Аналитическая справка о работе

Работа педагогического коллектива МАОУ «Средняя школа № 45» в 2013-2014 учебном году была направлена на повышение качества уровня образования через совершенствование  методики обучения, освоение новых технологий преподавания учебных  дисциплин, повышение ответственности учителя за результаты своей работы для  обеспечения современного качества образования обучающихся. В связи с этим  коллектив учителей начальной школы работал над реализацией   следующих образовательных  и воспитательных задач, пр...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ работы начальной школы

за 2013 -2014 учебный год.

Работа педагогического коллектива МАОУ «Средняя школа № 45» в 2013-2014 учебном году была направлена на повышение качества уровня образования через совершенствование методики обучения, освоение новых технологий преподавания учебных дисциплин, повышение ответственности учителя за результаты своей работы для обеспечения современного качества образования обучающихся.

В связи с этим коллектив учителей начальной школы работал над реализацией следующих образовательных и воспитательных задач, предусматривающих:

1.Гуманизацию общеобразовательного процесса;

2.Формирование у обучающихся потребности в обучении и саморазвитии;

3.Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей и сохранения

здоровья учащихся;

4.Раскрытие творческого потенциала , формирование ключевых компетенций

обучающихся, обеспечивающих их социализацию в интересах общества, личности,

государства.

Кроме того, были поставлены задачи, направленные на:

1.Раскрытие творческого потенциала и повышение профессионального уровня учителя;

2.Совершенствование технологий преподавания предметов, сочетающих в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся

3.Создание условий для индивидуализации и личной направленности образовательного

процесса

4.Обновление содержания образования, переход на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения;

В 2013/14 учебном году в школе были созданы все необходимые условия для получения качественного, доступного образования детям.

Образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», Уставом школы, нормативными документами в соответствии с соблюдением конституционных прав граждан на образование.

Организация учебного процесса регламентировалась учебным планом, расписанием занятий, где нашло отражение одна смена занятий, 5-дневная учебная неделя для обучающихся 1 ступени обучения, 40 минутная продолжительность урока.

Учебный план начальной школы для обучающихся 1-3 классов был разработан на основе закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта, для обучающихся 4-х классов - на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02. 2012г.№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Расписание учебных занятий было составлено с учетом целесообразности организации образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по предметам. Федеральный компонент образовательного стандарта был реализован полностью.

Преподавание велось по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.

Для реализации поставленных задач в 2013/14 учебном году проводились:

-внутришкольный контроль (тематический, помогающий выявить уровень сформированности знаний и умений учащихся по предметам; контроль ведения школьной документации, дневников и тетрадей учащихся; контроль использования часов в ГПД для повышения успеваемости учащихся);

- педагогические консилиумы;

- индивидуальные беседы учителей, администрации школы с родителями обучающихся;

- родительские собрания;

- классные часы;

- по итогам каждой четверти совещания по предупреждению школьной неуспеваемости;

- участие учащихся в муниципальных, краевых, международных олимпиадах, конкурсах;

- внедрение АИС «Сетевой город»

Задачи, поставленные в 2013- 2014 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 11 учителей начальных классов, логопеда, психолога, воспитателей ГПД.

Всего в начальной школе в 2013 -2014 учебном году обучалось 258 обучающихся. Главный показатель творческой работы педагогов - качество знаний обучающихся, 102 человека закончили учебный год на «хорошо» и «отлично».

на "5" - 10 обучающихся,

на "4-5" - 92 человека,

с одной "4" - 5человек

с одной "3" - 14 человек

не усвоили программу обучения - 4 человека:

-2 «б» - Сопов Егор- русский язык ,чтение, окружающий

мир; Бачинский Дмитрий-русский язык, математика

- 3 «а»- Эшпулатов Х.-русский язык, математика, чтение, окружающий мир

- 4 «б»- Сидорова Зарьяна- русский язык, математика, английский язык, окружающий

мир

Успеваемость на конец года составила 97%, качество-60%.

Успеваемость

(%)

Качество обучения

(%)

2011-2012

99

58

2012-2013

99

57

2013-2014

97

60

Анализ таблицы показывает, что успеваемость в 2013-2014 г. понизилась, а вот качество в сравнении с 2012-2013 учебным годом повысилось.

