся в теории подходов к раскрытию сущности преемственности, опыта ее реализации в военно-учебных заведениях прошлого и настоящего, характера стоящих перед современной высшей военной школой задач, создает благоприятные условия для разработки структурно-логической модели изучаемого явления, предполагающей последовательность педагогических действий и влияний на личность кадет и курсантов по курсам, их связь с формированием военно-профессиональных навыков.

При этом, в обучении преемственность - это определенное соотношение между частями содержания образования, требованиями, предъявляемыми к знаниям и умениям обучающихся в военном вузе на каждом этапе, характеру взаимодействия между педагогами, кадетами и курсантами. Основой для такой преемственности является учебно-методический комплекс, в котором сформулированы цели, задачи, перечень формируемых навыков, последовательность мероприятий во внеурочное время, в которых предполагается участие кадет и курсантов в конкретной позиции, материалы инструкторско-методических занятий с сержантским составом подразделений курсантов, система оценивания уровня сформированности требуемой группы навыков. А в воспитательной работе преемственность выражается в содержательной, технологической целостности воспитательной деятельности, единстве подходов и требований к выделяемым направлениям и компонентам воспитательной работы. Она обеспечивается интеграцией учебно-познавательной, военно-служебной, культурно-досуговой деятельности на восходящих ступенях образования, предусматривает связи относительно целей, средств, способов, реализуется в интеллектуальной сфере через развитие познавательных интересов, мыслительных умений и операций. В мотивационной сфере - через развитие мотивов, потребностей, смыслов; в эмоционально-волевой и сфере саморегуляции - через актуализацию положительных эмоциональных и волевых состояний; в предметно-практической сфере - через формирование взаимосвязанного комплекса умений принимать решения; в экзистенциальной - через создание условий для осмысления жизненных проблем, выбора человеком пути собственного развития, нравственного самосовершенствования.

Сущность преемственности в воспитательной работе с кадетами и курсантами в военном вузе по горизонтали предусматривает обеспечение целостности, взаимопроникновения и взаимодополнения всех элементов системы воспитания за счет полноценного использования наличных потенциалов каждой входящей в нее структурно-содержательной единицы; по вертикали - за счет связей между концептуальным (стратегическим видением и тактическим решением), содержательным (согласованность целей, направлений, форм, методов, ценностно-смысловых ориентиров), технологическим (совместимость) и операционным (непротиворечивость) уровнями.

На всех этапах воспитания в военном вузе в качестве средств могут использоваться различные виды игр, ситуаций, диалоги, упражнения, тренинги, практика, а за основу берутся воспитательные технологии: коллективной познавательной деятельности, коллективной творческой деятельности, обучения сотрудничеству, проектирования, в которых акцент делается на актуализацию, ориентирование, прогнозирование, моделирование, погружение, рефлексию.

В силу этого модель преемственности будет включать ценностно-ориентировочный, мотивационный, содержательный, праксеологический и рефлексивный компоненты.

Поэтому, на мой взгляд, именно сейчас необходимо, систематизировать сложившийся в практике общеобразовательной и высшей профессиональной школы опыт построения воспитательного процесса на идеях преемственности, выявить и охарактеризовать сложившиеся тенденции, разработать и апробировать модель преемственности в воспитании кадетов ТПКУ и курсантов ТВВИКУ, а так же выявить и обосновать условия и средства, обеспечивающие эффективность реализации идей преемственности в воспитании кадетов и курсантов.

Список литературы:

  1. Ю.Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. М., 2005. 265 с.

  2. Бахвалов А.Ф. Технология управления современным кадетским образовательным учреждением: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Новосибирск, 2002. 23 с.

  3. Бильдерлинг А.А. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. СПб, 1898. - 90 с.

  4. Владимиров Н.А. Суворовские традиции в отечественном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2004. - № 6. - С. 21 - 24.

  5. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях // Под ред. И.Н. Шкадова. М., 1976. - 624 с.

  6. Воспитание патриотизма / Под ред. Н.И. Резника. М., 2002.62 с.

  7. Дульнев С.В. Преемственность в воспитательной работе как фактор социально-профессиональной адаптации: Дис. . канд. пед. наук. -Кострома, 2004.-210 с.

  8. Иванов И.П. Методика коллективного воспитания. М., 1990.182 с.

  9. Исламов С.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии 2000. - № 4. -С. 83 -96.

  10. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. -М.,- 1996.-224 с.

  11. Козлова Г.Н. Воспитание «корпоративной чести» в кадетском корпусе // Педагогика 2001 - № 2 - С. 43 - 48.

  12. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.-671 с.

  13. Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы. -Ростов-на-Дону, 2002. 320 с.


© 2010-2022