• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Сценарий педагогического совета Проектирование современного урока на основе системно - деятельностного подхода (в рамках реализации ФГОС ООО)

Сценарий педагогического совета Проектирование современного урока на основе системно - деятельностного подхода (в рамках реализации ФГОС ООО)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

(В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

Автор сценария: зам.директора по УМР

Волосенкова Наталья Леонидовна

Примечание: выступление сопровождается презентацией, комментарии к слайдам не повторяют, а поясняют и расширяют их содержание; педсовет состоит из теоретической и практической частей.

Учителя рассаживаются по секциям (МО), у каждой из которых есть пакет печатных материалов, необходимых для успешного проведения практической части ПС, а так же ознакомительные таблицы(теория) по теме ПС.

Слайд 1. Вступительное слово. (директор школы - Бельдин А.А.)

Слайд 2. Теория. (зам.директора по УМР - Волосенкова Н.Л.)

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. (Б.Шоу)

Эти слова раскрывают суть системно-деятельностного подхода в обучении, который является основой федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Главная педагогическая задача при таком подходе - организация условий, инициирующих детское действие. Поэтому учитель становится лишь наставником, наблюдателем и консультантом, а детский коллектив превращается в творческую лабораторию.

Слайд 3. Современный учитель должен помогать обучаемым:


  • Учиться знать - т.е. обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

  • Учиться делать - ребёнок фокусируется на практическом применении изученного

  • Учиться жить вместе- актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество

  • Учиться быть- акцентирует умения, необходимые для развития своего потенциала

Слайд 4.

Отсюда вытекают новые цели образования:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Слайд 5.

Реализовать эти цели можно, используя систему определённых действий, которые применимы на всех этапах жизни человека, т.е. универсальны (УУД).

Слайд 6.

Именно поэтому в основу ФГОС и был положен С-Д подход в обучении. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 7. Впервые в педагогике о деятельностном подходе заговорили в 1985 году. Поэтому можно сказать, что стандарты нового поколения - это хорошо забытые стандарты прошлого. Знакомая нам система обучения приобрела новую оболочку.

Слайд 8. Убедимся в вышесказанном.

Слайд 9. Существуют и отличия: (комментарий)

Слайд 10. Выделяют основные типы уроков по новым стандартам.

Слайд 11. Значительно легче строить урок, имея ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ.

Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта - «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов. Бланки технологической карты есть у каждой группы. Вы можете с ними ознакомиться и обсудить работу с ними на МО.

Кроме того, для упрощения подготовки к урокам разработаны и бланки конспектов урока. У Вас в группах есть образцы заполненных планов-конспектов и пустые бланки. После выступлений коллег, уже работающих по новым стандартам, Вам предстоит спроектировать Вашим методическим объединением один урок, используя знания о С-Д подходе, и приготовить защиту своих проектов.

Предлагаем Вашему вниманию опыт учителей, осуществляющих С-Д подход в рамках ФГОС.

Новикова И.С. (учитель нач.школы)

Кравченко Г.Н. (учитель русского языка и литературы, работающий в 5 классе по ФГОС)

Бороха Н.М. (учитель технологии, работающий в 5-х классах по ФГОС)

Семенько Е.Я. (учитель географии, работающий в 5-х классах по ФГОС)

Итак, Вам известны теперь теория С-Д подхода и его практическое применение. Предлагаю, используя приобретённые знания, составить план-конспект урока на основе деятельностного подхода. Работу выполнять предстоит учителям старшей школы (время на выполнение - 5-10 минут), а оценить результат помогут учителя начальных классов, т.к. они имеют больший опыт в реализации ФГОС.

Чтобы наши эксперты не скучали, предлагаем слайд-шоу из фотографий с уроков 5 классов, работающих по новым образовательным стандартам.

Защита проектов, обсуждение и оценка экспертов. Итоги ПС.

Приложения (набор печатных материалов)


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (образец)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку

Проверяют готовность своего рабочего места

1

2

Актуализация знаний

1) Повторение изученной темы

Предъявляет задание и форму его выполнения, предлагает учащимся проверить свою работу по образцу, исправить ошибки

Выполняют задание на применение правила правописания гласных в корнях слов, проверяют по образцу и исправляют ошибки

5

2) Постановка проблемы

Предлагает, выполняя упражнения, понаблюдать, в каких случаях пишутся гласные Е-И, А-О в корнях слов. Задаёт вопрос:

- Подумайте, какая связь между правописанием гласной в корне и последующим суффиксом, ударением

Отвечают на вопросы. Предлагают свои

Ответы.

Приводят примеры

3

Изучение нового материала



ЭОР

1)Презентация

1)выборочный диктант

2)распределить слова на две группы (от чего зависит правописание чередующейся гласной в корне)

Выполняют в тетради, пишут на доске, работают со словарем

Формулируют сами тему урока

10

4.

Закрепление

2.ЭОР

тесты

Предлагает учащимся выполнить тесты

Выполняют задания индивидуально, проверяют результат

5

5.

Проверка знаний. Самостоятельная работа

3.ЭОР выполнение заданий по теме

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по вариантам.

Фиксирует полученные результаты

Выполняют задания индивидуально, проверяют результат

5

6.

Постановка домашнего задания

Объявляет домашнее задание:

Дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы учащихся

Записывают задание в дневники

Слушают учителя, задают вопросы

2

7.

Подведение итогов урока

Предлагает учащимся продолжить фразы:

«Сегодня на уроке я узнал…»; «Сегодня на уроке я научился…»

Отвечают на вопросы, графически выделяют орфограмму

2



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (для практической части)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


2

Актуализация знаний

1) Повторение изученной темы


2) Постановка проблемы


3

Изучение нового материала



4.

Закрепление




5.

Проверка знаний. Самостоятельная работа




6.

Постановка домашнего задания


7.

Подведение итогов урока.






Ключевые характеристики

Традиционный "знаниевый" подход

Системно-деятельностный подход

Основная задача данной системы образования

обеспечение высокого уровня знаний; совершенствование структуры образования

обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

Цели школьного образования

сформировать основные знания, умения, навыки; формировать у учащихся сознательную дисциплину; повышать ответственность учащихся за качество учебы

научить учиться: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать, научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь; научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных)

Все это достигается

за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы

за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблемы

Ожидаемые результаты

формирование знаний, умений, навыков

модель выпускника; освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями; личностный рост обучающихся



Технологическая карта изучения темы

Тема

Цель темы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы


I этап. Мотивация к деятельности

Цель -

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Диагностическое задание

Цель -

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель -

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Самооценка

Оценка присутствующего





© 2010-2022