ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Центр технологического образования»г. БелгородаПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ г. Белгород Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей жизни: человек выбирает профе...
Раздел Завучу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете Директор МБУ ДО «ЦТО»

Протокол № _от «__» ______ 2014 г. г. Белгорода

___________ О.В. Гаврилова

Приказ № ___ от « »_______ 2014г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования»

г. Белгорода



ПРОГРАММА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ





г. Белгород



Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Актуальность разработки

программы профориентационной работы


В долгосрочной целевой программе «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному выбору. В ней обоснована необходимость научить ребенка определяться в собственных интересах и возможностях, в ситуации на рынке труда, ориентироваться в мире профессий.

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача «Центра технологического образования» на сегодняшний день способствовать подготовке ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во -первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во- вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, ее конкретизацией с учетом потребностей предприятий города и перспективы размещения производительных сил на территории Белгорода; в - третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города Белгорода на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.

В рамках модернизации образования Российской Федерации программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения вместе с организацией всей системы профориентационной работы выходит на новый план.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.


Цели и задачи профориентационной работы

Цель:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

  • обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

  • способствование проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов;

  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятий по психологии.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы:

1 - 4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;

  • формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;

  • коррекция профессиональных планов;

  • оценка готовности к избранной деятельности.

Направления работы


Организационно-методическая деятельность:

-работа методистов по профориентационной работе с учащимися;

-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися:

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

-проведение родительских собраний,

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

-создание попечительского совета, включающего работников МБУДО «Центра технологического образования» учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы


Координатор деятельности - заместитель директора по научно-методической работе, в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

-поддержание связей общеобразовательных учреждений с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;

-содействие планирования работы педагогических коллективов по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепциями и образовательными программами общеобразовательных учреждений;

-содействие осуществлению анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

- выработка рекомендаций:

- по проведению педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

- по созданию ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

- по организации участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

-по организации системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

- по осуществлению контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьных психологов по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Учитель:

-способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

-обеспечивает профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

-адаптирует учебные программы в зависимости от профиля группы, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Педагог- психолог:

-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

-создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

-проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению


Критерии

Показатели

9 класс

10 - 11 класс

Когнитивный

1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3.Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств.

4.Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно - ценностный


1.Заинтересованность в получении знаний.

2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3.Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1.Устойчивые познавательные интересы.

2.Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3.Адекватная самооценка профессионально важных качеств.

Деятельностно -практический

1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств.

Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;

-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

План мероприятий

профориентационной работы методической службы МБУ ДО

«Центр технологического образования» г. Белгорода



№ п/п

Наименование вида деятельности

Цель деятельности

Формы проведения

Сроки исполнения

Ответственные

Консультационная деятельность

1.

Индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по проблемам профессионального самоопределения.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению

Консультация

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

2.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам профессионального ориентирования.

Информационное обеспечение

Консультация

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

3.

Индивидуальное и групповое консультирование учителей общеобразовательных школ по вопросам профессионального ориентирования.

Оказание методической помощи

Консультация

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

Диагностико - аналитическая деятельность

1.

Выявление профессиональных интересов обучающихся ЦТО

Оказание помощи в распределении обучающихся по направлениям

Анкетирование обучающихся 1-го года обучения

Сентябрь

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

2.

Выявление степени удовлетворенности обучающихся ЦТО выбранным направлением обучения

Обеспечение возможности оптимального выбора

Анкетирование обучающихся 1-го года обучения

Декабрь

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

3.

Проведение предварительного мониторинга уровня готовности выпускников ЦТО к продолжению образования и трудоустройству по избранному направлению

Выявление достоинств и недостатков профориентационной деятельности

Опрос

Апрель

Май

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

4.

Анализ трудоустройства и поступления выпускников ЦТО в средние и высшие образовательные учреждения по профессии, избранной в ЦТО.

Выявление достоинств и недостатков качества обучения по выбранному направлению

Опрос

Сентябрь

Октябрь

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

ПДО

5.

Анализ работы профориентационной службы ЦТО за 2014-2015 учебный год.

Выявление достоинств и недостатков профориентационной работы

Июнь

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

6.

Составление плана работы профориентационной деятельности на 2015-2016 учебный год

Планирование будущей профориентационной деятельности

Июнь

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

Научно-методическая деятельность


1.

Участие в работе городских и областных семинаров

Повышение профессиональной компетентности

Семинар

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

2.

Участие в педагогических и методических советах

Оптимизация деятельности ЦТО

Работа с документами и анализ литературы

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

3.

Публикация материалов о системе профориентационной работы в условиях ЦТО г. Белгорода в периодических изданиях

Анализ и обобщение опыта

Анализ системы профориентационной работы ЦТО

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

Организационная деятельность


1.

Организация и проведение экскурсий для обучающихся общеобразовательных школ города

Ознакомление со специальностями обучения в ЦТО

Экскурсия

Апрель

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

2.

Организация и проведение экскурсий в учреждения, организации и предприятия города.

Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности

Экскурсия

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

ПДО

3.

Организация и проведение экскурсий в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования

Ознакомление с рынком образовательных услуг

Экскурсия

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

4.

Участие в работе городской ярмарки вакансий рабочих и учебных мест

Расширение информационного поля обучающихся по вопросам современного рынка труда и образовательных услуг г. Белгорода

Ярмарка профессий

По согласованию с Центром занятости населения г. Белгорода

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

5.

Организация проведения недели методической службы

Создание условий для формирования обоснованных профессионально - образовательных планов обучающихся в соответствии с запросами промышленных предприятий и образовательных учреждений города

Экскурсия

Беседа

Встреча со специалистами

Консультация

Февраль

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

6.

Содействие в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства

Создание условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников

Консультация

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

7.

Организация и проведение встреч со специалистами различных профессий

Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности

Беседа

В течение года

Назарова Г.А.

8.

Организация деятельности по заключению договоров о совместной профориентационной деятельности

Расширение сети социальных партнеров

Договорная деятельность

В течение года

Уварова С. А.

Public Relations в профориентационной работе


1.

Создание профориентационного зала учебных заведений среднего и высшего профессионального образования города Белгорода

Расширение информационного поля обучающихся по вопросам профессионального самоопределения

Анализ информационных источников

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

2.

Информирование о проведении дней открытых дверей в учреждения, среднего и высшего профессионального образования

Расширение информационного поля обучающихся по вопросам современного рынка образовательных услуг

Распространение рекламно-информационных материалов

В течение года

Уварова С.А.

Назарова Г.А.

3.

Создание банка мультимедийных презентаций различных областей профессиональной деятельности

Расширение информационного поля обучающихся по вопросам профессионального самоопределения

Анализ информационных источников

В течение года

Методисты ЦТО

ПДО






18


© 2010-2022