- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа курса Человек и профессия
Программа курса Человек и профессия
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крыжанкова Г.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА КУРСА
«Человек и профессия»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
-
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
-
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
-
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
-
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
-
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
самоопределение;
-
профессиональные интересы и склонности, способности;
-
классификация, типы и подтипы профессий;
-
профессиональная пригодность;
-
проектирование профессионального жизненного пути;
-
карьера, виды карьеры;
-
личный профессиональный план;
-
общение;
-
самооценка;
-
профпригодность;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
работать с профессиограммами;
-
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
-
составлять личный профессиональный план;
-
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
-
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
-
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением оценки в виде «зачет/незачет».
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
-
программа;
-
методическое пособие для учителя;
-
«Дневник профессионального самоопределения»;
-
дидактический материал на электронных носителях.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Тематическое планирование
курса «Человек и профессия»
n/n
Наименование тем
Количество
часов
I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
1
2
II
Познавательные процессы и способности личности
6
12
2.1
Память. Внимание
2
4
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение
1
2
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
2
4
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
1
2
III
Психология личности
6
12
3.1
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
2
4
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
2
4
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
2
4
IV
Мир профессий
10
20
4.1
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
4
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
4
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
2
4.4
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
2
4.5
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
2
4.6
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
2
4.7
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
2
4.8
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
2
V
Профессиональное самоопределение
7
14
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
2
4
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
2
4
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
2
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
1
2
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
1
2
VI
Подготовка к будущей карьере
2
4
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
4
VII
Обобщение
2
4
7.1
Построение личного профессионального плана. Зачёт
2
4
ИТОГО:
34
68
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план»;
-
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
-
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
-
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
-
перечислять основные разделы программы курса;
-
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «память», «внимание»;
-
виды памяти и внимания;
-
качества внимания;
-
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
-
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
-
виды мышления;
-
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
-
основные операции мышления;
-
основные качества мышления;
-
определение понятия «способности»;
-
основные виды способностей;
-
особенности интеллектуальной сферы;
-
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные процессы памяти;
-
перечислять основные виды памяти;
-
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
-
определять особенности своей памяти;
-
перечислять основные приемы и методы запоминания;
-
перечислять основные качества и виды внимания;
-
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
-
определять особенности своего внимания;
-
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
-
перечислять формы чувственного познания;
-
перечислять типы мышления;
-
определять свой преобладающий тип мышления;
-
называть формы логического мышления и определять их сущность;
-
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
-
определять тип своего интеллекта;
-
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
-
типы нервной системы;
-
типы темперамента;
-
определение понятия «потребности»;
-
виды потребностей;
-
особенности делового общения;
-
определение понятия «конфликт»;
-
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
-
особенности своей личности;
-
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
-
называть типы нервной системы и их различия;
-
определять свой тип нервной системы;
-
выявлять свой ведущий тип темперамента;
-
определять наиболее типичные черты своего характера;
-
исследовать формы проявления характера;
-
выявлять уровень самооценки;
-
называть отличительные признаки видов мотивации;
-
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
-
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
-
называть различные виды потребностей;
-
указывать основные признаки делового общения;
-
перечислять способы разрешения конфликтов;
-
определять свой уровень конфликтности;
-
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
-
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
-
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
-
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
выявлять тип своей будущей профессии;
-
определять свои профессиональные предпочтения;
-
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
-
виды профпригодности;
-
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
-
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
-
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
-
называть мотивационные факторы выбора профессии;
-
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
-
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
-
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
-
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
-
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
-
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».