Обучение в начальной школе в 2013-2014 учебном году осуществлялось по следующим

программам: УМК « Школа 2100» - 1а, 3б ,4а

УМК « Школа 21 века» - 1б, 2а

УМК «Школа России» - 1в 1г,2б, 3а, 4б, 4в

Программа

Класс

% успеваемости

% качества обучения

УМК «Школа2100»

3 «б»

100

55

4 «а»

100

67

1 «а»







УМК «Школа XXI века»

2 «а»

100

85

1 «б»





УМК «Школа России»

2 «б»

86

29

3 «а»

97

59

4 «б»

95

59

4 «в»

100

50

1 «в»




1 «г»




Сравнительный анализ по программам обучения показал: 100% успеваемость по всем предметам по УМК «Школа 2100», «Школа XXI века». Качество обучения высокое по УМК «Школа 2100»: 4 «а»-67% ( уч. Кельнер М.Н.), 3 «б»-55% ( уч. Стук М.А.), по УМК «Школа XXI века»: 2 «а»-85% ( уч. Романова М.В.), по УМК « Школа России»: 3 «а»-59% (уч. Саргсян Г.В.), 4 «б»- 59% ( уч. Кочнева И.А.)

В 2013-2014 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану ВШК.

Задачи внутришкольного контроля:

- периодическая проверка выполнения требований государственных программ по предмету.

- формирование у обучающихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.

- оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и

совершенствование ими педагогического мастерства

- изучение опыта работы учителей

-совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации

В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, литературному чтению и математике в виде административных контрольных работ, включающий три этапа:

-стартовый (входной) контроль, цель которого - определить степен устойчивости знаний обучающихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

-промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики обученности обучающихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;

-итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности знаний, умений и навыков, сформированности общеучебных умений

при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживании динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения обучающихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, где получены неудовлетворительные результаты.

1.Качество ЗУН обучающихся.

ЧТЕНИЕ

В 2013-2014 учебном году отмечается повышение темпа чтения. По сравнению с прошлым учебным годом успеваемость повысилась на 2 %, качество - на 4 %.

Успеваемость по чтению на конец года составила 97%, качество- 74%.

Из 165 обучающихся 2-4 классов выше нормы читают 93 человека- 57,3%, по норме 56 человек- 33,9, ниже нормы 16 человек-9,6%; без ошибок- 81 обучающийся-49%,выразительно 126 человека-76,3%.

Мониторинг, проведенный в конце года показал, что лучше читают обучающиеся 3 классов. Успеваемость- 95%, качество- 80% .

Результаты мониторинга по чтению


Класс

Успеваемость (%)

Качество обучения (%)


Сентябрь

Декабрь

Апрель

Сентябрь

Декабрь

Апрель

100

100

100

92

96

88

73

93

93

40

80

36

Сред.

87

97

97

66

88

62

91

93

93

69

71

89

93

93

96

59

69

71

Сред.

92

93

95

64

70

80

100

100

100

96

96

96

100

95

100

72

68

55

95

95

96

80

73

61

Сред.

98

97

99

83

79

71

Итого

92

96

97

71

79

74


Качество чтении повысилось к концу года в 3а, 3б, понизилось во 2а, 2б, 4б. 4в классах осталось стабильным в 4 а классе.

Из 56 обучающихся 3х классов выше нормы читают 66% , по норме -21%, ниже нормы - 12,5%. Однако 24 обучающихся (42,8%) этой параллели допустили ошибки на замену, пропуск, искажение. Высокие результаты показали обучающиеся 3 «а» класса (успеваемость 93%, качество- 89%). Ниже нормы прочитали 3 обучающихся этого класса, без ошибок 71,4 %, выразительно 96 %.

Высокое качество чтения показали на конец года обучающиеся 2 а класса, однако качество в этом классе к концу года понизилось на 4 %.. Во 2 б классе без ошибок прочитали текст всего14%. Допустили ошибки при чтении на замену, пропуск, искажение слов- 71,4%, в окончании слова-36%, в постановке ударения-42,8%.

