- Преподавателю
- Директору, завучу
- Образовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Очирова В.Д. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Утверждаю.
Директор МБОУ «Улекчинская СОШ»
__________ Б. С. Дамдинова
Основная образовательная программа
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Улекчинская средняя общеобразовательная школа»
на 2013-2018 уч.год
Оглавление
№ п/п
Наименование раздела
Страница
1.0
Целевой раздел
3 - 8
1.1
Пояснительная записка
3 - 6
1.2
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования
6 - 8
1.3
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
8
2.0
Содержательный раздел
8 - 25
2.1
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
8 -14
2.2
Программы отдельных учебных предметов
15 - 16
2.3
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
16 - 25
2.4
Программа коррекционной работы (модель адаптации обучающихя)
25 - 27
3.0
Организационный раздел
28-35
3.1
Базисный учебный план основной школы
28-32
3.2
Система условий реализации Программы
33-34
3.3
Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе
35
1.0. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010г. №1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом анализа образовательных запросов участников образовательного процесса школы. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
МБОУ «Улекчинская СОШ» позволяет вести целенаправленную работу по развитию личности, предоставляет наилучшие возможности для решения задач, стоящих перед современным образованием, учитывает потребности детей, мотивированных на учёбу и обладающих необходимыми способностями.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности:
Регистрационный 1030300750182 от 06.04.2012.Срок действия - бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации:
регистрационный номер 1102 от 07.07.2012. Срок действия - 08 декабря 2015 года.
Данная образовательная программа составлена для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Улекчинская средняя общеобразовательная школа». Школа активно взаимодействует с Домом Культуры, с детским садом, с ФАП села, с Центром дополнительного образования района.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования в школе:
-
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Основные задачи:
Обеспечить:
-
соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС основной школы;
-
преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
-
доступность получения качественного основного общего образования для всех обучающихся школы через достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися;
-
эффективность сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
-
взаимодействие школы с социальными партнёрами;
-
своевременную диагностику и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальных практик и проб;
-
организацию научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их участие в интеллектуальных и творческих соревнованиях;
-
тесное партнерство обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии комфортной образовательной среды;
-
участие обучающихся в процессе познания и преобразования окружающей социальной среды для приобретения реального социального опыта;
-
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Программа адресована:
Учащимся и родителям
-
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
-
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям
-
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
Администрации
-
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
-
для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
государственного заказа:
-
создание условий для получения обучающимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.
Социального заказа:
-
организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
-
обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
-
воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
-
обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей;
-
воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни.
Заказа родителей:
-
возможность получения качественного образования;
-
создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
сохранение здоровья.
ООП ООО МБОУ «Улекчинская СОШ» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
-
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, на ступени основной школы к единству мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которых осуществляется в форме учебного исследования. Формирование новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
-
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) проектирования собственной учебной деятельности и построению перспективных жизненных планов;
-
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
-
с овладением коммуникативными средствами и способами организации сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
-
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к практико - ориентированной, и лекционно-лабораторной исследовательской.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов образования. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, реальным образовательным процессом школы с его возможностями для развития детей и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки - с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС система результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников в 9 классе. Личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:
-
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
а) первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
б) выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
в) выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
-
учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным, требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.;
-
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций (принятие решений в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.);
-
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества (совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат);
-
учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации (создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.д.);
-
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
-
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии (самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.д.);
-
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок (выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки);
-
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ - компетентности обучающихся,
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
В структуре результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Оценка достижения этой группы результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность образовательной деятельности школы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2)Результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов этого блока осуществляется в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (в том числе в форме Портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления результатов требует от учителя использования таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени основного общего образования реализуются:
-
четыре междисциплинарные учебные программы - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
-
учебных программ по всем учебным предметам инвариантного и вариативного компонентов базового учебного плана основной школы - «Русский язык.», «Литература», «Иностранный язык», «История », «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. (См. приложение Положение о системе оценивания, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся).
