- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методический проект «Работа над единой методической темой»
Методический проект «Работа над единой методической темой»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трифонова Ю.Г. |
Дата | 29.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методический проект
« Работа над единой методической темой»
« Повышение качества образования на основе
личностно-ориентированного подхода».
Работу выполнила:
Трифонова Ю.Г. директор МБОУ СОШ
пос. им. 25 Октября
Основные задачи и тенденции в развитии методической работы.
Успешное развитие системы школьного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от профессиональной компетентности учителя, его педагогического и методического мастерства. С целью систематического совершенствования мастерства педагогических кадров организуется методическая работа.
Методическая работа - это целостная система мер и мероприятий, основанных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом.
Исходя из того, что главная ее цель- это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие его эрудиции и компетентности в области отдельной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.
Основными задачами этой работы являются:
-
повышение профессиональной компетентности и культурного уровня преподавателя;
-
стимулирование его служебной и общественной активности;
-
обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;
-
совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;
-
совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;
-
совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время;
-
формирование умений и навыков анализа образовательного процесса а целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
-
вооружение учителя методиками диагностирования реальных достижений и затруднений в организации учебно-воспитательного процесса;
-
выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
-
приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятых ему методик;
-
создание условий для самообразования;
В развитии системы методической работы просматриваются положительные тенденции:
-
стремление методических служб к разнообразию различных видов деятельности с руководящими и педагогическими кадрами;
-
тяготение к контактам с наукой;
Работа над единой методической темой как педагогическая проблема.
Одним из связующих звеньев творческих интересов учителей является работа над избранной темой. Коллективный поиск решения научно-методической проблемы позволяет наиболее активно влиять на развитие коллективных и индивидуальных форм самообразования.
Задачей такой работы является повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя и улучшение на этой основе качества обучения и воспитания учащихся.
Работа над единой методической темой носит циклический характер.
Технология действий в разработке методической темы может быть следующей:
-
определение методической темы;
-
глубокое изучение разработанности данной темы;
-
определение временных этапов и подтем на каждом этапе;
-
создание творческих групп, подборка заданий;
-
подготовка картотеки литературы по данной теме;
-
подготовка материалов для индивидуального самообразования учителей;
-
разработка тем, вопросов для теоретических семинаров, семинаров-практикумов;
-
подготовка плана контроля за ходом работы над единой методической темой;
-
индивидуальные и групповые консультации;
Очень важно, чтобы методическая тема была сформулирована конкретно, хотя и достаточно широко. Целесообразно определение темы на перспективу ( обычно на 3-5 лет) с разбивкой крупной стратегической темы по годам.
Методическая тема определяется интересами и возможностями учителей, актуальностью, региональными и национальными особенностями, степенью разработанности данной проблемы в науке.
На первом этапе осуществляется большая организационная работа:
-
изучение документации, методической литературы;
-
выбор тематики работы МО;
-
определение тематики теоретических семинаров и психологических практикумов;
-
пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов;
-
разработка индивидуальных тем самообразования;
На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:
-
практическое обучение использованию рекомендаций;
-
апробация новых методов и приемов членами творческих групп;
-
новые формы повышения квалификации( круглые столы, коллективные обсуждения докладов, выступлений, моделирование дел);
-
реализация плана контроля( изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации)
На третьем этапе происходит сбор и обработка полученной информации:
-
сбор обработанной информации руководителем, членами администрации;
-
обработка информации для дальнейшего управления;
-
принятие конкретных решений, разработка конкретных рекомендаций, требований на основе полученной информации;
-
реализация плана контроля через открытые уроки, мероприятия;
На четвертом этапе осуществляется обобщение результатов опыта:
-
проведение единых методических дней по проблеме;
-
творческие отчеты;
-
оформление выставки;
-
самообобщение опыта;
На пятом этапе происходит анализ результатов:
-
анализ работы над методической темой ( педсовет, метод совет)
-
организация тематических выставок;
-
оценка обоснования уровня профессионального мастерства учителей;
-
сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, картотека методической литературы, конспекты - разработки открытых мероприятий.
