СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Из опыта работы учителя истории.В педагогической литературе выделяются термины «информационноепространство», «информационная среда», Информационное пространство – это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией. Информация – это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по м...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В педагогической литературе выделяются термины «информационное

пространство», «информационная среда», Информационное пространство - это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией. Информация - это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости. Присвоенная индивидом информация становится знанием. Информация отчуждена от человека, не зависит от него, а знания личностно окрашены, усваиваясь, они приобретают значимость для конкретного субъекта. Термин «информационно-образовательное пространство» подчеркивает, что цель использования информации в этом пространстве - образование личности. В понятие «среда», в отличие от понятия «пространство», включается субъект, для которого эта среда создается и которым она исполь

зуется. Информационно-образовательная среда возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно образовательного пространства. Это специально организованная для решения определенных образова

тельных задач часть информационно-образовательного пространства. В со

став ее входят информационные объ

екты, средства коммуникации, способы получения, переработки, использования, создания информации, коллективные (социальные) и индивидуальные субъекты. Если в традиционном обучении главной задачей являлась передача ученику определенной суммы знаний, формирование ряда заранее определенных умений, то цель обучения в ИОС - научить школьника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. К ключевым компетенциям относим: познавательно -информационную, социально- трудовую, коммуникативную, личностного самоопределения. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, использование творческого и профессионального потенциала учителей.

Сегодня мы убеждены, что должны рассматривать ИОС как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств. Пока мы не можем согласиться, что все учебники нового поколения сопровождаются соответствующими требованиям УМК, а

техническое оснащение кабинетов одинаково современно. Поэтому учи

тель по- прежнему остается ключевой фигурой не только в выборе технологии, но и информационной базы на своих уроках. Коротко можно сформулировать: "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение».

На уроках истории я использую программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации или использую готовые, находя их в Интернете и адаптируя к своим урокам.

Самое главное, такие презентации создают ученики. Так в этом полугодии ученики 9 и 10 класса создавали презентации по темам «Гражданская война», «Великая Отечественная война», 11 класса- «Глобальные проблемы человечества» по курсу «Основы обществознания», по внеклассной работе - «Астана- столица Казахстана».

В настоящее время в Казахстане формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения на уроках истории, размещенных на CD или RW дисках или в Интернете, например, tests.kz, kazakhstan.awd.kz.

Необходимость использования возможностей Интернета при подготовке учителя к уроку и на уроках истории: для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. трудно переоценить. На сайтах можно найти

не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

Кабинет истории в нашей школе не оснащен интерактивной доской, но подобные демонстрации возможны и при наличии видеопроектора:

  1. Цельные презентации, содержащие изучаемый материал

  2. Различные иллюстрации (схемы, картины, фотографии, карты, статистические диаграммы)

  3. Текстовый материал (планы, вопросники, таблицы)

  4. Видео

  5. Тесты без интерактивной проверки

Предпочтение отдаю заданиям, когда модели «подвижны». Это особенно удачно способствует активизации мыслительной деятельности учеников любого уровня подготовки. Применяю следующие задания:

  1. привести события в соответствие с датами

  2. составить таблицу с помощью систематизации разрозненных звеньев

  3. отметить на карте необходимые объекты

  4. создать логическую цепочку или схему (слайды с примерами флипчартов)

Так же имеется возможность создания «активных» карт, так как по истории Казахстана изданы новые комплекты, а по всемирной истории - лишь вкладыши в учебнике, которые не выдерживают никакой критики.

Однако считаю, что основным источником информации на уроке является учебник. На сегодняшний день не хватает интересных, содержательных, талантливо написанных и красочно оформленных учебников истории. Работать приходится со скучными, и не всегда понятными учебниками, но учителю не удастся добиться прочных знаний учащихся без того, чтобы не работать по ним и не научить ученика самостоятельной работе с учебником. При этом использую следующие приемы работы с учебником: (слайд)

1. Составить простой или сложный план текста.

2. Составить план ответа на поставленный вопрос, используя текст.

3. Проанализировать иллюстрацию или описать её.

4. Составить по тексту тестовые вопросы.

5. Опровергнуть или доказать предложенный вывод.

6. Сделать вывод исходя из текста.

7. Составить ОК по пункту параграфа.

8. По ОК составить устный ответ с помощью текста учебника.

9. Составить логическую цепочку (найти причинно-следственные связи).

10. Найти ключевую фразу в предложенном пункте или фрагменте.

11. Выписать 5-7 опорных фраз, ключевых слов.

12. Ответить на вопросы к тексту.

13. Используя текст учебника, привести в соответствие данные таблицы.

14. Используя текст заполнить данную таблицу.

15. Составить к тексту таблицы и заполнить их.

16. Сравнить данные текста учебника с предложенным дополнительным текстовым или иллюстративным материалом.

17. Показать на карте объекты, описанные в тексте.

18. Сравнить описанные события (найти общие и особенные черты).

19.По одному тексту дать дифференцированные задания:

1)проблемный вопрос

2)составить план

3)создать ОК или логическую цепочку.

20. Дополнить текст учебника информацией, полученной из иллюстраций к параграфу.

21. Составить по плану характеристику личности, используя информацию из текста учебника.

22.Работа с терминами: найти в учебнике определения.

Не секрет, что дети не любят работать с учебником и ценят того учителя, ко

торый интересно рассказывает "не по учебнику". Это вполне понятно, но остаётся вопрос, что выносит ученик с урока, и удастся ли сформировать систему знаний без опоры на учебник, без обучения систематической работе по нему. Разумеется, различия в содержании и структуре материалов учебника и другой информации, использованной на уроке, будут, но в своей основе они должны быть едины. Отсюда вытекает сложная, противоречивая задача: с одной стороны, развить познавательные интересы ребёнка, а с другой, сделать понятным и доступным учебник. Вот здесь и необходимо применение информационных технологий. Как пример из моей практики- урок по истории Казахстана в 8 классе по теме «Образование Бокеевского ханства».(слайды флипчартов)

Таким образом, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов и технических средств на уроке вижу в следующем:

  1. Повышении доступности, глубины и качества освоения исторического материала

  2. Экономии учебного времени, интенсификации обучения

  3. Усилении наглядности, "яркости" обучения

  4. Укреплении обратной связи. Увеличении количества опрашиваемых

  5. Повышении внимания учащихся к содержанию урока, большей заинтересованности школьников в изучаемом материале

  6. Развитии творческих способностей учащихся: соединении изучаемого материала и навыков в области ИКТ

  7. Возможности продемонстрировать материал, который без интерактивной доски представить практически невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео- и иллюстративную информацию в систему.



© 2010-2022