Рабочая программа клуба Родничок

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

( Русская народная мудрость)



Пояснительная записка

Актуальность программы.

В современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест. Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всѐ возрастает. А происходит это потому, что ко- гда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость еѐ заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Кроме того, важно формировать этническую толерантность у учащихся через изучение истории, быта и традиций хакасского народа в сравнении с историей и традициями других народов, в том числе, русского народа.

Это позволит решить актуальные задачи развития и укрепления межнациональных отношений, формирования личности, как носителя гуманистических, толерантных идей.

Цель программы - формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской и хакасской культуры, создание условий для формирования этнической толерантности через изучение истории, быта и традиций хакасского народа во внеурочное время.

Задачи программы:

  1. усвоение знаний о русских и хакасских народных традициях, основных достижениях русской и хакасской культур;

  2. обеспечение достаточного уровеня информирования учащихся об истории, быте и традициях русского и хакасского народа;

  3. развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности;

  4. воспитание национального сознания и толерантного отношения к русской и хакасской культуре и культуре других народов;

  5. создание дополнительных условий для формирования и развития гражданской активности и реализации творческого потенциала;

  6. привлечение учащихся к научно-поисковой, исследовательской деятельности;

  7. формирование потребности понимания культуры, традиции других народов и ува­жительного отношения.

Кружок рассчитан на 35 часов. Особенностью программы кружка является еѐ интегративный характер. Содержательная часть основана на материале таких предметных областей, как история, география, литература, изобразительное искусство, музыка, крае- ведение, дизайн. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, эстетического, физического и умственного развития учащихся. Профильный кружок адресован учащимся 4-6 классов общеобразовательной школы.

Основными методическими принципами программы являются:

• принцип развивающего общения - обучение должно вести за собой развитие ре­бёнка;

• принцип создания мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребёнка с нарушение зрения к достижению цели, поставленной перед ним педагогом;

• принцип продуктивной обработки информации, предусматривающий создание пе­дагогом ситуаций, в ходе которых учащиеся самостоятельно осваивают способы обработ­ки учебной информации;

• принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей;

• принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагающий обязательное включение в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции;

• принцип динамичности, восприятия. Именно восприятие поставляет информацию об окружающем мире.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный,

- частично-поисковый,

- исследовательский,

-метод проектов.

Формы обучения:

- фронтальная,

- групповая,

- парная,

- индивидуальная.

Прогнозируемые результаты

- сформированные знания о русских народных традициях, основных достижениях русской культуры;

- развитые навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности;

- сформированное национальное сознание и толерантное отношение к русской куль- туре и культурам других народов;

- повышение качества знаний о традициях, культуре, обычаях народов, проживаю­щих в Хакасии;

- формирование личности, владеющей навыками толерантного поведения, способно­го к межкультурному взаимодействию;

- активизация научно-исследовательской деятельности учащихся в области этно­культурного образования.

Учащиеся должны знать:

- историю родного края, его традиции, обычаи и обряды;

- характеристику различных профессий, связанных с народными промыслами;

- историю своего рода, известных людей, прославивших род;

- овладеть первичными навыками работы с научной литературой, архивными материалами;

- понятия внутрисемейного родства, этики гостеприимства;

- традиции, обычаи своей семьи, биографии родителей, бабушек и дедушек;

- овладеть элементарными навыками коммуникации с людьми старшего поколения.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов темы

Количество часов

1.

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

1

2.

Многонациональная культура России и Хакасии.

1

3.

Устное народное творчество.

1

4

Русские пословицы и поговорки, сиспектер, соспектер.

1

5

Тахпахтар.

1

6

Народные танцы. Переплясы. Хороводы.

1

7.

Сказки. Былины.

Нымахатар, героические сказания

1

8-10.

Семья. Отец - глава семьи, кормилец, заступник; Отец родной, крестный, духовный.
Мать - душа семьи, хранительница очага, утешительница.
Я и моя родословная.

Традиционные формы общения в русской и хакасской семье

3

11.

Разделение общества на сословия (крестьяне, бояре, купцы)

1

12.

Традиционный костюм хакасов и русских. Функциональный характер одежды в старину.

1

13.

Мужская одежда.

1

14.

Женская одежда.

1

15.

Головные уборы девушек и женщин

1

16.

Роль орнамента-оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака).

Украшения хакасского народа

1

17-18.

Традиционный костюм бояр.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

2

19-21.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.

Юрта - традиционное жилище хакасов

3

22-24

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.

Традиционная хакасская кухня

3

25-26.

Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.

Родовые праздники. Общенародные обрядовые праздники

2

27-28

Игры и забавы детей. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.

Хакасские национальные игры

2

29-30

Учёба. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.

Воспитание девушек и юношей в хакасской семье

2

31-32

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.

Традиции воспитания юного поколения в хакасской семье

2

3 урока в резерве: Поэзия древних тюрков





© 2010-2022