- Преподавателю
- Директору, завучу
- Методическая разработка по теме Образ современного руководителя образовательного учреждения
Методическая разработка по теме Образ современного руководителя образовательного учреждения
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мурашова Т.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образ современного руководителя образовательного учреждения.
«Самое простое - махать шашкой, рубить головы и выглядеть на этом фоне крутым руководителем»
Путин Владимир Владимирович
В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями.
Управлять - значит озаботить себя подбором и использованием условий (технические, экономические, кадровые), которые необходимы для деятельности чего либо или кого либо. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет огромную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».
Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности. Способность анализировать и адекватно оценивать себя, партнера, ситуацию, желание работать над собой - формирует образ современного управленца.
Личные качества современного руководителя
-
здоровье и физическая сила
-
ум и умственная работоспособность
-
твердая воля, активность, энергия, отвага
-
высокие моральные качества
-
эмоционально-волевые черты характера
-
интеллектуальные способности
-
умение поддерживать свой авторитет
-
имидж руководителя
-
готовность принять на себя ответственность
-
чувство долга, забота об общем интересе
-
значительный круг общих познаний
-
умение разрабатывать и организовывать разработку программ действий
-
умение организовывать совместную работу, искусство управлять людьми
-
умение согласовывать действия, умение контролировать
-
общая образованность, возможно более глубокая профессиональная компетентность
Современный руководитель образовательного учреждения должен быть:
-
Дальновидным - уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.
-
Объективным - уметь выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
-
Последовательным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
-
Предприимчивым - использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
-
Мобильным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
-
Лидером - уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.
Характеристика основных функций профессиональной деятельности современного руководителя образовательного учреждения
Информационно-аналитическая
В любом рассматриваемом вопросе выбирает главное, основное, существенное и безотлагательно воплощает его в практической деятельности своих коллег.
Концептуально-прогностическая
Обращает инновационные научно-методические идеи в перспективы развития образовательного учреждения.
Предметно-дидактическая
Знает новации в предметной сфере, умело обращает их в целевой компонент учебно-образовательной деятельности своих коллег.
Организационно-методическая
Владеет разнообразными способами, методами и приемами организации опытно-поисковой деятельности своих коллег.
Оценочно-диагностическая
Способен объективно оценивать реальное состояние дел в образовательном учреждении.
Рекламно-маркетинговая
Обращает достигнутые результаты труда своих коллег в среду потенциальных потребителей.
Современный руководитель образовательного учреждения
должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников);
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- устав учреждения образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
-педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
- психологию личности и дифференциальную психологию;
- основы физиологии, гигиены;
- теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- основы экономики, права, социологии;
- организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- административное, трудовое, хозяйственное законодательство, гражданское, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
- основы менеджмента, управления персоналом;
- основы управления проектами;
-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической безопасности.
должностные обязанности:
1. Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его уставом и законодательством Российской Федерации.
2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу учреждения.
3. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решения о программном планировании его работы.
4. Совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных
учебных графиков, устава и правил внутреннего распорядка учреждения и др.
5. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
6. Решает научные, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы.
7. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников учреждения.
8. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров.
9. Определяет должностные обязанности работников путем разработки и утверждения должностных инструкций, создает условия для повышения их профессионального мастерства.
10. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
11. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников), обеспечивает их социальную защиту.
12. Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.).
13. Принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей.
14. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).
15. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений.
16. Регулирует деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Российской
Федерации.
17. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
18. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях.
19. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
20. Несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
имеет право:
1. Действовать от имени учреждения образования во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
2. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
3. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
4. Распоряжаться средствами и имуществом учреждения с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава учреждения.
несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
должен иметь:
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Показатели оценки эффективности и результативности деятельности.
Критериями оценки деятельности руководителя являются:
-
исполнительская дисциплина (своевременное, качественное и достоверное предоставление отчетности и информации по запросам ГУОПО);
-
эффективное использование бюджетных средств (отсутствие остатков на счетах в УФК в отчетном периоде);
-
привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения; своевременное проведение инвентаризации;
-
наличие, полнота и качество уставных документов учреждения, своевременное прохождение лицензирования и аккредитации;
-
отсутствие жалоб со стороны коллектива, обучающихся (воспитанников) и родителей;
-
участие в проектах, целевых программах, конкурсов на получение грантов;
-
наличие общежития с количеством проживающих;
-
наличие учащихся-сирот и с ограниченными возможностями здоровья;
-
наличие ресурсных центров, экспериментальных площадок, центров повышения квалификации;
-
сохранность контингента;
-
качество обучения;
-
своевременное прохождение работниками учреждения курсов повышения квалификации, стажировок;
-
обеспечение участия обучающихся и педагогических работников в областных мероприятиях.
