Доклад на педсовете Роль внеурочной деятельности обучающихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования социализация личности школьника определена как одна из важнейших задач. Социализация личности школьника - это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества.

Внеурочная деятельность нашей школы реализуется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями и социальными партнерами школы: ЦРТДиЮ г. Энгельса, ДК «Мелиоратор», ГУ « Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов», войсковой частью № 6987 Энгельсской авиабазы, МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 69», ДШИ № 6, центр « Семья», РЦ « Надежда», МЭУ МВД России « Энгельсское»,станцией юных туристов и другими школами ЭМР.

Одним из главных принципов работы учителей нашей школы является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.

В школе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную социально значимую деятельность, что помогает учителям выявить у детей возможности и интересы, помочь реализовать их во внеурочное время.

Основными направлениями работы школы по воспитанию и социализации личности школьника являются: патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации: экскурсии, кружки, круглые столы, олимпиады, соревнования, исследования, общественно - полезные практики и другое.

Наши учителя остановили свой выбор на оптимизационной модели внеурочной деятельности и создали индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

Проводя анкетирование среди родителей первоклассников, мы предложили определить приоритет того или иного направления и получили результаты, которые показали, что мы не ошиблись в выборе этих направлений.

Во внеурочной деятельности мы опираемся на личный социальный опыт учащихся, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. Побуждаем детей высказывать свое личное суждение, при этом решая не только задачи воспитания нравственности, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Результат этого вида деятельности в нашей школе есть: призовые места в районном конкурсе чтецов, во Всероссийском конкурсе « Телекласс» номинация « Закон и порядок» - грамота за 1-е место. Классные часы, диспуты, особенно благодатны для решения проблемы, вызванной недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшими в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.

Технология исследования и социального проектирования прочно вошла во внеурочную деятельность нашего образовательного учреждения. Эта деятельность формирует навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом. Ученики школы ежегодно реализуют социальные проекты: районный конкурс социальных проектов «Сосновая аллея» - Почетная грамота (3-е место), исследовательские работы: «Путеводитель по Энгелььскому району » и «Моя родословная» - 1, 3-е места в районном и участие в областном конкурсах. Презентация «Прогулка по родному городу».

Эти работы позволяют привлечь внимание общественности к проблемам района, города и школы. Они объединяют усилия родителей, общественности, депутатов городского совета и школы в их решении. Акции «Чистые обочины», «Живи, родник!», «Школьный дворик», «Обелиск» помогли навести порядок на территории нашей малой родины. Учащиеся высадили саженцы рябины и березы, которые сами же и нашли в окрестностях района. Участвуя в областной акции «Чистота и порядок - дело наших рук!», наши ребята заработали диплом 1 степени.

Традиционно к празднованию Дня Победы реализуются проект «Помоги ветерану», акция «Георгиевская ленточка». Силами учащихся школы проводится праздничные концерты .

Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор - самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально - значимой деятельности.

Результат мониторинга занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок школы не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 4 до 8-10 раз в год.

Благодаря системе дополнительного образования количество учащихся, занятых внеурочной деятельностью, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике массового участия школьников в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся и предлагает востребованные клубы: «Историческая правда», «Юный спортсмен»; кружки: «ЮИД», «Туристская тропа», «Стрелковый», «Башкирский фольклор», «Юный механизатор», «Творческая мастерская», спортивные секции.

По результатам диагностики на конец учебного года достигнуты следующие результаты развития УУД: коммуникативные УУД - 81%, личностные УУД - 52%, общеучебные УУД - 62%.

Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся стал портфолио, поэтому возросла мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности.

Результаты анкетирования показали, что 95% учителей школы и 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться и находить общий язык со сверстниками и учителями. По участию в конкурсах районного и областного масштаба Детская организация «Фристайл» на протяжении многих лет занимает достойные места (1,2-е места).

Важным показателем эффективности системы вовлечения учащихся во внеурочную деятельность мы считаем высокий процент занятости детей группы риска.

Многие дети, не уверенные в себе, но обладающие способностями, при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Каждому находится дело по душе. Педагоги делают все, что в их силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьных и районных сценах, и выражают свою благодарность за то, что они заняты социально полезным делом. А это важный результат. Если ребенок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом, - значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.

Итогом внеурочной деятельности является защита проектов, выставка творческих работ, подарки ветеранам, родителям. Каждый ребенок имеет возможность свободного выбора направлений внеурочной деятельности, удовлетворяющих его потребности.

Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.

© 2010-2022