- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа патриотического воспитания подростков
Программа патриотического воспитания подростков
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новикова Э.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 10
_______________Г.М. Колесникова
Программа
патриотического воспитания школьников
«Патриот России».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Утверждено на педсовете Автор программы:
_______________________ Новикова Э.В.
АДРЕС:
Ставропольский край, Предгорный район,
С. Юца, ул. Канищева, 2
индекс 357380
телефон (8-87961) 6-51-21
факс (8-87961) 6-51-21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Программа «Патриот России» разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ. Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О Воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне», «О гражданской обороне.
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2012 - 2015г.г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.
Реализация Программы предполагают совместную деятельность педагогического коллектива школы и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического воспитания учащихся.
Название программы: «Программа патриотического воспитания школьников «Патриот России».
Сроки реализации программы: 2012г. - 2015г.
Цель программы: целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.
Исполнители: администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
Исходя из этого, педагогический коллектив МКОУ СОШ № 10 Предгорного муниципального района Ставропольского края отводит себе особое место и ответственность в патриотическом воспитании школьников.
Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1 категория - учащиеся 1 - 4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 категория - учащиеся 5 - 8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
3 категория - учащиеся 9 - 11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе определены:
-
воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
-
формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
-
формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга;
-
формирование здорового образа жизни учащихся, профилактика правонарушений.
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ:
1. Морально-психологическая подготовка (осуществляется на уроках общественно-исторического и гуманитарного цикла).
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- военно-шефская работа.
2. Военно-техническая подготовка (осуществляется на уроках труда и физико-математического цикла).
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
3. Военно-физическая подготовка (осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры).
Внеурочная работа:
- сдача нормативов по ГО;
- спортивные секции;
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- спортивные лагеря;
- военизированные походы, военно-спортивные праздники и вечера.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
ЗАДАЧИ:
-
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
-
снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
-
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
-
разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
-
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
-
усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
БАЗА: МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 10
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2012г. - 2015г.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
I этап: проектный - (май 2012г. - май 2013г.)
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический - сентябрь (2013г. - май 2014г.)
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический - (сентябрь 2014г. - май 2015 г.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- директор школы;
- заместитель директора по УВР;
- заместитель директора по ВР;
- старшая вожатая;
- классные руководители;
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- учителя-предметники (истории, ОБЖ, физкультуры);
- члены школьного родительского комитета;
- библиотекарь.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Деятельность
Проектирование
Педагогические действия
Педагогические события
Предполагаемые социально-педагогические явления (прогноз результативности)
Формирование единой педагогической позиции в работе с учащимися по реализации задач программы
Объединить воспитательные усилия школы и социальных институтов воспитания для реализации цели и задач программы.
Круглый стол по теме: «Растить патриотов» (с приглашением социальных партнеров: работников культуры, военкомата, милиции, суда, прокуратуры, главы муниципального образования, ветеранов).
Объединение воспитательных усилий всех структур для эффективной работы по военно-патриотическому воспитанию.
Поиски контактов и сотрудничества в организации краеведческой поисковой работы.
Расширенный педсовет по проблеме: «Гражданское и патриотическое воспитание в современных образовательных условиях».
Подготовка педагогов к работе в новых образовательных условиях.
Выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников, привлечение родителей к активной работе с детьми.
Родительский всеобуч по теме: «Патриотическое воспитание детей в семье»
Родительские субботы (вечера вопросов и ответов, переписка с родителями, работа с родительским комитетом, беседы, конференции).
Тесное сотрудничество семьи и школы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков.
Создание управляющего коллективного органа для практической реализации задач программы.
Заседания Совета.
Деятельность школы как центра гражданского и патриотического воспитания на селе.
Формирование патриотического сознания и гражданского поведения
Создание педагогических воспитательных ситуаций для проявления гражданской позиции и патриотических чувств воспитанников.
Педагогически организованные обсуждения, диспуты, дискуссии, споры на историко-культурные темы на уроках Мужества, классных часах, встречах с ветеранами ВОВ.
Формирование глубинного чувства принятия истории своей страны, ее истории, чувства своей принадлежности к делам школы, родного села, своей семьи и близких, побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценности.
Деятельность по увековечиванию памяти о героях Великой Отечественной войны.
Встречи с ветеранами, обучение на занятиях с работниками военкомата, походы, экскурсии.
Организация встреч с лидерами общественных молодежных организаций.
Встреча школьников с лидерами молодежных общественных организации.
Формирование активной жизненной позиции.
Участие в районных конференциях.
Выступления на районных конференциях.
Формирование правовой культуры и гражданского сознания
Организовать
выступления работников военкомата, РОВД, ГИБДД, прокуратуры, суда.
Лекторий «Закон обо мне и мне».
Деловая игра «Ты и закон».
Викторины «Знаешь ли ты закон?»
Формирование правовой культуры, знаний и опыта, предотвращение случаев нарушения дисциплины и правопорядка.
Совместная работа с районной библиотекой о деятельности по правовому воспитанию школьников.
Занятия в районной библиотеке.
Принять участие в различных соревнованиях и конкурсах правовых знаний.
