- Преподавателю
- Директору, завучу
- Этот удивительный мир сказок
Этот удивительный мир сказок
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Флеер С.А. |
Дата | 03.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогический проект «Этот удивительный мир сказок!»
по применению технологии сказкотерапии с использованием
средств ТСО и мультимедиа
Автор: Флеер Светлана Александровна
Старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Краснозерского района Новосибирской области Краснозерского детского сада №4
Содержание
-
Содержание……………………………………………………........ 2
-
Введение………………………………………………… ... ……. ... 3
-
Проект………………………………………………………………. 8
Этапы проекта
I Этап. Целеполагание ……..………………................................... 8
II Этап. Разработка проекта……………………………………... 9
III Этап. Выполнение проекта …………………………………… 14
IV Этап. Презентация проекта …………………………………. 20
V Этап. Мониторинг ………………………………………………20
-
Литература……………………………………………..………….. 21
-
Приложения ……………………………...………………............... 23
ВВЕДЕНИЕ
Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия, и положил начало сказкотерапии.
Впервые в нашем дошкольном учреждении мы узнали об опыте применения технологии сказкотерапии из каталога материалов всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Заинтересовавшись работой коллег по сказкотерапии, мы обратились к научно-методической литературе. Изучая первоисточники, узнали, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментом психотерапевтов - как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским - клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. Врач сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». И в таком контексте естественно, приемлемо и целесообразно использование сказкотерапии педагогами и специалистами ДОУ. В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе: «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников» (Л.Д. Короткова), «Куклотерапия в работе педагога, психолога, логопеда» (Ю. А. Татаринцева), «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей» (Ю.А. Капская, Т. Л. Мирончик) и др.
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить универсальностью:
-
Сказка информативна. Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
-
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
-
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
-
Сказка феерична. Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
-
Сказка эмоциональна. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
-
Сказка мудра. Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Наш первый опыт применения сказкотерапии начался со знакомства с технологией «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» (О.В. Шорохова). Мы использовали занятия данного цикла в организации работы по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Эта работа осуществлялась на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, а также в свободной игровой деятельности детей и в коррекционной работе. Работа по применению технологии проводилась комплексно, в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, руководителем кружка по изодеятельности и с родителями наших воспитанников.
Для работы по применению технологии были определены задачи:
-
Способствовать социальной адаптации.
-
Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
-
Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
-
Формировать положительные черты характера.
-
Развивать познавательный интерес.
-
Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
-
Формировать эстетический вкус.
-
Обогащать положительный эмоциональный опыт.
-
Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
В процессе использования технологии нами применялись методы и приёмы: куклотерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастика, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, и др. В рамках применения технологии были проведены занятия, развлечения, праздники, викторины, конкурсы, олимпиады. В том числе, для участников районного методического объединения (2012г) комплексное занятие по ознакомлению с устным народным творчеством и развитию речи по теме - Русская народная сказка «Лиса и козёл», конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой», физкультурное развлечение «Теремок в спортивном зале» (2012г), викторина «Знатоки сказок» (2013г), музыкально-спортивный праздник «Если хочешь быть здоров: путешествие на сказочную поляну» (2013г).
С целью распространения, представления, трансляции опыта был проведён ряд мероприятий. В том числе, для воспитателей и специалистов ДОУ района: консультации на тему «Воспитание сказкой», «Сказка, как средство формирования положительных качеств личности дошкольника», «Методы приёмы и принципы работы по технологии сказкотерапии». Для родителей составлены памятки «Сказка - это серьёзно», «Расскажи мне, мама, сказку» (см. Приложение ). Опыт по применению технологии сказкотерапии был представлен на Всероссийской научно - практической конференции НИПКиПРО в 2011г. по теме «Формирование средствами сказкотерапии».
В целом, работу по применению технологии сказкотерапии можно считать положительной и результативной. Но, анализирую свою деятельность, мы пришли к выводу, что приёмы, методы и формы организации технологии сказкотерапии могли бы применяться в большем объёме. Работу в данном направлении можно было бы дополнить и разнообразить использованием современных средств ИКТ. Поэтому нами был составлен долгосрочный проект «Этот удивительный мир сказок!» по применению технологии сказкотерапии с использованием средств ТСО и мультимедиа, рассчитанный на реализацию в течении трёх лет.
ПРОЕКТ «Этот удивительный мир сказок!»
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий
Сроки реализации проекта: три года (2011/13гг.)
Этапы проекта:
I этап. Целеполагание
II этап. Разработка проекта
III этап. Выполнение проекта
IV этап. Презентация проекта
V этап. Мониторинг
I этап. Целеполагание
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, медицинский персонал, администрация, социальные партнёры.
Цели:
Формирование у дошкольников с опорой на пример положительных сказочных героев позитивного поведения, уверенности в себе, адекватной личностной самооценки, благоприятных межличностных отношений; развитие разнообразных форм коммуникации, творческих способностей, познавательного интереса.
