Методическая разработка по теме Образ современного руководителя образовательного учреждения

Методическая разработка по теме "Образ современного руководителя образовательного учреждения" предназначена для руководителей образовательного учреждения - директору и заместителям директора по различным направлениям работы. Методическая разработка включает введение с эпиграфом из выссказывания президента Российской Федерации, перечислены личные качества современного руководителя, каким должен быть современный руководитель, дана характеристика основных функций профессиональной деятельности совре...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Образ современного руководителя образовательного учреждения.


«Самое простое - махать шашкой, рубить головы и выглядеть на этом фоне крутым руководителем»

Путин Владимир Владимирович

В условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации на первый план выдвигаются требования к личности управленца нового типа. Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями.

Управлять - значит озаботить себя подбором и использованием условий (технические, экономические, кадровые), которые необходимы для деятельности чего либо или кого либо. Смысл управления состоит в том, что руководитель играет огромную роль в работоспособности коллектива, его способности отвечать на «внешние вызовы».

Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности. Способность анализировать и адекватно оценивать себя, партнера, ситуацию, желание работать над собой - формирует образ современного управленца.


Личные качества современного руководителя


  • здоровье и физическая сила

  • ум и умственная работоспособность

  • твердая воля, активность, энергия, отвага

  • высокие моральные качества

  • эмоционально-волевые черты характера

  • интеллектуальные способности

  • умение поддерживать свой авторитет

  • имидж руководителя

  • готовность принять на себя ответственность

  • чувство долга, забота об общем интересе

  • значительный круг общих познаний

  • умение разрабатывать и организовывать разработку программ действий

  • умение организовывать совместную работу, искусство управлять людьми

  • умение согласовывать действия, умение контролировать

  • общая образованность, возможно более глубокая профессиональная компетентность


Современный руководитель образовательного учреждения должен быть:



  • Дальновидным - уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.

  • Объективным - уметь выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.

  • Последовательным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

  • Предприимчивым - использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.

  • Мобильным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

  • Лидером - уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.



Характеристика основных функций профессиональной деятельности современного руководителя образовательного учреждения


Информационно-аналитическая

В любом рассматриваемом вопросе выбирает главное, основное, существенное и безотлагательно воплощает его в практической деятельности своих коллег.

Концептуально-прогностическая

Обращает инновационные научно-методические идеи в перспективы развития образовательного учреждения.

Предметно-дидактическая

Знает новации в предметной сфере, умело обращает их в целевой компонент учебно-образовательной деятельности своих коллег.

Организационно-методическая

Владеет разнообразными способами, методами и приемами организации опытно-поисковой деятельности своих коллег.

Оценочно-диагностическая

Способен объективно оценивать реальное состояние дел в образовательном учреждении.

Рекламно-маркетинговая

Обращает достигнутые результаты труда своих коллег в среду потенциальных потребителей.


Современный руководитель образовательного учреждения


должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы РФ, постановления Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников);

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- устав учреждения образования;

- Конвенцию о правах ребенка;

-педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

- психологию личности и дифференциальную психологию;

- основы физиологии, гигиены;

- теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- основы экономики, права, социологии;

- организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- административное, трудовое, хозяйственное законодательство, гражданское, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;

- основы менеджмента, управления персоналом;

- основы управления проектами;

-правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической безопасности.

должностные обязанности:

1. Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его уставом и законодательством Российской Федерации.

2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу учреждения.

3. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решения о программном планировании его работы.

4. Совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных

учебных графиков, устава и правил внутреннего распорядка учреждения и др.

5. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.

6. Решает научные, учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы.

7. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников учреждения.

8. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров.

9. Определяет должностные обязанности работников путем разработки и утверждения должностных инструкций, создает условия для повышения их профессионального мастерства.

10. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

11. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников), обеспечивает их социальную защиту.

12. Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.).

13. Принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей.

14. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).

15. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений.

16. Регулирует деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством Российской

Федерации.

17. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

18. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях.

19. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.

20. Несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

имеет право:

1. Действовать от имени учреждения образования во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

2. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.

3. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.

4. Распоряжаться средствами и имуществом учреждения с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава учреждения.

несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и

гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

должен иметь:

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Показатели оценки эффективности и результативности деятельности.


Критериями оценки деятельности руководителя являются:


  • исполнительская дисциплина (своевременное, качественное и достоверное предоставление отчетности и информации по запросам ГУОПО);

  • эффективное использование бюджетных средств (отсутствие остатков на счетах в УФК в отчетном периоде);

  • привлечение внебюджетных средств на развитие учреждения; своевременное проведение инвентаризации;

  • наличие, полнота и качество уставных документов учреждения, своевременное прохождение лицензирования и аккредитации;

  • отсутствие жалоб со стороны коллектива, обучающихся (воспитанников) и родителей;

  • участие в проектах, целевых программах, конкурсов на получение грантов;

  • наличие общежития с количеством проживающих;

  • наличие учащихся-сирот и с ограниченными возможностями здоровья;

  • наличие ресурсных центров, экспериментальных площадок, центров повышения квалификации;

  • сохранность контингента;

  • качество обучения;

  • своевременное прохождение работниками учреждения курсов повышения квалификации, стажировок;

  • обеспечение участия обучающихся и педагогических работников в областных мероприятиях.

