Программа воспитания и социализации обучающихся Путевка в жизнь

Программа воспитания и социализации "Путевка в жизнь" специально разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является создание условий для духовно-нравственного развития, эффективной адаптации в социуме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа включает следующие направления воспитательной работы: физкультурно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, социально-значимая ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

42




Программа

воспитания и социализации обучающихся

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №2 города Тюмени

«Путевка в жизнь»

на 2011-2013 г.г.











Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа воспитания и социализации обучающихся МБС(К)ОУС(К)ОШ №2 «Путевка в жизнь»

Адресат

Обучающиеся школы

1-9 класс

(возраст от 7 до 18 лет)

Родители

Сроки реализации программы

2011-2013 г.г.

Цель программы

Создание условий для духовно-

нравственного развития, эффективной адаптации в социуме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи

1. Формировать у обучающихся социальную активность, творческое отношение к учебе, труду.

2. Развивать чувство гражданственности, патриотизма, толерантности.

3. Формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде.

4. Прививать у обучающихся

потребность здорового образа жизни.


Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня социальной активности обучающихся.

2. Проявление у обучающихся нравственно-эстетических, гражданско-патриотических качеств личности.

3. Повышение познавательного интереса обучающихся.

4. Повышение уровня сформированности навыков ЗОЖ.

5. Участие в различных видах творческой, социально-значимой деятельности.

6.Участие в природоохранной деятельности, по благоустройству школьной территории, участие в экологических инициативах, проектах.


Название организации

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 города Тюмени

Почтовый адрес учреждения, телефон

625048 Тюмень, ул.Красных Зорь, 39

тел.: (3452) 34 21 86;

факс: 62 16 83,

E-mail: mskou_n2@ mail. ru


ФИО руководителя

Луценко Валентина Петровна

ФИО автора

Якунина Юлия Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работы в соавторстве с педагогами школы

Финансовое обеспечение программы

за счет текущего финансирования, благотворительности




Содержание

1. Пояснительная записка

2.Участники программы

3. Цель и общие задачи программы воспитания и социализации «Путевка в жизнь»

4. Сроки и этапы реализации программы

5. Содержание деятельности программы

6. Механизм реализации программы

7. Кадровое обеспечение программы

8. Материально-техническое обеспечение реализации программы

9. Программно-методическое обеспечение

10. Планируемые результаты программы

11. Организационно-нормативное обеспечение

12. Оценка результативности и эффективности программы

13. Список литературы







1. Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. По особенностям психической деятельности они существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Для них характерны стойкие нарушения всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающиеся в сфере познавательных процессов.

Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь учащимся, продвинуть их в плане общего развития. Задачи обучения и воспитания таких детей решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время.

На развитие ребенка помимо биологических факторов оказывают большое влияние социальные факторы - это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и конечно, школа. Специальное обучение и воспитание, направленное на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно - мышления. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению такого ребенка в общем развитии и тем самым создает основу для социально - трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существенно страдают волевые процессы. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т.п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

К старшим годам обучения в самосознании школьников происходят существенные положительные изменения. Они более правильно оценивают себя, свои поступки, черты характера, достижения в учебе. Резко возрастает значимость для них трудовой деятельности, достижений в овладении элементами той или другой специальности. Они хотят работать, жить достойно, принося пользу обществу.

Специальная (коррекционная) школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в обществе. Следовательно, они должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Среди различных видов социальных норм наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право.

Социальное поведение выпускника специальной (коррекционной) школы
определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действий другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что эта категория детей характеризуется значительным снижением критичности и самокритичности, повышенно внушаемостью. По этой причине обучающиеся специальной (коррекционной) школы могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Для них характерны значительные нарушения в развитии воли, что также затрудняет воспитание.
В воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать тот факт, что у части их может наблюдаться психопатоподобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности, влечений, что обусловлено не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами. Своеобразие развития обучающихся, конечно, затрудняет процесс воспитания их
социально - нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания детьми гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий значительно возрастает при включении обучающихся в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и
школы. Целесообразно организованная трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Уважительное и требовательное отношение к обучающемуся означает, прежде всего, необходимость подхода к каждому ребенку с оптимистической гипотезой и верой в возможность совершенствования его личности, в наличии у него положительных качеств. Оказание доверия ученику при поручении ему
определенного задания - сильный воспитательный прием в специальной (коррекционной) школе.