Задачи:
-
Способствовать прохождению детьми успешной социальной адаптации, развитию желания исправлять недостатки, преодолевать трудности.
-
Формировать положительные черты характера (целеустремленность, доброту и т.д.), обогащать положительный эмоциональный опыт.
-
Развивать речь, произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию ,обогащать активный словарь.
-
Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
-
Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-
Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
-
Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
-
Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
-
Высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
-
Коррекция отрицательных черт характера.
-
Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
II этап. Разработка проекта
-
Довести до сознания участников проекта важность и актуальность данной проблемы. С этой целью провести беседы, консультации, семинары, оформить наглядный информационный материал (конспекты докладов, консультаций, семинаров, памяток, мультимедийная презентация ).
-
Разработать структуру «Практических центров активности» применения технологии и определить их участников. Обозначить круг задач для каждого центра.
-
Определить методику диагностики.
-
Подобрать научно - методическую и художественную литературу, иллюстративный и мультимедийный материал по данной теме.
-
Подобрать материал, пособия, игрушки, атрибуты для дидактической, игровой, театрализованной деятельности и коррекционной работы.
-
Подобрать материал для изобразительной, конструктивной и продуктивной деятельности детей.
-
Разработать конспекты занятий, развлечений, досуга.
-
Составить перспективный план мероприятий.
-
Составить подборку дополнительного материала для использования средств ТСО.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ
Центры
Участники
Задачи
Виды деятельности
Центр ЗНАНИЯ
дети
воспитатели
специалисты ДОУ
родители
способствовать овладению детьми знаний умений и навыков в соответствии с программными требованиями по всем видам плановой деятельности воспитательно-образовательного процесса
плановые занятия по развитию речи, обучению грамоте, ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром, экологии, занятия со специалистами ДОУ
Центр ЕСТЕСТВО-
ЗНАНИЯ
дети воспитатели
специалисты ДОУ
родители
-развивать исследовательский интерес
-формировать
представления о природных явлениях, объектах
-воспитывать любознательность
детское эксперименти-рование:
наблюдения, опыты, конструктивная деятельность с природным материалом.
Центр ПСИХОЛОГИИ
дети
воспитатели педагог-психолог родители
-способствовать формированию адекватной самооценке, благоприятных межличностных отношений со сверстниками и взрослыми
-формировать позитивное отношение к окружающему миру
-формировать положительные качества личности, черты характера
занятия с педагогом-психологом, психогимнастика
Центр ТВОРЧЕСТВА
дети
воспитатели
музыкальный руководитель
руководитель кружка по изобразительной деятельности
педагог-психолог
родители
-развивать творческие способности
-поощрять самостоятельность в реализации творческого замысла
-развивать конструктивные способности
-содействовать созданию высокого эмоционального фона при выполнении творческих заданий, реализации творческих проектов, во время проведения праздников, развлечений
-формировать эстетический вкус
занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, праздники, развлечения, театрализованная деятельность, совместная деятельность по изготовлению атрибутов, театральных костюмов.
Центр ЗДОРОВЬЯ
дети
воспитатели
инструктор по физической культуре
педагог-психолог
медицинский персонал родители
-обогащать знания детей сведеньями о самом себе, о собственном организме
-формировать мотивацию для здорового образа жизни
-активизировать двигательную активность
-корректировать нарушения в физическом и психическом развитии
-воспитывать волевые качества личности
занятия по ЛФК, физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, физкультурные минутки, прогулки.
Центр ИГРЫ
дети воспитатели специалисты ДОУ
родители
- побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр
-стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов
-развивать творческое воображение
-побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
-формировать коммуникативные качества в ходе самостоятельной игровой деятельности
сюжетно-ролевые игры; свободная игровая деятельность; развивающие игры; коррекционные игры;
игры на развитие мелкой моторики;
все виды самостоятельной театрализованной игры: игры-драматизации, настольный, теневой, кукольный театры;
игры с водой и песком.
Центр КНИГИ
дети
воспитатели
специалисты ДОУ
родители
-расширять кругозор детей в области художественной литературы
- развивать у детей потребность в чтении сказок
-воспитывать познавательный интерес ко всем видам сказок и устному народному творчеству
занятия по ознакомлению с художественной литературой, видами и формами устного народного творчества, чтение сказок.
Центр ДОСУГА
дети
воспитатели
специалисты ДОУ
родители социальные партнёры
-содействовать созданию высокого эмоционального фона при проведении досуговых мероприятий
-развивать познавательный интерес
-развивать творческие способности, воображение,
-расширять кругозор
-развивать коммуникативные качества
-воспитывать патриотические качества личности
мероприятия взаимодействия с социальными партнёрами, с родителями:
театральные и цирковые представления, экскурсии, посещение выставок, проведение праздников и развлечений.
