Опыт введения ФГОС НОО

   МБОУ Большетумановская ООШ является инновационным образовательным учреждением Арзамасского муниципального района, активно участвует в апробации, реализации педагогических инноваций.    Как и все школы страны, с 1 сентября 2011 года МБОУ Большетумановская ООШ осуществило переход на ФГОС второго поколения начального общего образования.    В школе разработана программа перехода на ФГОС второго поколения, которая отражает перечень мероприятий по следующим направлениям: * создание соответствующей ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МБОУ Большетумановская ООШ.

МБОУ Большетумановская ООШ является инновационным образовательным учреждением Арзамасского муниципального района, активно участвует в апробации, реализации педагогических инноваций.

МБОУ Большетумановская ООШ является:

1. региональной экспериментальной площадкой ГБОУ ДПО НИРО осуществляя совместную деятельность по организации и научно - методическому сопровождению экспериментальной работы по теме «Методическое сопровождение преподавания истории и обществознания в основной школе в условиях внедрения ФГОС ООО».

2. муниципальной инновационной площадкой по направлению деятельности «Современные технологии обучения» по теме «Использование информационно - коммуникативных технологий при формировании универсальных учебных действий у обучающихся младших классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта». Руководителем инновационной деятельности и экспериментальной работы по данной теме в школе является учитель начальных классов Лобанова В.В.

Как и все школы страны, с 1 сентября 2011 года МБОУ Большетумановская ООШ осуществило переход на ФГОС второго поколения начального общего образования.

В школе разработана программа перехода на ФГОС второго поколения, которая отражает перечень мероприятий по следующим направлениям:

* создание соответствующей нормативно - правовой базы.

Администрацией школы подготовлены приказы о переходе на ФГОС, локальные акты, регламентирующие этот переход; заключены договоры с родителями на оказание образовательных услуг, организована внеурочная деятельность.

* создание учебно - методических документов, материалов. Администрацией, педагогами школы разработаны основная образовательная программа начального общего образования, учебные планы, рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС.

* организация информационного сопровождения введения ФГОС.

Для обеспечения информационной составляющей процесса введения ФГОС школа использует возможности Интернета. В школе работает сайт, на котором размещается информация, связанная с реализацией основной образовательной программы. На сайте открыта страница, посвящённая переходу на новые стандарты.

Отдельная работа идёт по ознакомлению родительской общественности с основными положениями стандартов второго поколения: знакомство с особенностями организации образовательного процесса и условий его осуществления в школе, требованиями к подготовке обучению в школе, требованиями к ожидаемым результатам общего образования, показателями их достижения, организацией системы непрерывного образования, системы оценивания.

В ходе информирования родителей обучающихся об основных положениях ФГОС нового поколения: проведены родительские собрания; оформлены стенды для родителей, будущих первоклассников; были организованы дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей, проведены занятия «Школа дошкольника».

* организация методического сопровождения введения ФГОС.

Проходят заседания методического совета, ШМО, творческих групп, на которых рассматриваются и решаются актуальные вопросы перехода на ФГОС. Оказывается консультативная помощь учителям в разработке образовательных программ начального общего образования. Осуществляется повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам ФГОС второго поколения.

* материально - техническое, ресурсное обеспечение введения ФГОС.

При подготовке к новому учебному году была проведена большая работа по улучшению школьной инфраструктуры, созданию условий безопасности, выполнению санитарных норм и правил, в том числе с учётом реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: проведён ремонт в кабинетах, установлена раковина и подведён водопровод в 1 классе, жалюзи - во 2 классе, установлены в кабинетах начальных классов компьютеры с программным обеспечением и выходом в Интернет в 1 классе, экраны и проекторы. Осуществлён капитальный ремонт столовой, санузлов, приобретено оборудование в столовую. Спортивный зал соответствует требованиям и нормам СанПин.

Прошло более года, как приступили к реализации ФГОС второго поколения, трудно говорить сейчас о результатах, так как в настоящее время используется весь потенциал в обеспечении готовности школы к переходу на новые стандарты.

Составленный учебный план школы обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

За основу был взят первый вариант базисного учебного плана, рекомендованный в нормативных материалах по введению ФГОС второго поколения.

Благодаря имеющемуся в нашей школе положительному тандему с попечительской организацией ООО «АСТ - Регион» часы, выделенные на проведение занятий по вольной борьбе внесены в план внеурочной деятельности и проводятся педагогом спортивной школы № 3 г. Арзамаса Рыжковым В.Е. Зарплату руководителю за проведение занятий по вольной борьбе платит руководство ООО «АСТ - Регион».

Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план раздела «Внеурочная деятельность». Таким образом, обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника.

