Методическая тема Самостоятельная работа как путь воспитания самостоятельности учащихся

Раздел Завучу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Тукачевская основная общеобразовательная школа»















«Самостоятельная работа как путь воспитания самостоятельности учащихся»

















Составила; Михалева Елена

Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы



2010 г

Содержание

Введение…………………………………………..……………............ .3

  1. Формы организации самостоятельной работы…….…………..…………5

  2. Положительные и отрицательные стороны самостоятельной работы…6

  3. Уровни самостоятельной работы………………….……………..……..…7

Заключение………………………………………………….……..........8

Литература и источники……………………………………………....10






Введение

С 2010 учебного года я работаю по теме самообразования «Самостоятельная работа как путь воспитания самостоятельности учащихся».

Современной целью обучения является - формирование самостоятельной, творческой личности, способной к саморазвитию и самоактуализации в обществе. Для выполнения цели необходима специальная система работы учителя и учащихся. Правильная организация самостоятельной работы готовит учащихся к пополнению и расширению своих знаний, умению быстро ориентироваться в потоке информации, формирует самостоятельность мышления и готовит к творческой деятельности. Работая в малокомплектном классе, я встретилась со следующими проблемами: Как организовать самостоятельную работу на уроке? Какова система самостоятельных работ? Каковы особенности организации самостоятельной работы? Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения уровня самостоятельности является соответствующая организация самостоятельной работы на уроке и внеурочное время. Работая в старших классах, эти вопросы также оказались актуальными для меня. Именно поэтому я начала работу по теме «Самостоятельная работа как путь воспитания самостоятельности учащихся».

Цель: влияние самостоятельной работы на воспитание личности учащихся.

Задачи: 1) рассмотреть особенности видов, типов и форм самостоятельной работы;

2) разработать систему самостоятельных работ на уроке;

3) выявить значение самостоятельной работы в воспитании самостоятельности учащихся.

О роли самостоятельной работы говорили и говорят методисты прошлого и настоящего времени: Виноградов, Л. Толстой, А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский, С.Ф. Шаталов, Т.А. Ладыженская, М. Соловейчик.

Под самостоятельной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели:

  • Поиск знаний;

  • Осмысление полученных знаний;

  • Закрепление;

  • Формирование и развитие умений и навыков;

  • Обобщение и систематизация знаний.







  1. Формы организации самостоятельной работы

Работая по данной теме, я изучила формы организации самостоятельной работы: индивидуальную, фронтальную и групповую, помогающие включить всех учащихся в деятельность, обеспечивать встречное желание учиться.

Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества учителя и ученика. Обязанности учителя при этом огромны: необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель может выделить те вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Зная это, я использую на уроке следующие виды заданий:

  1. Предлагаю отдельным ученикам задания на карточках в то время, когда в классе проводится фронтальная работа.

  2. Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание классу, т.о. предлагаются только индивидуальные задания, составленные самими школьниками.

  3. Подготовка опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщения, доклады, рассказы.

  4. Выполнение текущих индивидуальных домашних заданий и т.д.

Классно-урочная система, как известно, предусматривает организацию деятельности одновременно со всеми учащимися. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной работой состоят в следующем:

  1. Все учащиеся выполняют общее для всех задание;

  2. Учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;

  3. Используются общие приемы организации и руководства действиями учащимися.

  1. Положительные и отрицательные стороны самостоятельной работы

Существуют положительные и отрицательные стороны такой работы. «+»: - небольшие затраты времени

- необязательны карточки и другие раздаточные материалы

- побуждение учащихся к сотрудничеству

- промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися

- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля и т.д.

«-»: - формируется общее мнение

- нет дифференцированности заданий, их усредненность

- не учитываются индивидуальные особенности учащихся

- для нерадивых учеников появляется шанс списать и т.д.

Групповая работа предполагает деятельность ребят в группе: парах, тройках и т.д. Она привлекает педагогов благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся. Работа в группах - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье и в школе.




3 Уровни самостоятельной работой

Также я рассмотрела уровни самостоятельной работой и расписала виды и характер работ по каждому уровню.

I уровень - воспроизводящие самостоятельные работы (работа по образцу):

- решение типовых задач и примеров;

- выполнение упражнений по образцам и алгоритмам;

- нахождение готовых ответов в тексте;

- оформление иллюстраций к изучаемому вопросу по образцу и рекомендации учителя;

- проведение наблюдений по инструкции.

II уровень - реконструктивные самостоятельные работы:

- составление сложных планов по отдельным темам, конспектирование;

- упражнения в решении задач, применение правил в различных ситуациях;

- придумывание самостоятельных примеров, составление задач, тезисов;

III уровень - вариативные самостоятельные работы:

- выполнение заданий, отличающихся переносом имеющихся знаний в новую ситуацию;

- написание изложения с элементами сочинения;

- составление доклада;

- заполнение таблиц.

IV уровень - творческие самостоятельные работы:

- раскрытие новых сторон изучаемых явлений;

- самостоятельная разработка тем и методов экспериментальной работы и ее выполнение;

- выделение и формирование проблем;

- выдвижение гипотез и разработка плана их решения и т.д.

Заключение

Таким образом, все перечисленные виды, формы и уровни самостоятельных работ редко выступают в практике обучения отдельно. Чаще всего задание для самостоятельной работы несет в себе элементы как одного, так и другого вида. А степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода от одного уровня сложности на другой.

Самостоятельность - замечательное свойство человека - результат воспитания и самовоспитания. Она же - важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей.

Но почему же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения? Этот вопрос снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Суть его известна. Одни считают, что ученик пассивно воспринимает все внешние воздействия, следовательно, нуждается в постоянном управлении, регламентации со стороны учителя. Сторонники другого подхода, призывая учитывать интересы и потребности ребенка, предлагают строить обучение так, чтобы он чувствовал себя свободным, мог проявить активность, полную самостоятельность.

Известный американский педагог Джордж Дьюи писал, что «руководство и контроль» - требование старой школы, а «свобода и инициатива» - новой, прогрессивной, побуждающей ребенка к активной деятельности.

То, что самостоятельная работа учащихся - главный путь воспитания самостоятельности ни у кого не вызывает сомнения. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство. Я для себя сделала вывод в том, что самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает и в то же время у них серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Я заметила, что особенно много трудностей возникает у ребят и даже у взрослых на начальном этапе выработки тех или иных умений, навыков. Конечно, затруднения усиливают потребность в руководстве учителя, но вместе с этим стимулируют активность учащихся, развитие их творческих возможностей.

9


© 2010-2022