III этап. Выполнение проекта
Применение проекта рассчитано на три учебных года с группой детей, начиная со среднего дошкольного возраста до выпуска. Реализация проекта осуществляется в практических центрах активности в соответствии с содержанием перспективного плана: по одному фронтальному занятию ежемесячно в различных видах программной деятельности, как форма организации. Практические центры активности получили своё название в соответствии с содержанием деятельности. А также ежедневно в коррекционной работе и свободной игровой деятельности детей с использованием приёмов и методов сказкотерапии. Эта работа будет осуществляться всеми участниками проекта во взаимодействии.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ СКАЗКОТЕРАПИЯ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Месяц
Занятия
Игры, самостоятельная деятельность
Коррекционная работа
сентябрь
-
Рисование с применением нетрадиционной техники (кляксография)
« МУХА ЦОКОТУХА И ЕЁ ГОСТИ»
- фрагменты игр-драматизаций под руководством педагога
- словесная режиссёрская игра под руководством педагога
-игра-импровизация
-самостоятельная театрализованная деятельность
-кукольный театр
-теневой театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-рассматривание иллюстраций
-чтение сказок взрослыми
-изобразительная деятельность: рисование, лепка, раскраски
-просмотры мультипликационных фильмов
-арттерапия
-куклотерапия
-пальчиковые игры
-словесное комментирование
-словесное фантазирование по музыкальной композиции
-словесное рисование
-психогимнастика
-речевые упражнения на активизацию лексики
октябрь
-
Развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»
ноябрь
Ознакомление с окружающим
«СКАЗКА ПРО ТРЁХ ПОРОСЯТ»
-
ПОРОСЯТ НА НОВЫЙ ЛАД»
декабрь
-
Рисование с применением нетрадиционной
техники (отпечатывание пальцами)
«ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ»
январь
Уроки вежливости
«ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА»
февраль
-
Математические задачки
«ВОЛШЕБНАЯ МАТЕМАТИКА:
герои сказок А.С.Пушкина в цифрах»
март
Уроки вежливости: ознакомление с окружающим
«ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ СТАТЬ ВЕЖЛИВЫМ»
апрель
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ»
май
-
Комплексное по экологии и развитию речи
ПО СКАЗКЕ В. СУТЕЕВА «КТО СКАЗАЛ МЯУ»
СТАРШАЯ ГРУППА
сентябрь
Рисование
«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»
- игра-драматизация
- словесная режиссёрская игра
-сочинительство сказок
-игра-импровизация
-самостоятельная театрализованная деятельность
-кукольный театр
-теневой театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-чтение сказок
-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»
-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски
-пересказ от лица литературного героя
-просмотры мультипликационных фильмов
-арттерапия
-куклотерапия
-пальчиковые игры
-словесное комментирование
-словесное фантазирование по музыкальной композиции
-словесное рисование
-психогимнастика
-речевые упражнения на активизацию лексики
-речевые упражнения на использование фразеологизмов
октябрь
-
Комплексное
занятие по
экологии и ознакомлению с окружающим
«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК»
ноябрь
Ознакомление с окружающим
«ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЗОВУЮ СТРАНУ»
декабрь
-
Уроки доброты: развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК»
январь
-
Ознакомление с окружающим
«НА ПОИСКИ СКАЗКИ»
февраль
-
Патриотическое воспитание
спортивное развлечение
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА:
«Про то, как Баба Яга внука в армию провожала»
март
Развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК»
апрель
Развитие эмоциональной сферы
«РАЗВЕСЕЛИТЕ НЕСМЕЯНУ»
май
Художественная литература
«ХАВРОШЕЧКА»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
сентябрь
-
Комплексное занятие по ознакомлению
с устным народным творчеством и развитию речи
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И КОЗЁЛ»
- игра-драматизация
- словесная режиссёрская игра
-сочинительство сказок
-игра-импровизация
-самостоятельная театрализованная деятельность
-кукольный театр
-теневой театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-изготовление и показ плоскостного театра
-самостоятельное чтение сказок
-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»
-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски
-пересказ от лица литературного героя
-придумывание загадок о сказочных героях
-рассказывание сказок по схемам, моделям
-коллективное рассказывание по серии сюжетных картинок
-игры-соревнования по знанию пословиц и поговорок
-сочинение частушек
-придумывание небылиц, нелепиц
-просмотры мультипликационных фильмов
-арттерапия
-куклотерапия
-пальчиковые игры
-словесное комментирование
-словесное фантазирование по музыкальной композиции
-словесное рисование
-психогимнастика
-речевые упражнения на активизацию лексики
-речевые упражнения на использование фразеологизмов
-речевые упражнения с использованием режиссёрских дополнений к диалогам персонажей
-речевые упражнения на словесную характеристику сказочных героев
октябрь
Художественная литература
«СКАЗОЧНЫЙ САЛАТ»
ноябрь
Математика
«ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО»
декабрь
-
Музыкально-валеологическое развлечение
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА МУЗИКА В МЫШИНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
январь
Развитие речи
«ЗИМНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛЬВЁНКА»
февраль
Комплексно-оздоровительное занятие
«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ»
март
Клуб Весёлых и Находчивых
«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК»
апрель
-
Правовое воспитание:
познавательное развитие
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
(знакомство с декларацией прав человека)
май
Развлечение
«В ПОИСКАХ КЛЮЧА К ЗНАНИЯМ»
IVэтап. Презентация проекта
Презентация проекта и фрагментов проекта осуществляется на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, районных методических объединениях, семинарах, консультациях, конференциях, при проведении практических мероприятий со всеми участниками проекта.