План работы
педагогического коллектива над единой методической темой
« Повышение качества образования через личностно-ориентированный подход».
Актуальность проблемы обусловлена слабой ориентированностью школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учет и развитие его способностей, дарований, интересов.
Цель работы - определение, экспериментальная проверка и внедрение учебно-воспитательной технологии « Личностно-ориентированный подход в обучении».
Объект работы - деятельность учителя по управлению процессом образования при личностно-ориентированной направленности урока.
Задачи: - Изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;
-
Выявить основные затруднения учителей по внедрению личностно-ориентированного подхода;
-
Выявить уровень развития обще учебных умений и навыков;
Этапы работы над методической темой.
1 год.
-
Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме, ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем данной темы.
-
Определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей.
2-3 год.
-
Выявление уровня принятия учителями достижений науки по личностно-ориентированной направленности урока.
-
Организация методических семинаров, взаимопосещение уроков, заседание творческих объединений по циклам, создание фильмотеки открытых уроков с использованием памятки « Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью».
4 год.
-
Организация педагогических чтений, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, разработка памяток работы.
-
Проведение конкурса « Учитель года школы» по теме « Личностно-ориентированная направленность урока»
5 год.
1 Проведение научно- практической конференции по теме « Повышение качества образования через личностно-ориентированный подход».
Теоретическое изучение проблемы.
« Личностно-ориентированный подход».
Концепция личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.
Задача - воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.
Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно- ориентированное образование учащихся, надо установить факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими факторами являются:
-
природные задатки человека;
-
особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку;
-
социальная среда, в которой живет и развивается человек;
-
воспитательные учреждения, в которых получает образование человек;
-
самовоспитание и саморазвитие человека;
Как же должно быть организовано образование в школе, чтобы оно было личностно - ориентированным?
Система личностно - ориентированного образования в школе должна состоять из следующих подсистем:
-
мониторинг процесса личностного развития каждого ученика;( создание «портфолио»)
-
классно - урочные занятия построенные в соответствии с индивидуальными способностями ученика;
-
домашняя работа должна сводиться на самостоятельное изучение учебного материала;
-
эстетический цикл учебных занятий (пение, рисование, музыка и т.д.)
-
внеурочная работа школы;
-
общешкольное ученическое самоуправление;
-
трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся;
Понятие личностно -ориентированного обучения.
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно - ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не « учет», а « включение» его собственно личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Стандарт образования в системе личностно - ориентированного обучения - не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.
Критериями эффективной организации личностно - ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно - ориентированного обучения:
Личностно - ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно - предметного моделирования мира.
Внедрение личностно - ориентированного обучения в учебный процесс.
Проведение педагогического совета по теме: « Развитие индивидуальных способностей школьника через личностно - ориентированный подход»
Решение:
I Педагогический анализ личностно - ориентированного урока.
-
Мотивационно - ориентированный аспект.
-
Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой учащихся к работе на уроке? Какие приемы для этого были использованы?
-
Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимы для учеников?
-
Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к сапопознанию и самостроительству;
-
-
Содержательный аспект.
-
Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, целям, задачам, ведущим идеям урока;
-
Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом ребенка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?
-
Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нем наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?
-
Очевидна ли практическая направленность учебного материала, его значение для формирования эмоционально - волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребенка.
-
Организационный аспект.
-
Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся;
-
Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия;
-
Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения;
-
Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого ученика, чувствовалась ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии;
-
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся, оптимальна ли мера помощи учителя, учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся;
-
Присущ ли домашним заданиям дифференцированный подход, обладали ученики правом выбора домашнего задания;
-
Оценочно - результативный аспект.
-
Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания;
-
Способствовала ли оценочно - аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания;
II Общеучебные умения учащихся.
-
Учебно - организационные умения.
К ним относятся такие умения:
-
Организовать свое рабочее место
-
Планировать текущую работу
-
Нацелить себя на выполнение поставленной задачи
-
Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач.
-
Учебно - интеллектуальные или общелогические умения.
