Формы проведения уроков теоретического обучения

Формы проведения уроков Методические рекомендации Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня в России нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения.  В настоящее время в связи с происходящими изменениями в стране, переоценкой ценностей у многих молодых людей отмечается снижение интереса к учеб...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты и игры.

В.А. Сухомлинский

Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы

Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения


Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога

Слабая речевая деятельность обучающихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь

Усредненный подход

Отсутствие индивидуального обучения


Особенности нетрадиционных уроков

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.

Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Признаки нетрадиционного занятия:

  • присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;

  • кроме программного, используется и внепрограммный материал;

  • организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;

  • занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;

  • в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;

  • дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;

  • требует серьезной предварительной подготовки.

Конечно, весь учебный процесс переводить на «нетрадиционные рельсы» не нужно.

Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы обучающихся.

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;

  • необходимо максимально вовлечь обучающихся группы в активную деятельность на уроке;

  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;

  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;

  • нужно развивать отношения взаимопонимания с студентами;

  • педагог должен уважительно относиться не только к знанию обучающихся, но и к незнанию;

  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Форм нетрадиционных уроков много.

Выделим следующие виды нетрадиционных уроков:

  • уроки-экскурсии;

  • уроки-игры (деловые, ролевые, как часть деловых), например, уроки-суды;

  • уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

  • бинарные уроки;

  • уроки-исследования;

  • уроки взаимообучения обучающихся;

  • уроки-соревнования (викторины, конкурсы);

  • уроки-семинары.

Результаты многочисленных исследований (М.Н.Скаткина, М.И.Махмутова и другие) показывают, что наиболее эффективен не традиционный урок, а комбинирование различных форм проведения уроков: практических занятий, семинаров, самостоятельной работы обучающихся и т.д. Использование в своей работе только традиционных форм проведения уроков снижает возможность педагога самореализоваться, которая во многом повышается при введении инновационных методов и форм организации обучения.

В нетрадиционном уроке должны быть учтены:

-комплекс учебно-воспитательных и развивающихся целей,

-актуализация и мотивация учебно-производственной деятельности,

-методы организации,

-дидактические средства обучения,

-формы обучения и контроля,

-активность обучающихся.

К уроку с нетрадиционной формой проведения предъявляются следующие требования:

-оригинальность проведения,

-ясность целей и поэтапность их достижения,

-широкое использование дидактических средств обучения,

-высокая активность обучающихся,

-возможность объективной оценки педагогом и самооценка студентами.

Подготовка и проведение урока с нетрадиционной формой состоят из нескольких этапов:

1. Написание сценария с определением темы, типа, вида урока, целей и задач, посредством которых они будут достигаться, методов обучения, дидактическо-материального оснащения, условий проведения игры, временных рамок - это один из самых важных моментов, в котором необходимо все продумать до мелочей, чтобы впоследствии рационально использовать время и добиться эффективного результата.

На этом этапе активное участие принимают студенты. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь педагог, то в данном случае в значительной степени задействованы и студенты (составление различных творческих заданий, изготовление раздаточного материала и т.д.)

2. Проведение игры - может осуществляться на одном или нескольких этапах урока. Большое значение на этом этапе имеет формирование и развитие мотивационной сферы, в которой ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.

3. Подведение итогов урока с анализом результатов.

В конце урока выясняется не только, достигнуты ли поставленные цели обучения, воспитания и развития, а также картина общения педагога и студента, тонус урока.

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

  1. Используйте как можно больше мотивационных факторов, как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

  2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.

  3. Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в урок.

  4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с группой, взаимное доверие и уважение.

  5. Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

  6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тон урока: общение педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.


Урок-дискуссия

Дискуссия - это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с определенными правилами и процедурой. Ее существенной чертой является сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения - спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

При проведении дискуссии важно договориться о коллективной солидарности, где каждый поддерживает решения команды и не высказывает свои личные возражения за пределами группы. Это помогает управлять напряженностью дискуссии и обучать сотрудничеству.