С 2007-2011 г.г. в школе действовала Программа воспитания «Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приведена в систему нормативно-правовая документация, связанная с организацией воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Анализ практики работы с обучающимися свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения. Это и психофизические особенности наших учащихся, и неготовность многих учебных заведений начального профессионального образования обучать учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

В связи с этим перед специальной (коррекционной) школой возникает необходимость формирования у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья мотивации к труду и потребности приобретения профессий позволяющих подросткам с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в социальной и профессиональной среде, выполнять соответствующие социальные роли, достигать определенного уровня самореализации, а главное, чувствовать себя полноценным членом школьного, а впоследствии и трудового коллектива.

В связи с этим, в школе в 2011 году разработана специальная программа по профориентации «Путь в профессию».

Коллективом разработана Программа здоровьесбережения школьников «Здоровый мир», нацеленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного образования; начата работа по Программе межведомственного взаимодействия «Мир приходит в наш дом, и мы выходим в мир»»; реализуется Программа гражданско-патриотического воспитания «Стань гражданином», функционирует Программа «Азбука права» по правовому воспитанию обучающихся.

За последние годы обучающиеся школы активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, выставках на разных уровнях. Обучающиеся школы стали призерами таких значимых конкурсов областного уровня как фестиваль «Будущее для всех», «Олимпиада для детей с ограниченными возможностями здоровья», конкурс рисунков «Имею право». Ежегодно обучающиеся принимают участие в выставке «Русь святая, молодая, православная», «Солнце. Дети. Счастье». Активное участие в городских конкурсах принимает школьный театр моды «Времена года». В 2011 году театр стал призером во всероссийском молодежном конкурсе «Вдохновение».

Портрет выпускника специальной (коррекционной) школы как целевой ориентир в воспитательной работе.

Модель выпускника специальной (коррекционной) школы включает в себя следующие компетентности:

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами, деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Коммуникативные компетенции. Включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.






Участники реализации программы

  • Обучающиеся

  • Родители

  • Педагоги

  • Администрация школы

  • Представители общественности













Цель и общие задачи программы воспитания и социализации

обучающихся с ОВЗ

Цель Программы - создание условий для духовно-нравственного развития, эффективной адаптации в социуме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы:

1. Формировать у обучающихся социальную активность, творческое отношение к учебе, труду.

2. Развивать чувство гражданственности, патриотизма, толерантности.

3. Формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде.

4. Прививать у обучающихся потребность здорового образа жизни.





Срок и этапы реализации программы:

2011-2013 г.г.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (январь-август 2011):

  • Разработка программы воспитания и социализации обучающихся школы «Путевка в жизнь» на 2011-2013 г.г.

  • Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.

  • Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.

  • Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.

  • Разработка проектов по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся школы «Путевка в жизнь» на 2011-2013 г.г.

Практический этап (сентябрь 2011- май 2013г.):

  • Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.

  • Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей.

  • Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.

  • Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися школы по всем направлениям программы.

  • Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.

  • Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности.

  • Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.

Заключительный этап (июнь-август 2013г):

  • Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

  • Подведение итогов и определение перспективных задач.

  • Презентация итогов программы


























Содержание деятельности

Основные направления воспитания

1. Физкультурно-оздоровительное

Физкультурно-оздоровительное нацелено на формирование здорового образа жизни, воспитание чувства гордости за достижение успехов в спортивно-оздоровительных мероприятиях на уровне школы, города, области; пропаганду ЗОЖ, профилактическую работу по предупреждению наркомании и курения; содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей, снятие утомления и повышение физической и умственной работоспособности.

Физкультурно-оздоровительное нацелено приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

2. Гражданско-патриотическое направление

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг). Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания).

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизм.


3. Художественно-эстетическое направление

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).

Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного).

Получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования).

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека,участие в художественном оформлении помещений.

4. Экологическое направление

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: жизнь, родная земля, природа, планета Земля.

Сущность эстетического воспитания заключается в формировании у обучающихся способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, труде, общественной жизни, произведениях искусства и посильно проявлять себя в создании прекрасного в жизни и искусстве. Результатом эстетического воспитания должны быть любовь и интерес к искусству, определенное развитие способностей детей в художественной деятельности (пении, рисовании, выразительном чтении). Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. В ходе систематической и целенаправленной работы происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия.


Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • коррекция дефектов психического и физического развития;

  • формирование у обучающихся эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать прекрасное в искусстве, природе, повседневной жизни;

  • развитие и совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, формирование у них эстетических чувств и переживаний (удовольствия, радости, восхищения); -содействие развитию элементарных творческих способностей.


Требуя от детей опрятного внешнего вида, чистоты тетрадей, книг, педагог воспитывает не только аккуратность и точность: эти требования служат целям эстетического воспитания.

Одним из важнейших приемов в эстетическом воспитании является метод сравнения, сопоставления. Метод сравнения ценен потому, что он активизирует обучающихся, заставляет работать их мысль, способствует концентрации внимания детей.

5. Социально-значимая и проектная деятельность

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий.

Узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных».

Получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде).

Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

Приобретают опыт участия в различных видах общественно - полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время).

Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Демонстрация образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развития страны.















Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы риска и работа с их семьями

Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из под тотального влияния семьи. При этом могут возникнуть ситуации, в которых поступки ребенка перестают контролироваться родителями. Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные нормы и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры, родственники служат моделями поведения. Современные дети растут в атмосфере жестокости, ежедневно испытывая на себе влияние музыки, фильмов, телепередач; многие дети из неблагополучных семей сталкиваются с проявлением насилия дома. Задача школы - воспитать, развить, сформировать в обучающихся основу всех основ взаимоотношений - уважение к себе, и, как следствие, уважение к другому человеку.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы риска необходимо для:

  • формирования установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе;

  • создание основы для снижения социальной напряженности;

  • обеспечение возможности эффективного противодействия проявлениям экстремизма.


Данная программа определяет содержание профилактической работы с обучающимися группы риска, которая ведется по следующим направлениям:

Изучение обучающихся группы риска:

  • выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса;

  • изучение интересов и склонностей, способностей ребенка для включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно полезную деятельность;

  • установление характера педагогической запущенности обучающихся путем систематических наблюдений за ними.

  • изучение положения ребенка в семье.

Организация педагогической помощи:

  • ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся группы риска;

  • организация необходимой для ребенка помощи в учебной деятельности;

  • установление и поддержание регулярных и доброжелательных отношений и контактов с родителями обучающихся группы риска;

  • ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, проблемных обучающихся школы, проводимой с ними работы и ее результатов.

  • Организационно - методическая профилактическая работа:

  • составление социального паспорта на всех обучающихся школы и на каждый класс;

  • организация взаимодействия между школой, комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, службами социальной защиты детей, инспектором школы;

  • формирование мотивации к здоровому образу жизни через содержание учебных дисциплин.


Организация свободного времени обучающихся группы риска:

  • вовлечение всех обучающихся группы риска с учетом их интересов и возможностей в работу кружков;

  • привлечение их к участию в культурно-массовых мероприятиях и спортивной работе, поощрение их успехов и достижений;

  • организация ненавязчивого контроля за проведением свободного времени обучающихся;

  • проведение правового просвещения и воспитания на уроках и на классных часах;

  • постановка обучающихся группы риска на внутришкольный учет, индивидуальная работа с ними и их родителями.

Профилактическая работа с родителями:

  • проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов разных ведомств;

  • индивидуальное семейное консультирование;

  • организация групп родительской поддержки для оказания помощи «проблемной» семье;

  • оказание помощи семьям в конфликтных ситуациях;

  • системное информирование родителей о поведении ребенка и его результатах в учебной деятельности;

  • оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение).









Механизм реализации программы

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

В условиях образовательного учреждения такие возможности могут быть получены благодаря грамотной организации функционирования трех взаимосвязанных сфер: основного образования, внеурочной работы и дополнительного образования.

При всей разности задач и объемов образования внеурочная работа и дополнительное образование в условиях школы связаны друг с другом и переплетаются тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных способностей детей и включения их в художественную, эколого-биологическую, спортивную и другую творческую деятельность.