Vэтап. Мониторинг
Результативность применения проекта по использованию технологии сказкотерапия определяется по данным мониторинга. В качестве диагностических методик мы выбрали:
-
Методика Е. Г. Юдиной (диагностика коммуникативных навыков)
-
Методика Г. Б. Степановой (диагностика социального развития)
-
Методика Рене Жиля (диагностика межличностных отношений)
-
Тесты Е. В. Колесникова (диагностика ЗУН в познавательной деятельности)
-
Опросник М. Розенберга (для определения уровня самоуважения)
-
Сказочные тесты Н. Н. Погосовой (для определения уровня ЗУН)
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Как показывает проведенный промежуточный мониторинг, дети, научились сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Они с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством педагога, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители и т.д. Благодаря использованию ТСО и мультимедиа при работе со сказкой во время реализации проекта, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, получили и маленькие крупицы мудрости и терпения, доброты и творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками. Об этом можно судить, посмотрев их рисунки и выставки поделок, театральные постановки и мини спектакли.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // "Дошкольная педагогика". - 2006. - № 4 (31). - С. 56
2.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии СПб.: "Златоуст", 1998.
3.Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе М.: "ЦГЛ", 2006.
.
4. Под. ред. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ СПб.: Речь, 2005.
5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту СПб.: Речь, 2006.
6. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб.: Речь, 2005.
7. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры СПб.: Речь, 2004.
8.Бениаминова М. В Воспитание детей - М , 1991
9.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада ) Под редакцией А. М. Виноградовой - М , 1980.
10.Нравственное воспитание в детском саду (В. Г. Ничаевой - М, 1984.)
11.Панфилова М, А Игротерапия - М , 2001.
12.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб 2006.
13.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.
14.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб 2006 ,стр.11-12.
15.Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006.
16.Синицына Е. Умные сказки. Москва 1999.
17.Шорохова О. А. ИГРАЕМ В СКАЗКУ: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М: Творческий центр, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание
-
Конспект викторины для детей
старшей группы и их родителей
«Сказка - для доброго дня закваска»…………………….24
-
Конспект итогового занятия
в подготовительной к школе группе
в форме КВН «Что за прелесть эти сказки»……………32
Приложение 1
«Сказка - для доброго дня закваска»
( викторина для детей старшей группы и их родителей)
Цель: способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
Задачи:
-
привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,
-
обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
-
показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
-
создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
Предварительная работа:
Анализ и обобщение литературы по теме, формирование команд и консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок, приготовление детьми приглашений для родителей, изготовление эмблем, медалей для победителей. Домашнее задание для мам: выпечка сказочного печенья.
Вступительное слово:
- Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети!
Мы рады вас приветствовать на викторине «Сказка - для доброго дня закваска». Все знают, что в нашей группе - самые умные, добрые, сообразительные дети и самые эрудированные родители. Давайте продемонстрируем это ещё раз. И так, начинаем!
Команды: участники викторины получают символы - персонажи : из сказки Б. Заходера «Вини-Пух и все- все-все» - сова и из поэмы А, С, Пушкина « Руслан и Людмила» - кот, и занимают места за столом.
Представление жюри: воспитатели и специалисты ДОУ, бабушки и дедушки воспитанников.
Каждый конкурс оценивается отдельно, на магнитной доске рядом с эмблемами команд помещаются фишки-магниты.
На стенде висит плакат с названием викторины. Группа украшена шарами, звучит музыка «В гостях у сказки».
Конкурсы и задания викторины.
Конкурс «Приветствие».
- Представьте, пожалуйста, название команды и девиз.
1-ая команда «Умная сова».
Девиз: «Неразлучные друзья, взрослые и дети
Вас пришли порадовать точными ответами!».
2-ая команда «Кот учёный».
Девиз: «Думай быстро - и вперёд,
Нас тогда победа ждёт!»
Конкурс «Интеллектуальный»
(отвечают дети и взрослые)
- По какому признаку различаются сказки? Какие бывают сказки?