Групповая дискуссия используется как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач. Элементы дискуссии могут использоваться практически в любых формах обучения, в т. ч. в лекциях.

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д. Различают:

1. Экскурсии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных участников.

2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.

3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все студенты группы. На этапе подготовки урока-дискуссии преподаватель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.

В случае необходимости участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной преподавателем.

В начале урока обосновывается выбор темы или вопроса, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

Главный момент дискуссии - непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов. Ведущий дискуссии, чаще всего преподаватель, может использовать различные приемы активизации студентов, подбадривая их репликами типа «хорошая мысль», «интересный подход, но», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный, оригинальный ответ «, либо делая акцент на разъяснении смысла противоположных точек зрения и т.д. Необходимо размышлять вместе со студентами, помогая при этом им формулировать свои мысли и развивать сотрудничество между собой и ими.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбление, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в опросе. Крик, грубость чаше всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат факты или закономерность, а не только эмоции. При этом часто ее участники не владеют предметом спора и «говорят на разных языках». Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства;

- грамотно и четко ставить вопросы;

- формулировать главные выводы.

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса студентов к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести её итоги. Здесь нужно оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе студенты получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то, что студент отстаивал неверную точку зрения.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанный с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий студентами.

Следует отметить, что дискуссия является также одним из структурных основных компонентов урока-диспута, конференций, суда, заседания ученого совета и т.п.

Лекции-дискуссии проводятся разными способами:

  • выступают два преподавателя, защищающие различные точки зрения на проблему;

  • выступает один преподаватель, но с разных позиций;

  • выступает один преподаватель и студенты;

  • студенты дискутируют друг с другом. В этом случае хорошо, если участники дискуссии представляют определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентированного единства, коллективистской идентификации, которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности. Например, дискутируют сторонники и противники неформальной молодежной субкультуры.

Применение на уроке метода дискуссии требует наличия в группе высокой дисциплины. Вряд ли данный метод может быть применим в коллективах, где нет привычки уважать мнение других людей, умения четко следовать логике разговора, выделять из сказанного главную мысль. Дискуссия не только позволяет закреплять знания, вырабатывать умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свою точку зрения, но и формирует толерантность.

Урок-консультация

На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях студентов, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.

В зависимости от содержания и назначения выделяют следующие типы: тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо на каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала.

Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ или зачета и т.п. На консультации сочетаются различные формы работы со студентами: групповые, индивидуальные.

Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как преподавателем, так и студентами. Преподаватель, наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах студентов. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Студенты приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом возможно использование не только учебника, но дополнительной литературы.

Накануне урока-консультации можно предложить студентам домашнее задание - подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Если на первых консультациях преподаватель не получит вопросов, он вначале предлагает студентом открыть учебник и анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые могли бы быть заданы студентами, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть урока наряду с отработкой подобных умений посвящается разбору вопросов, подготовленных преподавателем.

Когда студенты поймут, как готовиться к урокам-консультациям, они могут подготовить такое число вопросов, что для ответов на них не хватит времени на уроке.

В таких случаях преподаватель либо обобщает некоторые вопросы, либо подбирает наиболее значимые из них, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки.

Другими словами, студенты получают возможность заглянуть в творческую лабораторию преподавателя. Им видно, что преподаватель делает различные попытки найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в своих гипотезах. Большое впечатление на студентов производят случаи, когда вместо предложенного им задания преподаватель решает более общее задание. В случае же, когда преподаватель не может сразу ответить на поставленный вопрос, поиск ответа на него становится общим делом в деятельности преподавателя и студентов после консультирования. Авторитет преподавателя при этом не страдает. Наоборот, студенты ценят преподавателя за то, что он своей инициативе как бы сдает перед ними экзамен и не стремится к тому, чтобы у них сложилось мнение, будто он может все.

В ходе урока - консультации преподаватель получает возможность узнать студентов с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тем, кто испытывает затруднения. Последнее, разумеется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа студентов, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме.