Залогом успешной деятельности МБС(К)ОУ С(К)ОШ №2 является союз всех институтов воспитания, в том числе учреждений дополнительного образования и школы. Взаимодействие - это не только помощь друг другу, но и разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие и коррекцию личности школьника с ОВЗ.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, сферу дополнительного образования, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Школа в первой половине дня работает как учебное заведение - Кузница знаний. После уроков превращается в Творческую мастерскую, в которой обучающиеся работают над творческими проектами. Школа - это Дом Творчества, Школа после школы, где одновременно функционируют многочисленные кружки, секции, студии, клубы, удовлетворяющие интересам и потребностям детей в общении, движении и творчестве. Учащиеся получают возможность разностороннего развития. Школа - это Школа жизни, где происходит работа творческих кружков, студий, спортивных секций, а также осуществляется деятельность детской организации «Дружная семейка», дающих возможность детям и подросткам реализоваться в социальной сфере, развивать их социальную активность, лидерские качества. Во второй половине дня работают группы продленного пребывания детей (с 1 по 5 класс), продолжается деятельность классных руководителей с первичными коллективами - классами - по развитию органов классного самоуправления, подготовке и проведению классных мероприятий, развитию взаимоотношений в классе; а также осуществляется целенаправленная воспитательная работа по формированию нравственных качеств личности, ценностных ориентиров, гражданской и гуманистической позиции членов классного коллектива.

Таким образом, модель внеурочной деятельности школы комбинированная.

Для реализации программы необходимо сотрудничество с социальными партнерами школы учреждениями дополнительного образования: МАОУДОДЦЭВД «В доме Буркова», КДТ «Имени Кижеватова», образовательными учреждения города, Областным Центром реабилитации инвалидов, Центром занятости населения города Тюмени, МАУК «Библиотека семейного чтения имени А.С.Пушкина», Музейным комплексом имени И.Я. Словцова, ООО Курганским театром эстрадной куклы «Калейдоскоп», Холдингом «Мега групп» и др.

К механизмам организации воспитательного процесса в школе относим комфортность и воспитательные возможности среды, направленные на формирование «социальности» школьника. Важна роль идеи единства коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе должно формироваться организационное и психологическое единство. Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности.

Выполнению условий способствует событийный подход к воспитательному процессу, включение в практику работы школы крупных воспитательных дел («воспитание крупными дозами»), акций преимущественно творческого характера, осуществляемых и подготавливаемых большинством, содержащих в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, призванные укреплять школьные традиции.

Основные формы воспитательной работы:

  • Коллективное творческое дело;

  • Классный час;

  • Беседа;

  • Деловая игра;

  • Ролевая игра;

  • Акция;

  • Социальный проект;

  • Экскурсия.

Важнейшие особенности перечисленных форм - практическая направленность, коллективная организация, творческий характер и социальная ориентация.

Важнейшим средством воспитания мы считаем ситуацию успеха. При этом мы ориентируемся на то, что каждый ученик может научиться создавать ее сам. Задача педагога - помочь преодолеть возникающие трудности в процессе самопознания и самовыражения. С этим связана необходимость работы по решению учебных и социально-эмоциональных проблем учащихся.

Кадровое обеспечение программы

Эффективность воспитания зависит от кадрового потенциала образовательного учреждения: в школе работают 21 классный руководитель, 3 воспитателя ГПД, 2 психолога, 1 социальный педагог, 2 логопеда, руководители кружков и секций, библиотекарь. Членами методического объединения классных руководителей являются опытные, профессиональные, творческие педагоги. Тесное сотрудничество с ТОГИРРО, институтом педагогики и психологии ТГУ существенно усиливает эффективность воспитательного процесса.

С целью повышения уровня профессионализма педагогов школы в рамках реализации программы применяются разнообразные формы развития профессионального мастерства:

  • самообразование по предложенной или самостоятельно выбранной программе,

  • лекторий,

  • консультация,

  • педагогический совет,

  • обмен опытом,

  • защита воспитательных проектов,

  • деловая игра,

  • «круглый стол»,

  • дискуссия, диспут,

  • тренинг, творческая мастерская,

  • показательное открытое мероприятие,

  • закрепление наставников,

  • курсы повышения квалификации,

  • практические и теоретические семинары с приглашением специалистов.