(Авторские и народные; волшебные, бытовые, о животных…).
- Какими словами начинаются сказки?
- Как сказки заканчиваются?
- Кто в сказках олицетворяет глупость? Трусость? Хитрость? Зло?
Упрямство?
- В каких сказках жили братья?
( «Три поросёнка», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Два жадных медвежонка»…).
- В какой сказке, дети,
Заходят часто речи
О доброй русской печи?
(«Колобок», «По- шучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Гуси -лебеди», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Волк и семеро козлят»).
Конкурс «Дальше-дальше»
- За одну минуту необходимо дать как можно больше правильных ответов,
Если ответа нет, надо сказать: «Дальше». (Отвечают дети, взрослые помогают).
- О какой сказке идёт речь?
Команда «Умная сова»
1.В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.
2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.
4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…
5.Нам не страшен серый волк.
6.Сяду на пенёк, съем пирожок.
7.Колотил, колотил по тарелке носом.
8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.
9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
Команда «Кот учёный»
1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.
3.Свет мой, зеркальце, скажи…
4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.
5.Ещё пуще злится злая старуха…
6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»
8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.
9.Спокойствие, только спокойствие.
10. Не ходите, дети в Африку гулять.
Конкурс «Живые картинки»
- Показать и отгадать сказку.
Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. ( «Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).
Конкурс «Имена»
- Отгадайте имя героини сказки.
Кто это? ( Отвечают взрослые и дети).
1.Этой девушке помогли трудолюбие, фея и туфелька. (Золушка).
2.Как зовут крохотную девочку, которую выручила из беды ласточка? (Дюймовочка).
3.Дочь морского царя, полюбившая принца. (Русалочка).
4.Девушка, которую вызволил из замка колдуна-карлика витязь Руслан.
(Людмила).
5.Малышка, лечившая царапины и шишки не йодом, а мёдом. (Медуница).
6.Девочка, которая хитростью заставила медведя отнести её к бабушке и к дедушке. (Маша).
Конкурс «Сказочный сундук» (Отвечают дети, взрослые помогают)
- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
-
« Царевна - индюшка».
-
«По-собачьему велению».
-
«Сивка- будка».
-
«Иван-царевич и зелёный змей».
-
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
-
«Петушок- золотой пастушок».
-
«У смеха глаза велики».
-
«Лапша из топора».
Конкурс «Стол сказочных находок»
(Отвечают дети).
-Эти предметы из разных сказок. Назовите сказку и её автора.
-
Зеркальце, веретено, яблоко. ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А. С. Пушкин).
-
Орешки, золотые скорлупки. («Сказка о царе Салтане…»,
А. С.Пушкин).
-
Бочонок с мёдом. ( «Вини-Пух и все,все,все.», Б. Заходер).
-
Корзинка и горшочек с маслом. ( «Красная шапочка», Ш. Перро).
-
Самовар, монета. («Муха-Цокотуха», К. И. Чуковский).
-
Зеркало, цветок, венец (корона). ( Аксаков «Аленький цветочек»).
Музыкальная пауза
- Сейчас мы приглашаем всех отдохнуть.
Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг…»
Команды выходят на ковёр, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.
Театрализованный конкурс
- А сейчас вы будете артистами.
Представители команд - выполняют задания.
1.Этюды
(Выполняют дети).
«Стойки оловянный солдатик», «Полёт диких гусей», «Гнев Снежной Королевы», «Дюймовочка ухаживает за ласточкой».
2.Перевоплощения (интонационная выразительность).
(Взрослые и дети)
Сказка «Колобок».
Дед - Эй, ухнем!
Бабка - Эй, охнем!
Внучка - Эй, ахнем!
Жучка - Эй, гавкнем!
Кошка - Эй, мяукнем!
Мышка - Эй, пискнем!
3. Речь с движениями. Участвует вся команда.
Команда «Умная сова»
Обыгрывание причитания Алёнушки из русской народной сказки«Алёнушка и лиса».
Речь Движения
Ау, ау, Алёнушка! Ладони сложить рупором у рта,
поворот корпуса вправо;
Ау, Ау, голубушка! Ладони сложить рупором у рта
поворот корпуса влево;
Одна была показать указательный палец на
правой руке;
у дедушки, у бабушки
внучка Алёнушка. двумя руками показать на себя;
Завели меня подружки приглашающий, манящий жест
правой рукой;
в лес, поднять руки вверх, покачать вправо-
влево;
да там и покинули. обе руки уронить вниз, голову опустить
Команда «Кот учёный»
Обыгрывание песенки Колобка из русской народной сказки «Колобок».