Заявка и участие.
Организовать круглые столы по правовой тематике.
Круглый стол по проблеме «Юридическая ответственность несовершеннолетних».
Формирование коммуникативной культуры
Организовать
живое общение
детей и взрослых- специалистов правовых структур, ветеранов, родителей жителей села.
Классные часы - общение с ветеранами,
уроки Мужества, тимуровские рейды, празднование Дня Победы,
Дня защитника Отечества.
Выстраивание субъектно-субъектных отношений, формирование умений и навыков
взаимодействия, сотрудничества, воспитание чувства доверия и взаимопомощи, выстраивание диалога двух поколений.
Взаимодействие, сотрудничество, сотворчество со всеми субъектами институтов социального воспитания.
Организовать поездки и посещение музеев, выставок, клубов.
Заседания клуба интересных встреч «У нас в гостях…» (живое общение детей с ветеранами, жителями села, родителями, работниками культуры, выпускниками школы).
Районный день призывника.
Школьные и районные конкурсы патриотической песни и плаката.
Ежегодные слеты детских (подростковых) центров.
Формирование творческой, учебно-исследовательской деятельности
-
Организовать поисковую работу на селе;
-
изучить воспитательные возможности среды;
-
организовать сбор материалы о членах семей учащихся, участниках ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне;
-
организовать НОУ (научного общества учащихся) для систематизации полученного материала и его обработки;
-
создание уголка Боевой Славы в здании школы;
-
управлять созданием учебно-исследовательских работ, организовать их защиту;
-
принять участие в районных и областных научно-практических конференциях и конкурсах.
-
собрать материал о выпускниках школы, прошедших службу или находящихся в армии.
Открытие уголка Боевой славы;
Заседания НОУ;
Анкетирование «Знаешь ли ты историю родного села?»;
Конкурс творческих работ - сочинений «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Я - гражданин России»
Презентация новых поисковых материалов в школьном уголке Боевой славы;
Выставки по теме «Традиции военно-патриотического воспитания в нашей школе»,
Всероссийский конкурс «Человек и история. Россия XX век»
Работа в музеях.
Овладение навыками учебно-исследовательской деятельности.
Формирование устойчивой мотивации изучать историю родной страны, родного края, переосмысливать сложные моменты истории, развитие умения и навыков творческой деятельности, развитие одаренных детей.
Повышение числа участников поисковой работы.
Формирование опыта социально-значимой деятельности
Организовать и оказывать помощь пожилым людям, жителям села;
Волонтерское движение: ухаживать за братской могилой;
ежегодно поздравлять ветеранов войны с Днем защитника Отечества и Днем Победы;
Проводить социально-значимые акции.
Социальные проекты и акции:
-
Ежегодные субботники на братской могиле, высадка цветов;
-
Ежегодная Вахта Памяти 9мая;
-
Акция «С днем Победы, солдат!»
-
Празднование Дня Победы;
-
встреча с ветеранами «Герои-земляки».
-
Вечер памяти «Афганистан, Чечня - боль моя» (на основе поискового материала) с приглашением воинов-афганцев и воинов, воевавших в Чечне;
-
Уроки мужества «Герои - наши современники», «Маршалы великой победы»
-
Акция «Звезда на доме участника ВОВ»
-
Акция «Мать солдата»
-
Митинги памяти.
Создание опыта активного социального действия, создание опыта участия школьников в организации коллективной жизнедеятельности, формирование
активной жизненной позиции.
Приобретения опыта проведения и организации социально-значимых дел.
Создание опыта нормотворчества: выработки школьниками и педагогами общих, групповых, коллективных правил, норм, законов.
Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников
Привлечь родителей к решению проблемы укрепления здоровья детей и подростков.
Провести спортивно-оздоровительные мероприятия.
Провести военно-спортивные игры для младших школьников.
Организовать работу спортивных кружков.
Провести беседы о вреде курения и наркомании.
Организовывать различные спортивные соревнования ( с участием родителей и жителей села).
Провести походы по родному краю с участием родителей.
Принять участие в различных спортивных соревнованиях в городе и районе.
Традиционные месячники ГО и ЧС, оборонно-массовой и патриотической работы, физкультурно-оздоровительной работы.
Родительские собрания на тему «Вырастим здорового ребенка».
Традиционные осенние и весенние кроссы.
Районная Игра «Зарница»
Районные соревнования «Лидер».
Спортивно-развлекательный конкурс «Сильные, смелые, ловкие и умелые».
Конкурс «А ну-ка, парни».
Поход по местам боевой славы «Тропой героя»
День здоровья села.
Акция на территории населенного пункта «Черные легкие».
День защиты детей.
Работа спортивных секций.
Соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья!»
День защитника Отечества - «Рыцарский турнир»
Военно-спортивные игры для младших школьников.
Смотры строя и песни.
Соревнования по пулевой стрельбе.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью. Привитие вкуса к здоровому образу жизни, мотивация к активному занятию спортом и физкультурой, отказ от вредных привычек, знание о вреде табакокурения, наркотиков.
Укрепление здоровья школьников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.
- сформированность идеала жизни и идеала человека.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;
Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика;
Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи;
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.