• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический совет по теме «Саморазвитие, самосовершенствование и социализация личности ребенка как результат эффективности системно-деятельностного подхода в обучении»

Педагогический совет по теме «Саморазвитие, самосовершенствование и социализация личности ребенка как результат эффективности системно-деятельностного подхода в обучении»

Педагогический совет по теме «Саморазвитие, самосовершенствование и социализация личности ребенка как результат эффективности системно-деятельностного подхода в обучении». Данная разработка включает выступление по теме "Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности".     Педагогический совет проходит в форме мастерской, на которой педагоги поделены на творческие группы по методическим объединениям. Учителя работают с "Деревом ожидания", с "Колесом деятельности учен...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности

Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую деятельность во времена, когда наше государство имело название Советский Союз. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство из учителей с большой долей ностальгии вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что, проектируя учебный процесс и внеурочную деятельность, советская школа ориентировалась на конкретный, понятный всем социальный заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. Деятельность всех подструктур образовательной системы (школ, досуговых учреждений, секций, клубов, художественных и музыкальных школ) была достаточно успешной, в первую очередь, потому, что базировалась на одних и тех же принципах и направлена была на формирование одних и тех же смысложизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально-ролевых установок. И помогали этому пионерская и комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе.

В 90-е годы в постсоветском пространстве наступило «время безвременья», когда старые устои были порушены, а на смену им долгое время не поступал никакой государственный социальный заказ. Объяснить это можно отчасти тем, что государство, поглощенное проблемами, забыло о том, что оно, прежде всего, должно выработать национальную политику.

Сейчас наступило время, когда у государства появилась национальная политика, заработали национальные проекты, но достаточно стабильным наше время все таки не назовешь. Сегодня для эффективной социализации в обществе крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому человеку адекватно «вписаться» в общество и «бесконфликтно реализовать себя в нем», но и в определенном смысле затруднят эти процессы. Сегодня особую значимость приобретают совершенно иные личностные качества.

Так опыт создания совместных предприятий в крупных городах России показал, что одним из главнейших недостатков выпускников одних из престижнейших вузов страны является неумение работать в группах, т.е. в коллективе.

По каким бы программам ни работала школа целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Каждый из нас, из учителей, представляет себе некий образ идеального выпускника. Некоторые качества нам кажутся наиболее важными, ценными. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда. Задание для учителей № 1. Давайте вместе попробуем смоделировать современного выпускника. (Работа учителей в группах). Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат.

Сегодня особо значимыми качествами становятся:

· самостоятельность

· умение делать выбор и брать за него ответственность

· инициативность

· стрессоустойчивость

· умение преодолевать ситуацию неуспеха

· профессиональная мобильность

(все это возможно при развитых механизмах рефлексии)

А вот, что думают об этом ученики. Результаты анкетирования Вам представит заместитель директора С. А. Тимошенкова.

Выводы: какаким должен быть современный выпускник.

Что же нужно для того, чтобы получить такого выпускника? Какие качества личности нужно формировать в обучающихся? Какой деятельностью должен заниматься ученик в процессе образования?

Задание для учителей № 2

Работа учителей группами с «Колесом».

Задание учителям 1: У Вас на столе лежит солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе. Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо.

- Какие качества личности помогает развивать такая деятельность?

- Какие УУД развиваются в процессе такой деятельности? (личностные, регулятивные).

Это все способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Педагогический совет по теме «Саморазвитие, самосовершенствование и социализация личности ребенка как результат эффективности системно-деятельностного подхода в обучении»

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, необходимо «запустить» в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания. Сегодняшние выпускники школ должны обладать навыками самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию как одного из важнейших личностных результатов.

Главное требование к современному образованию - оно быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким. Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу[4], то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических целей в создании условий для саморазвития личности - это мотивация личности ученика.

Творческая группа учителей предметов гуманитарного цикла и учителей русского языка и литературы «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития и самоусовершенствования обучающегося»

Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Однако в Российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода учителя к использованию новых методов и технологий обучения, которые должны:

  • формировать самостоятельную позицию учащегося;

  • развивать универсальные учебные действия;

  • активизировать познавательный интерес обучающихся;

  • реализовывать связь обучения с жизнью.

Такими являются методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место. В его основе лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который получается при решении практически и теоретически значимой проблемы.

Решающее звено этой деятельности - учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации из разных источников. Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде, сотрудничать в коллективе, формировать критическое мышление, вырабатывать свой собственный аналитический взгляд на информацию.

При этом школьники должны быть свободны в выборе видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен говорить, как и что необходимо делать.

В практике нашей школы выполняются как индивидуальные, так и групповые проекты. Участие в проектах всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.

Можно отметить следующие преимущества групповых проектов:

  • формируются навыки сотрудничества;

  • умения разделять ответственность и анализировать результаты коллективной деятельности;

  • каждый этап работы над проектом имеет своего лидера;

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  • присутствие соревновательного момента повышает мотивацию учащихся и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Творческая группа учителей предметов естественно-научного цикла «Формирование социально-личностной компетентности учащихся на уроках естественно-математического цикла»

Творческая группа учителей начальных классов и учителей предметов оборонно-спортивного цикла «Организация внеурочной деятельности в начальной школе как средство успешной социализации обучающихся»



© 2010-2022