Критерии и показатели оценки
результативности эффективности деятельности
руководителя общеобразовательного учреждения
Наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающих современным требованиям
1. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса
1.1.
Полное соблюдение в учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенического режима
1.2.
Постоянное функционирование пожарной сигнализации и «тревожной кнопки»
1.3.
Соблюдение в образовательном учреждении пропускного режима для обучающихся и посетителей
1.4.
Отсутствие зарегистрированных случаев травматизма обучающихся и работников за прошедший период
1.5.
Готовность учреждения к новому учебному году (учреждение принято без замечаний)
2. Развитие материально-технического состояния образовательного учреждения
2.1.
Обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, спортзалов, пищеблоков, внутренних туалетов)
2.2.
Создание новых инфраструктурных элементов (открытие спортплощадки, компьютерного класса, музея) за текущий период
2.3.
Улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, учебных кабинетов и т.д.) за предыдущий период
2.4.
Наличие ограждения, состояние территории вокруг образовательного учреждения
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся
3. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся
3.1.
Наличие программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения
3.2.
Охват обучающихся, занимающихся в спортивных секциях на базе образовательного учреждения
3.3.
Показатель физической подготовки обучающихся
3.4
Участие в спортивных массовых мероприятиях
3.5
Доля обучающихся, отнесённых к основной группе по состоянию здоровья
4. Организация горячего питания в столовой
4.1.
Охват горячим питанием в соответствии с утвержденными нормативами обучающихся
5. Эффективность управленческой деятельности
5.1.
Наполняемость групп в соответствии с нормативом
5.2.
Руководитель образовательного учреждения систематически представляет публичный отчет
5.3.
Создан и успешно функционирует сайт образовательного учреждения
5.4.
Наличие органов ученического самоуправления
5.5.
Отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной номинально начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики области
5.6
Доля платных образовательных услуг
5.7
Динамика введения ФГОС
6. Создание и обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе
6.1.
Благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса:
- отсутствие обоснованных жалоб и обращений работников на деятельность руководства образовательного учреждения
6.2.
Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения
7. Исполнительская дисциплина
7.1.
Своевременность прохождения процедуры лицензирования, внесения изменений в локальные нормативные документы.
7.2.
Своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация, информация по текущей работе и др.)
7.3.
Отсутствие нарушений в финансово-хозяйственной деятельности
7.4
Результаты проверки Управления по надзору и контролю в сфере образования комитета образования области
8. Применение информационных и инновационных технологий
8.1.
Доля обучающихся, зарегистрированных на информационно-технологической платформе для представления информации о текущей успеваемости, для ведения электронного дневника
8.2
Внедрение дистанционных курсов в образовательный процесс
8.3.
Применение Интернета и информационных технологий в библиотечных процессах
8.4.
Доля педагогов, заполняющих электронный журнал общеобразовательного учреждения
8.5
Привлечение молодых специалистов в образовательное учреждение
9. Достижения образовательного учреждения
9.1.
Наличие победителей в различных конкурсах обучающихся:
район, область, Россия, международные
9.2.
Наличие спортсменов - разрядников
9.3.
Наличие педагогических работников-участников различных конкурсов педагогического мастерства: район, область, Россия, международный уровень
Социальный критерий
10. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся
10.1.
Эффективность воспитательной работы, работы Совета по профилактике правонарушений:
- отсутствие негативных проявлений (учет в КДН, ПДН)
10.2.
Отсутствие пропусков обучающимися по неуважительным причинам
11. Охват обучающихся системой дополнительного образования
11.1.
Охвата детей дополнительным образованием
11.2.
Занятость детей «группы риска» в системе дополнительного образования
Результативность образовательной деятельности, освоение обучающимися государственных образовательных стандартов
12. Участие обучающихся в предметных олимпиадах
12.1.
Наличие победителей и призёров
- областного уровня
- всероссийского уровня
- международных олимпиад и научно-практических конференций
Личный вклад в развитие системы образования
13. Личное участие руководителя в профессиональных конкурсах, грантах, проектах
13.1.
Участие в конкурсах, грантах, проектах, научно-практических конференциях: областного уровня, федерального уровня.
14. Участие руководителя в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях
14.1.
Зафиксированные результаты участия (выступления, организация выставок и др.): областного уровня, федерального уровня.
14.2.
Наличие публикаций в СМИ (с приложением копий)
14.3
Транслирование педагогического, управленческого, инновационного, общественного, методического опыта через семинары-совещания на базе образовательного учреждения