Справка по итогам проверки состояния преподавания литературы в 6-9-х классах

Из опыта работы заместителем директора по учебно-воспитательной работе: справка по тематическому контролю "Состояние преподавания литературы в 6-9-х классах". В документе отражены цели и формы тематического контроля, проанализирована рабочая документация, результаты итоговой и промежуточной аттестации, посещённые заместителем директора уроки литературы; сделаны выводы и даны рекомендации учителям литературы для дальнейшей работы по повышению результативности их работы.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справка

«Состояния преподавания литературы»

от (число, месяц, год).

Цель: изучить и проанализировать состояние преподавания литературы.

Форма контроля: посещение уроков литературы (фамилия учителей); анализ ведения школьной документации (классные журналы, тетради).

На основании плана внутришкольного контроля и приказа директора № ____ от (число, месяц, год) с ___ по ___ (месяц) 20___ г. проведен тематический контроль «Состояния преподавания литературы» в 6, 8 и 9-б классах заместителем директора по УВР___(ФИО).

Выявлено: по итогам 20__-20__ и 20__-20__ учебных годов показатель успеваемости оставался стабильным - 100%; а показатель качества обучения повысился на 1,9%, (с 55% до 56,9%). Таким образом, можно сделать вывод, что процесс обучения протекал успешно в прошлом учебном году.

Результаты обучения литературе в I и II четвертях 20__-20__ (текущего) учебного года:

I четверть

II четверть

соотношение

успеваемость

качество обучения

успеваемость

качество обучения

успеваемость

качество обучения

Учитель 1 (ФИО)

100%

56,3%

100%

57,1%

стабильно

выше на 0,8%

Учитель 2 (ФИО)

100%

41,3%

98,3%

39%

ниже на 1,7%

ниже на 2,3%

Учитель 3 (ФИО)

100%

59,4%

92,2%

40,6%

ниже на 7,8%

ниже на 18,8%

по школе

100%

45,7%

96,5%

44,7%

ниже на 3,5%

ниже на 1,0%

Из таблицы видно, что в 20__-20__ учебном году уровень преподавания литературы снизился по сравнению с предыдущими годами: показатель успеваемости на 3,5%, а показатель качества обучения на 12,2%. С целью выявления причин такого снижения были посещены уроки литературы в 6, 7-б, 8 и 9-б классах, где резко изменились показатели уровня преподавания предмета.

Учитель (фамилия учителя 1), преподаёт литературу в 9-б классе с 5 класса, хорошо знает индивидуальные особенности учащихся. Стаж работы учителя - 34 года, высшая категория, время окончания прохождения курсовой подготовки - (месяц) 20__ года. (Имя учителя 1) имеет все нормативные документы и использует их на практике. При проверке документации выявлено, что календарно-тематическое и поурочное планирование составлены согласно программам и совпадают с записями в журналах. Творческие работы проводятся в соответствии с графиком. Их количество соответствует требованию программы. Тетради ведутся учащимися и проверяются учителем в соответствии с орфографическим режимом школы. Ошибки все исправлены, в тетрадях творческих работ работа над ошибками проводится регулярно. Оценивание учащихся проводится в соответствии с нормами, используется индивидуальный подход в оценивании учеников.

Уроки (фамилия учителя), с точки зрения решения триединой дидактической цели урока, достигают результата, структура уроков отличается системностью, продуманностью всех этапов, а также отбора содержания учебного материала, средств наглядности. Эти уроки способствуют развитию критического мышления учащихся, их речи и творческих способностей. (Имя учителя) формулирует цели и задачи занятий на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, но учитель не привлекает учащихся к постановке целей и задач урока, что имеет большое значение для повышения мотивации обучающихся, т. к. мотивации учащихся 9-б класса на осуществление учебной деятельности низкая. Учитель владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого. Побуждает интерес к предмету на уровне ярких примеров из содержания предмета, использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Но учителю необходимо чаще демонстрировать практическую значимость учебного материала для учеников, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые.