2.0. Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
1. Предназначение программы
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее - программа развития УУД) конкретизирует требования государственного стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание программ воспитания в школе и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Программа развития УУД в основной школе определяет:
-
цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания учебной и внеучебной деятельности школьников по развитию УУД;
-
планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-
ценностные ориентиры, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т.п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
-
основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
-
условия развития УУД;
2. Цели и задачи
Цель - обеспечение умения учиться, дальнейшее развитие способности к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
-
реализовать системно - деятельностный подход, положенный в основу ФГОС;
-
организовать поиск, апробацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий системно - деятельностного подхода;
-
определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени основного общего образования;
-
определить взаимосвязи личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
-
определить перечень личностных и метапредметных результатов образования, определяемых в качестве метапредметных, предметных и личностных результатов;
-
определить систему типовых заданий для оценки сформированности личностных результатов и универсальных учебных действий;
3. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
4. Технологические основы программы
В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним - именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Поэтому организуется работа по переходу от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Развитие УУД в основной школе организуется с использованием:
-
оперативной консультационной помощи учащимся с целью формирования культуры учебной деятельности в школе;
-
организации исследовательской деятельности детей в форме совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, оперативной и самостоятельной обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности школьников под руководством учителей;
-
организации грамотного общения школьников между собой и школьников с педагогами, родителями и взрослыми;
-
средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
-
эффективного инструмента контроля и коррекции результатов развивающей деятельности.
Развитие универсальных учебных действий в основной школе происходит не только в форме занятий по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в школе особое место отводится учебным ситуациям, которые специализированы для развития определённых УУД, которые могут быть построены не только на предметном содержании, но и надпредметном. Основными видами учебных ситуаций, используемых в основной школе, являются:
-
ситуация-проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
-
ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
-
ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
-
ситуация-тренинг - прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в подростковой школе используются следующие типы задач:
На развитие личностных универсальных учебных действий:
-
на личностное самоопределение;
-
на развитие Я-концепции;
-
на смыслообразование;
-
на мотивацию;
-
на нравственно-этическое оценивание.
На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
-
на учёт позиции партнёра;
-
на организацию и осуществление сотрудничества;
-
на передачу информации и отображению предметного содержания;
-
тренинги коммуникативных навыков;
-
ролевые игры;
-
групповые игры.
На развитие познавательных универсальных учебных действий:
-
задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
-
задачи и проекты на сравнение, оценивание;
-
задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
-
задачи на смысловое чтение.
На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
-
на планирование;
-
на рефлексию;
-
на ориентировку в ситуации;
-
на прогнозирование;
-
на целеполагание;
-
на оценивание;
-
на принятие решения;
-
на самоконтроль;
-
на коррекцию.
Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся может быть представлена по следующим основаниям:
-
по видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
-
по содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
-
по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
-
по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
-
по дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
Учитывая, что проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров, предусматривается, что педагоги школы:
-
организуют в группе отношения взаимопонимания;
-
проводят эффективные групповые обсуждения;
-
обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
-
оказывают помощь в чётком формулировании целей группы и стимулируют проявления инициативы детей для достижения этих целей;
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности с обучающимися проводится работа по формированию у них следующих учебных действий:
-
постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
-
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла - сущности будущей деятельности;
-
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
-
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
-
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
-
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий используются разные формы учебно-исследовательской деятельности.
На урочных занятиях:
-
урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей и другое;
-
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
-
домашнее задание исследовательского характера.
На внеурочных занятиях:
-
исследовательская практика обучающихся;
-
образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
-
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
5. Условия и средства формирования универсальных учебных действий
Среди условий и средств формирования УУД в школе используются:
5.1.Учебное сотрудничество, которое предполагает:
-
создание атмосферы взаимопонимания в группе;
-
организацию общения учащихся;
-
совместное с детьми планирование способов учебной работы;
-
работу педагога по рефлексии детьми совершаемых учебных действий.
5.2. Совместная деятельность школьников друг с другом и педагогом.
5.2.1.Организация групповой работы.
-
создания учебной мотивации;
-
пробуждения в учениках познавательного интереса;
-
развития стремления к успеху и одобрению;
-
снятия неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
-
развития способности к самостоятельной оценке своей работы;
-
формирования умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Во время работы обучающихся в группах учитель занимает следующие позиции - руководителя, «режиссёра» группы; одного из участников группы; эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы, наблюдателя за работой группы.
5.2.2.Организация парной работы:
-
учеников, сидящих за одной партой, получающих одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
-
ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
-
обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).
5.2.3.Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества.
Используемые типы ситуаций сотрудничества:
-
ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций.
-
ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций.
-
ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
-
ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
5.2.4.Дискуссия
-
письменная дискуссия;
-
устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем.