В параллели 4 х классов 100% успеваемость на конец года показали обучающиеся 4 а, 4б классов, а высокое качество чтения - обучающиеся 4а класса. Выше нормы в этом классе читают 83 % , без ошибок читают 58% .

В первых классах ниже нормы на конец года из 82 обучающихся читают 10 человек (11,4%), выше нормы-49,4%. Целыми словами читают 40 человек- 45,9%, без ошибок- 47%, выразительно-56%.

Много ошибок при чтении было допущено обучающимися 1 г класса. Без ошибок текст прочитал только 4 ученика из 18-22 %.

Типичные ошибки, допущенные обучающимися начальной школы таковы:

  • замены, искажения, пропуски букв и слов- 32%,

  • ошибки в окончании слова-25,5%,

  • ошибки в ударении слова-17,8%.

Наибольшее количество таких ошибок допустили обучающиеся 1а, 1г 2 б, 4 б классов. Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки навыка чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

  1. Недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе, ГПД и дома;

  2. Недостаточный уровень сформированности у обучающихся потребности в ежедневном чтении;

  3. Снижение интереса к чтению вообще и, особенно к чтению вслух;

Рекомендации:

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим навыка чтения необходимо:

1.Организовать обсуждение результатов мониторинга качества знаний, умений и навыков на школьном методическом объединении;

2.Организовать повторение в начале учебного года, учитывая данные мониторинга;

3.спланировать и систематически осуществлять ежеурочную индивидуальную работу по наращиванию темпа чтения

4.Вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения обучающимися приемов чтения.

5.Расширить круг чтения обучающихся, включая дополнительную художественную литературу для чтения во внеурочное время;

Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением обучающихся дома,

обсуждения прочитанного, а также оценки прочитанного самими обучающимися.

6.На уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения, в том числе «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3-5 минут в начале каждого урока), чтение «парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т.п.).


Русский язык.


По русскому языку учащиеся начальной школы показали достаточно прочное усвоение основных тем программы. Результаты итогового мониторинга 2-4 классы таковы: % успеваемости- 89, % качества- 64%. ( успеваемость на 2% меньше , качество на 4 % больше чем в прошлом учебном году).

Высокий % успеваемости и качества на конец года показали обучающиеся 2 а, 3 б , 4 а 4 б классов.

Результаты мониторинга по русскому языку


Класс

Успеваемость (%)

Качество обучения (%)


Сентябрь

Декабрь

Апрель

Сентябрь

Декабрь

Апрель

100

100

100

96

87

92

67

73

80

27

27

23

Сред.

84

87

90

62

51

58

82

93

82

65

59

57

76

90

83

59

69

62

Сред.

79

92

83

62

64

60

100

100

100

78

86

95

91

95

91

67

75

68

100

96

96

55

61

61

Сред.

97

97

96

67

74

75

Итого

88

92

89

66

65

64


Невысокий % качества итогового мониторинга показали учащиеся 2 б класса.

Во 2 б классе безошибочных работ нет.

В диктанте из 13 человек "1-2" ошибки допустили -2 человека, "3-5" - 9 человек, "6 и

более"-1человек.

Грамматическое задание без ошибок выполнил только 1 ученик.

Наибольшее количество ошибок было допущено на:

- пропуск, замену букв - 5 человек ( 38%)

- парные согласные - 5человек (38%)

Понижение качества % выполнения к/работ по русскому языку к концу года в 3 а классе

объясняется тем, что:

- не отработана темы « безударная гласная в корне слова », « имена собственные»;

- не сформировано умение обучающихся в орфографическом разборе слова и

определении частей речи;

- не сформирована орфографическая зоркость и навык самоконтроля обучающихся.

Результаты года выявили ряд существенных недостатков и в знаниях учащихся остальных классов начальной школы.

Так недостаточно усвоены темы:

«Правописание проверяемых гласных в корне слова» - 3 б, 4 в

«Имена собственные»- 3 а

«Состав слова»- 4 б

«Парные согласные- 4 в,2 б

«Главные члены предложения»- 3 б

Типичной ошибкой обучающихся всех классов всё также остаётся пропуск и замена букв, безударная гласная в корне слова.

