- Преподавателю
- Директору, завучу
- Разработка: Психологический анализ урока
Разработка: Психологический анализ урока
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хадикова Е.Р. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологический анализ уроков
Психологический анализ посещаемых уроков рекомендуется проводить по определенной схеме, в которой отражены цели и задачи анализа. Анализироваться могут следующие аспекты:
А. Психологическая цель урока:
-
формулировка цели, место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся;
-
учет в целевой установке урока конечной задачи перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе;
-
соответствие отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, используемых на уроке, и всего стиля урока в целом.
Б. Стиль урока (с учетом принципов развивающего обучения):
-
соответствие нагрузки на память и мышление учащихся их возрасту;
-
соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
-
соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
-
соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой; установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания и т.д.)
-
педагогический такт преподавателя (мастера);
-
психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу искреннего общения в группе, деловой контакт или другие настроения).
В. Особенности самоорганизации педагога:
-
подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению, особенно на уроках производственного обучения);
-
рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).
Г. Организация познавательной деятельности учащихся:
-
средства достижения осмысленности, целостности восприятия учащимися изучаемого материала;
-
использование установок и их форма (убеждение, внушение);
-
достижение сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся;
-
формы работы по актуализации в памяти учащегося ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с группой и др.);
-
использование педагогом своих индивидуальных особенностей для организации внимания учащихся;
-
использование на уроке нескольких видов памяти учащихся (обратной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной);
-
учет индивидуальных показателей памяти учащихся в организации учебной деятельности;
-
учет психологических закономерностей при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
-
уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное), руководство педагога формированием убеждений и идеалов;
-
виды творческих работ, использованные на уроке; руководство педагога творческим воображением учащихся (объявление темы и целей работы, условий ее выполнения, обработки результатов и оформления работы).
Д. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
-
анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);
-
выделение педагогом групп учащихся по уровню обучаемости и сочетание фронтальной работы в группе с индивидуальными и групповыми формами учебных занятий;
-
учет на уроке потребности учащихся в общении и признании со стороны сверстников и самостоятельности поступков;
-
учет возрастных особенностей системы ПТУЗ, ССУЗ во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся
Приведем пример психологического анализа урока (аспект Г)
Цель: организация познавательной деятельности учащихся.
Содержание и структура урока в полной мере отвечает принципам развивающего обучения, а также весь стиль урока в целом соответствует поставленной психологической цели.
Группа в целом к уроку готова. Внимание сконцентрировано на преподавателе; у 2/3 учащихся группы - внимание произвольное с переходом в постпроизвольное. 10% учащихся на начальном этапе занятия характеризуются рассеянностью внимания, неуравновешенностью, неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью. 2/3 учащихся можно охарактеризовать как ответственных, инициативных, активных, решительных, с повышенным уровнем самосознания и самоконтроля.
Учащиеся хорошо работают при среднем темпе урока, активны, исполнительны, серьезны, в целом дисциплинированы, имеют сложившиеся свои суждения и умозаключения, могут отстаивать свою точку зрения в споре. 35% учащихся имеют высокий уровень напряжения памяти, хорошо устанавливают логические связи и связи по ассоциациям. Работоспособность группы выше среднего уровня на протяжении всего занятия. учащиеся выражают готовность к восприятию нового материала.
Учебный материал излагается доступно, качественно. Если возникают вопросы в ходе урока, то преподаватель спокойно и доступно отвечает на них. Информация, которая дается на уроке, способствует проявлению интереса и любознательности у учащихся. Педагог формирует у каждого учащегося четкое представление о двух этапах усвоения материала: а) установки на понятие; б) установки на запоминание и не требует четких определений понятий, главное - чтобы учащийся понимал то, о чем говорит. Педагог активно использует коллективную мыслительную деятельность учащихся (при повторении пройденного материала и подаче нового), активизируя ее вопросами типа: «Почему вы думаете, что это именно так?», «Давайте сравним..» и т.д. Подобные вопросы способствуют развитию мыслительных процессов и позволяют проводить более глубокий анализ учебного материала.
При организации изложения нового материала преподаватель использовал яркие, образные примеры, смену интонации голоса. В ходе урока делаются конкретные суждения и умозаключения. Всем вопросам, которые интересовали учащихся, уделялось должное внимание.
Резюме. Педагогом в должной мере организованы условия для продуктивной работы памяти, внимания, мышления и воображения учащихся. Учитывались возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении: при определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. избранные педагогом формы работы вполне соответствуют поставленной психологической цели.