Речь Движения
Я Колобок, Колобок! Двумя руками изобразить лепку
Колобка;
Я по коробу метён, имитировать подметание;
На сметане мешён, имитировать замешивание теста:
В печку сажён, имитировать задвигание противня в печку;
На окошке стужён. двумя руками обрисовать в воздухе
воображаемое окно; подуть;
Я от дедушки ушёл, правой рукой погладить
воображаемую бороду и потопать ногами;
Я от бабушки ушёл, двумя руками имитировать завязывание
платка под подбородком, потопать ногами
А от тебя, заяц, рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы - «ушки»;
и подавно уйду! махнуть рукой, бег на месте.
Конкурс «Волшебники»
- Раз, два, три, четыре, пять.
Будем сказку оживлять!
На столах у команд листы и заготовки, чтобы создать иллюстрацию к сказке. Необходимо расположить, а затем наклеить персонажи и предметы, чтобы сказка «ожила».
(сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).
Дети выставляют свои работы, называют сказку.
Конкурс «Сказка на новый лад»
Команды получают иллюстрации к сказкам, которые отражают изменения в сюжете и придумывают новую сказку. ( «Репка» - изменён порядок героев, «Три медведя» - медведи получают посылку от Маши).
- Замечательные сказки! Дружба и добро всегда побеждают!
Заключительная часть
- Давайте вспомним всем известную пословицу о сказках: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Уважаемые взрослые, какие средства помогут нам воспитывать у наших детей нравственные качества личности?
- Чтение художественной литературы;
- обсуждение поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов;
- личный пример.
Подведение итогов викторины
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручение подарков всем маленьким участникам игры.
Заключительное слово
Звучит весёлая музыка.
- Наша игра закончилась, но не закончились улыбки и хорошее настроение. Всех приглашаем на чаепитие с волшебным, сказочным печеньем, которое испекли ваши мамы.
Приложение 2
КВН
«Что за прелесть эти сказки! »
(конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе)
Задачи:
-
дальнейшее развитие интереса к сказкам;
-
совершенствование умения выразительно читать стихи, вести диалог;
-
совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов;
-
совершенствование грамматического строя речи, умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи;
-
развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики;
-
воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности;
-
создать праздничную атмосферу; вызвать чувство удовлетворения от полученных знаний, желание учиться.
Оборудование:
иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал: ребус
«Школа», « Поезд Самоделкина», « Колобок», «Цветик -семицветик»,фишки, фломастеры, музыкальный центр, аудиокассета с записями детских песен, мольберты, кассы букв, фланелеграф.
Предварительная работа:
изготовление совместно с родителями масок для инсценировки, фишек в виде румяной репки, золотой рыбки и весёлого колобка для оценивания конкурсов, разучивание сценки, диалогов, загадок, подготовка роли Карлсона воспитателем.
Ход занятия
-
Организационный момент.
Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются за три стола.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало
светлее.
Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Настала пора идти в школу.
Целых два года вы трудились: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я знаю, что вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Вы научились думать, находить правильные ответы на трудные вопросы.
Сегодня у нас интересное и необычное занятие, на котором вам пригодятся ваши знания и умения.
2. Введение в тему
- Отгадайте загадку:
Буквы- значки, как бойцы на парад
в чётком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё (алфавит).
- Сколько букв в русском алфавите?
(Тридцать три)
- Сколько гласных? (Десять).
- Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь).
- Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Ждут, когда их прочитают,
Нас всех в сказки приглашают.
- Ребята, вы любите сказки?
Великий русский поэт А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»
Сказки приходят к нам ещё в раннем детстве.
-Кто придумывает, сочиняет сказки?
- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)
-Кто является героями сказок? (Люди, звери, птицы, предметы, явления природы).
- Что бывает в сказках? (Чудеса, чудесные превращения, волшебство).
-Какие пословицы о сказках вы знаете?
(Сказка- ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам - урок».
«Сказка для доброго дня закваска»).
3 Игра «КВН»
Звучит музыка «В гостях у сказки».
- Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН».
Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.
Для этого выберем жюри, которое будет оценивать конкурсы.
(Выбирается жюри из родителей).
Определение названия команд. Команды выбирают иллюстрацию к сказке, читают название, тем самым определяется название команд: « Крепкие репки», «Румяные колобки», «Золотые рыбки»).
- Сказок у нас большой запас!
Для кого они? - (Для нас!)
- И так, начинаем!
Разминка « Кто больше?»(2 балла)
- Назовите русские народные сказки.
- Назовите авторов сказок.
(Ответы детей).
Первый конкурс
«Отгадай и назови сказку» (3 балла)
-- Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!»
(Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам).
1.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению»).
2.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
( Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).
4. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я.Маршак « Кошкин дом»).
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро « Красная Шапочка»).
6. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка « Три поросёнка»).
7. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
8. Поперёк моря-окияна лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра врыты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит.
(П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»).
9. Но однажды корнеплод
Все тянули - градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла.
(Русская народная сказка «Репка»).