Театрализованный урок


Выделение такого типа урока связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют студентам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.п.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становится результатом коллективной деятельности преподавателя и студентов. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда преподаватель передает студентом не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Наполнения сценария фактическим материалом и его реализация театрализованном уроке требует от студентов серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, сведениями, научно-популярной литературой, что в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом уроке преподаватель лишается авторитарной роли обучающего, либо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на преподавателя.

Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают к активной работе на уроке остальных студентов. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов, и связанную с ним тщательную подборку критериев, оценок, учитывающих все виды деятельности студентов на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем студентам; отметим, что надо запланировать достаточно времени для проведения заключительного этапа театрализованного урока, не подводить итоги в спешке, по возможности повторить и обобщить использованный в представлении материал, а также оценить знания студентов.

Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется прежде всего содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария.

Урок-соревнование

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных преподавателем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.

В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по учебному предмету на уроке.

Для участия в соревновании группа разбирается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания.

Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из преподавателя и студентов не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.

Открывается бой конкурсов капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан, который победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам.

В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызываемая команда выставляет участника, рассказывающего решение, а её противники - оппонента, ищущего в этом решении ошибки и недочеты. Если вызов не будет принят, то уже, наоборот, кто-то из членов вызывающей команды рассказывает, а оппонирует его член вызванной команды.

Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит преподаватель или члены жюри. В конце урока проводится командные и индивидуальные итоги.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.

Урок с дидактической игрой


В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком -наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей студентов. В свою очередь, правила игры создают условия для формирования умений студентов управлять своим поведением.

Регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности студентов, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Преподаватель, руководя игрой, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход, поддерживает интерес к ней.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий студентов.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.д.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности студентов при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.

Урок-деловая игра


Игра - это организация обучения, воспитания и развития личности, которая включает в себя план-сценарий с постановкой интересных вопросов, с использованием занимательного учебного материала, с заданиями, выполнение которых осуществляется на соревновательной основе, с активным вовлечением обучающихся и созданием ситуации успеха.

Деловая игра является перспективным методом обучения студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать студентам возможность понять учебный материал с различных позиций.

В своих разработках можно представить различные формы обучения: игровые ситуации, сценирование, импровизацию - все, что делает урок эмоционально насыщенным и действенным.

В педагогическом арсенале следующие формы уроков производственного обучения: урок-КВН, урок-игра, урок-соревнование (марафон), урок-конкурс.

Нетрадиционный урок как и классический преследует определенные цели обучения, воспитания и развития обучающихся, но круг их охвата и возможности достижения намного больше.

Среди дидактических целей отмечаются: закрепление, обобщение знаний и приведение их в систему, активизация использования полученных знаний, осмысление студентами объектов труда, трудовых процессов и средств труда, совершенствование и доведение до автоматизма трудовых умений и навыков.

В качестве воспитательных ставятся цели эстетического, экологического и нравственного воспитания, развития коммуникативности, социального общения и уважения к выбранной профессии, что очень важно для будущих специалистов.

Как развивающие выдвигаются цели: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие речи и памяти, стимулирование и формирование рациональных приемов мышления.

В уроке-игре, как и в другой игре, есть свои правила, которые необходимо всегда соблюдать. Но основное правило - это равенство участников: как педагога так и обучающихся.

Нетрадиционные уроки проводятся во время изучения нового материала, но наиболее целесообразно проводить их по итогам изучаемых тем, с целью контроля знаний, умений и навыков обучающихся.

Необходимо так построить нетрадиционный урок, чтобы за его игровыми формами не затерялся бы объект труда, чтобы были ясно осмыслены трудовой процесс и средства труда и сформированы рациональные приемы выполнения работ.

На уроках должно активно использоваться чередование мыслительной и практической деятельности на уроках с применением игровой формы.

На уроках студенты приобретают знания, отрабатывают умения и трудовые навыки, а во внеурочное время на внеклассных мероприятиях закрепляют и совершенствуют их.

