Методические рекомендации по подготовки практических работ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Составлены на основе Приложения к письму Минобразования России от 5 апреля 1999 года № 16-52-58 ин/16-13

К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика, курсовая работа) относится практическое занятие, которое направлено на формирование учебных и профессиональных практических умений.

Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей дидактической целью: формирование практических умений:

  • профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);

  • учебных (решать задачи по математике, физике, химии, информатике, другим дисциплинам), необходимых в последующей учебной деятельности.

Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина и вся подготовка специалиста.

В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Содержание практических занятий является решением разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой документации, в том числе, специальных документов и др.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения курсовой работы, прохождения производственной (профессиональной) практики.

Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочих программах соответствующих дисциплин. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время студенты смогли их качественно выполнить.

Методические указания по проведению практических занятий рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями. В них должны быть раскрыты основные требования, определяющие:

  • условия проведения практических занятий;

  • состав и содержание материалов, необходимых преподавателю для проведения практических занятий;

  • основные этапы практических занятий;

  • структуру оформления практических занятий;

  • оценку за выполнение заданий (пятибалльная система или зачет);

  • формы отчетности.

Методические указания по проведению практического занятия должны содержать:

1. Инструкцию к выполнению студентами задач, заданий, практических работ, включающую:

  • цель работы;

  • оборудование (аппаратура, инструменты, приборы, материалы, документы, их характеристика);

  • основные теоретические положения (основные факторы, их характеристики, формулы и т.п.);

  • порядок выполнения заданий;

  • образец оформления : таблицы, выводы (без формулировок);

  • контрольные вопросы;

  • учебную, нормативную и специальную литературу.

2. Памятку для проведения анализа и оценки выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

3. Тестовые задания для входного контроля (в том числе, автоматизированного), определяющего теоретическую готовность студентов к выполнению практической работы, заданий, решению задач.

4. Сборники упражнений, задач, заданий, практических работ, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям, включая подбор дополнительных упражнений, задач, заданий для студентов, работающих в быстром темпе.

Разработанные методические указания по проведению практических занятий должны рецензироваться и утверждаться.

В рецензии следует провести критический разбор и отметить соответствие разработанных методических материалов государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности, соответствие тематики практических занятий рабочей программе дисциплины, полноту охвата учебных умений, определяющих образовательную подготовку по данной дисциплине и профессиональных умений, на которые ориентирована данная дисциплина; наличие разнообразных форм проведения практических занятий со студентами (групповая, фронтальная, индивидуальная); наличие разнообразных по характеру и уровню сложности познавательной деятельности студентов упражнений, задач, заданий и практических работ, предложенных в сборниках; наличие методических рекомендаций к упражнениям, задачам, заданиям, практическим работам в сборнике; четкость, правильность и грамотность формулировок; оформление, расположение и оригинальность материалов.

В заключении рецензии должна быть сформулирована оценка возможности использования материалов или указания на необходимость доработки.

При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы студентов: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу студентов, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки студентов.

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний учащихся - их теоретической подготовленности к занятию;

  • инструктаж, проводимый преподавателем;

  • выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;

  • последующий анализ и оценка выполненных работ


© 2010-2022