Посещение учебных занятий: проблемы и практика

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д.Н. Лисин, П.В. Филатов, С.М. Веселов

Посещение учебных занятий: проблемы и практика

Посещение учебных занятий - одно из важнейших направлений деятельности методической службы и руководителей образовательной организации. Казалось бы, это обычная работа, устоявшая традиционная практика. Но при ближайшем рассмотрении сразу выявляются некоторые трудности. Следует отметить, например, недостаточность, даже скудость нормативной базы, обосновывающей право представителей администрации и методической службы посещать занятия преподавателей. Можно сослаться на Письмо Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»; Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 N 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования», в соответствии с которыми вводится Примерное положение об инспекционно - контрольной деятельности в образовательных учреждениях, где упоминается посещение инспектирующим в течение 5-10 дней (в течение комплексной или тематической проверки) «не более 5 уроков, занятий, лекций и других мероприятий». Но речь в документе идет об инспекционных проверках, а не о регулярной совместной работе методической службы и педагога. Кроме того, в данном документе содержится устаревшая терминология, например, термин «государственный образовательный стандарт» вышел из употребления в связи с введением ФГОС.

Есть также Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462, в котором упоминаются «оценка образовательной деятельности… содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса», но не конкретизированы формы анализа по соответствующим параметрам, и никакого упоминания о посещении учебных занятий администрацией и представителями методической службы нет.

В то же самое время закон об образовании декларирует свободу педагога от вмешательства в профессиональную деятельность и предоставляет ему свободу «…выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания» (Статья 47).

Таким образом нормативная база посещения учебных занятий недостаточна, даже если учесть, что образовательная организация имеет право разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, регламентирующие разные стороны деятельности. Ни один из подобных актов не должен противоречить действующему законодательству.

Следующая проблема выявляется при ближайшем рассмотрении формулировки «педагогическая обоснованность». Считаем, что главный принцип педагогической деятельности «noli nocere», и преподаватель не имеет права в своей работе применять какие-либо методы, травмирующие психику ученика. В остальном педагог свободен в выборе технологий и методик обучения и воспитания. Остается только рекомендовать, чтобы они отвечали требованиям времени, запросам обучающихся и были достаточно эффективны.

Итак, нормативная база регламентирует посещение занятий весьма приблизительно. Конечно, посещение занятий в случае жалоб учеников и родителей необходимо, да и регламентируется. Но это крайний случай. Если педагог сам просит оказать ему методическую помощь, то проблем также не возникает, и дело здесь в мастерстве самого представителя методической службы и/или администрации. Это тоже казус, относящийся к другой крайности, ведь обычно выпускников педагогических ВУЗов хорошо готовят к работе

Речь идет об обычной, рутинной методической и управленческой работе. И здесь представителям администрации и методической службы стоит помнить, что мы строим гражданское общество, характеризующееся высокой интенсивностью социальных коммуникаций. Иными словами, нужно уметь договариваться, вести конструктивный диалог, построенный на принципах взаимоуважения. Полагаю, в таком случае педагог не будет чувствовать себя просто объектом проверки, преподаватель будет уверен, что его педагогический труд востребован, что он равноправный участник слаженной работы образовательной организации, а посетивший его урок методист или представитель администрации пришел на занятие с целью обмена опытом.

В таком случае, если мы разрабатываем локальный акт, например, Положение о методической работе, то формулировки, относящиеся к регламентации посещения занятий, должны быть предельно корректными. Целесообразно также формировать план-график посещения занятий на каждый семестр, обсуждать его на заседании предметных (цикловых) комиссий, чтобы с ним могли ознакомиться педагоги.

При посещении занятий необходимо помнить, что существует индивидуальный стиль педагогической деятельности. «А.К. Маркова и А.Я. Никонова предложили деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера... Авторами в основу различения стиля в труде педагога были положены следующие основания:

- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

- результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также интерес обучающихся к учебному предмету).

На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей:

а) эмоционально-импровизированный стиль;

б) эмоционально-методический стиль;

в) рассуждающе-импровизированный стиль;

г) рассуждающе-методический стиль»1.

Именно из этого нужно исходить при посещении и анализе занятий, вырабатывая оптимальный подход к каждому педагогу. Из многообразия и индивидуальности формируется образовательная среда, способствующая всестороннему развитию как обучающихся, так и педагогов.

Теперь немного о практике. В основном, педагоги не возражают, если представители методической службы и администрации посещают их занятия, общий язык всегда удается найти. Составляется график посещений, педагоги знают, когда на их занятии будет присутствовать то или иное должностное лицо. Но главное не в этом. Посещая занятия можно увидеть массу методических находок педагогов, и даже полюбоваться стилем проведения занятий как молодых работников, так и преподавателей со стажем. Подавляющее большинство работают с желанием и удивительной самоотдачей. Например, наш преподаватель английского языка (к слову, год стажировавшийся в Германии), работающий первый свой учебный год сумел очень быстро найти общий язык с обучающимися, (возможно, здесь помогла служба в Вооруженных Силах РФ после окончания университета). Его методической находкой является уверенное преподавание английского языка как средства профессионального общения. Полагаем, этот опыт уже можно транслировать. Преподаватель информатики (первая квалификационная категория) проектирует и проводит занятия так, чтобы выстраивались междисциплинарные связи, ведь преподавание информатики в наше время должно формировать информационную культуру человека постиндустриального общества, что затруднительно без знания истории и философии.

Отметим еще раз, посещение занятий педагогов должно служить целям личностного развития, обмену опытом, обогащению образовательного пространства, формированию такой образовательной среды, которая служит успешной социализации обучающихся и совершенствованию преподавателей в педагогическом творчестве. Таковы, на наш взгляд, реалии современного российского образования.


1 Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008// [Электронный ресурс]. URL: txtb.ru/82/43.html. Дата обращения 09.03.2016



© 2010-2022