Это умения:
-
Диалектически анализировать учебный или любой другой материал
-
Сравнивать объекты, факты, явления
-
Классифицировать материал
-
Обобщать, делать резюме
-
Абстрагировать
-
Выделять главное, существенное
-
Синтезировать материал, устанавливать причинно - следственные связи
-
Выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними
-
Писать сочинение на заданную тему, пользоваться исследовательскими умениями(постановка задач, выработка гипотез, выбор методов решения, доказательство, поверка)
-
Учебно - информационные умения.
К ним относятся умения:
-
Пользоваться каталогом или компьютерным источником информации
-
Пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями
-
Составлять картотеку
-
Пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации ( грамзаписи, телевидение, компьютерная техника)
-
Составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию
-
Учебно - коммуникативные умения.
Это следующие умения:
-
Умение учебного слушания одно из самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики
-
Умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа
-
Читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями
-
Выступать перед аудиторией
-
Составлять план выступления
-
Вести полемику, участвовать в дискуссии
-
Высказывать тезисы
-
Задавать уточняющие вопросы
-
Аргументировать, доказывать
Проведение заседаний школьных методических объединений по теме « Приемы педагогической поддержки учащимся при личностно - ориентированном подходе».
Решение:
I.Выработка памятки для учителей.
II.Создание матрицы педагогического анализа урока.
На заседании методического совета разработано:
1. Памятка « Деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью».
2. Лист наблюдений и оценки урока.
-
Памятка для учащихся « Мои знания, умения и навыки и их оценка»
-
Памятка для учителя при выставлении оценки.
Памятка .
« Деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью».
-
Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.
-
Использование проблемных творческих заданий.
-
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, и форму материала( словесную, графическую, условно - символическую)
-
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
-
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что « мы узнали» ( чем овладели), но и того, что понравилось(не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.
-
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
-
Оценка( поощрения) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
-
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
-
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Памятка для ученика
« Мои знания, умения, навыки и их оценка»
-
Перед изучением новой темы я должен знать:
-
Требования, предъявляемые к моим знаниям, умениям и навыкам по всем темам усреднено - стандартно;
2. На каждом уроке совместно с учителем я должен узнать:
-
Что знать
-
Чему научиться
-
Что суметь
3. Должен знать, что:
ОЦЕНКУ «5» ставят мне за:
А) развернутый, полный, безошибочный ответ, в котором выдерживается план, содержащий:
-
введение
-
сообщение основного материала
-
заключение, характеризующее личную мою позицию
Б) ответ изложен литературным языком без существенных стилистических погрешностей;
ОЦЕНКУ «4» ставят мне за:
А) развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой, в котором выдерживается план:
-
введение
-
сообщение основного материала
-
заключение, характеризующее личную мою позицию
Б) ответ изложен литературным языком с незначительными стилистическими погрешностями;
ОЦЕНКУ «3» ставят мне за:
А) устный развернутый ответ с содержанием сообщения основного материала при наличии 2-3 существенных фактических ошибок
Б) ответ изложен грамотно;
ОЦЕНКУ «2» ставят мне, если ответ не соответствует требованиям ответа на «3»
ОЦЕНКУ «1» ставится мне, если я не смог ответить по заданию учителя, даже с помощью его наводящих вопросов или других средств помощи.
Памятка для учителя
при выставлении оценок.
-
Не ставь отметку, пока не уверен, что научил этого ученика.
-
Не бойся чаще пользоваться оценкой деятельности каждого ученика.
-
Научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика. Похвали его, поставь ему отметку.
-
Будь милосерден по отношению к ученику. Умей прощать ему его незнание, если видишь, что он стремится хорошо о себе заявить. Поддержи его в этот момент.
-
Радуйся успехам учеников и огорчайся их лености.
-
Верь, что ты можешь научить каждого. Только для этого нужно время. Нужно время, чтобы и ученик в это поверил. Помни, что у многих ребят знания не « укладываются» сразу.
-
Помни, что у учеников бывают срывы в учебе. Научись это понимать.
-
Люби учеников, всех без исключения. Тогда и отношение к ним будет не столько профессионально учительское, сколько человеческое.