(Фамилия учителя 1) учит детей аргументировать свой ответ. Учащиеся могут высказывать свое мнение, приводя доказательства из текста прочитанного произведения. Однако в ходе устных ответов учащихся выяснилось, что ответы некоторых учащихся (фамилии учащихся) носят поверхностный характер и показали, что учащиеся не знают текст изучаемого произведения. (Фамилия учащегося) часто отказывается отвечать на уроках. С этими учащимися учитель работает индивидуально после уроков и использует дидактический материал на уроках, который у учителя имеется в достаточном количестве.

Учитель русского языка и литературы (фамилия учителя 2), работающая в 6, 7-б, 8 классах длительно болеет. В связи с этим уроки литературы 6, 8 классах на момент проверки проводились учителем (фамилия учителя 3). Стаж работы учителя - __ лет, первая категория, время прохождения курсовой подготовки - (месяц) 20__ года. У учителя, замещающего (фамилия учителя 2), имеются все нормативные документы, журналы заполняются в соответствии с поурочным и календарно-тематическим планированием. Но творческие работы проводятся с отклонением от графика.

(Фамилия учителя 3) работает в школе первый год. Посещённые уроки литературы показали, что учитель владеет методикой преподавания своего предмета. На уроках в 6, 8 классах применяются различные формы и методы работы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся для восприятия изучаемого материала. Но у учащихся в 8 класса очень низкая мотивация к учебной деятельности. Не все обучающиеся имеют тетради, часть из них не готовы к занятиям. (Имя учителя 3) требовательна к учащимся, но в то же время следует отметить доброжелательность учителя, создание комфортной обстановки на уроке, владение детским коллективом, взаимопонимание с учащимися. Но на уроках не уделяется достаточного внимания целеполаганию, учитель испытывает затруднения при постановке целей и задач урока. Учитель владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого, но на уроках не всегда использует их с целью создания ситуации успеха для учащихся с различным уровнем владения учебным материалом.

Администрацией школы постоянно проводится контроль над деятельностью учителей русского языка и литературы. На совещании при директоре неоднократно рассматривался вопрос «Организация повторения и подготовка к итоговой аттестации в 11, 9 классах», «Состояние преподавания русского языка и литературы», в рамках внутришкольного контроля проводятся мониторинг «Результаты обучения» и динамический мониторинг «Формирование навыков написания словарных слов у учащихся 5-9-х классов».

В школе работает МО учителей-предметников гуманитарного цикла. Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по литературе. Учащиеся 9, 10 классов (фамилии учащихся и учителей) в 20__ году стали призёрами муниципального и регионального этапов Всероссийской Олимпиады школьников по литературе.

Выводы: В 20__-20__ учебном году снизился уровень преподавания литературы по сравнению с предыдущими годами. Причины этого как объективные (длительная болезнь учителя в 6, 7-б, 8 классах и отсутствие свободных учителей для замены), так и субъективные (низкая мотивация обучающихся, недостаточное внимание учителей литературы к повышению мотивации на уроках). Учителя также испытывают затруднения в постановке целей и задач урока и его этапов, не привлекают обучающихся к этому процессу с целью повышения мотивации и интереса к изучаемому материалу. Учителя, работающие по замене, не используют дифференцированный подход, что снижает эффективность учебного процесса на уроке.


Рекомендации:

  1. Учителям литературы обратить внимание на постановку целей и задач урока в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся; ставить задачи каждого этапа урока, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые.

  2. Создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности у учащихся, а также условия для обеспечения позитивной мотивации и самомотивирования обучающихся.

  3. Формировать ценностно-мотивационную направленность в работе с учащимися. Включать элементы практической значимости материала для учеников на уроке,

Заместитель директора по УВР (ФИО).

Со справкой ознакомлены: (подписи учителей)


3



© 2010-2022