Разработка: Психологический анализ урока

  Психологический анализ посещаемых уроков рекомендуется проводить по определенной схеме, в которой отражены цели и задачи анализа. Анализироваться могут следующие аспекты: психологическая цель урока; стиль урока; особенности самоорганизации педагога; организация познавательной деятельности учащихся.  Педагогом в должной мере организованы условия для продуктивной работы памяти, внимания, мышления и воображения учащихся. Учитывались возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к ур...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический анализ уроков

Психологический анализ посещаемых уроков рекомендуется проводить по определенной схеме, в которой отражены цели и задачи анализа. Анализироваться могут следующие аспекты:

А. Психологическая цель урока:

  1. формулировка цели, место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся;

  2. учет в целевой установке урока конечной задачи перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе;

  3. соответствие отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, используемых на уроке, и всего стиля урока в целом.

Б. Стиль урока (с учетом принципов развивающего обучения):

  1. соответствие нагрузки на память и мышление учащихся их возрасту;

  2. соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

  3. соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

  4. соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания и т.д.)

  5. педагогический такт преподавателя (мастера);

  6. психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу искреннего общения в группе, деловой контакт или другие настроения).

В. Особенности самоорганизации педагога:

  1. подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению, особенно на уроках производственного обучения);

  2. рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

Г. Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. средства достижения осмысленности, целостности восприятия учащимися изучаемого материала;

  2. использование установок и их форма (убеждение, внушение);

  3. достижение сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся;

  4. формы работы по актуализации в памяти учащегося ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой и др.);

  5. использование педагогом своих индивидуальных особенностей для организации внимания учащихся;

  6. использование на уроке нескольких видов памяти учащихся (обратной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной);

  7. учет индивидуальных показателей памяти учащихся в организации учебной деятельности;

  8. учет психологических закономерностей при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

  9. уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное), руководство педагога формированием убеждений и идеалов;

  10. виды творческих работ, использованные на уроке; руководство педагога творческим воображением учащихся (объявление темы и целей работы, условий ее выполнения, обработки результатов и оформления работы).

Д. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:

  1. анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);

  2. выделение педагогом групп учащихся по уровню обучаемости и сочетание фронтальной работы в группе с индивидуальными и групповыми формами учебных занятий;

  3. учет на уроке потребности учащихся в общении и признании со стороны сверстников и самостоятельности поступков;

  4. учет возрастных особенностей системы ПТУЗ, ССУЗ во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся

Приведем пример психологического анализа урока (аспект Г)

Цель: организация познавательной деятельности учащихся.

Содержание и структура урока в полной мере отвечает принципам развивающего обучения, а также весь стиль урока в целом соответствует поставленной психологической цели.

Группа в целом к уроку готова. Внимание сконцентрировано на преподавателе; у 2/3 учащихся группы - внимание произвольное с переходом в постпроизвольное. 10% учащихся на начальном этапе занятия характеризуются рассеянностью внимания, неуравновешенностью, неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью. 2/3 учащихся можно охарактеризовать как ответственных, инициативных, активных, решительных, с повышенным уровнем самосознания и самоконтроля.

Учащиеся хорошо работают при среднем темпе урока, активны, исполнительны, серьезны, в целом дисциплинированы, имеют сложившиеся свои суждения и умозаключения, могут отстаивать свою точку зрения в споре. 35% учащихся имеют высокий уровень напряжения памяти, хорошо устанавливают логические связи и связи по ассоциациям. Работоспособность группы выше среднего уровня на протяжении всего занятия. учащиеся выражают готовность к восприятию нового материала.

Учебный материал излагается доступно, качественно. Если возникают вопросы в ходе урока, то преподаватель спокойно и доступно отвечает на них. Информация, которая дается на уроке, способствует проявлению интереса и любознательности у учащихся. Педагог формирует у каждого учащегося четкое представление о двух этапах усвоения материала: а) установки на понятие; б) установки на запоминание и не требует четких определений понятий, главное - чтобы учащийся понимал то, о чем говорит. Педагог активно использует коллективную мыслительную деятельность учащихся (при повторении пройденного материала и подаче нового), активизируя ее вопросами типа: «Почему вы думаете, что это именно так?», «Давайте сравним..» и т.д. Подобные вопросы способствуют развитию мыслительных процессов и позволяют проводить более глубокий анализ учебного материала.

При организации изложения нового материала преподаватель использовал яркие, образные примеры, смену интонации голоса. В ходе урока делаются конкретные суждения и умозаключения. Всем вопросам, которые интересовали учащихся, уделялось должное внимание.

Резюме. Педагогом в должной мере организованы условия для продуктивной работы памяти, внимания, мышления и воображения учащихся. Учитывались возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: при определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. избранные педагогом формы работы вполне соответствуют поставленной психологической цели.



© 2010-2022