В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

  • наличие конфликтных ситуаций;

  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

  • использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;

  • контроль игрового времени;

  • элементы состязательности;

  • правила, системы оценок хода и результатов игр.

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1. Обоснование требований к проведению игры.

2. Составления плана ее разработки.

3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.

6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участников.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

  • знакомство с реальной ситуацией;

  • построение ее имитационной модели;

  • постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

  • создание игровой проблемной ситуации;

  • вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

  • разрешение проблемы;

  • обсуждение и проверка полученных результатов;

  • коррекция;

  • реализация принятого решения;

  • анализ итогов работы;

  • оценка результатов работы.


Бинарный урок


Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения обучающихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого «золотого правила». Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Чтобы ее развить, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить студентом возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. На бинарном уроке создаются подобные условия развития обучающихся.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением преподавателями интегрированных уроков, так и теоретической - созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать студентам «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой - высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

В этой связи бинарным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. Не случайно поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и др.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2-й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут студентам возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

3-й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности обучающихся.

Бинарный урок помогает в решении следующих задач:

  • развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

  • расширяется кругозор у обучающихся и педагогов;

  • интегрирует знания из разных областей;

  • способствует формированию у обучающихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;

  • развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку студенты частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

  • развивает аналитические способности и изобретательность;

  • обладает огромным воспитательным потенциалом;

  • позволяет студентом принимать решения в творческих ситуациях.

Трудности при планировании бинарного урока:

  1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.

  2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), требует полной психологической и методической совместимости педагогов.

  3. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.

Целесообразно проведение бинарных уроков в профориентационной деятельности и в профессиональном образовании, т. к.:

  • профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на несвязанные фрагменты;

  • форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность студентам поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения;

  • бинарные уроки повышают потенциал обучающихся, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • такие уроки дают возможность преподавателю самореализовываться в творческом процессе, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.




Урок взаимообучения обучающихся


Любой педагог сталкивается с необходимостью опросить каждого обучающегося во время одного занятия по всему теоретическому материалу, но редко кому это удается. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило разработать авторскую методику так называемых уроков общения.

На таком уроке каждый студент должен изучить материал вместе с соседом по парте. Студенты будут читать учебник, сами отвечать на вопросы, разбирать представленные в параграфах решения задач, на их примерах решать другие, проверяя друг друга. Первые из подготовившихся пар будет опрашивать педагог. После чего из их числа он назначит помощников, которые примут участие в опросе остальных.

Методика проведения урока взаимообучения обучающихся:

1. Начинается урок взаимообучения с рассаживания обучающихся таким образом, чтобы за одним столом оказались студенты, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы.

2. Педагог сообщает, как будет организовано занятие, а также представляет (на доске или с помощью проектора) вопросы, на которые необходимо дать ответ в ходе изучения материала, и дополнительные задания.

Хорошо, если преподаватель подготовит для обучающихся инструкцию (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке. Инструкция может выглядеть так:

  • прочти заданный пункт учебника;

  • подготовь ответы на вопросы, указанные на доске;

  • помоги подготовиться своему соседу;

  • ответь соседу на все вопросы и выслушай его ответы на вопросы, исправляя ошибки;

  • сообщи педагогу о готовности своей и соседа отвечать на вопросы;

  • во время подготовки говори очень тихо.

3. Студенты приступают к работе. В это время педагог должен обходить группу, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь.

4. Первые подготовившиеся студенты отвечают материал педагогу.

5. Педагог назначает ассистентами тех, кто хорошо ответил материал, и указывает, кого они будут опрашивать.

6. Студенты, хорошо ответившие ассистентам, также смогут стать ассистентами и опрашивать других обучающихся по указанию педагога. Ответившие плохо готовятся снова и пересдают материал.

7. Обучающиеся, освободившиеся от работы, могут получить заранее подготовленные педагогом карточки с индивидуальным дополнительным заданием (задачей) и выполнить их.

Уроки взаимообучения обучающихся необходимы для развития у них самостоятельности, общительности, ответственности.



© 2010-2022