- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий проведения внеклассного мероприятия по теме «Толерантность»
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по теме «Толерантность»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметшина И.Р. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по теме «Толерантность»
1)Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
2)Основными целями формирования толерантности являются:
1. содействие формированию ценностного отношения ребенка к своей личности и развитию его творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность;
2. формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудичества и быть толерантной личностью.
Для достижения этих целей предлагаю поздороваться в первую очередь и определить как общие черты,так и наши различия.
3)Упражнение «Здравствуй».
Предлагается поздороваться, обращаясь по имени, и назвать какую-либо общую черту или качество соседу,затем назвать качество отличающее вас друг от друга.
продолжаем по цепочке.
4)Упражнение «Волшебная рука».
Нарисуйте (обведите) свою руку. На каждом пальце напишите свои достоинства, а на ладошке - недостатки во взаимоотношениях с людьми. (Привести личный пример. Очень часто ребята затрудняются назвать свои достоинства, а на ладошке перечисляют большое количество критических оценок).
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5) «Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
6)Есть два пути развития личности:
Толерантный
Интолерантный
Работа учащихся по группам
(Особую роль в деятельности учителя по воспитанию толерантности играет организация рефлексии. Под рефлексией понимается формирование осознанной устойчивой системы отношения школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Продуктивность данной деятельности можно определить по следующим критериям:
снижение случаев агрессивного отношения к одноклассникам и знакомым;
степень комфортности учащихся в группе;
уровень сформированности активной ценностной позиции и готовности быть толерантной личностью;
степень свободного выбора детьми способов и форм культурной жизнедеятельности.Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.)
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность
Интолерантная личность
уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм
непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
7)Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
8)Класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Рефлексия.
- Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству, которым бы вы хотели обладать, и почему, в каких случаях вам это качество необходимо? (Например, "терпение" - зачем оно вам, в каких случаях вы хотите быть "терпеливым").
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
9) Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими. Пробуем шутить вместе над собой.
10)Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)
Шкалы: уровень доброжелательности
Назначение теста
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.
Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.
Тест
1. Выберите верное суждение
1. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.
2. Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.
2. Выберите верное суждение
1. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.
2. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.
3. Выберите верное суждение
1. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.
2. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.
4. Выберите верное суждение
1. Вера в других является основой выживания в наше время.
2. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.
5. Выберите верное суждение
1. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.
2. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.
6. Выберите верное суждение
1. «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.
2. В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.
7. Выберите верное суждение
1. Невозможно перепрыгнуть через себя.
2. Там, где есть воля, есть и результат.
8. Выберите верное суждение
1. В деловых отношениях не место дружбе.
2. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В.
При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении - в 0 баллов. Баллы суммируются.
Интепретация результатов теста
• 2 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;
• 3 - 5 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;
• 6 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.
Основой интолерантности, то есть нетерпимости можно считать страх. Страх перед тем, кто отличается от тебя, страх перед незнакомой ситуацией, страх перед наказанием.
Сценарий внеклассного мероприятия
«День толерантности»
Тема: Уважение и понимание - основы терпимости.
Цель: формирование чувства уважения к другим людям.
На доске - высказывания:
«Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь уважение к другим людям и уважать человечность вообще». И.Кант.
« Лучшее, что есть в жизни человека,- это его дружба с другими людьми». А.Линкольн.
Ход занятия
Звучит песня в исполнении С. Ротару «Родина моя».
1.Ведущий: Родина моя - Россия - дружная семья народов, людей разных культур! Что нас объединяет?
Ведущий: Стремление к миру! Толерантность - путь к миру!
Вместе: С праздником - Международным Днём толерантности!
Ведущий: История праздника такова. В 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам - членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости.
Ведущий: А что значит быть терпимым, толерантным?
Чтец: Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живёт по-другому,
Но двери в его дом открыты любому,
Любому, готовому быть толерантным!
1-й ученик: Умеющему понимать и принять другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
2-й ученик: Умеющему прощать.
3-й ученик: Умеющему быть снисходительным.
4-й ученик: Проявляющему сострадание и милосердие.
5-й ученик: Готовому к примирению.
Самоуважение и уважение к другим людям являются непременным свойством терпимого человека. Без понимания отличия людей друг от друга нельзя стать уживчивым, ответственным человеком. Уважение и понимание -
черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.
2. Игра «Снежный ком»
- Назовите имена ребят, представившихся перед вами и своё имя. Так по часовой стрелке. Своё имя вы можете назвать так, как оно звучит полностью, или так, как вы бы хотели, чтобы вас называли.
- Расскажите о происхождении своего имени, из какой страны, языка оно произошло? Носит ли его кто-нибудь из ваших близких родственников?
(Сообщения детей об истории имён, происхождении редких и необычных имён)
3. Ведущий: Подумайте, что будет, если человека лишат его имени? Скажем, родился новый человек, а имени ему не дали. Предположите, как сложится его жизнь?
- Думаю, что ребята нашей школы все имеют имена, но, к сожалению, иногда создаётся впечатление, что это не так. Можно услышать обращения: «Толстый! Рыжий! Очкарик! Черномазый! И т.д.
- Как могут чувствовать себя те, к кому так обращаются? Хотели ли бы, чтобы к вам обращались подобным образом?
- Почему люди, где бы они ни жили, дорожат своими именами? (Называя человека по имени, мы выражаем уважение к нему, имя - это достоинство каждого человека).
- Бывает ли в нашей жизни, что человеку несправедливо навешивают «ярлык»? Если у него необычное имя, значит, он не такой, как все. Над ним можно посмеяться, исказить его имя? Или другой национальности?
- Были ли вы свидетелем, испытывали на себе или узнали об этой форме проявления нетерпимости? Опишите, что произошло и при каких обстоятельствах. С кем это произошло? Почему нетерпимость проявилась именно в таком виде и в такой ситуации? Обсудите, какая, с вашей точки зрения, реакция была бы позитивной? Какая негативной?
Ярлыки бывают не только негативными, отрицательными. Но бывают и положительными. Такие как, например: трудоголик, весельчак, юморист, умница, чистюля, здоровяк.
- Обидят ли человека такие слова?
- Лучше в общении друг с другом находить в человеке его положительные качества и говорить ему об этом. Так мы покажем своё уважение к нему независимо от его имени, цвета кожи, характера и сохраним добрые отношения.
4.Упражнение «Пять добрых слов»
- Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. На одном из « пальчиков » полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя, например: « Ты очень добрый », « Ты всегда заступаешься за слабых », « Мне очень нравятся твои поделки » и т.д. Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернётся к владельцу.
- Расскажите, какие чувства вы испытали, когда вы читали надписи на своей «руке»?
- Все ли достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?
5. Подведение итогов:
- Что нового для себя почерпнули в занятии?
- Какие упражнения понравились? Чему они учат?