Материально-техническое обеспечение реализации программы

В школе созданы условия для осуществления воспитательного процесса: кабинет психолога с материальным обеспечением ( CD-проигрыватель для проведения релаксации); отдельный кабинет социального педагога; логопедический, медицинский кабинеты; спортивный зал, достаточно укомплектованный спортивным оборудованием; актовый зал с техническим оснащением: звуковоспроизводящая аппаратура, микрофоны, компьютер, проектор, экран. Работают объединения дополнительного образования, материально-техническая база для деятельности которых создана. К сожалению не все учебные кабинеты имеют высокий уровень материально-технического оснащения, не в каждом из них наличествует компьютер, ксерокс, принтер, проектор, экран. Для детей начальной школы во второй половине дня имеются мягкие уголки, ковры, игрушки. Работа школы в одну смену позволяет использовать кабинеты во второй половине дня для разных видов деятельности детей: получения дополнительных образовательных услуг, включения в деятельность дополнительного образования, проведения классных и школьных внеклассных мероприятий и т.д.

Важным фактором успешного функционирования ВС в школе является наличие личной территории, школьного огорода.



Программно-методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы воспитания и социализации обучающихся «Путевка в жизнь» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с администрацией школы, педагогическим коллективом.

К данному методическому обеспечению относятся следующие направления деятельности:

1.Реализация программ по направлениям воспитательной работы:

  • Программа гражданско-патриотического воспитания «Стань гражданином»;

  • Программа «Здоровый мир»;

  • Программа «Путь в профессию»;

  • Программа «Азбука права»;

  • Программа межведомственного взаимодействия «Мир приходит в наш дом, и мы выходим в мир»;

  • Проект благоустройства школьной территории «Красота вокруг нас»;

2. Реализация программ дополнительного образования:

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Резьба по дереву»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Фольклор и игра общения»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Авансцена»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Музыкальная студия «Ассорти»,

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «ИЗО»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Рукодельница»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования экологической направленности «Лесовичок»

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Спортивные игры»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Баскетбол»;

  • модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Веселые нотки».

3.Разработка методических материалов по проведению тех или иных мероприятий и творческих дел.

4. Разработка образцов текущей документации и их оформление;

5. Подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;

6. Разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;

7.Разработка входящей, текущей и итоговой диагностики.

Формы методической работы:

  • МО классных руководителей;

  • педагогический совет;

  • планерки;

  • теоретические и практические семинары;

  • презентация опыта работы;

  • разработка и защита социально-значимых проектов

  • наставничество;

  • индивидуальные и групповые консультации










Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня социальной активности обучающихся.

2. Проявление у обучающихся нравственно-эстетических, гражданско-патриотических качеств личности.

3. Повышение познавательного интереса обучающихся.

4. Повышение уровня сформированности навыков ЗОЖ.

5. Участие в различных видах творческой, социально-значимой деятельности.

6.Участие в природоохранной деятельности, по благоустройству школьной территории, участие в экологических инициативах, проектах.

Ожидаемые эффекты


1. Осознание бережного отношения к окружающей среде.

2. Желание быть полезным обществу, людям.

3. Желание улучшить окружающую действительность.











Организационно-нормативное обеспечение

К условиям успешной реализации программы воспитания и социализации обучающихся школы «Путевка в жизнь» относится организационно-нормативное обеспечение воспитательного процесса, который функционирует на основе Устава школы, ряда нормативных документов, регламентирующих жизнь школы:

  • Должностные инструкции воспитателя ГПД, классного руководителя, психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР;

  • Устав Детской организации «Дружная семейка»;

  • Положение о дежурном классе;

  • Положение о дежурстве;

  • Положение о классном руководстве;

  • Положение о социально-значимой деятельности;

  • Положения о смотрах, конкурсах, проводимых в школе и др.

Успешность воспитательного процесса зависит от качества выполнения комплекса мер, направленных на формирование Уклада школьной жизни, среди которых:

  • еженедельные тематические и организационные общешкольные Линейки;

  • система дежурства классов по школе и отчетов по его итогам;

  • Календарь традиционных праздников: Праздники Первого и Последнего Звонка; День учителя; День пожилого человека; выпускной бал; новогодний калейдоскоп; Праздник 8 марта; День семьи; День защитника отечества, День Победы; День защиты детей; День города, Праздник-ярмарка «Проводы зимы»,

Участие в традиционных конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах для детей с ОВЗ разных уровней.

  • Цикл социально-значимых акций и мероприятий: акция «Связь поколений», Весенняя неделя Добра, акция «Чистый город», акция «Внимание - дети», акция «Снежный городок», акция «Вредным привычкам - нет», акция «Помните, через года, через века», Митинг, посвященный Дню Победы, «Смотр строя и песни».