Второй конкурс «Назови героя сказки» (3 балла)
- Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!
- Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).
- Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).
- Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).
- Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору?
( Красная Шапочка).
- Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?
( Волк).
- Кто жил в Африке и пугал маленьких детей? ( Бармалей).
- Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?
( Золушка).
- Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?
( Дюймовочка).
- Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?
(Айболит).
- Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? ( Маша).
- От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).
- Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг
(Чиполлино).
- Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).
- Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу).
- Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше?( Карлсон).
Третий конкурс
«Домашнее задание « Загадай загадку».(5 баллов)
(Выходит один из участников команды, перечисляет персонажи сказки -
команды по очереди отгадывают и называют сказку.)
-
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).
-
Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз (« Морозко».)
-
Отец, мачеха, фея, принц («Золушка»).
-
Печка, прорубь, щука («По-щучьему велению»).
-
Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
-
Медведь, мужик, урожай («Вершки- корешки»).
-
Кум Тыква, сеньор Помидор, мальчик-луковка (« Приключение Чиполлино»).
-
Море, невод,корыто, старик, старуха(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
-
Мальвина, Пьеро, Артемон, Карабас Барабас («Золотой ключик или приключения Буратино»).
Четвёртый конкурс
«Путаница» (3 балла)
- Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке.
- Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.
- Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).
- Дёрнуть за верёвочку
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный, серый кот (не кот,а волк).
- Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).
- Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).
- Волка не пускают,
Волка братья злят.
Крепкий дом построен
У троих козлят (не козлят, а поросят).
- А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки - щёлк да щёлк -
Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).
- На лесной опушке
Ведьмы злой избушка,
Знает ту старушку всяк.
Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга).
- Лягушка со стрелою -
Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).
- На балу она блистала,
Лёгкий за нею тянулся шлейф.
Золушка туфельку потеряла
И на ней женился Эльф (не Эльф, принц).
Пятый конкурс
«Что перепутал художник?» (3 балла)
- Хорошо вы знаете сказки! Молодцы!
А вот один художник сказки читал невнимательно, и вот какие иллюстрации
он нарисовал.
- Назовите сказку. Найдите ошибки, объясните свой ответ.
Шестой конкурс
«Дом сказочных героев» (3 балла)
- В сказках очень много разных героев, вы в этом убедились.
У нас они встретились и даже живут в одном многоэтажном доме.
- Чтобы узнать, кто, где живёт, надо имена героев поделить на слоги.
Сколько слогов в имени, столько окошек в их квартире.
(На доске картина - дом, вокруг него изображение сказочных героев.
Дети по очереди выходят к доске и «расселяют» их в квартиры).
Седьмой конкурс
«Портрет Буратино»(3 балла)
(Команды выходят к мольбертам, Пока звучит песня «Буратино» каждый участник по одной детали дорисовывает портрет Буратино).
4 Физминутка «Буратино»
- Теперь можно отдохнуть, отдохнём и снова в путь!
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл -
Ключик видно не нашёл,
Чтобы нам его достать
Надо на носочки встать.
Жюри объявляет результат первой части игры.
Вторая часть
Игры и упражнения. (Применение знаний и умений по грамоте).
Первое задание
Ребус «Добро» (5 баллов)
- Сказки все очень разные, но все они учат одному, главному.
Чему учат нас сказки, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадки.
Дети загадывают загадки.
(Картинки - отгадки выставляются на доску.)
1-ый ребёнок:
Д (дракон)
Обещаю не рычать,
И с огнём не баловать,
В прятки будем мы играть
И друг друга догонять.
2-ой ребёнок:
О (ослик) Приятно хвост свой получить
В подарок в день рождения.
Приятно другу удружить
И я того же мнения.
3-ий ребёнок:
Б (Бармалей) Буду, буду я добрей,
Напеку я для детей
Пирогов и кренделей.
Буду, буду я гулять
И детишек угощать.
4-ый ребёнок:
Р (рыбка) Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка, в сказку загляни.
5-ый ребёнок:
О (оловянный солдатик)
Он из олова отлит,
На одной ноге стоит,
От трудностей не убегает,
Никогда не унывает.
- Составьте слово по первым звукам отгадок.
Звучит песня «Дорогою добра».
(Команды составляют слово добро в «кассах», один ребёнок на доске).
Анализ слова добро (устно).
- Сколько слогов в слове добро?
- Сколько гласных?
- Назовите 1-ый слог, 2-ой.
- Назовите первую букву в слове.
- Назовите последнюю букву.
Второе задание
«Колобок» (3 балла)
-Покатился - нет и слуха.
У него румяный бок.
Обманул он бабу, деда.
Кто же это? ( Колобок)
- Найдите слова, которые принёс на колобок.
(Составление слов из букв, написанных на круге: колобок, бок, лоб, около, око, кол).
Третье задание
«Весёлый поезд» (3 балла).
