Методический проект «Работа над единой методической темой»

"Описание материала: Данный проект раскрывает суть работы, этапы работы над единой методической темы школы. Очень важно при выборе темы правильно поставить цель, задачи и определить этапы работы. Это помогает грамотно построить методичскую работу. В работе над проектом необходимо правильно и грамотно поставить цели и задачи конкретного этапа. Это помогает корректировать работу, вносить изменения. Результатом работы над единой методической темой могут стать памятки, рекомендации для учителей. Эта...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Методический проект

« Работа над единой методической темой»

« Повышение качества образования на основе

личностно-ориентированного подхода».





Работу выполнила:

Трифонова Ю.Г. директор МБОУ СОШ

пос. им. 25 Октября









Основные задачи и тенденции в развитии методической работы.


Успешное развитие системы школьного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от профессиональной компетентности учителя, его педагогического и методического мастерства. С целью систематического совершенствования мастерства педагогических кадров организуется методическая работа.

Методическая работа - это целостная система мер и мероприятий, основанных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого учителя и педагогического коллектива в целом.

Исходя из того, что главная ее цель- это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, содействие его эрудиции и компетентности в области отдельной науки (учебного предмета) и методики его преподавания.

Основными задачами этой работы являются:

  1. повышение профессиональной компетентности и культурного уровня преподавателя;

  2. стимулирование его служебной и общественной активности;

  3. обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

  4. совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;

  5. совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

  6. совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время;

  7. формирование умений и навыков анализа образовательного процесса а целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

  8. вооружение учителя методиками диагностирования реальных достижений и затруднений в организации учебно-воспитательного процесса;

  9. выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

  10. приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятых ему методик;

  11. создание условий для самообразования;

В развитии системы методической работы просматриваются положительные тенденции:

  • стремление методических служб к разнообразию различных видов деятельности с руководящими и педагогическими кадрами;

  • тяготение к контактам с наукой;

Работа над единой методической темой как педагогическая проблема.

Одним из связующих звеньев творческих интересов учителей является работа над избранной темой. Коллективный поиск решения научно-методической проблемы позволяет наиболее активно влиять на развитие коллективных и индивидуальных форм самообразования.

Задачей такой работы является повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя и улучшение на этой основе качества обучения и воспитания учащихся.

Работа над единой методической темой носит циклический характер.

Технология действий в разработке методической темы может быть следующей:

  • определение методической темы;

  • глубокое изучение разработанности данной темы;

  • определение временных этапов и подтем на каждом этапе;

  • создание творческих групп, подборка заданий;

  • подготовка картотеки литературы по данной теме;

  • подготовка материалов для индивидуального самообразования учителей;

  • разработка тем, вопросов для теоретических семинаров, семинаров-практикумов;

  • подготовка плана контроля за ходом работы над единой методической темой;

  • индивидуальные и групповые консультации;

Очень важно, чтобы методическая тема была сформулирована конкретно, хотя и достаточно широко. Целесообразно определение темы на перспективу ( обычно на 3-5 лет) с разбивкой крупной стратегической темы по годам.

Методическая тема определяется интересами и возможностями учителей, актуальностью, региональными и национальными особенностями, степенью разработанности данной проблемы в науке.

На первом этапе осуществляется большая организационная работа:

  • изучение документации, методической литературы;

  • выбор тематики работы МО;

  • определение тематики теоретических семинаров и психологических практикумов;

  • пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов;

  • разработка индивидуальных тем самообразования;

На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:

  • практическое обучение использованию рекомендаций;

  • апробация новых методов и приемов членами творческих групп;

  • новые формы повышения квалификации( круглые столы, коллективные обсуждения докладов, выступлений, моделирование дел);

  • реализация плана контроля( изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации)

На третьем этапе происходит сбор и обработка полученной информации:

  • сбор обработанной информации руководителем, членами администрации;

  • обработка информации для дальнейшего управления;

  • принятие конкретных решений, разработка конкретных рекомендаций, требований на основе полученной информации;

  • реализация плана контроля через открытые уроки, мероприятия;

На четвертом этапе осуществляется обобщение результатов опыта:

  • проведение единых методических дней по проблеме;

  • творческие отчеты;

  • оформление выставки;

  • самообобщение опыта;

На пятом этапе происходит анализ результатов:

  • анализ работы над методической темой ( педсовет, метод совет)

  • организация тематических выставок;

  • оценка обоснования уровня профессионального мастерства учителей;

  • сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, картотека методической литературы, конспекты - разработки открытых мероприятий.