5.2.5.Психологические тренинги с целью
-
вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;
-
развивать навыки взаимодействия в группе;
-
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;
-
развивать невербальные навыки общения;
-
развивать навыки самопознания;
-
развивать навыки восприятия и понимания других людей;
-
учиться познавать себя через восприятие другого;
-
получить представление о «неверных средствах общения»;
-
развивать положительную самооценку;
-
сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
-
познакомить с понятием «конфликт»;
-
определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
-
обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
-
отработать ситуации предотвращения конфликтов;
-
закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;
-
снизить уровень конфликтности подростков.
5.2.6.Обучение доказательству, которое предполагает формирование умений по решению следующих задач:
-
анализ и воспроизведение готовых доказательств;
-
опровержение предложенных доказательств;
-
самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
Для этого используются ситуации, когда:
-
учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его;
-
учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения.
5.2.7.Рефлексия, которая предполагает организацию работы по осознанию школьниками внешнего и внутреннего опыта людей и их отражение в той или иной форме.
Работа по формированию рефлексии на основе трех основных сфер существования рефлексии:
-
сферы коммуникации и кооперации, где предусматривается опознание задачи как новой, выяснения, каких средств недостаёт для её решения, и поиска ответа на первый вопрос самообучения: чему учиться?
-
сферы мыслительных процессов, где предусматривается осознание человеком совершаемых действий и выделения их оснований.
-
сферы самосознания, для самоопределения внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не - Я, прежде всего через осознание детьми всех компонентов учебной деятельности:
Развитию рефлексии способствует организация учебной деятельности, отвечающая следующим критериям:
-
постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;
-
анализ наличия способов и средств выполнения задачи;
-
оценка своей готовности к решению проблемы;
-
самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);
-
самостоятельное изобретение недостающего способа действия (практически это перевод учебной задачи в творческую).
Рефлексия осуществляется в процессе:
-
совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками;
-
кооперации со сверстниками;
-
коммуникативной деятельности в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников с взрослыми и сверстниками.
5.2.8. Педагогическое общение
Учитывая, что выделяются две основные позиции педагога - авторитарная и партнёрская, в основной школе партнерская позиция является адекватной возрастно-психологическим особенностям подростков, способствует реализации задач развития УУД, в первую, очередь задач формирования самосознания и чувства взрослости.
6. Мониторинг успешности программы
Учитывая, что согласно ФГОС к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы основного общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося, индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др., то система отслеживания этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований».
Для отслеживания в основной школе сформированности личностных и метапредметных учебных действий используются чаще всего различные методики (стандартизированные тесты, анкеты, опросники).
2.2. Программы отдельных учебных предметов
Пояснительная записка
Программы отдельных учебных предметов вносят сущностный вклад в развитие личности обучающихся, их способностей. Структура предметной программы включает:
-
Пояснительную записку, составленную на основе
-
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
-
Фундаментального ядра содержания общего образования;
-
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
-
Примерной программы основного общего образования по предмету;
-
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
-
Программы воспитания и социализации личности.
Пояснительная записка включает: общую характеристику курса, краткую характеристику содержания курса, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные результаты изучения учебного предмета, место учебного предмета в школьном плане.
-
Тематическое планирование, включающее цели и задачи курса, название и содержание тем, количество часов, отведённых на каждую тему, метапредметные результаты.
-
Календарно-поурочное планирование, содержащее:
-
номер урока
-
тему урока
-
предметные результаты, отражающие общие цели образования; формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
-
Характеристика деятельности обучающихся (учебно-познавательные, учебно-практические задачи)
-
Формы контроля
-
Домашнее задание
-
Дата
-
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
5. Список используемой литературы и электронных и цифровых образовательных ресурсов.
(См. приложение Учебные программы по предметам: «Русский язык», «Литература», «Английский язык», «Французский язык», «Немецкий язык», «История », «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
2.3. Программа воспитания и социализации обучащихся на ступени основного общего образования
1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях народа.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали - осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций своего народа;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника 9 класса:
- подросток, освоивший общеобразовательные программы;
- подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе,
профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
- подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
- подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
- подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
- подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
- подросток, любящий свою семью.
2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
При организации работы по воспитанию и социализации обучающихся в школе основополагающими ценностными установками являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
-
современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа;
-
система базовых национальных ценностей: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные религии; искусство и литература; природа; человечество.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности обучающегося как гражданина России.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ "Улекчинская СОШ» на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы. Одним из основных принципов реализации является принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. Системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Принцип ориентации на идеал.
Идеал - это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися.
4. Основное содержание воспитания и социализации, виды деятельности и формы занятий обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности этапов. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами.
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования - дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.
Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье, формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
8. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы на ступени основного общего образования представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
9. Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
10. Взаимодействие школы с социальными партнерами
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы воспитания и социализации обучающихся: с Домом Культуры, с сельским поселением «Улекчинское», с СПК «Улекчин», с ФАП, с отделением почтовой связи.
11. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определенные результаты.
12. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование методов тестирования, опроса и наблюдения.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
3.0. Организационный отдел
3.1. Базисный учебный план основной школы
(приложение)
Внеурочная деятельность
Основная образовательная программа основной школы реализуется школой через учебный план и внеурочную деятельность (см. приложение «План внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность ведется за счет развивающих, дополнительных часов и ставок дополнительного образования, интеграцией различных направлений с урочной деятельностью. Предпочтение при распределении часов отдается интегрированным модулям. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: развитие личности духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Через ведение регулярных внеурочных занятий, экскурсий, олимпиад, соревнований, родительских инициатив, организацию отдыха в каникулярный период, дистанционное обучение.
При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы.
Система аттестации, контроля и учета достижений учащихся основной школы
Промежуточная аттестация учеников 5 - 8 классов осуществляется по итогам года согласно локальному документу. Процедура и содержание текущей и промежуточной аттестации учеников 5 - 9 классов регламентируется локальным актом школы (см. приложение «Положение о системе оценивания»).
При реализации личностно-ориентированного подхода для объективного оценивания образовательных достижений используется «Портфолио» учащегося основной школы. Наличие Портфолио является обязательным для всех учащихся.
3.2. Система условий реализации Программы
В школе работает 72% учителей первой и высшей категории. Педагогический персонал проходит курсы повышения квалификации по ФГОС.
Имеется необходимое учебно-методическое и информационное обеспечение. Все учебные предметы (инвариантные и вариативные) обеспечены методическими разработками, системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать урочную, внеурочную и самостоятельную деятельность школьников в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями. Школьникам предоставлена возможность использования ресурсов локальной, объединяющей 16 компьютеров, электронных учебно-наглядных пособий и оборудования:3 проекторов, 5 принтеров.
Постоянно улучшается материально-техническая база. В школе 16 учебных кабинетов, из них: столярная и слесарные мастерские, 1 кабинет обслуживающего труда, 1 кабинет информатики, 1 кабинет физики,1 кабинет химии и биологии,1 - географии, 2 -русского языка и литературы, 1 - математики, 1 - истории, 1 кабинет иностранного языка. Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью согласно нормам СанПиНов. В школе имеются спортивный и актовый залы. Столовая рассчитана на 60 мест, организовано горячее питание.
Формы и технологии образования в основной школе:
-
формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения, выработку им способов удержания ближних целей, отслеживания результатов своей учебной деятельности;
-
овладение учениками наиболее простыми способами самооценки, сопоставления своих достижений с достижениями одноклассников;
-
предоставление обучающимся возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной и др.) в самых разнообразных областях, соединяя эти пробы с последующей рефлексией.
-
организация работы по овладению ключевыми компетентностями, такими как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию и т.п. (все это возможно внутри предметных проектов или специально организованных тренингов);
-
выработка умения удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность;
-
организация групповых проектов, организуемых в классе, в школе.
-
включение обучающихся в организацию внеурочных форм работы - праздников, общих проектов.
-
проведение работы по активному освоению предметных и надпредметных компетентностей, целенаправленному развитию интеллектуального потенциала ребенка;
-
обеспечение обучающимся возможности проб себя в самых различных видах и формах деятельности;
-
целенаправленная педагогическая работа по подготовке детей к продолжению образования в других учебных заведениях;
-
помощь учащимся в развитии соответствующих компетентностей, в том числе, в развитии умения готовиться к экзаменам и выстраивать экзаменационные ответы (монологическая речь в течение определенного времени на определенную тему), конспектировать, записывать лекции, подбирать информацию по теме, готовить доклады и писать рефераты;
-
широкое внедрение ситуации выбора в учебный процесс. Отработка возможных методик и технологий обучения учащихся выбору, как в учебном, так и в личностном плане;
-
индивидуальные учебные планы, высококвалифицированная тьюторская деятельность, тесный контакт с семьями учащихся;
-
поиск основных принципов, форм и способов включения в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования.
3.3. Ожидаемые образовательные результаты обучения в основной школе
Выпускник основной школы должен обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
-
глубокое знание учебных предметов основного общего образования;
-
высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
-
высокий уровень ценностного отношения (воспитанности) и способности к ведению здорового образа жизни;
-
информационную готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути
24