Данный фактор оказывает влияние на социальное поведение школьников и направлен на их социализацию; предполагает введение социального проектирования (самостоятельная деятельность подростков, направленная на практическое решение определенной проблемы; разработка и реализация проектов по благоустройству школы, предложения новых форм и видов активной социальной деятельности); развитие волонтерского движения (добровольная работа и благотворительность - шефство над ветеранами войны и труда, людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности проведение благотворительных акций т.п.).







Оценка результативности и эффективности программы

Аспекты изучения

Показатели

Диагностические

средства

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ответственные

Создание условий для

развития личности воспитанника

Уровень адаптации

обучающихся

Методика по

изучению

адаптации

«Школьная

адаптация»


+

+

+

Педагог-

психолог

Комфортность, защищенность

личности обучающихся, его отношение к жизнедеятельности

в школе

Методика

«Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев)


+

+

+

Классные руководители

Удовлетворенность

родителей жизнедеятельностью

в школе и результа-

тами

воспитательного

процесса

Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы (А.А. Андреев)


+

+

+

Классные руководители

Сформированность познавательного и творческого потенци-

алов личности

Количество учащихся

занятых в

системе

дополнительного образования

Анализ количества учащихся, посещающие объединения ДО

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Результативность

участия в творческих конкурсах,

фестивалях,

выставках, смотрах

и т.д.

Анализ участия

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Профориентацион-

ные склонности

учащихся

Профориентационная диагностика (Климова)

+

+

+

Педагог-

психолог

Сформированность нравственного и эстетического

потенциалов личности

Уровень

Воспитанности

учащихся

Оценка уровня воспитанности учащихся (адаптированная)

Оценка уровня воспитанности в семье (адаптированная)

+

+

+

Педагог-

психолог

Сформированность основных нравственных качеств личности

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)


+

+

+

Педагог-

психолог

Социальная

активность

учащихся

Экран участия классов в общешкольных и параллельных делах


Участие школьников в социально-значимых делах

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Склонность к отклоняющемуся поведения

Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению»

+

+

+

Социальный

педагог

Количество учащихся, состоящих на разных видах учета

Анализ количества правонарушений

+

+

+

Социальный

педагог

Внешний вид ученика,

Ведение дневника

ВШК

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Сформированность физического

потенциала личности

Количество учащихся.,

занимающихся в

секциях


Анализ количества

учащихся, занимающихся спортом

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Состояние здоровья учащихся

Анализ состояние здоровья

Анкета «Мое здоровье»

Анкета «Здоровье нашего ребенка»

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Медицинский работник

Результативность

участия школьников

в спортивных соревнованиях

Анализ участия

школьников

в спортивных соревнованиях

+

+

+

Заместитель директора по ВР

Сформированность коммуникативного потенциала личности

Определение уровня общительности

Методика «Общительность»

+

+

+

Педагог-

психолог

Уровень развития классного коллектива

Опросник «Мой класс»

+

+

+

Классные руководители



























Литература

  1. Канунников А.Д. Воспитательная система школы: (Опт создания) // Воспитание и современность: опыт, проблемы, решения. - Ижевск, 1999.

  2. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе. М.: Аркти, 2005.

  3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  4. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: ИЦ Академия, 2008.

  5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: ТЦ Сфера, 2004.

  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях. М.: ТЦ Сфера, 2008.

  7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979. С. 259, 260.

  8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Степановой. / М.: Педагогическое общество России, 1999.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. В.В. Воронкова. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе».

13. Н.А. Касаткина. «Школа и родители» Формы взаимодействия учителя с родителями.

В.Т. Яковлев. « Воспитательная работа с учащимися 1-4 классов».

14. Н.И. Дереклеева. «Новые родительские собрания».

15. Н.И. Дереклеева. « Родительские собрания».

16. Н.И. Дереклеева. «Справочник классного руководителя».

Информационно-методический центр «Психо лого-педагогическое сопровождение «проблемных» детей и работа с их семьями».

17. Методический центр. Психолого-педагогический инструментарий классного руководителя ш изучению личности ребенка».

Методический центр. « Формирование культуры ЗОЖ».

18. О.С. Богданова, В.И. Петрова. «Воспитание культуры поведения.

19. Ф.П. Черноусова. Центр «Педагогический поиск». Направления формы, содержание и методы воспитательной работы классного руководителя.


















































































© 2010-2022