План работы

педагогического коллектива над единой методической темой

« Повышение качества образования через личностно-ориентированный подход».


Актуальность проблемы обусловлена слабой ориентированностью школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учет и развитие его способностей, дарований, интересов.

Цель работы - определение, экспериментальная проверка и внедрение учебно-воспитательной технологии « Личностно-ориентированный подход в обучении».


Объект работы - деятельность учителя по управлению процессом образования при личностно-ориентированной направленности урока.


Задачи: - Изучить достижения педагогической науки и практики по данной проблеме;

  • Выявить основные затруднения учителей по внедрению личностно-ориентированного подхода;

  • Выявить уровень развития обще учебных умений и навыков;



Этапы работы над методической темой.


1 год.

  1. Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме, ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем данной темы.

  2. Определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей.

2-3 год.

  1. Выявление уровня принятия учителями достижений науки по личностно-ориентированной направленности урока.

  2. Организация методических семинаров, взаимопосещение уроков, заседание творческих объединений по циклам, создание фильмотеки открытых уроков с использованием памятки « Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью».

4 год.

  1. Организация педагогических чтений, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, разработка памяток работы.

  2. Проведение конкурса « Учитель года школы» по теме « Личностно-ориентированная направленность урока»


5 год.

1 Проведение научно- практической конференции по теме « Повышение качества образования через личностно-ориентированный подход».


Теоретическое изучение проблемы.

« Личностно-ориентированный подход».


Концепция личностно-ориентированного образования.


Личностно-ориентированное образование - это такое образование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью.

Задача - воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.

Чтобы правильно организовать и осуществлять личностно- ориентированное образование учащихся, надо установить факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими факторами являются:

  1. природные задатки человека;

  2. особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку;

  3. социальная среда, в которой живет и развивается человек;

  4. воспитательные учреждения, в которых получает образование человек;

  5. самовоспитание и саморазвитие человека;


Как же должно быть организовано образование в школе, чтобы оно было личностно - ориентированным?

Система личностно - ориентированного образования в школе должна состоять из следующих подсистем:

  • мониторинг процесса личностного развития каждого ученика;( создание «портфолио»)

  • классно - урочные занятия построенные в соответствии с индивидуальными способностями ученика;

  • домашняя работа должна сводиться на самостоятельное изучение учебного материала;

  • эстетический цикл учебных занятий (пение, рисование, музыка и т.д.)

  • внеурочная работа школы;

  • общешкольное ученическое самоуправление;

  • трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся;










Понятие личностно -ориентированного обучения.


Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно - ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не « учет», а « включение» его собственно личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Стандарт образования в системе личностно - ориентированного обучения - не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения.

Критериями эффективной организации личностно - ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.


Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно - ориентированного обучения:


Личностно - ориентированное обучение - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно - предметного моделирования мира.






















Внедрение личностно - ориентированного обучения в учебный процесс.


Проведение педагогического совета по теме: « Развитие индивидуальных способностей школьника через личностно - ориентированный подход»

Решение:

I Педагогический анализ личностно - ориентированного урока.


  1. Мотивационно - ориентированный аспект.

    • Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный настрой учащихся к работе на уроке? Какие приемы для этого были использованы?

    • Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимы для учеников?

    • Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к сапопознанию и самостроительству;

  2. Содержательный аспект.

  • Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, целям, задачам, ведущим идеям урока;

  • Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом ребенка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?

  • Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нем наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

  • Очевидна ли практическая направленность учебного материала, его значение для формирования эмоционально - волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребенка.

  1. Организационный аспект.

  • Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся;

  • Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия;

  • Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения;

  • Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого ученика, чувствовалась ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии;

  • Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся, оптимальна ли мера помощи учителя, учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся;

  • Присущ ли домашним заданиям дифференцированный подход, обладали ученики правом выбора домашнего задания;

  1. Оценочно - результативный аспект.

  • Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания;

  • Способствовала ли оценочно - аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания;


II Общеучебные умения учащихся.


  1. Учебно - организационные умения.

К ним относятся такие умения:

  • Организовать свое рабочее место

  • Планировать текущую работу

  • Нацелить себя на выполнение поставленной задачи

  • Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач.

