• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛИРУЕМОМУ ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК МЕТОД УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛИРУЕМОМУ ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК МЕТОД УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 37.026.7



Развитие способности к саморегулируемому обучению у учащихся пятых классов через целеполагание КАК МЕТОД УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ



Есаулова Ирина Анатольевна, Савинова Любовь Николаевна

КГУ «Гимназия №45»

Казахстан



Бейімдеу , өзін-өзі реттелетін оқыту, онлайн қоғамдастық , оқыту сапасы, мақсатты тұжырымдау, әлеуметтік бейімделу

Адаптация, саморегулируемое обучение, сетевое сообщество, качество обученности, целеполагание, адаптация

Adaptation, self-regulating training, network community, quality of proficiency, .goal-setting, adaptation



Мақалада бастауыш мектептен негізгі мектепке ауысу кезінде оқушылардың оқу сапаларын сақтап қалу мақсатында оқушыларда өзін-өзі реттеу оқытуын дамыту бойынша білім беру ұйымдарында жұмысты қалайша ұйымдастыруға болатыны жайлы айтылады. Оқытуда жаңа тәсілдерді қолдану арқылы бейімдеу кезеңін қалайша жұмсартуға болады

В статье идет речь о том, каким образом можно организовать работу в организации образования по развитию у учащихся саморегулируемого обучения с целью сохранения качества обученности учащихся при переходе их из начальной школы в основную. Как смягчить период адаптации, используя новые подходы к обучению.

The Article is about organization of the work in organization of education for pupils' development of self-regulating training for the preservation of quality pupils' proficiency upon transition them from elementary school info basic school. How to mitigate the period of adaptation with new approaches to teaching.



Практически все школы встречаются с проблемой адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. Причин, влияющих на сложность адаптационного периода, как правило, очень много. Возникает вопрос: Можно ли избежать хотя бы части из них? Возможно ли смягчить период адаптации и сохранить качество обученности учащихся при переходе в основную школу, если мы будем учить их саморегулируемому обучению? Не секрет, что учащиеся начальной школы привыкли, что с ними «нанькается» учитель, который является классным руководителем, и практически каждый день контактирует с родителями ученика. Ученик, как правило, в основном общается именно с этим учителем. Каждый педагог сталкивался с тем, что даже на замечания других учителей во время перемены ученики начальных классов не реагируют, ведь в их понятии авторитетом является их единственный учитель. С точки зрения психологии это объяснимо, и является нормой. При переходе в пятый класс к ученикам предъявляются уже совершенно иные требования педагогами, которые работают с детьми разного возраста, не затрудняя себя, порой, изменением психологического подхода к ученикам в соответствии с возрастом. Причем, ученикам приходится «приспосабливаться» к требованиям и характерам нескольких педагогов-предметников. Классный руководитель, в силу своей загруженности, уже не уделяет столь пристального внимания каждому ученику. Да и родители, как правило, считают своих детей резко повзрослевшими и уменьшают родительский контроль. Как же помочь ребенку в сложившейся ситуации?

В программе уровневых курсов, подготовленных ЦПМ и АОО «Назарбаев - Интеллектуальная школа» совместно с Кембриджским Университетом, существует понятие саморегулируемого обучения. Это не что иное, как способность ученика выстраивать свой личный, подходящий именно ему путь обучения. Первым шагом к тому, чтобы научиться саморегулируемому обучению, может стать умение ставить перед собой цель перед выполнением того или иного задания и рефлексия его выполнения.

В сентябре 2014 года в нашей гимназии сложилось сообщество учителей, работающих в пятых классах, которые поняли и приняли эту идею и стали стремиться к тому, чтобы развивать на своих уроках у учащихся пятых классов способность к саморегулируемому обучению.

Цель исследования: сохранить качество обученности учащихся при переходе в основную школу.

Задачи:

- понять самим, что такое саморегулируемое обучение, как развивать его у учащихся;

- развивать способность саморегулируемого обучения у учащихся на уроках и совместно с родителями во внеурочное время;

- проследить и проанализировать результативность работы, взаимосвязь между развитием способности саморегулируемого обучения и успешностью прохождения адаптационного периода пятиклассников;

- внести необходимые коррективы в свою педагогическую практику, опираясь на опыт коллег.

В течение учебного года проводилась кропотливая работа по обучению педагогического коллектива, родителей учащихся пятых классов. Проходил постоянный обмен мнениями и опытом. Посещались уроки, в том числе и с подходом «Lesson Study». Анализировалась деятельность учащихся, их способность и умение целеполагания, возникающие трудности и видимый прогресс.