Критерии и показатели оценки

результативности эффективности деятельности

руководителя общеобразовательного учреждения


Наличие условий для осуществления образовательного процесса, отвечающих современным требованиям

1. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса

1.1.

Полное соблюдение в учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенического режима

1.2.

Постоянное функционирование пожарной сигнализации и «тревожной кнопки»

1.3.

Соблюдение в образовательном учреждении пропускного режима для обучающихся и посетителей

1.4.

Отсутствие зарегистрированных случаев травматизма обучающихся и работников за прошедший период

1.5.

Готовность учреждения к новому учебному году (учреждение принято без замечаний)

2. Развитие материально-технического состояния образовательного учреждения

2.1.

Обеспечение современных учебно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, спортзалов, пищеблоков, внутренних туалетов)

2.2.

Создание новых инфраструктурных элементов (открытие спортплощадки, компьютерного класса, музея) за текущий период

2.3.

Улучшение материально-технической базы (приобретение оборудования, учебных кабинетов и т.д.) за предыдущий период

2.4.

Наличие ограждения, состояние территории вокруг образовательного учреждения

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

3. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

3.1.

Наличие программы здоровьесбережения или раздела в программе развития образовательного учреждения

3.2.

Охват обучающихся, занимающихся в спортивных секциях на базе образовательного учреждения

3.3.

Показатель физической подготовки обучающихся

3.4

Участие в спортивных массовых мероприятиях

3.5

Доля обучающихся, отнесённых к основной группе по состоянию здоровья

4. Организация горячего питания в столовой

4.1.

Охват горячим питанием в соответствии с утвержденными нормативами обучающихся

5. Эффективность управленческой деятельности

5.1.

Наполняемость групп в соответствии с нормативом

5.2.

Руководитель образовательного учреждения систематически представляет публичный отчет

5.3.

Создан и успешно функционирует сайт образовательного учреждения

5.4.

Наличие органов ученического самоуправления

5.5.

Отношение среднемесячной заработной платы к среднемесячной номинально начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики области

5.6

Доля платных образовательных услуг

5.7

Динамика введения ФГОС

6. Создание и обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе

6.1.

Благоприятные взаимоотношения между участниками образовательного процесса:

- отсутствие обоснованных жалоб и обращений работников на деятельность руководства образовательного учреждения

6.2.

Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей (законных представителей) на деятельность образовательного учреждения

7. Исполнительская дисциплина

7.1.

Своевременность прохождения процедуры лицензирования, внесения изменений в локальные нормативные документы.

7.2.

Своевременное представление требуемой информации в вышестоящие органы управления (статистические и иные отчеты, аналитическая информация, информация по текущей работе и др.)

7.3.

Отсутствие нарушений в финансово-хозяйственной деятельности

7.4

Результаты проверки Управления по надзору и контролю в сфере образования комитета образования области

8. Применение информационных и инновационных технологий

8.1.

Доля обучающихся, зарегистрированных на информационно-технологической платформе для представления информации о текущей успеваемости, для ведения электронного дневника

8.2

Внедрение дистанционных курсов в образовательный процесс

8.3.

Применение Интернета и информационных технологий в библиотечных процессах

8.4.

Доля педагогов, заполняющих электронный журнал общеобразовательного учреждения

8.5

Привлечение молодых специалистов в образовательное учреждение

9. Достижения образовательного учреждения

9.1.

Наличие победителей в различных конкурсах обучающихся:

район, область, Россия, международные

9.2.

Наличие спортсменов - разрядников

9.3.

Наличие педагогических работников-участников различных конкурсов педагогического мастерства: район, область, Россия, международный уровень

Социальный критерий

10. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних среди обучающихся

10.1.

Эффективность воспитательной работы, работы Совета по профилактике правонарушений:

- отсутствие негативных проявлений (учет в КДН, ПДН)

10.2.

Отсутствие пропусков обучающимися по неуважительным причинам

11. Охват обучающихся системой дополнительного образования

11.1.

Охвата детей дополнительным образованием

11.2.

Занятость детей «группы риска» в системе дополнительного образования

Результативность образовательной деятельности, освоение обучающимися государственных образовательных стандартов

12. Участие обучающихся в предметных олимпиадах

12.1.

Наличие победителей и призёров

- областного уровня

- всероссийского уровня

- международных олимпиад и научно-практических конференций

Личный вклад в развитие системы образования

13. Личное участие руководителя в профессиональных конкурсах, грантах, проектах

13.1.

Участие в конкурсах, грантах, проектах, научно-практических конференциях: областного уровня, федерального уровня.

14. Участие руководителя в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях

14.1.

Зафиксированные результаты участия (выступления, организация выставок и др.): областного уровня, федерального уровня.

14.2.

Наличие публикаций в СМИ (с приложением копий)

14.3

Транслирование педагогического, управленческого, инновационного, общественного, методического опыта через семинары-совещания на базе образовательного учреждения


© 2010-2022