  1. Учебно - интеллектуальные или общелогические умения.

Это умения:

  • Диалектически анализировать учебный или любой другой материал

  • Сравнивать объекты, факты, явления

  • Классифицировать материал

  • Обобщать, делать резюме

  • Абстрагировать

  • Выделять главное, существенное

  • Синтезировать материал, устанавливать причинно - следственные связи

  • Выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними

  • Писать сочинение на заданную тему, пользоваться исследовательскими умениями(постановка задач, выработка гипотез, выбор методов решения, доказательство, поверка)

  1. Учебно - информационные умения.

К ним относятся умения:

  • Пользоваться каталогом или компьютерным источником информации

  • Пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, комментариями

  • Составлять картотеку

  • Пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации ( грамзаписи, телевидение, компьютерная техника)

  • Составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию

  1. Учебно - коммуникативные умения.

Это следующие умения:

  • Умение учебного слушания одно из самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики

  • Умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа

  • Читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями

  • Выступать перед аудиторией

  • Составлять план выступления

  • Вести полемику, участвовать в дискуссии

  • Высказывать тезисы

  • Задавать уточняющие вопросы

  • Аргументировать, доказывать


Проведение заседаний школьных методических объединений по теме « Приемы педагогической поддержки учащимся при личностно - ориентированном подходе».

Решение:

I.Выработка памятки для учителей.

II.Создание матрицы педагогического анализа урока.

На заседании методического совета разработано:

1. Памятка « Деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью».

2. Лист наблюдений и оценки урока.

  1. Памятка для учащихся « Мои знания, умения и навыки и их оценка»

  2. Памятка для учителя при выставлении оценки.



















Памятка .


« Деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью».


  1. Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

  2. Использование проблемных творческих заданий.

  3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, и форму материала( словесную, графическую, условно - символическую)

  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что « мы узнали» ( чем овладели), но и того, что понравилось(не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по другому.

  6. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  7. Оценка( поощрения) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.





















Памятка для ученика

« Мои знания, умения, навыки и их оценка»


  1. Перед изучением новой темы я должен знать:


  • Требования, предъявляемые к моим знаниям, умениям и навыкам по всем темам усреднено - стандартно;

2. На каждом уроке совместно с учителем я должен узнать:

  • Что знать

  • Чему научиться

  • Что суметь

3. Должен знать, что:


ОЦЕНКУ «5» ставят мне за:

А) развернутый, полный, безошибочный ответ, в котором выдерживается план, содержащий:

  • введение

  • сообщение основного материала

  • заключение, характеризующее личную мою позицию

Б) ответ изложен литературным языком без существенных стилистических погрешностей;

ОЦЕНКУ «4» ставят мне за:

А) развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой, в котором выдерживается план:

  • введение

  • сообщение основного материала

  • заключение, характеризующее личную мою позицию

Б) ответ изложен литературным языком с незначительными стилистическими погрешностями;

ОЦЕНКУ «3» ставят мне за:

А) устный развернутый ответ с содержанием сообщения основного материала при наличии 2-3 существенных фактических ошибок

Б) ответ изложен грамотно;

ОЦЕНКУ «2» ставят мне, если ответ не соответствует требованиям ответа на «3»

ОЦЕНКУ «1» ставится мне, если я не смог ответить по заданию учителя, даже с помощью его наводящих вопросов или других средств помощи.









Памятка для учителя

при выставлении оценок.


  1. Не ставь отметку, пока не уверен, что научил этого ученика.

  2. Не бойся чаще пользоваться оценкой деятельности каждого ученика.

  3. Научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика. Похвали его, поставь ему отметку.

  4. Будь милосерден по отношению к ученику. Умей прощать ему его незнание, если видишь, что он стремится хорошо о себе заявить. Поддержи его в этот момент.

  5. Радуйся успехам учеников и огорчайся их лености.

  6. Верь, что ты можешь научить каждого. Только для этого нужно время. Нужно время, чтобы и ученик в это поверил. Помни, что у многих ребят знания не « укладываются» сразу.

  7. Помни, что у учеников бывают срывы в учебе. Научись это понимать.

  8. Люби учеников, всех без исключения. Тогда и отношение к ним будет не столько профессионально учительское, сколько человеческое.

© 2010-2022