Как показала практика, учащимся трудно было понять, чего от них хотят учителя. Приходилось объяснять, для чего и как ставить перед собой цель перед выполнением задания. Кто-то сразу включился в процесс и мог сформулировать цели как устно, так и письменно, но большинству учащихся этот процесс давался с трудом. Часть учащихся прекрасно могли проговаривать свои цели устно, но не могли сформулировать их письменно. Часть учащихся, в силу своих психологических особенностей, стеснялись озвучивать свои цели, но пытались прописывать их в своих блокнотах или рабочих тетрадях. Как показала практика, в этом вопросе нельзя оказывать давление и необходимо дать возможность каждому ученику выбрать для себя тот способ целеполагания, который подходит именно ему. Были даже такие ученики, которые подходили к учителям на переменах или после уроков с просьбой послушать их или посмотреть записи, правильно ли они поставили перед собой цель? Очень важно выслушивать и уделять внимание каждому такому ученику, чтобы не отбить охоту к данной деятельности, поддержать морально и развеять их сомнения, потому что именно учащиеся, склонные к сомнениям, неуверенные в себе или те, кому не хватает внимания взрослых, обращались с подобными просьбами. Очень важно не указывать ученикам на их ошибки, а поддержать любые, возможно даже самые абсурдные, на ваш взгляд, цели. Это, возможно, для учителя поставленная цель ученика абсурдна, а для него, важно именно то, что он озвучил или прописал. К такому единодушному выводу мы пришли с учителями, обсуждая результаты нашей работы.

Еще одним, очень важным моментом, который необходим, чтобы учащиеся успешно адаптировались к обучению в средней школе, является необходимость доверительных отношений ученика к учителю. Этому вопросу мы так же посвятили несколько коучингов, которые помогли в совершенствовании нашей практики. Особенно результативным все отметили коучинг «Плюсы и минусы доверительных отношений между учениками и учителями». В результате совместной работы, как нам кажется, удалось найти ту тонкую грань, через которую нельзя переступать учителю.

Проанализируем независимые данные, представленные психологической службой гимназии: значительно снизился уровень тревожности пятиклассников. Если на начало года 12,1% учащихся пятых классов испытывали страх в отношении с учителем, то к концу учебного года этот показатель снизился до 0%. Мы считаем это нашей маленькой победой.

Так как нашей целью являлось сохранение качества обученности учащихся при переходе в основную школу, проанализируем данные по школе. Ещё рано говорить о полном сохранении показателей качества обученности, однако мы видим разницу, которая характеризует успешность нашей деятельности. Смотри таблицу 1.

Показатели качества обученности учащихся

Таблица 1

4 класс конец 2013 г

67%

4 класс конец 2014 г

69,8%

5 класс конец 2014 г

55,3%

5 класс конец 2015 г

68,9%

Если выпускники начальной школы 2013 года при переходе в основную школу (конец 2014 года) потеряли 11,7 % качества обученности, то выпускники начальной школы 2014 года, с которыми в пятом классе проводилась кропотливая работа сообщества учителей, потеряли 0,9%. Этот показатель мы так же считаем нашим достижением и успехом.

Если на начальном этапе работы анализ анкетирования учителей показывал, что у учащихся способность к саморегулируемому обучению ниже среднего - 82%, то в конце учебного этот показатель изменился до 46%. Учащихся, с достаточным уровнем способности к саморегулируемому обучению на конец учебного года (соответствующим возрастным особенностям) стало 51% по сравнению с 13% на начало учебного года. С высоким уровнем 13% по сравнению с 5% на начало учебного года.

Анализируя вышеизложенные цифровые показатели, можно сделать вывод о том, что работа учителей сообщества и наше исследование в действии были эффективными, так как повысилось число учащихся с достаточным и высоким уровнем способности к саморегулируемому обучению.

В целом можно утверждать, что практика развития у учащихся пятых классов способности к саморегулируемому обучению способствует сохранению показателей качества обученности учащихся и их успешной адаптации при переходе в основную школу.

При развитии саморегулируемого обучения важно обращать внимание учащихся не только на умение ставить перед собой цели при выполнении задания, но и на умение грамотно рефлексировать, сопоставлять цели с полученным результатом. Именно к этому выводу мы пришли в результате нашего исследования в действии и считаем это новой задачей сообщества на нынешний учебный год.

Литература


  1. Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень-АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

  2. PISA: мониторинг оценки качества образования в школе (2009) [онлайн на: education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html] (получено 20 августа 2014).

  3. Навыки 21 века (2013) [онлайн на: 21centuryskills-ru.wikispaces.com/6.+Обзор+Модели+P21] (получено 20 августа 2014).

  4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, (2011); [онлайн на: entquick.net/forum/viewtopic.php?f=37&t=3406] (получено 17 августа 2014).

  5. Жумагулов Б. (2012) «О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы», Астана.[онлайнна:testent.ru/news/nacionalnyj_plan_dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945](получено 20 августа 2014).

5


© 2010-2022