Педагогическим коллективом определена оптимальная для реализации модель организации внеурочной деятельности обучающихся как за счёт использования ресурсов школы, так и с привлечением педагогов дополнительного образования, занятий Воскресной школы.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

* духовно - нравственное направление представлено работой по программе «Я - гражданин России» - 10 часов в год в 1 и во 2 классе. Основная цель: создание и совершенствование системы патриотического и духовно - нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина.

* в рамках общекультурного направления организации внеурочной деятельности обучающимся предлагаются творческие объединения «Юный художник» - 2 часа в неделю в 1 и 2 классах, «Хоровое пение» - 2 часа в неделю в 1 и 2 классах, танцевальный кружок при Тумановском ДК - 2 часа в неделю в 1 и 2 классах, «Академический вокал» - 1 час в неделю при Тумановском ДК, цель которых состоит в создании условий для интеллектуального, творческого развития младших школьников.

* социальное направление представлено работой по программе «Край родной - Туманово» - 10 часов в год в 1 и во 2 классе. В рамках этой деятельности обучающиеся изучают и знакомятся с историческим прошлым и настоящим своей «малой родины», о личностях, оставивших заметный след в истории села. В процессе исследования развиваются интеллектуальные и поисково - информационные умения.

* организация спортивно - оздоровительного направления внеурочной деятельности осуществляется по программе «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» - 10 часов в год в 1 и во 2 классе. В рамках сотрудничества с попечительской организацией ООО «АСТ - Регион» обучающимся предложены занятия по вольной борьбе - 3 часа в неделю в 1 и 2 классе. Программа включает обучение здоровому образу жизни, правилам поведения и безопасности в различных чрезвычайных ситуациях.

Необходимо обратить внимание, что своеобразный контекст организации внеурочной деятельности обучающихся составляет туристско - краеведческая работа по направлению «Край родной - Туманово». И это неслучайно, наша школа в рамках туристско - краеведческой экспедиции по направлению «Край родной - Туманово» ведёт поисково - исследовательскую работу. То есть мы попытались выстроить содержание организации внеурочной деятельности в рамках общей концепции деятельности школы.

При составлении расписания уроков для обучающихся учтены гигиенические требования по СанПин (2.4.2.2821-10).

Обучение по всем предметам в 1, 2 классах осуществляется в соответствии с образовательной программой с использованием УМК «Школа России», которая отвечает требованиям ФГОС НОО. Хочется отметить в качестве положительного фактора появление электронных приложений к учебникам «Математика», «Окружающий мир», «Русский язык».

Особое внимание педагогическим коллективом уделено отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих реализацию системно - деятельностного подхода к организации образовательного процесса (обозначенного во ФГОС второго поколения как приоритетного).

В прошлом учебном году было проведено несколько методических семинаров, совещаний, педсоветов по обобщению, распространению накопленного в школе опыта реализации технологий (концентрированного, интегрированного, проектного, исследовательского обучения).

08 февраля 2012 года был проведён День науки в школе с защитой исследовательских и проектных работ обучающимися. В настоящее время ведётся подготовка к проведению Дня науки 08 февраля 2013 года. Что, безусловно, способствует усилению методической подготовки учителей к переходу на новые стандарты второго поколения.

Для успешного введения новых стандартов одним из основных направлений является подготовка педагогических кадров. На сегодня все учителя начальных классов прошли семинары и курсы по ФГОС. Активно проводится работа по подготовке к введению ФГОС в основной школе. Проходят курсы по ФГОС те учителя, кто работает или собирается работать в соответствующих классах в ближайшие 5 лет. В условиях введения ФГОС все учителя должны владеть технологиями разновозрастного, индивидуального и дистанционного обучения.

Новым в стандартах второго поколения является целевой ориентир, призванный способствовать развитию у обучающихся универсальных учебных действий, носящих надпредметный характер, обеспечивающих целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности ребёнка.

В течение прошлого учебного года и этого не раз проводилось анкетирование учителей, методические семинары, совещания в районе, школе, на которых обсуждались вопросы перехода на новые ФГОС.

В ходе проведённого анкетирования были получены следующие результаты:

* к бесспорным плюсам введения новых ФГОС относят в первую очередь бесплатное обеспечение УМК, методическое обеспечение, материально - техническое оснащение кабинета, внеурочная деятельность, электронные приложения к УМК, программу развития универсальных учебных действий.

Педагогическая и родительская общественность активно участвует во внедрении новых стандартов общего образования начального общего образования. Принимаются меры для перехода на ФГОС в основной школе.

Пусть небольшой, но всё, же положительный опыт внедрения ФГОС второго поколения школы показал, что концептуальные идеи, пути реализации Федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

© 2010-2022