Анализ допущенных учащимися ошибок позволяет выделить следующие причины:

1. Отсутствие у части обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, достаточного уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля.

2. Недостаточное усвоение некоторыми обучающимися теоретических сведений русского языка и недостаточный уровень сформированности у обучающихся умения применять полученные знания на практике.

3. Отсутствие во многих случаях систематической работы над ошибками.

Исходя из результатов мониторинга, необходимо направить работу на создание системы контрольных работ разного уровня сложности. Их следует оформлять как в традиционной, так и тестовой форме.

Рекомендации:

В целях повышения грамотности обучающихся начальных классов необходимо:

  1. Учителям обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.

  2. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результаты работы по овладению обучающимися основными знаниями, умения и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами по русскому языку.

  3. Объективно оценивать работы обучающихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания.

  4. На заседаниях МО с опережением рассматривать наиболее трудные темы курса русского языка, организовать обмен опытом.

Математика

Результаты мониторинга, проводимого в конце учебного года показывают, что из 169 обучающихся 2-4 классов выполнили к/работу без ошибок 47 человек-28%, написали на "5" - 45 человек, на "4" - 82 человека, % успеваемости составил - 91 %, качества -75 .

В сравнении с прошлыми учебными годами % успеваемости понизился, а % качества

остался без изменения.

Год

% успеваемости

% качества

2011-2012

94

80

2012-2013

95

75

2013-2014

91

75


Результаты мониторинга по математике


Класс

Успеваемость (%)

Качество обучения (%)


Сентябрь

Декабрь

Апрель

Сентябрь

Декабрь

Апрель

96

100

100

92

87

100

75

69

86

31

15

50

Сред.

88

85

93

68

51

75

96

93

89

74

64

75

100

87

87

90

76

81

Сред.

98

90

88

83

70

78

96

100

100

65

78

91

90

100

95

70

65

77

95

92

79

70

42

42

Сред.

94

97

91

68

62

70

Итого

94

91

91

73

61

75

Высокий % успеваемости и качества на конец года во 2 а , 3б, 4а классах.

На конец года ниже, чем на начало, качество в 3 б» классе. На начало года: качество-90%, на конец года - качество-81 %. Понизилось качество обучения и в 4 в классе с 70% до 42 %. Если сравнить результаты к/р, от входной до итоговой, то надо отметить, что в параллели 2х классов - повышение успеваемости и качества. В параллели 3 х классов - понижение успеваемости в 3 а и 3 б , понижение качества в 3 б классе.

В 4 «а» и 4 «б» классах успеваемость и качество к концу года увеличились, в 4 в» -снизилось. Итоговую контрольную работу в 4в классе из 24 без ошибок выполнил- 1 человек . Допустили ошибки в вычислениях на вычитание - 5 человек (21%), умножение - 9 человек -38%, порядок действий -8 человек 33%.

Таким образом, итоговый мониторинг выявил следующее:

  • несформированность умения в решении задач у 21% обучающихся 3 а и 4 в классов, у 16% обучающихся 3 б класса.

  • недостаточно отработанны вычислительные навыки у обучающихся 2 б и 3 а ,3 б ,4 в классов.

  • слабое владение логическими операциями обучающимися 2 б 4 в классов.

Анализ результатов работы по математике позволяет выделить следующие проблемы:

  1. Средний уровень образного и логического мышления у ряда обучающихся.

  2. Решение задач на уроках еще не стало предметом самостоятельности обучающихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач).

  3. Трудности в уяснении смысла задачи (особенно, если задача дана в косвенной форме).

  4. Слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля.

  5. Отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания).

  6. Недостаточно прочно отработаны приемы работы обучающихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма.

Рекомендации:

В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:

  1. Повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы.

  2. Добиваться прочного усвоения обучающимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой.

  3. Активизировать работу по формированию вычислительных навыков, своевременно устранять пробелы в знаниях учащихся.

  4. Совершенствовать навыки решения всех типов задач.

  5. Уделить особое внимание выполнению нестандартных заданий на уроках.

  6. Направлять работу на создание системы контрольных работ разного уровня сложности. Их следует оформлять как в традиционной, так и тестовой форме.


© 2010-2022