- В сказках наших живёт
Замечательный народ:
Весёлый дружный, смелый,
Находчивый, умелый.
-Самоделкин приехал за предложениями. В его поезде три вагона,
Придумайте предложения из трёх слов по сказкам.
( Посадил дед репку. Курочка снесла яичко. Золушка потеряла туфельку и т.д.)
5. Подведение итогов игры
Жюри подводит итоги игры и называет победителей в номинациях «Самые сообразительные», «Самые смышлёные», «Самые смекалистые».
6. Ребус «Школа»
На доске плакат-ребус.
- Ребята, куда идут эти сказочные герои? Мы узнаем, если правильно выложим слова из букв.
Дети составляют слова и читают ключевое слово-ШКОЛА.
МЫШКА КОТ СЛОН ЛИСА ЗАЯЦ
- Молодцы! Ребята! А вы хотите в школу?
Давайте Посмотрим интересную сценку.
7. Сценка «Хвастунишка»
Ведущий:
- Собрались в лесу на опушке зверята и стали рассказывать, кому что родители к школе купили.
Зайчонок: «Мне мама купила ранец».
Лисичка: « А мне краски разноцветные!»
Белочка: «А мне «Букварь» с яркими картинками».
Ёжик: « А мне альбом».
Ведущий:
- Все зверята в школу хотят.
Медвежонок: «Эка невидаль! А я и без школы всё знаю, всё умею!»
Зайчонок: «И рисовать умеешь?»
Лисичка: « И писать умеешь?»
Ёжик: «И буквы знаешь?»
Медвежонок: «Всё знаю , всё умею!»
Белочка: «Тогда прочитай, что здесь написано?»
Ведущий:
- Взял медвежонок «Букварь» и все засмеялись.
- А вы, ребята, поняли, почему смеялись зверята?
( Медвежонок взял « Букварь» вверх ногами).
8. Наш гость Карлсон
Карлсон:
- Спокойствие, только спокойствие! Прав медвежонок. Я вот тоже в школу не хожу, а всё знаю!
- Давайте, ребята, проверим Карлсона.
Игра «Объяснялки»
1-ый ребёнок: Они бывают гласные, бывают и согласные.
Карлсон: Родители Малыша.
Дети: Нет, это звуки!
2-ой ребёнок: Они бывают звонкие и глухие.
Карлсон: Это Фрекен Бок со своей Матильдой.
Дети: Нет! Это согласные звуки!
3-ий ребёнок: Они бывают мягкие и твёрдые.
Карлсон: Плюшки!
Дети: Нет! Это тоже согласные звуки!
4-ый ребёнок: Они бывают длинные и короткие.
Карлсон: Это конфеты!
Дети: Нет! Это слова и предложения.
5-ый ребёнок: Он бывает лёгкий, бывает тяжёлый. Его носят на спине.
Карлсон: Знаю! Это Малыш!
Дети: Это ранец!
6-ой ребёнок: Она бывает хорошая, бывает и плохая.
Карлсон: Это точно Матильда!
Дети: Это оценка!
Карлсон:
-Ну, я так не играю! Ладно, идите в школу, а я к вам буду прилетать, будем вместе шалить!
-Нет, дорогой Карлсон! В школе шалить нельзя! Там надо соблюдать правила. Давайте расскажем, как себя надо вести в школе.
«Правила учащихся»
(Дети рассказывают).
- Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс!
- Парта - это не кровать, и на ней нельзя лежать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
- Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
- Учитель спросит - надо встать! Когда он сесть позволит - сядь.
- Если будешь много знать, в школе ты получишь - пять!
Карлсон:
-Здорово! Но я так, наверное, не смогу.
Что же ждёт вас, ребята, в школе?
Стихотворение « Что нас ждёт в школе»
( Дети читают стихотворение)
1-й ребёнок - Парта ждёт меня, во - первых,
Ждут уроки, ждут друзья!
2-й ребёнок - И учитель ждёт, наверно,
Его слушать стану я.
3-й ребёнок - Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну!
4-й ребёнок - Ждёт природа, лес и поле -
Ведь в поход пойдём не раз.
5-й ребёнок - Ждут меня пятёрки в школе!
Все - Ждёт меня весь первый класс!
Карлсон : Мне очень понравилось! Я тоже пойду в школу!
А пока, до свидания! Мне пора лететь. Желаю вам успехов!
8. Итог занятия
Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Я вами очень довольна и всем ставлю самую высокую оценку - «солнышко».
(Каждый ребёнок получает весёлое солнышко)
- Пусть оно согревает вас и принесёт с собой хорошие отметки.
Вас в школу провожая,
Успехов вам желаю
И русскую пословицу я вам напоминаю:
«Ученье- свет, а неученее - тьма».
Запомните её, друзья!
(Звучит музыка « Чему учат в школе»).
-73